Сделай Сам Свою Работу на 5

Ранжирование профессиональных качеств по значимости





Места Качества
Любовь к детям
Широкий научный и культурный кругозор
Чувство долга и ответственности, добросовестность
Справедливость, объективность
Индивидуальный стиль работы
Анализ своих ошибок и достижений

 

Итак, рассматриваемые личностные качества распре­делились следующим образом:

1. Любовь к детям.

2. Чувство долга и ответственности, добросовестность.

3. Широкий научный и культурный кругозор.

4. Справедливость, объективность.

5. Анализ своих ошибок и достижений.

6. Индивидуальный стиль работы.

Как видим, на первые места ставится любовь к детям и чувство долга и ответственности за их воспитание. Таким образом, отчетливо проявился мотив генеративности - стремление повлиять на молодое поколение. Третье место отводится научному кругозору, без которого невозможно интеллектуально-творческое самовыражение педагога.

Основная информация была получена по методике, разработанной Е. И. Головаха и А. А. Кроником [71] на основе причинно-целевой концепции психологического вре­мени. Цель этой методики состоит в определении на ос­нове реализованной личности ее психологического воз­раста, а также самооценок этих показателей. Испытуе­мым предлагалось оценить свою жизнь (как прошлую, так и будущую) по наполненности ее значимыми собы­тиями, пользуясь таблицей пятилетних интервалов по 10-балльной шкале. При обработке проводилась черта под интервалом, который соответствует хронологическо­му возрасту испытуемого, то есть разграничивается про­шлое и будущее. Далее подсчитывалась сумма баллов по прошлому и по жизни в целом (то есть прошлому и буду­щему вместе). Степень реализованное™ жизни находит­ся как соотношение событийной насыщенности прошло­го и будущего:



РЖ = СПЖ : СВЖ х 100 %,

где: РЖ - реализованность жизни,

СПЖ - событийность прошлой жизни,

СВЖ - событийность всей жизни.

 

Психологический возраст вычисляется по формуле:

ПВ = РЖ х ОПЖ,

где ПВ - психологический возраст,

РЖ - реализованность жизни,

ОПЖ - ожидаемая продолжительность жизни.



Например: испытуемому 45 лет, ожидаемая продолжи­тельность жизни 70 лет. Насыщенность значимыми собы­тиями прошлого он оценил в 48 баллов, будущей жизни -40 баллов, следовательно, насыщенность всей жизни ус­ловно составит 88 баллов. Значит, РЖ = 48 : 88 х 100 % = = 0,55 х 100 % = 55 %, в то время как ПВ - 0,55 х 70 = 38,5 лет.

Самооценка реализованности и психологического возраста определялась посредством прямых вопросов. Для изучения удовлетворенности профессией как одного из показателей профессионально-личностной реадапта­ции учителя использовалась методика, разработанная А. А. Кисселем. Для определения индекса удовлетворен­ности профессией использовался опросный лист с утвер­ждениями, относящимися к профессии. Лист включает в себя следующие суждения:

1. Профессия скорее нравится, чем не нравится.

2. Моя профессия - одна из лучших.

3. Профессия мне совершенно не нравится.

4. Моя профессия хуже, чем многие другие.

5. Моя профессия не хуже, не лучше других.

6. Считаю, что есть профессии, которые гораздо ху­же моей.

7. Большинство других профессий лучше, чем моя.

8. Трудно сказать, нравится ли мне моя профессия.

9. Считаю свою профессию лучше всех других.

10. Это одна из худших профессий.

11. Профессия мне очень нравится.

12. Считаю, что есть много профессий, которые луч­ше моей.

13. Моя профессия не хуже многих других.

14. Эта профессия мне скорее не нравится, чем нра­вится.

15. Я довольно равнодушно отношусь к своей про­фессии.

 

Испытуемые оценивали каждое утверждение, выра­жая свое согласие или несогласие с ним. Индекс удовле­творенности определяется только по сочетаниям ответов на пять из 15 вопросов, а именно: № 1,3,8,11,14. Они об­наружили максимальную устойчивость и непротиворечи­вость (устойчивость 86,4 %). Далее используется шкала, в которой высшая оценка - 5 баллов - дается при приня­тии суждений 11+1; оценка 4 балла означает «профессией в общем удовлетворен» и предполагает согласие только с суждением 1; 3 балла - неопределенное отношение, чему соответствует принятие суждения 8 и неприятие всех ос­тальных, либо же одновременное согласие с суждениями 1, 11 и 8; 14 и 8. Согласие только с суждением 14 дает 2 балла и вывод - «профессией не удовлетворен». Низшая оценка - 1 балл - дается в случае согласия только с суж­дением 3 или одновременно 3+14.



При изучении процесса профессионально-личностной реадаптации не может быть оставлена без внимания дина­мика самооценки личности. Для повышения объективно­сти использовалась комплексная методика изучения само­оценки. В методике М Куна предлагается за 12 минут дать 20 ответов на вопрос «Кто Я?». Затем подсчитывается ко­личественное и качественное соотношение утверждений, относящихся к различным сферам жизни человека. По ме­тодике Дембо-Рубинштейн исследовался уровень само­оценки удовлетворенности работой, семьей, здоровьем с точки зрения настоящего, прошлого и будущего. Испы­туемым предлагалось 9 шкал - отрезков длиной 12 см с ед­ва заметной точкой, обозначающей середину. По первым трем шкалам отражалась самооценка удовлетворенности работой, семьей, здоровьем в прошлом; по следующим трем - эти же самооценки в настоящем; и по последним трем шкалам характеризовалось будущее. Испытуемые от­мечали на каждой из этих шкал высоту своих самооценок по указанным параметрам. При обработке измерялась вы­сота самооценок в сантиметрах. Рассмотрим результаты, полученные по каждой из методик.

Совпадение самооценки психологического возраста с хронологическим или различие их не более чем на один год наблюдалось у 23 % испытуемых, у 61 % самооценка психологического возраста занижена (чувствуют себя мо­ложе), у 16% - завышена (чувствуют себя старше). Для сравнения приведем данные А. А. Хроника и Е. И. Головаха [136]: совпадение самооценки психологического воз­раста с хронологическим отмечалось у 24 % испытуемых, занижена самооценка психологического возраста у 55 %, завышена - у 21 %. То есть в нашей группе было больше людей, чувствующих себя моложе. Это подтверждается и следующими цифрами: реализованность в среднем по группе составила 62,5 %, а самооценка реализованности -53,1 %; психологический возраст, вычисляемый по табли­це пятилетних интервалов, составил в среднем 39,9 лет, а самооценка психологического возраста - 32,7 лет. Это можно объяснить тем, что в группу входит большой про­цент испытуемых, которым более 40 лет, - поэтому всту­пает в силу «феномен консервации возраста», то есть тен­денция занижать свой психологический возраст: чем старше человек, тем сильнее эта тенденция [76,166]. Од­нако этот вывод, учитывая профессию испытуемых, нель­зя считать главным: здесь находит подтверждение гипоте­за о том, что педагогическая деятельность, максимально реализуя генеративность в зрелом возрасте, способствует психологической устойчивости и субъективному «омоло­жению» личности.

Соотношение самооценки психологического возраста с хронологическим - важный индикатор таких кризисов в развитии личности, как нереализоваиность и утрата смысла жизни [137]. На кризис нереализованности указы­вает низкое значение самооценки психологического воз­раста в сравнении с хронологическим. Это различие часто доходит до 15-16 лет, О кризисе смыслоутраты обычно свидетельствует чрезмерно высокое значение самооценки психологического возраста в сравнении с хронологиче­ским, когда человек чувствует, что «жить незачем».

В нашей выборке при среднем значении показателя различий М = 5,83 стандартное отклонение а составило ве­личину 0,63 при стандартной ошибке среднего т = 0,08. Небольшие значения в разбросе данных и незначительное стандартное отклонение свидетельствуют о достаточной надежности полученного показателя и позволяют сделать вывод о том, что в данной выборке максимальные разли­чия психологического возраста в сравнении с хронологи­ческим составляют не более 6,5 лет.

В результате корреляционного анализа были получены следующие связи психологического возраста с такими по­казателями, как реализованность - 0,830; самооценка реа­лизованное™ - 0,539; самооценка психологического воз­раста - 0,793; хронологического возраста - 0,916; стажа педагогической работы - 0,911. Корреляции психологиче­ского возраста с самооценочными показателями следую­щие: с количеством высказываний (методика Куна) -0,308; с самооценкой удовлетворенности в настоящем: работой - 0.458[5], семьей - (-0,007), здоровьем - (0,085); с самооценкой удовлетворенности в прошлом: работой -0,263, семьей - (-0,251), здоровьем - (-0,061); с самооцен­кой удовлетворенности в будущем: работой - (-0,003), семьей - (-0,328), здоровьем - (-0,146). Приведенные цифры свидетельствуют о том, что работа выделяется как одна из главных сфер жизни учителя и наиболее значима удовлетворенность ею в настоящем. Что же касается связи психологического возраста с другими показателями, так или иначе относящимися к понятию времени, то здесь все коэффициенты ранговой корреляции достоверны, следова­тельно, их связь и взаимовлияние достаточно тесны.

Связи самооценочных показателей между собой пред­ставлены в таблице 11, где 1* - работа в настоящем, 2* -работа в прошлом, 3* - работа в будущем, 4* - семья в на­стоящем, 5* - семья в прошлом, 6* - семья в будущем, 7* -здоровье в настоящем, 8* - здоровье в прошлом, 9* - здо­ровье в будущем.

Таблица 11

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.