I. Метод источниковедения (анализ и синтез). Лекция 3
II. Эвристика (принципы и методы)
Эвристика(от др.-греч. ευρίσκω (heuristiko), лат. Evrica — «отыскиваю», «открываю») — отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека.
Эвристика связана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой и другими науками, но сама как наука ещё полностью не сформировалась.
Источниковедческая эвристика — это поиск исторических источников.
— определяет существование источника,
— определяет место хранения источника,
— определяет возможность и условия доступа к источнику,
определяет условия доступа к источнику,
выявление возможно существующих вариантов, редакций или изданий.
(библиографические указатели, летописи статей, книг, газет, путеводители по архивам, каталоги, описи)
Билет № 2
I. Источник как объект культуры
Наука – систематизированное и достоверное знание о действительности. Ее объект познается научными средствами.
Требования к объекту в науке:
1.Доступность наблюдению;
2.Стабильность т.е. возможность многократного обращения (опыт биохимика);
3. Независимость от исследователя (процедура исследования не влияет на свойства объекта).
В естественных науках путь познания – в совершенствовании методов и техники исследования.
В науках о человеке все сложнее. Несоответствие гуманитарных наук требованиям естественных наук: непосредственного наблюдения за событием нет, как и возможности повторения, зависимость от исследователя велика, но еще больше – от автора источника.
Но есть путь познания через культуру. Объект научного познания гуманитара – источник, отразивший историческую действительность, отвечает условиям научного познания:
1. Доступен для наблюдения
2. Стабилен
3. Суверенен
4. В своей совокупности они отражают взаимоотношения людей с людьми, природой, обществом, государством.
5. Источник есть продукт целенаправленной человеческой деятельности, явление культуры.
Что есть культура в широком смысле слова? Это все, созданное людьми, в отличие от созданного природой без участия людей. Культура – материальные, предметные результаты деятельности людей (орудия, сооружения, произведения искусства), т.е. предметный, вещный мир, формируемый людьми в процессе целенаправленной, осмысленной деятельности. Все это может быть объектом исследования как целое.
Источник как явление культуры (создан в определенном месте, эпохе, среде, соотнесены между собой как в момент его создания, так и в момент последующего фиксирования. Эти соотношения позволяют восполнить недостатки самого источника в смысле передачи полноты информации.
5. Исторический источник отражает систему отношений: человек-произведение-человек, опосредованного (с помощью произведений) взаимоотношения человека с человеком.
ГЛАВНОЕ: Исторический источник – целостный, системный, внутренне взаимосвязанный объект, созданный людьми целенаправленно, как совокупность с присущими данной культуре типологическими, видовыми свойствами, способами функционирования.
6. Необходимость системного изучения источников, с учетом всего объема произведений культуры.
А. Необходимость междисциплинарного подхода к источникам, целостного, системного изучения специальных проблем исторической и других наук (экономики, демографии, социальной психологии).
Б. Идея фундаментального единства, присущее объекту – все, созданное людьми есть продукт целенаправленного и осознанного единства цели, творчества.
В. Глобальность подхода к проблемам культуры, сравнительное изучение разнообразных, взаимодействующих между собой типов и ареалов культуры, комплексный подход к изучению человека. Суть глобализма в истории:
1. Пространственное, географическое расширение(по горизонтали), сравнительное изучение различных культур, взаимодействие их, конец европоцентризма.
2. Расширение по вертикали:
отказ от исключительного изучения европейской античности, средних веков и нового времени, интерес к истории глубокой древности и современности (английская археология).
новые объекты исследования (новые языки, специфические тексты, необычные типы поведения, менталитета, особые методики осмысления знаний) (антропологи, архитекторы)
II. Лингвистические источники
Лингвистические источники — это нормы языка, зафиксированные чаще всего в каких-то письменных сочинениях. Таким образом, лингвистические источники во много совпадают с письменными источниками в соответствии с лингвистическими нормами своего времени.
Под лингвистическими источниками понимают памятники языка, которые содержат ценные сведения по истории его развития и способствуют изучению этнической истории, истории культуры, науки и т.д.
Лингвистические и источники рассматриваются как древнейшая группа источников.
Лингвистические источники, по сути, возникли задолго до появления письменности и отражают формирование этносов, их общие и отличительные черты, историю взаимодействия и отношений народов в разные исторические эпохи.
Таким образом, за исключением определенной специфики, лингвистические источники можно рассматривать как более обширную категорию, объединяющую под собой источники, касающиеся языка, его изменений и анализа этих факторов.
Соответственно, изучением таких источников занимается лингвистика, которая не является ВИД. Более специализированными вопросами, касающимися конкретной специфики отдельных источников, занимаются ВИД, специализирующиеся на изучении языковых источников.
Билет № 3
I. Метод источниковедения (анализ и синтез). Лекция 3
1.Источниковедческая эвристика — это поиск исторических источников.
— определяет существование источника, — определяет место хранения источника, — определяет возможность и условия доступа к источнику 2. Анализ источника
А.Внешняя критика источника:
- внешний вид источника (размеры, кол-во страниц, вид бумаги, водяные знаки, наличие (отсутствие) пагинации)
- анализ видов чернил и почерков
- определение сохранности источника (полностью или частично, есть ли дефекты и повреждения, их характер (механические, авторские, характер изломов, замятостей, обрывов, потертости, «репрезентативность мышей»)
— определение подлинности источника (не фальшивка ли позднейшая)
— определение первичности источника (подлинник или копия (список), может быть авторская копия),
— определение авторства источника (если нет указания автора, то предположения относительно его происхождения, профессии, поиск «личного запаха» в тексте)
— определение места и времени создания источника (по внешним данным, водяных знакам)
- определение типа источника (письмо, послание, акт, записка)
— определение цели создания источника
- выявление вариантов, редакций или изданий источника (всех известных списков- копий, как опубликованных, так и архивных)
— изучение «конвоя» - окружения (с какими документами хранился, с какими бумагами был подшит, опубликован)
Итог - составление «внешней истории» источника, «паспорта»
б.Внутренняя критика источника: — сравнение возможных копий, вариантов, редакций или изданий и выявление различий и причин различий (Шахматов), — оценка информативности (новизна, полнота исторической информации, содержащейся в источнике, «комплекс открывателя») - источники источника (прямые и косвенные, типы - священные тексты, законы, мифы) — определение достоверности содержащейся в историческом источнике информации (гл. обр. через сопоставление с другими источниками и пр.) - определение степени тенденциозности Совпадения не являются доказательством искренности автора источника.
Понятие сходства подтверждающего и сходства опровергающего. Первое – свидетельство проверяемо другими документами, второе – имеем дело с заимствованием, нужно искать источник и нашего источника и того, чем проверяли.
-«факторы, разоблачающие ложь»: язык источника, адекватность (неадекватность) описываемому времени и месту, упоминание в тексте персон и институтов (новгородские раскопки). - при разоблачении лжи нужно мотивировать обман. Для чего он врал? Определение причин тенденциозности в изображении событий. - психология свидетельств (умышленна или случайна ошибка), иначе можно пойти за источником, поддаться ошибке - есть пределы рационализму, критика д.б. основана на инстинкте, интуиции в изучении метафизики единичного и множественного — место в системе известных источников по конкретной теме - фиксация косвенной информации источника, касаемой других явлений - определение значимости исторической информации источника в хронологическом и синхронном ряду.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|