Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные технологии





ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА по направлению

050100.68 «Педагогическое образование»

 

Квалификация (степень) выпускника: магистр

 

 

Утверждено на заседании кафедры теории и истории культуры   Протокол № ____ от ______ 2011 г.   Зав. кафедрой Л.М. Мосолова ________________________________   Утверждено на заседании Совета факультета философии человека Протокол № ___ от _______ 2011 г.   Председатель Совета Л.Н. Летягин
    ________________________________
     

 

Санкт-Петербург

2011 г.


Программа учебной дисциплины

«ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ»

Специальность: 032800 – Культурология

Форма обучения: очная

Курс: 2

Семестр: 3

Количество часов на дисциплину: 72

Количество аудиторных часов на дисциплину:36

- лекционных занятий 16

- практических занятий 20

Количество часов на самостоятельную работу:36

 

Трудоемкость:2 (в кредитах)

 

АННОТАЦИЯ

Предлагаемый курс лекционных и практических занятий по культурологическому источниковедению входит в качестве обязательного в систему подготовки культуролога.



Источниковедение, зародившееся в рамках исторической науки, сегодня все более расширяет пределы своих научных поисков, претендуя на междисциплинарность проблем исследования истории культуры. Это обусловлено тем, что предметом изучения становится уже не просто письменный источник, а всё многообразие артефактов человеческой деятельности (вещественные, технические, графические и т.д.), рассматриваемых как текст, который может быть дешифрован лишь с использованием культурологического дискурса и с учётом историко-культурного контекста. Именно такое расширение границ понимания главного предназначения источниковедения делает возможным попытки научной реконструкции культуры минувших эпох и народов во всём многообразии её проявлений. Здесь же ставятся проблемы понимания иных культур и эпох по сохранившимся артефактам. Это выводит источниковедение на совершенно иной, культурологический уровень генерализации. В рамках же обычного исторического источниковедения получила развитие работа в основном с письменными источниками: статистическими данными, законодательством, делопроизводством и т.д., поскольку они наиболее полно отражали становление того или иного государства, а реконструкция политической и социально-экономической истории и являлось главной целью исторического источниковедения.



Традиционное историческое источниковедение, признавая важность таких групп источников, как вещественные, кинофотодокументы, графические и др., не разрабатывало методику их изучения и возможность применения в научных исследованиях. Эти виды источников считались вторичными. В лучшем случае, им отводилась роль иллюстративного материала идей исследования. Причины подобного отношения к данным источникам носили как объективный, так и субъективный характер.

Естественно, культурологическое источниковедение, являясь частью исторической культурологии, генетически связано с историческим источниковедением. Их объединяют теоретические основания: некоторые общие методы, принципы классификации источников, этапы источниковедческого исследования и т.д. Однако можно выделить и специфические черты присущие исключительно культурологическому источниковедению. Основными из них можно считать: иной предмет исследования – все многообразие артефактов культуры, качественно иные цели и методы исследования, позволяющие анализировать источники, ранее остававшиеся вне поля зрения историков. При этом культурологическое источниковедение опирается на междисциплинарный базис значительно более широкого круга культуроведческих наук, нежели обычное историческое источниковедение, активно привлекая данные и опыт исторической психологии, исторической этнологии, исторической социологии, социокультурной антропологии, исторической лингвистики, музееведения, краеведения, литературоведения и т.д. При культурологическом ракурсе рассмотрения общая совокупность источников составляетпроекцию культуры во времени, сокровищницу человеческого знания и мирового опыта.



В тоже время можно говорить о сближении исторического источниковедения и источниковедения культуры благодаря тому, что многие представители исторической науки настойчиво ведут поиски новых парадигм исследования. Историческая наука все активнее использует культурологические методы: семантика, феноменология, герменевтика и т.д. При этом культурологическое источниковедение остается прикладной дисциплиной, которая помогает специалистам-гуманитариям осваивать конкретные приемы работы с источниками, формировать навыки исследователя, сохраняя высокий теоретический уровень понимания источника.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель дисциплины: формирование профессиональных компетенций в области источниковедения истории культуры посредством освоения накопленного опыта отечественных и зарубежных источниковедческих исследований культуры, а также получения навыков использования и интерпретации различных источников по изучению исторических форм культуры.

 

Задачи дисциплины:

Ø показать значимость источниковедения истории культуры, определить предмет и объект, ключевой категориальный аппарат, методологию, основные методы и методики источниковедческого изучения культуры;

Ø проследить генезис и раскрыть основные вехи развития источниковедения истории культуры;

Ø охарактеризовать содержание и специфику источника по истории культуры; показать специфику культурологических задач при работе с историко-культурными источниками по сравнению с традиционным историческим источниковедением;

Ø сформировать навыки культурологического подхода к интерпретации историко-культурных фактов и их критике;

Ø создать представление о широте и многозначности исторических источников;

Ø помочь овладеть навыками самостоятельного анализа источников по истории культуры

Ø научиться различать «голоса» людей прошлых эпох, которые доносятся из источников;

Ø уметь интерпретировать полученные данные в соответствии с современным уровнем науки и культуры;

Ø в процессе практических занятий выработать у студентов умения анализа культурно-исторических источников;

Ø научить использовать полученные знания в области источниковедческих исследований культуры в профессиональной деятельности и собственной практике;

 

Результаты освоения дисциплины

· знание основных концептуальных моделей источниковедения истории культуры;

· умение самостоятельно анализировать тексты по источниковедческой проблематике;

· овладение методами культурологического исследования истории культуры по данным источников;

· умение анализировать теоретические концепции, ставить теоретическую проблему, анализировать и систематизировать факты, обобщать полученные результаты;

· способность к самостоятельной исследовательской работе и навык ведения научной дискуссии;

· совершенствование навыков профессиональной речевой коммуникации.

 

Освоение дисциплины способствует формированию следующих профессиональных компетенций:

Компетенции Раздел программы
1. Общекультурные компетенции  
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-l); Усвоение материала на лекциях. Подготовка к семинарским занятиям. Выполнение заданий по самостоятельной работе. Выполнение письменных заданий Учебно-исследовательский практикум по источниковедению
умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2) Выполнение аттестационных заданий. Выступление на семинарах и коллоквиумах
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3) Работа в группах. Модерация выступлений на коллоквиумах.
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); Участие в научной работе кафедры. Участие в СНО. Творческое выполнение заданий преподавателя Учебно-исследовательский практикум по источниковедению
умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7) Модерация выступлений на коллоквиумах и семинарах. Активность на семинарах, внимательное отношение к замечаниям преподавателя.
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8) Все разделы программы
использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9) Работа в СНО. Учебно-исследовательский практикум по источниковедению
осознает значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11) Подготовка к занятиям. Использование электронных ресурсов. Использование библиотек, умение работать с библиотечными каталогами, в том числе электронными.
имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-1З) Работа в виртуальном кабинете. Использование сайта Художественно-культурологического ресурсного центра, сайта РГПУ. Использование электронных ресурсов и поисковых систем Интернета при подготовке к занятиям
владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14) Участие в международных мероприятиях кафедры, факультета, университета. Использует иностранную литературу и интернет-источники при подготовке к занятиям. Участвует в проектах международной академической мобильности.  
2. Предметно-профессиональные компетенции  
Понимание проблематики и понятийного аппарата предмета, использования современных культурологических методов и гуманитарных технологий Все разделы программы
Креативные и аналитические способности, культура мышления, способность к самостоятельной работе с источниками, критическому, аналитическому и историческому мышлению, компаративному и кросс-культурному анализу Самостоятельная работа. Подготовка итоговой отчётной работы (в форме аналитической минихрестоматии или мультимедийной презентации). Выступление на заключительном коллоквиуме в качестве докладчика и модератора.  
Способность к письменной и устной коммуникации, работе в коллективе, стремление к овладению современными способами поиска и отбора информации, навыки педагогической работы, ориентацию на нормы и ценности академического этоса, навыки научной работы;   Написание доклада и подготовка презентации для заключительного коллоквиума. Работа в группах на семинарах. Выступления на семинарских занятиях, участие в дискуссиях, коммуникация с преподавателем (устная и электронная). Освоение электронных ресурсов по теме.
Знание основополагающих теорий и концепций источниковедения Посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям, выполнение заданий для самостоятельной работы.
Освоение накопленного опыта отечественных и зарубежных источниковедческих исследований Посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям, выполнение заданий для самостоятельной работы, изучение первоисточников и материалов достоверных электронных ресурсов
Понимание сущности, структуры, функционирования и эволюции исторических источников Все разделы программы
Овладение инновационными стратегиями и современными подходами, освоение этики и практики электронной коммуникации   Изучение материалов рекомендованных электронных ресурсов, использование электронных каталогов и ресурсов крупнейших хранилищ информации, подготовка мультимедийных презентаций.
3. Коммуникативно-информационные компетенции  
Социальная компетенция Способность к инициативам по расширению образовательной сферы, овладение опытом различного взаимодействия при решении актуальных задач Лекционные, практические занятия
Коммуникативная компетенция: способность к различным моделям общения; включение в совместную деятельность; использование различных средств коммуникации; совместное решения образовательных задач Практические занятия
Информационная компетенция: способность к структурированию, оцениванию, представлению информации в систематизированном виде; использование возможностей информационных технологий в образовательной деятельности Самостоятельная работа Учебно-исследовательский практикум по источниковедению

 

 

Междисциплинарные связи

При изучении дисциплины студент должен использовать знания, полученные в ходе изучения других блоков учебного курса, а именно: специфики культурологии, знания динамики исторического развития культуры, анализа историко-культурных памятников и культурологических теорий.

Перечень дисциплин учебного плана, усвоение которых необходимо для изучения данного курса: всеобщая история, история отечества, история литературы.

Перечень дисциплин, базирующихся на материалах данного курса: теория и история цивилизаций, теория культуры, философия культуры, культурная антропология, история культурологической мысли и др.

 

Образовательные технологии

Чтение проблемных лекций, проведение мастер-классов и обсуждение альтернативных точек зрения.

Авторская мастерская: компаративный анализ первоисточников на семинарских занятиях с помощью исторических кейсов. Ролевые игры: введение в академический этос и практику интеллектуальных коммуникаций.

Реализация виртуальных проектов: использование электронных ридеров, компьютерных презентаций, баз данных. Организация системы виртуальных консультаций. Организация виртуального семинара и системы тренингов на специальном электронном ресурсе.

Помимо этого, могут также использоваться и другие образовательные технологии (мозговой штурм, критическое мышление, метод проектов, научный семинар, личностно-ориентированного обучения и др.)

Изучение дисциплины строится по модели проблемного, личностно-ориентированного креативного и контекстного обучения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.