Сделай Сам Свою Работу на 5

В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2 глава





 

Все функции педагога тесно взаимосвязаны. Они постоянно усложняются. К названным основным добавляются методическая, самообразовательная, исследовательская.

В работе педагога выделяют следующие взаимосвязанные виды деятельности:

а) диагностическую;

б) ориентационно-прогностическую;

в) конструктивно-проектировочную;

г) организаторскую;

д) информационно-объяснительную;

е) коммуникативно-стимулирующую;

ж) аналитико-оценочную;

з) исследовательско-творческую (И.Ф. Харламов).

Диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Для этого учитель должен уметь наблюдать, владеть методами диагностики.

Прогностическая деятельность выражается в постоянной постановке реальных целей и задач педагогического процесса на определенном его этапе с учетом реальных возможностей, проще говоря, в прогнозировании конечного результата.

Конструктивная деятельность состоит в умении проектировать учебную и воспитательную работу, отбирать содержание, соответствующее познавательным способностям учащихся, делать его доступным и интересным. Она связана с таким качеством педагога, как его творческое воображение.



Организаторская деятельность педагога заключается в его умении воздействовать на учащихся, повести их за собой, мобилизовать на тот или иной вид деятельности, воодушевить.

В информационной деятельности реализуется основное социальное назначение педагога: передача обобщенного опыта старших поколений молодым людям. Именно в процессе этой деятельности школьники овладевают знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями. В этом случае учитель выступает не только как источник информации, но и как человек, формирующий убеждения молодежи.

Успех педагогической деятельности во многом определяется умением профессионала устанавливать и поддерживать контакт с детьми, строить взаимодействие с ними на уровне сотрудничества, понимать их, в случае необходимости - прощать. По сути, вся деятельность педагога носит

 

коммуникативный характер, а у психологов - это приоритетное направление.

Аналитико-оценочная деятельность состоит в получении обратной связи, т. е. подтверждении эффективности педагогического процесса и достижении поставленной цели. Эта информация дает возможность вносить коррективы в педагогический процесс.



Исследовательско-творческая деятельность определяется творческим характером педагогического труда, тем, что педагогика одновременно является и наукой, и искусством. Опираясь на принципы, правила, рекомендации педагогической науки, учитель каждый раз использует их творчески. Для успешной реализации этого вида деятельности он должен владеть методами педагогических исследований.

2.2. Особенности педагогической деятельности

Социальное назначение педагога, его функции во многом определяют особенности его труда. Прежде всего это общественная значимость труда, которая задается перспективной направленностью деятельности. У скромного учительского стола закладывается сегодня будущее нашего общества. Те дети, которые придут в ваши классы, будут определять развитие общества лет через 20-30. Какими они будут, во многом зависит от их учителей. Отсюда вытекает и следующая особенность - огромная ответственность. Если токарь допустит брак, то общество потеряет лишь мельчайшую частичку материальных ценностей, а ошибки педагога - это судьбы людей.

Одной из особенностей педагогической деятельности является огромная зависимость результатов труда от личности работника. В этом отношении работе учителя сродни труд актера. Еще великий К.Д. Ушинский писал, что личность формируется личностью, характер формируется характером. Личность учителя, его отдельные качества как бы проецируются на сотни его учеников. Это относится как к достоинствам, так и к недостаткам педагогов.



Характерной чертой работы учителя является высокий уровень его занятости. Дело в том, что педагогу очень трудно отключиться от своей профессиональной деятельности даже за пределами школы. Да и определить, где работа, а где досуг, не всегда просто. Скажем, учитель читает журнал «Юность» или

 

смотрит программу «Время». Что это - работа или отдых? Вероятно, и то, и другое.

Совершенно справедливо утверждение классика немецкой педагогики А. Дистервега о том, что учитель может учить других только до тех пор, пока учится сам. Следовательно, большая занятость педагога связана прежде всего с необходимостью постоянно работать над собой, расти, двигаться вперед. Застой, самоуспокоенность противопоказаны учителю.

Одним из доводов, которые используют «противники» учительской профессии, пытаясь отговорить молодежь от поступления в педагогические учебные заведения, является якобы ее однообразие, монотонность. Эти «знатоки» говорят о том, что повторять из года в год одно и то же - вот удел учителя. Попробуем им ответить. Спросите любого педагога о том, можно ли дать два совершенно одинаковых урока в двух параллельных классах. Это практически невозможно: классы неповторимы, да и урок - это творчество. Кроме того, учителю и на уроке, и в воспитательной работе приходится ежедневно решать педагогические задачи. Эти задачи относятся к разряду творческих, ибо нет и не может быть абсолютно надежной формулы, схемы, трафарета их решения. В каждой ситуации педагог сталкивается с неповторимой личностью ученика, каждая личность глубоко индивидуальна. По творческому потенциалу профессия учителя стоит в одном ряду с профессией художника, актера, скульптора. Действительно, педагоги, как скульпторы, лепят душу человека, формируя его личность. Как актеры, они постоянно перед зрителями, играют роль, правда, всегда одну и ту же - самого себя.

Особенностью педагогической деятельности является то, что она осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником. Характер этого взаимодействия определяется прежде всего учителем. Оптимальным типом такого взаимодействия является сотрудничество, которое предполагает позицию равноправных, взаимоуважающих партнеров.

И еще об одной особенности педагогического труда: учитель - это профессия вечной юности. Несмотря на возраст, он живет интересами подрастающего поколения, общение с которым дает ему возможность всю жизнь оставаться духовно молодым.

Подводя итоги по этому разделу, отметим, что к особенностям педагогического труда относятся: большая социальная

 

значимость, перспективная направленность, высокая общественная ответственность, творческий характер, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью работать над собой, определяющая роль личности учителя в результатах педагогического труда, постоянное общение с молодежью.

2.3. Требования к личности педагога

Огромная общественная значимость педагогического труда изначально определила высокие требования к личности учителя. Не случайно еще с древнейших времен общество вручало свое будущее - детей - самым опытным, мудрым, высоконравственным людям. Воспитателем юного Александра Македонского был величайший ученый Греции Аристотель. Основатель педагогики Я.А. Коменский был не только епископом, но и учителем в школе.

Требования к личности педагога, конечно, менялись вместе с изменениями общества, но их основа оставалась неизменной. Каковы же эти требования сейчас?

Высокий моральный облик, нравственная чистота - необходимые качества личности педагога. Хочет учитель этого или нет, он ежедневно дает своим питомцам уроки нравственности. Следовательно, циник, морально нечистоплотный человек не должен быть педагогом Ответственность, добросовестность, трудолюбие - это необходимый «арсенал» качеств учителя. Дело в том, что свою деятельность, ее результаты он оценивает прежде всего сам, и очень важно, чтобы оценка эта была беспристрастной, объективной. К деятельности педагога прило-жимы слова поэта о том, что «он сам свой высший суд, всех строже оценить сумеет он свой труд».

Из всех нравственных качеств существеннее всего для учителя - любовь к детям. Это требование сформулировано в любом учебнике педагогики, его можно найти в трудах каждого выдающегося педагога, но, пожалуй, лучше всего об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Что значит хороший учитель? Это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком».

 

Однако одна любовь к детям еще не определяет успешности в будущей педагогической деятельности. Нужны конкретные качества личности, которые обеспечивают успех в педагогическом труде, т. е. специальные педагогические способности.

По поводу этой группы качеств существуют разные точки зрения. Мы будем придерживаться классификации Н.В. Кузьминой, которая в определении педагогических способностей исходила из основных уже рассмотренных выше видов деятельности педагога.

Для выполнения основной функции учитель должен уметь учиться сам, систематизировать изученное, быть способным к познанию индивидуальных особенностей детей и своих собственных. Следуя профессору Н.В. Кузьминой, будем называть это качество гностическими способностями.

Учитель должен уметь проектировать личность ученика, возможности его развития, свою деятельность. Эту группу качеств принято называть проектировочными способностями.

Конструктивные способности проявляются в умении делать сложное - доступным, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в учебно-воспитательном процессе. Коммуникативные способности связаны прежде всего с умением устанавливать и поддерживать контакты с детьми, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия.

Наконец, учитель должен уметь организовывать детей, вести их за собой, включать в разнообразные виды деятельности, побуждать к самовоспитанию. Проявление этих качеств связано в первую очередь с организаторскими способностями.

Трудолюбие, терпение, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность - все эти качества также необходимы будущему учителю.

Кроме указанных выше обязательных качеств личности, есть еще и такие, которые мы назовем весьма желательными для будущего педагога. Очень помогает в работе учителя наличие чувства юмора. Дополнительные возможности воздействия на школьников можно получить, имея способности и умения еще в какой-либо области: технике, спорте, музыке, живописи и т. д. Многогранность личности - важное условие успешной педагогической деятельности.

 

Однако, обладая всеми названными качествами, можно не быть хорошим учителем. Требуется еще одна черта, которая объединяет все остальные, активизирует их развитие. Это профессиональная педагогическая направленность - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность.

Для педагога-психолога очень важно знать свою систему ценностей и особенности направленности. Проще всего «прояснение» направленности проводить письменно. Оно может начаться с того, что на чистом листе бумаги ставится большая буква «Я» и далее записываются все ценности в том порядке, в каком они приходят на ум. Постепенно отдельные пункты объединяются, выявляются области, наиболее и наименее развитые.

Читая данный раздел, вероятно, каждый как бы «примерял» перечисленные требования на себя: есть эти качества или их нет, как они развиты? А если нет?

Попытаемся успокоить читателя, заметив, что отсутствие или слабое развитие какого-либо профессионально значимого качества может быть компенсировано сильным развитием другого. Вот почему так много хороших, не похожих друг на друга учителей. Кроме того, недостаточные качества можно и должно развивать, однако это осуществимо только в целенаправленной систематической деятельности.

Выбирая педагогическую профессию, следует проанализировать свои возможности. В первом приближении это можно сделать, отметив, характерны ли для вас следующие качества:

1. Устойчивое хорошее самочувствие в ходе работы с людьми.

2. Стремление к общению.

3. Бескорыстное включение в общественно-организаторскую, шефскую и другую подобную работу.

4. Способность быстро понимать намерения, помыслы и настроения других людей.

5. Способность быстро разбираться во взаимоотношениях людей.

6. Способность мысленно ставить себя на место другого человека.

7. Способность хорошо помнить, держать в уме знания о личных качествах многих и разных людей.

8. Способность находить общий язык с людьми.

 

9. Способность легко (без внутренней скованности) вступать в общение с новыми людьми.

10. Стремление проводить время со сверстниками или младшими по возрасту, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом или помочь им в чем-то.

11. Умение улаживать разногласия между сверстниками или младшими по возрасту.

12. Умение убедить сверстников или младших по возрасту в целесообразности того или иного плана действий.

Если большинство утверждений «подходят» к вашему характеру, то выбор педагогического вуза правилен. А если некоторые из них вызывают сомнения? Если какого-то важного качества, как вам кажется, нет? В этом случае надо попробовать себя в деятельности, где есть какие-то элементы педагогического труда. Зачем нужна такая профессиональная проба сил? Прежде всего для того, чтобы глубже познать, самому ощутить сущность педагогического труда, увидеть его как бы изнутри.

Кроме того, такой эксперимент позволяет выявить наличие или отсутствие профессионально значимых качеств, т. е. соотнести свою личность с профессиональным эталоном. Это дает возможность наметить план самовоспитательной деятельности, программу развития необходимых качеств. Следует помнить, что они формируются только в процессе деятельности. Если вы хотите стать хорошим организатором, развить соответствующие способности, то как можно раньше следует заняться организаторской деятельностью.

Если большинство ответов «да», то вы - на правильном пути и можете стать настоящим педагогом-мастером.

2.4. Педагогическое мастерство

Огромная общественная значимость педагогического труда, о которой говорилось в начале раздела, обусловливает еще одну особенность педагогических профессий: оставляет след в душе маленького человека, определяет его будущее только хороший учитель, Учитель с большой буквы. Серость, обыденность, недобросовестность несовместимы с педагогической деятельностью. Каждый, кто ставит перед собой цель стать настоящим наставником молодежи, изначально должен ориентироваться на высокий уровень профессионального мастерства. Бракоделы в педагогике недопустимы, ибо цена непрофессионализма слишком высока: ломаются судьбы людей.

 

Мастерство (высший уровень профессионализма) - комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Мастерство в такой творческой деятельности глубоко индивидуально, но можно найти некоторые общие его компоненты. Прежде всего это те личностные качества, о которых шла речь в предыдущем разделе.

Во-вторых, мастером нельзя стать без солидной базы знаний. В каких же областях? По этому поводу четко высказался В.А. Сухомлинский: «Хороший учитель - это человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее... Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель. Хороший учитель -это ... человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно».

Третьим компонентом педагогического мастерства является профессиональная педагогическая техника, под которой понимается совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.

Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика); управление эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи). Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения. Можно говорить о технике предъявления требований, технике выполнения педагогического рисунка, технике проведения беседы и т. д.

Профессиональной технике можно и должно учиться. Известно, что А.С. Макаренко брал уроки постановки голоса у актера, после чего он мог произнести фразу «можешь идти» с двадцатью оттенками. Чем раньше студент начнет формировать свое профессиональное мастерство, тем больше у него возможностей стать в будущем мастером.

 

2.5. Педагогические профессии и специальности

Функции педагога существенно различаются в зависимости от характера педагогической профессии и ее специальностей.

Профессия - род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки. К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, педагог дополнительного образования, социальный педагог, тренер, преподаватель вуза. Обычно профессии подразделяются на несколько специальностей, под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда) вид деятельности в рамках одной профессии.

Так, в самой массовой педагогической профессии - учительской - выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, учитель истории, учитель математики, географии и т. д. Своеобразной, как бы двойной является профессия педагога-психолога, об особенностях которой рассказано в главе 4.

Сейчас же отметим, что количество педагогических профессий и специальностей постоянно растет. Так, например, 10 лет назад в нашей стране практически не было социальных педагогов. В последние годы стала востребованной профессия школьного педагога-психолога. В связи с сокращением в школах групп продленного дня снижается потребность в соответствующих воспитателях, зато появляется необходимость в освобожденном классном руководителе (термин не совсем удачный), основной функцией которого является организация воспитательной работы в классе. Начинают возрождаться профессии гувернера и домашнего учителя.

В развивающейся системе образования проявляются две, казалось бы, противоположные тенденции: усиление узкой специализации и интеграция профессионально-педагогической деятельности. Замечено, что если педагог владеет несколькими смежными специальностями, то у него больше возможностей для реализации межпредметных связей, для установления контакта с воспитанниками.

Педагог-психолог как профессия. Учителя не всегда понимают, как найти индивидуальный подход к каждому ребенку, выявить и максимально развить его способности, справиться с проблемами, возникающими в учебно-воспитательном процессе. Причин тому несколько: нехватка времени на уроке,

 

загруженность учебными делами, не позволяющая уделить должное внимание воспитательной работе, нехватка специальных психологических знаний. В то же время в отечественной и зарубежной психологии накоплена обширная информация, которая дает возможность построить обучение и воспитание в школе на основе знания закономерностей психического и личностного развития детей школьного возраста.

Компетенция педагога-психолога позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в психическом развитии учащихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности и на основе этого помогать педагогическому коллективу школы максимально эффективно использовать средства и методы учебно-воспитательной работы. Именно поэтому возникла необходимость введения в школах должности педагога-психолога, обладающего глубокими теоретическими и практическими знаниями как в педагогике, так и в психологии.

Что же входит в компетенцию педагога-психолога? Ответ на этот вопрос дает «Общая характеристика специальности 031000 Педагогика и психология (см. Приложение 2). Сразу оговоримся, что более подробно задачи, формы и методы работы педагога-психолога будут описаны в последующих главах данного пособия. В этом разделе речь пойдет лишь о самой общей характеристике профессии.

1. Психологическое обеспечение образовательного процесса. Данное направление является одним из основных в работе педагога-психолога и включает в себя разнообразные виды деятельности. Для того чтобы обеспечить образовательный процесс, психолог должен иметь соответствующие знания об особенностях его протекания, возрастных особенностях детей, развитии их познавательной сферы (внимания, памяти, мышления, речи) и сферы общения. Он должен уметь проводить наблюдение за детьми и диагностику (психологическое тестирование и опрос) с целью выявления перечисленных выше особенностей. На основе результатов наблюдения и диагностики педагог-психолог организует работу по коррекции и развитию у детей способностей, умений и качеств личности, необходимых для успешного усвоения знаний.

Педагог-психолог проводит работу как с «обычными» учениками, так и с одаренными учащимися, и детьми, имеющими проблемы в обучении или поведении. Для этого он также должен обладать соответствующими знаниями, методами

 

диагностики, коррекции и развития в области работы с одаренными, с отстающими детьми и с детьми, имеющими отклонения в поведении.

Учителя, администрация школы и родители также являются участниками процесса образования. Педагог-психолог организует и проводит работу и с ними. Это может быть просвещение (обучение педагогов и родителей основам психологических знаний), консультирование, помощь в решении сложных случаев в процессе обучения и воспитания.

2. Работа по социализации и формированию общей культуры личности, в том числе психологической культуры учеников, педагогов и родителей. В процессе социализации ребенок усваивает опыт, накопленный человечеством, нормы и правила, которые помогут ему стать полноправным гражданином и членом современного ему общества. Социализация осуществляется прежде всего в семье и школе, при этом семья больше влияет на формирование норм поведения и ценностных ориентации ребенка, а школа - на общую социальную ориентацию. В этой связи важно, в какой среде растет и формируется ребенок, какие нормы, ценности, психологические знания и навыки он усваивает. Помимо просвещения, педагог-психолог призван проводить работу по коррекции социального окружения ребенка (в случае необходимости), формированию у него соответствующих навыков поведения в современном демократическом обществе. Работа по развитию личности ребенка, его умения общаться с людьми в самых разных ситуациях - часть деятельности педагога-психолога по социализации ребенка.

3. Содействие охране прав личности. Охраной прав ребенка занимаются несколько государственных служб (например, органы социального обеспечения, органы образования). Занимаются ею и некоммерческие (правозащитные и общественные) организации. Однако они не имеют непосредственных связей с детьми, поэтому педагог-психолог, пользующийся доверием ребенка, наблюдающий его в реальной ситуации обучения и общения в семье, призван стать своего рода «адвокатом», обращающим внимание соответствующих служб и организаций на реальное ущемление прав ребенка в семье или в школе. В своей работе он руководствуется Декларацией прав ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН (Приложение 1), требования которой обязательны к исполнению и на территории России, а также Законом «Об образовании» и другими законодательными актами.

 

4. Работа по гармонизации социальной среды образовательного учреждения. Каждое образовательное учреждение имеет свою социальную среду, которая подразделяется на внешнюю (микрорайон школы; влияние на школу требований со стороны общества в целом и микросоциума в лице родителей, других образовательных учреждений, предприятий и организаций) и внутреннюю (социально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах школы). Во взаимоотношениях с внешней средой ведущую роль играют администрация школы и педагогический коллектив. Педагог-психолог может внести свою лепту, занимаясь психологическим просвещением родителей, готовя учеников к самостоятельной жизни с учетом социального заказа общества, профиля работы, региональных требований, а также специфики предприятий и учебных заведений.

Большую роль педагог-психолог играет в гармонизации внутренней среды образовательного учреждения. Взаимоотношения в триаде администрация - педагог - ученик не всегда протекают гладко и требуют пристального внимания со стороны педагога-психолога. То же относится и к общению внутри педагогического и ученического коллективов. Диагностика проблем в общении, оптимизация взаимодействия — лишь часть работы педагога-психолога в этом направлении. Большого внимания требуют и дети с отклоняющимся поведением.

Основные понятия: педагог, учитель, профессия, специальность, педагогические способности, педагогическая направленность, педагогическое мастерство, педагогическая техника, профессиональная компетенция, социализация, социальная среда.

Проблемные вопросы и практические задания

1. Согласны ли вы с утверждением, что по мере развития общества роль педагогической деятельности возрастает? Почему?

2. Подготовьтесь к дискуссии на одну из тем, которую определит преподаватель: «Престижны ли педагогические профессии?», «Учительскаяпрофессия: «за» и «против», «Какимбыть современному педагогу? »

3. Проверьте себя по тестам на готовность работать с людьми.

4. Проанализируйте, какие профессионально значимые качества у вас развиты хорошо, какие - недостаточно.

 

5. Попробуйте сказать короткую фразу ребенку с максимальным количеством оттенков.

6. Попробуйте при помощи пантомимики объяснить своему товарищу какое-то несложное задание («сдай книгу в библиотеку» и т. п.).

7. Напишите творческую работу на одну из предлагаемых тем: «Учитель в моей жизни», «Мой педагогический идеал», «Я могу стать педагогом, потому что...»

8. Почему возникла необходимость введения в образовательных учреждениях должности педагога-психолога? Каковы его основные функции?

Тесты для самоконтроля

1. Какова основная социальная функция (назначение) педагога:

а) передает обобщенный опыт старших поколений; б) учит детей; в) воспитывает детей?

2. Чем прежде всего обусловливается большая занятость педагога:

а) постоянной необходимостью работать над собой (повышать профессионализм); б) большим количеством совещаний; в) необходимостью брать большое количество уроков, чтобы заработать?

3. Какое нравственное качество является важнейшим для педагога:

а) любовь к детям; б) ответственность; в) патриотизм?

4. Какой компонент педагогической деятельности связан с умением устанавливать и поддерживать контакт с людьми:

а) конструктивный; б) коммуникативный; в) ценностно-ори-ентационный?

5. Что такое профессиональная педагогическая направленность:

а) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность; б) комплекс качеств личности, обеспечивающих успешность педагогической деятельности; в) устойчивый интерес к педагогической деятельности?

6. Педагогическое мастерство - это:

а) высокий уровень развития педагогических способностей; б) высокий уровень владения профессиональной педагогической техникой; в) комплекс качеств, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности?

 

7. Что такое педагогическая техника:

а) основные способы работы с учащимися; б) требования к организации педагогического процесса; в) совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять педагогическим процессом?

8. Какова основная задача педагога-психолога в школе:

а) проводить исследования; б) осуществлять психологическую помощь детям в обучении и развитии; в) помогать учителям в решении возникающих проблем?

 

Глава 3. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

3.1. Виды профессиональной деятельности педагога-психолога

Согласно «Общей характеристике специальности 031000 Педагогика и психология» (см. Приложение 2) основными видами деятельности педагога-психолога являются коррек-ционно-развивающая, преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская и управленческая.

Коррекционно-развивающая деятельность. Коррекция в буквальном переводе с латинского означает «изменение, исправление» ; развитие - это движение по восходящей линии, от простого к сложному, от низшего к высшему (БСЭ, т.35, с. 600). Для того чтобы осуществлять работу по коррекции или развитию того или иного качества, необходимо провести изучение (диагностику) уровня развития умений, знаний, навыков, особенностей личности, так как диагностика является неотъемлемым элементом коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога. В его работе она является не самоцелью, а средством, способствующим более эффективной организации работы.

Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется педагогом-психологом в форме обучения, тренировки или консультации. Об обучении подробнее будет рассказано в разделе «Преподавательская и культурно-просветительская деятельность». Тренировка (тренинг) обычно проводится для развития определенных навыков и умений: в общении (например, навыка установления контакта с собеседником или умения по бесконфликтному взаимодействию), в учебе (умения по поиску необходимой информации), для формирования значимых, в том числе и профессиональных, качеств личности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.