Сделай Сам Свою Работу на 5

Последнее знамя Стрелецкого полка - Царский указ

Геральдика - Воинские символы Стрелецкого Войска (Штандарты, Знамена, Флаги, Эмблемы, Знаки различия, Знаки отличия)

История знамен Московских стрельцов:

Несмотря на это, типология знамен XVII в. и весь комплекс связанной с ними терминологии изучены совершенно недостаточно, а в работах Л.Яковлева и Н.Г. Николаева присутствует ряд неточностей и заблуждений. Поэтому всякому исследователю, обратившемуся к теме знамен XVII в., необходимо сначала определиться с понятийным аппаратом.

Прежде, чем обратиться непосредственно к знаменам полков нового строя, следует кратко остановиться вообще на русских знаменах XVII в. Впервые, еще в середине XIX в., к истории старинных русских знамен обратился Лукиан Яковлев. Он типологически разделил их на ряд групп: великих государей большие полковые знамена, воеводские, сотенные, стрелецкие, полков иноземного строя, казачьи, прапоры, значки.

Понятие «полкового» знамени по отношению к знаменам полков нового строя и к стрелецким («Головины», «сотенные») не употреблялось вплоть до последнего десятилетия XVII в. «Полковыми» в этот период назывались исключительно воеводские знамена – «главного» воеводы и подчиненных ему «сходных» воевод, каждый из которых имел свой «полк». Воеводские полки, состав и численность которых величиной постоянной не являлись, состояли обычно из конницы и пехоты и часто включали в себя как части армии нового строя, так и традиционные «строи» русского войска.

По документам знамена армии нового строя, в соответствии с тремя основными родами новых войск, различают трех типов: рейтарские, драгунские и солдатские (или рейтарского, драгунского и солдатского строя). Среди знамен полков нового строя выделяются два основных класса: знамена командиров полков – «полковниковы», «генераловы», и знамена командиров рот – «подполковниковы» («полуполковниковы»), «маеорские», «ротные», «капитанские». Знамя первого класса являлось одновременно полковым и в то же время знаменем первой полковничьей (генеральской) роты. Знамена второго класса обычно назывались ротными и в некоторых случаях могли быть немного меньше полковничьего знамени.



Городовым служилым людям зачастую из казны давалась для изготовления знаменных полотнищ на местах материя определенной указом фактуры, количества и цвета. Полотнища также делали и в столице, как правило, в Казенном и Оружейном приказах, выдавая уже в готовом виде: главным и сходным воеводам – большие полковые или воеводские знамена, а также знамена для конных сотен; в полки нового строя – «полковниковы» и ротные; в стрелецкие приказы – «Головины» и сотенные знамена. «Обрасцами» при их изготовлении служили либо готовые знамена, либо рисунки знаменных полотнищ с описанием.

 

 

1-й (стремянной) — Егора Петровича Лутохина — (1500 чел.)
2-й — Ивана Федоровича Полтева —(1000 чел)
3-й — Василия Борисовича Бухвостова —(1000 чел.)
4-й — Федора Ивановича Головлинского-(800 чел.)
5-й - Федора Васильевича Александрова— (800 чел)
6-й — Никифора Ивановича Колобова —(900 чел.)
7-й — Стефана Федоровича Янова —(1000 чел.)
8-й — Тимофея Федоровича Полтева —(800 чел)
9-й - Петра Абрамовича Лопухина —(1200 чел.)
10-й — Федора Абрамовича Лопухина —(1000 чел)
11-й — Давыда Григорьевича Воронцова —(600 чел)
12-й — Ивана Ивановича Нараманского— (600 чел)
13-й — (?) Лаговскина (600 чел)
14-й — Афанасия Ивановича Левшина —(1000 чел).

Архидиакон Павел Алеппский из свиты патриарха Антиохийского, наблюдавший 10 февраля 1655 г. возвращение царя Алексея Михайловича из польского похода, описывает пешие сотни, перед каждой из которых следовало большое знамя в сопровождении двух барабанщиков и сотник с секирой в руке. Архидиакон отмечает: «Если знамя было белое, то все ратники, за ним следовавшие, были в белом; если синее, то и ратники за ним в синем, и точно также, если оно было красное, зеленое, розовое и всяких других цветов».

Пленный поляк Михаил Обухович сообщает, что в числе прочих воинских частей на встрече имперских послов в мае 1661 г, присутствовал «пеший (стрелецкий -С. Л.) полк в пурпуровой одежде с десятью знаменами из белой китайки с черною. За ними другой стрелецкий полк, в голубой одежде с десятью знаменами, головою которого был Матвей Спиридонов. Третий полк, в зеленой и разноцветной одежде, под начальством немца с восемью голубыми знаменами. Четвертый -пеший, с немецкими офицерами, желтыми знаменами, в красной одежде».

Последнее знамя Стрелецкого полка - Царский указ

Со знаменем связано немало интересных историй. Изначально оно было изготовлено по царскому указу для стрелецкого полка. (По версии некоторых историков, это был полк Никифора Колобова.)

Как стрелецкое знамя стало казачьим? Ответить на вопрос в какой-то степени может надпись на нижней кайме полотнища: «Лета 7198 г. (1690 г. — Прим. ред.) июня в 29 день по Указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, Всея Великия и Малыя и Белые Руси самодержцев, построено».

Главное во всей этой надписи — дата. До мятежа, после которого Петр I упразднил стрелецкие части, оставалось всего восемь лет.

Разгром стрельцов, естественно, отразился и на судьбе знамени. Оно долгое время ждало своей участи, и лишь в 1712 году стяг наконец передали Московскому солдатскому гарнизонному полку, который отправился в Сибирь. Там он получил новое название — Томский казачий полк. По месту дислокации. И знамя стало казачьим.

Сразу оговоримся, что в боях знамя не участвовало, а хранилось как святыня сначала в соборе города Березова, потом в Бийске. Но в 1787 году его привезли в Омск. И это было справедливо: Омск являлся столицей Сибирского казачьего войска.

Каким чудом знамя Сибирского казачьего войска сохранилось во время Гражданской войны, совершенно неизвестно. Очевидно одно: в омский музей оно попало в 1924 году из Свято-Никольского собора. Главного храма сибирского казачества.

До конца пятидесятых годов знамя находилось в музее, а потом его отправили на реставрацию в Центр имени Грабаря и... забыли. На целых 30 лет. Что было дальше, рассказала заместитель директора Омского историко-краеведческого музея Татьяна Назарцева:

— Когда я позвонила реставраторам в Москву, никто о нашем экспонате ничего сказать не мог. Но тут подвернулась возможность полететь в столицу и самой заняться поисками. Вместе с главным хранителем научно-реставрационного центра мы с трудом отыскали в архиве запись, что такой экспонат поступал. Зарегистрировали и забыли. А само знамя обнаружилось среди стеллажей, в коробке от чешских сапог. И в каком виде! Это были всего лишь отдельные фрагменты ткани. О реликвиях такой ветхости реставраторы говорят, что они находятся в руинированном состоянии. Тогда было непонятно, можно ли вообще восстановить знамя.

Чтобы «собрать» его из отдельных фрагментов, реставраторы стали искать аналоги в музеях Москвы и Петербурга. Увы, подобных экспонатов не нашлось. Но за время поисков выяснилась одна любопытная подробность. Оказывается, каждое знамя в Оружейной палате создавали в двух экземплярах. Потом представляли их царю, который утверждал один стяг для вручения полку, а второй отправлялся на хранение и ждал своего часа. Если войсковое знамя ветшало, его заменяли. Для стрелецкого полка царской волею было выбрано знамя, которое ныне принадлежит омскому музею. А где копия? Поиски и на этот раз оказались тщетны.

Тогда реставраторы внимательно изучили историю войн начала XVIII века. Ведь противники во все времена стремились брать знамена «в плен». И это неожиданно дало результаты. Знамя, очень похожее на сибирское, но другого стрелецкого полка, нашлось в Швеции. В Стокгольмском музее вооруженных сил.

В итоге только на восстановление знамени Сибирского казачьего войска ушло 15 лет. Но зато его можно считать примером реставрации с сохранением предельной подлинности. Ни одного мазка свежей краски, ни одной новой ниточки...

 

В заключение следует все ж хочется сказать несколько слов о многочисленных знаменах стрелецких приказов (полков). Достоверно известно, не смотря на многочисленные исторические ошибки и заблуждения, существовало три типа знамен: приказные (полковые), сотенные (ротные) и «братские», взводные (пятидесятские). Полковое знамя, которое иногда величали как «генеральское - воеводское» — богато украшенное полотнище большого размера с изображением различных религиозных сюжетов — выносилось в строй крайне редко, по торжественным случаям, функцию постоянного полкового отличия выполняли сотенные знамена, полагавшиеся каждой сотне (роте). Расцветка их зачастую совпадала с расцветкой парадной одежды. Наконец, «братские знамена» взводные — скорее значки — представляли собой небольшие квадратные куски цветной ткани, иногда украшенные какой-либо геометрической фигурой, например изображением креста.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.