Сделай Сам Свою Работу на 5

Временные связи самооценочных показателей в подгруппах, разделенных по самооценке реализованности





 
  0,446 0,697 0,149 0,587            
0,446 0,697   -0,320 0,180            
0,149 0,587 -0,320 0,180              
        0,284 0,335 0,444 0,762      
      0,284 0,335   0,345 0,537      
      0,444 0,762 0,345 0,537        
              0,392 0,633 0,734 0,838
            0,392 0,633   0,078 0,539
            0,734 0,838 0,078 0,539  

 

В сфере работы у тех, кто считает, что реализовал себя более чем на 50 %, обнаружена значимая корреляция меж­ду настоящим и будущим, а также достоверная связь между настоящим и прошлым. Для этих учителей характерна следующая тенденция: если самооценка удовлетворенно­сти работой в прошлом была высока, то и в настоящем она не ухудшится. Чем выше эта самооценка в настоящем, тем выше она и в будущем.

По отношению к семье у тех испытуемых, чья само­оценка реализованности более 50 %, заметна ориентация на будушее - его связь с прошлым значима, а с настоящим достоверна, то есть уровень будущего семейного благопо­лучия определяется прошлым и еще в большей мере на­стоящим благополучием.



В области здоровья те учителя, которые считают, что реализовали себя более чем наполовину, обнаруживают корреляции между всеми тремя временными характери­стиками. Но все же основное внимание уделяется настоя­щему, так как его связи с прошлым и будущим достоверны, а прошлого с будущим лишь статистически значимы. Сле­довательно, если оценка состояния здоровья в прошлом была высока, она не понизится в настоящем, а значит, и в будущем. Кроме того, в подгруппе учителей, чья само­оценка реализованности менее 50 %, также обнаружена достоверная корреляция между настоящим и будущим, то есть состояние здоровья в будущем определяется его со­стоянием в настоящем.

Выводы можно сформулировать следующим образом:

1. В подгруппах, разделенных по критерию самооценки реализованности, сохраняются закономерности, отмечен­ные по группе в целом: направленность самооценки удовле­творенности работой и здоровьем на настоящее, а самооцен­ки удовлетворенности семьей - на будущее. По мере даль­нейшей самореализации эти тенденции усиливаются.



2. Отличия при самооценке здоровья можно объяс­нить тем, что учителям, считающим, что они реализовали себя более чем наполовину, свойственно ретроспективно оценивать сферу здоровья, находить взаимозависимость между прошлым, настоящим и будущим. Учителя, считаю­щие, что самореализовались менее чем наполовину, пред­полагают, что у них достаточно времени впереди и ориен­тируются на будущее.

3. Самооценка реализованности влияет на самооценку удовлетворенности работой и семьей так же, как и другие характеристики психологического времени. Отличия об­наруживаются лишь в сфере здоровья. Вероятно, это свя­зано с субъективным характером самооценки здоровья.

При сравнении подгрупп, разделенных по психологи­ческому возрасту, по самооценке психологического возрас­та и по самооценке реализованности, были получены сле­дующие коэффициенты ранговой корреляции, характери­зующие связь психологического возраста с количеством самооценочных суждений (методика Куна):

- по группе в целом - 0,308;

- психологический возраст 40.лет и более - 0,092;

- самооценка психологического возраста менее 40 лет - 0,353;

- самооценка психологического возраста 40 лет и бо­лее - 0,267;

- самооценка реализованности менее 50 % - (-0,012);

- самооценка реализованности 50 % и более - 0,474.

Значимых корреляций не обнаружено, следовательно, психологический возраст и другие характеристики психо­логического времени не влияют на количество ответов, да­ваемых на вопрос «Кто Я?».



Как видим, все связи психологического возраста с объ­ективными временными характеристиками сохраняются во всех подгруппах, независимо от критериев, по которым их подразделяли. Итак, исследование психологического времени и самооценки учителя позволяет прийти к сле­дующим выводам:

1. Психологический возраст имеет тесную связь с дру­гими временными характеристиками: с реализованностью, с самооценкой психологического возраста, с самооценкой реализованности, а также с хронологическим возрастом и стажем работы.

2. Удовлетворенность выбранной профессией опосре­дует тесноту взаимосвязи между самооценкой реализован­ности и самооценкой психологического возраста. Чем пол­нее, по мнению испытуемых, они реализовали себя, тем выше оценивают свой психологический возраст.

3. Показатели психологического времени не связаны с количеством самооценочных суждений, которые выска­зывают учителя, отвечая на вопрос «Кто Я?» (методи­ка Куна).

4. Самая тесная связь у психологического возраста об­наружена с самооценкой удовлетворенности работой в на­стоящее время. Чем выше учитель оценивает свой психо­логический возраст, тем более он удовлетворен своей ны­нешней работой. Это свидетельствует о значимости сферы работы для психологического времени учителя. Кроме то­го, удовлетворенная потребность в работе в настоящем соз­дает установку на удовлетворение этой же потребности в будущем, то есть задает перспективу работы в качестве учителя.

5. При исследовании взаимосвязи самооценок удовле­творенности работой, семьей, здоровьем в прошлом, на­стоящем и будущем обнаружены следующие тенденции:

- для сфер работы и здоровья наиболее актуально на­стоящее время, следовательно, для этих сторон жизни будет характерна проблема содержания, смысла деятельности;

- для сферы семьи наиболее значимо будущее время, то есть возникает проблема целей, перспектив развития се­мьи, ее благополучия.

6. Вышеназванные тенденции характерны для груп­пы в целом. Однако они сохраняются практически полно­стью у испытуемых, чей психологический возраст превы­шает 40 лет, тогда как у учителей, чей психологический возраст менее 40 лет, эти тенденции почти исчезают. Из этого следует:

- поскольку оценки учителей из разных подгрупп значительно отличаются друг от Друга, можно сделать вывод, что психологический возраст влияет на показате­ли самооценок удовлетворенности работой, семьей, здо­ровьем;

- учителям из старшей возрастной группы свойст­венно оценивать не только перспективы, но и ретроспекти­вы жизни, тогда как более молодые испытуемые смотрят скорее в будущее, чем в прошлое. Поэтому те учителя, чей психологический возраст выше, более точно оценивают временные связи в различных областях жизни;

- в данной выборке точка зрения учителей старшего возраста оказывает решающее влияние на мнение всей группы.

7. Самооценки реализованности и психологического возраста влияют на временные связи между самооценоч­ными показателями удовлетворенности работой и семьей так же, как и объективный критерий - психологический возраст. А вот во взаимосвязи этих субъективных крите­риев с самооценкой удовлетворенности здоровьем име­ются некоторые различия. Это связано с тем, что само­оценка удовлетворенности работой и семьей носит более объективный характер, так как формируется под влияни­ем окружающих и поэтому менее подвержена воздейст­вию субъективных факторов. При самооценке же своего здоровья человек ориентируется прежде всего на субъек­тивные ощущения и, следовательно, этот показатель в большей мере зависит от субъективных характеристик психологического времени. Кроме того, следует отметить, что корреляции, которые в общей группе были достовер­ны, сохраняются, а те, что были лишь статистически зна­чимы, исчезают.

8. По мере того как учителя с более молодым психоло­гическим возрастом будут становиться старше и «пересе­кать» границу 40-летнего возраста, будут изменяться и особенности их самооценки. Вероятно, они будут оцени­вать сферы работы, семьи и здоровья подобно своим стар­шим коллегам.

9. Педагогическая деятельность, реализуя глубинные потребности личности в зрелом возрасте - потребности в творческом интеллектуальном труде и генеративности, способствует актуализации временных перспектив лич­ности, повышению самооценки реализованности в целом, самоактуализации и реадаптации личности в условиях кризиса.

Выдвинута гипотеза о том, что «корневыми» для моде­ли профессионально-личностной реадаптации являются в ценностях - самоактуализация в творчестве, в смыслах -генеративность, то есть внутренняя мотивация личности, определяющая и поддерживающая реадаптацию педагога в профессии и через профессию. Показателем этого яви­лись такие дериваты мотивационного пространства лично­сти педагога-мигранта, как соотношения самооценок удов­летворенности трудом и реализованности в виде психоло­гического времени личности. Не найдено значимых связей психологического времени с результатами методики М. Куна. Вероятно, эти данные следует подвергнуть не столько количественному, сколько качественному анализу в целях дальнейшего использования их для индивидуаль­ного консультирования.

Однако побудительный компонент профессионально-личностной реадаптации, как и любой деятельности, не охватывает всей ее структуры, поэтому судить об эффек­тивности этого процесса следует по операционально-ре­зультативной характеристике самой профессиональной деятельности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.