Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЕЛЬМИНТОЛОГИЯ И АРАХНОЭНТОМОЛОГИЯ

(ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ)

Цель: выяснить степень усвоения программного материала по паразитологии.

Контрольные вопросы к итоговому занятию

1. Паразитизм как форма экологических связей в природе. Медицинская паразитология как часть антропоэкологии, ее задачи. Роль в развитии медицинской паразитологии трудов В. А. Догеля, Е. Н. Павловского, К. И. Скрябина, белорусских ученых.

2. Характеристика паразитов и их хозяев. Пути проникновения паразитов в организм человека. Жизненные циклы паразитов. Чередование поколений и феномен смены хозяина. Понятие об интенсивности инвазии. Система «паразит-хозяин». Взаимные морфофизиологические адаптации, возникающие в процессе ее формирования.

3. Паразитарные болезни, их классификация. Учение Е. Н. Павловского о природной очаговости заболеваний. Биологические основы профилактики паразитарных заболеваний человека.

4. Одноклеточные — возбудители инвазионных заболеваний человека и животных. Характерные черты организации. Классификация.

5. Тип Саркомастигофора (Sarcomastigophora). Классификация, характерные черты организации. Класс Жгутиковые (Zoomastigota), важнейшие представители (трипаносомы, лейшмании, лямблия, трихомонады): географическое распространение, морфофункциональная характеристика, циклы развития, пути заражения человека, патогенное действие, методы лабораторной диагностики, меры личной и общественной профилактики вызываемых ими заболеваний.

6. Класс Саркодовые (Sarcodina), важнейшие представители (дизентерийная, кишечная, ротовая амебы): географическое распространение, особенности морфологии, циклов развития, пути заражения человека, патогенное действие, методы лабораторной диагностики (микроскопические, копрологические, иммунологические); меры личной и общественной профилактики вызываемых ими заболеваний.

7. Тип Инфузории (Infuzoria). Характерные черты организации. Класс Ciliata.Балантидий: географическое распространение, особенности морфологии, цикл развития, пути заражения человека, патогенное действие, методы лабораторной диагностики, меры личной и общественной профилактики балантидиаза.

8. Тип Плоские черви (Plathelminthes), его характеристика и классификация. Приспособления к паразитическому образу жизни.

9. Класс Сосальщики (Trematoda), важнейшие представители (печеночный, кровяные,кошачий, легочной, ланцетовидный сосальщики): географическое распространение, особенности морфологии, циклы развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики; меры личной и общественной профилактики трематодозов.

10. Класс Ленточные черви (Cestoidea), важнейшие представители (бычий и свиной цепни, широкий лентец, спарганум, эхинококк, альвеококк, карликовый цепень), географическое распространение, особенности морфологии, циклы развития, пути заражения человека, патогенное действие, методы лабораторной диагностики, меры личной и общественной профилактики цестоидозов.

11. Тип Круглые черви (Nemathelminthes). Общая характеристика и классификация. Приспособления к паразитическому образу жизни.

12. Класс Сосальщики (Nematoda), важнейшие представители (аскарида, власоглав, анкилостома, некатор, угрица, острица, трихинелла, ришта, филярии): географическое распространение, особенности морфологии, циклы развития, пути заражения человека, патогенное действие, методы лабораторной диагностики; меры личной и общественной профилактики нематодозов.

13. Болезнетворное воздействие гельминтов на организм человека: поглощение питательных веществ, воздействие по месту обитания, развитие стресс-реакции, нарушение иммунного гомеостаза, отягощение течения инфекционных заболеваний, влияние метаболитов гельминтов на генотип хозяина.

14. Эпидемиологическая классификация гельминтов.

15. Тип Членистоногие (Arthropoda). Общая характеристика и классификация. Болезнетворное влияние членистоногих на организм человека. Пути передачи возбудителей инфекционных и инвазионных заболеваний.

16. Класс Ракообразные (Crustacea). Медицинское значение низших и высших ракообразных. Класс Паукообразные (Arachnoidea), отряд Клещи (Acarina): саркоптовые, железничные, иксодовые, аргасовые, краснотелковые, гамазовые, тироглифовые клещи. Морфологические и биологические особенности, медицинское значение. Меры борьбы.

17. Класс Насекомые (Insecta): отряд Тараканы (Blattoidea), Клопы (Hemiptera), Вши (Anoplura), Блохи (Aphaniptera), Двукрылые (Diptera). Особенности морфологии, биологии, медицинское значение. Меры борьбы с насекомыми, имеющими медицинское значение.

ЗАНЯТИЕ 35

Ядовитые организмы

Мотивационная характеристика темы

Ядовитостьэто универсальное явление в живой природе, представляющее собой один из механизмов в борьбе за существование.

Яды участвуют в межвидовых отношениях: микотоксины — яды, вырабатываемые грибами, фитотоксины — растениями, зоотоксины — животными.

Согласно токсикологической классификации, ядовитые грибы и растения делятся на 2 группы: безусловно-ядовитые и условно-ядовитые. Фитотоксины могут концентрироваться в любых органах растений, и количество их меняется в зависимости от сезона года.

На территории Беларуси произрастает большое количество ядовитых грибов и растений, часть которых используется для приготовления лекарственных препаратов.

Ядовитые грибы и растения являются причиной отравления человека и животных. Оно происходит при употреблении их в пищу. Возможно дистанционное отравление за счет вдыхания фитотоксинов, контактное поражение кожи по типу аллергических реакций.

К основным токсическим веществам растений относятся алкалоиды, органические кислоты, липиды, терпеноиды, сердечные гликозиды, сапонины, флаваноиды, танины, кумарины.

Укусы ядовитых животных наносят вред человеку, поэтому, перед медициной стоят задачи, связанные с лечением отравлений животными ядами.

Ядовитые животные используются в экспериментальной медицине — для моделирования заболеваний нервной, сердечно-сосудистой систем, системы крови, для изучения патогенеза ряда заболеваний. Зоотоксины используются для приготовления мазевых противовоспалительных и обезболивающих препаратов.

Полученные знания и умения необходимы студентам при изучении фармакологии, нервных, детских, внутренних, кожных, инфекционных болезней, хирургии, при работе врачом общей практики.

Цель: научиться составлять фитотоксинологические, зоотоксинологические характеристики ядовитых растений, беспозвоночных и позвоночных животных. Освоить характер физиологического воздействия на живой организм различных групп зоотоксинов: нейротоксинов, цитотоксинов, дерматотоксинов, гемолизинов и геморрагинов.

Задачи:изучить классификацию ядовитых грибов, растений, животных, характеристику мико-, фито- и зоотоксинов, картину отравления ядовитыми грибами, низшими и высшими растениями, беспозвоночными и позвоночными животными. Ознакомиться с мерами профилактики отравления растительными и животными ядами.

Контрольные вопросы по теме занятия

1. Ядовитость — универсальное явление в живой природе.

2. Классификация ядовитых животных и растений, характеристика их ядов.

3. Ядовитые животные, представители типов Кишечно-полостные, Членистоногие и Хордовые (надкласс Рыбы, классы: Земноводные и Пресмыкающиеся).

4. Ядовитые грибы и растения, их характеристика.

Лабораторная работа

I. Изучить таблицы 17, 18:

1. «Характеристика ядовитых грибов».

2. «Характеристика ядовитых беспозвоночных и их ядов».

II. Заполнить в протоколе лабораторных работ таблицу 19:

1. «Характеристика ядовитых змей и их ядов».

 

Таблица 17 — Характеристика ядовитых грибов Беларуси

Представители Ядовитые органы Токсические компоненты яда Механизм действия Признаки отравления
МИКРОМИЦЕТЫ:
Аспергиллус Мицелий Афлатоксин B1, B2, G1, G2 Ингибируется синтез белков, поражается печень Вялость, потеря аппетита, нарушения координации движения, судороги, парезы, нарушение функций ЖКТ, печени, отек, водянка, георрагии
Фузариум Мицелий Трихотеценовые микротоксины Ингибируется синтез белков, нуклеиновых кислот, поражаются кроветворные органы Рвота, боли в животе, понос, слабость, головные боли, головокружение, нарушение кроветворения.
Клавицепс Плодовое тело Эрготоксины Спазм гладкой мускулатуры, кровеносных сосудов, матки; галлюциногенное действие, стимулирует дыхательный центр Гангренозная форма — боли и жжение в конечностях, развитие сухой гангрены; конвульсивная форма — психические расстройства, тошнота, рвота, понос, боли в животе, бессонница, конвульсии
МАКРОМИЦЕТЫ:
Свинушка Плодовое тело Мускарин; канцерогенные соединения, антигены, изменяющие состав крови Парасимпатикотропный эффект, кумулятивное действие канцерогенных соединений и антигенов Тошнота, рвота, боли в животе, повышенное потто- и слюноотделение, одышка, анемия
Бледная поганка Плодовое тело, споры Аманитины, фаллоидины Нарушение синтеза АТФ, белка фосфолпидов, гликогена; поражается печень, форменные элементы крови Судороги, неукротимая рвота, кишечные колики. Понос, боли в мышцах, жажда; развивается желтуха. Летальный исход вследствие сердечно-сосудистой и печеночной недостаточности
Мухомор красный Плодовое тело Мускарин, холин, бетаин, путресцин, буфотенин Парасимпатикотропный эффект, галлюциногенное действие Тошнота, рвота, понос, сухость слизистых, затрудненное глотание, повышение температуры, тахикардия. При тяжелой форме — возбуждение, эйфория, галлюцинации.
Строчок обыкновенный Плодовое тело Гиромитрин Нарушение синтеза белков, фосфолипидов, гликогена; поражается печень, кроветворные органы Общая слабость, боль в желудке, тошнота, рвота с желчью. При тяжелой форме — желтуха, увеличение печени, селезенки, гемолиз эритроцитов, потеря сознания, судороги
           

Таблица 18 — Характеристика ядовитых беспозвоночных и их ядов

Представители Токсикологическая классификация. Ядовитый аппарат Преобладающий компонент яда, механизм его действия Признаки отравления
Тип Sarcomastigophora. Кл. Zoomastigota. Отр.Dinoflagellata
Гониаулакс, гимнодиниум, перидиниум Первичные пассивно- ядовитые. Ядовиты продукты метаболизма Нейротоксины — блокирующие действие на центральную и периферическую нервную систему. Угнетение дыхательного и сердечно-сосудистого центров Онемение языка, губ, кончиков пальцев. Нарастание сердечно- сосудистой и дыхательной недостаточности, приводящие через 1–12 часов к летальному исходу
Тип Coelenterata. Кл. Hydrozoa
Гидромедузы, сифонофоры Первичные активно- ядовитые, вооруженные. Стрекательные клетки со стрекательной нитью Дерматотоксины — лизис клеточных мембран, приводящий к гиперкалиемии (основная причина болей). Жгучая боль, покраснение кожи в виде полос, мелкие пузырьки, с последующим изъязвлением и нкрозом.
Нейротоксины — блокада Н-холинореактивных систем, нейромышечных синапсов и парасимпатических ганглиев Кратковременная слепота, глухота, помрачение сознания, психомоторное возбуждение, бред, галлюцинации
Кл. Scyphozoa
Кубомедузы, дискомедузы   Дерматотоксины — лизис клеточных мембран, приводящий к гиперкалиемии (основная причина болей) Резкая жгучая боль; на пораженной коже папулезный дерматит с последующим изъязвление и некрозом тканей
Цитотоксины —дистрофические и некротические изменения в клетках Адинамия и спазмы скелетной и гладкой мускулатуры
Нейротоксины — нарушение передачи нервного импульса в нервно-мышечных синапсах Нарушения дыхания и сердечной деятельности, ведущие к коллапсу и смерти
Тип Mollusca. Кл. Gastropoda
Конусы (текстильный, адмиральский и др.) Первичные активно- ядовитые, вооруженные. Ядовитые железы, хоботок с колющими зубцами Нейротоксины — блокирующее действие на периферическую нервную систему Поражение периферической и центральной нервной системы. Резкая боль, отечность, гиперемия, нервно-мышечные расстройства, приводящие к судорожному состоянию мышц, особенно дыхательных. Симптомы общей интоксикации — головная боль, тошнота, рвота, лихорадка
Устрицы, мидии, волселла и др. Вторично-ядовитые Аккумуляция экзогенных ядов и ядов динофлагеллят По типу брюшнотифозных инфекций и картины отравления динофлагеллятами (см. динофлагелляты)
Кл. Cephalopoda
Осьминоги (обыкновенный, австралийский и др.) Первичные активно- ядовитые, вооруженные. Ядовитые железы, роговой клюв Адреналин, гистамин, нейротоксин, макулотоксин — сосудорасширяющее гипотензивное и симпатическое действие Симптомы общей интоксикации, резкое падение АД, нарушение деятельности кишечного тракта
 
Продолжение таблицы 18
Тип Arthropoda. Кл. Arachnoidea Отр. Scorpiones
Скорпионы (желтый, оливковый и др.) Первичные активно- ядовитые, вооруженные. Ядовитые железы в заднебрюшье и жало Нейротоксины — массовый выброс нейромедиаторов из постганглионарных нервных окончаний ВНС; прямое воздействие на ЦНС; усиление секреции катехоламинов Резкая боль, припухлость, гиперемия, лимфангоит. Затем — озноб, сердцебиение, сдвиг со стороны АД, сердечного ритма, затрудненное дыхание, тошнота, судороги конечностей. В тяжелых случаях паралича мышц, нарушение функций печени, почек, сердца
Гемолизины Гемолиз эритроцитов
Отр. Aranea
Каракурт (черный, белый и др.) Первичные активно- ядовитые, вооруженные. Ядовитые железы в головогруди. Хелицеры и педипальпы Нейротоксины — массивный выброс нейромедиаторов из постгангионарных нервных окончаний Резкая боль, припухлость, гиперемия, лимфангоит. Затем — озноб, сердцебиение, сдвиг со стороны АД, сердечного ритма, затрудненное дыхание, тошнота, судороги конечностей, гемолиз эритроцитов
Тарантул (южнорусский, грабитель и др.) Первичные активно- ядовитые, вооруженные. Ядовитые железы в головогруди. Хелицеры и педипальпы Геморрагины — повышают сосудистую проницаемость На месте укуса — опухоль, краснота, боль, геморрагические пузыри, отслаивающие кожу
Цитотоксины — увеличивают гиалуронидазную активность Некроз кожи и подкожной клетчатки
Птицееды (страшный, буйный и др.) Первичные активно- ядовитые, вооруженные. Ядовитые железы в головогруди. Хелицеры и педипальпы Нейротоксины — прямое стимулирующее действие на адренорецепторы Быстро проходящий сильный болевой синдром сопровождается непроизвольными сокращениями скелетной мускулатуры. Затем развиваются симптомы общей интоксикации — усталость, вялость, сонливость, некоординированные движения
Кл. Insecta Отр. Hymenoptera
Пчела (медоносная, кавказская и др.) Первичные активно- ядовитые, вооруженные. Ядовитые кислые и щелочные железы в заднебрюшье, жало Нейротоксины — освобождение нейромедиаторов; ганглиоблокирующее действие На месте укуса — боль, отек, особенно опасный при поражении слизистых оболочек рта и дыхательных путей, т.к. может развиться асфиксия
Гемолизины. Гемолиз эритроцитов
Цитотоксины — разрушение тучных клеток и освобождение гистамина. Развитие аллергических реакций, вплоть до анафилактического шока
Биогенные амины (серотонин, гистамин, катехоламины) —сенсибилизирующее действие  
Шмель (земляной, крупный и др.) Первичные активно- ядовитые, вооруженные. Ядовитые кислые и щелочные железы в заднебрюшье, жало Нейротоксины — освобождение нейромедиаторов. На месте укуса боль, отек
Биогенные амины (серотонин, гистамин, катехоламины) — сенсибилизирующее действие Развитие аллергических реакций
 
Окончание таблицы 18
Оса (полевая, обыкновенная и др.) Первичные активно- ядовитые, вооруженные. Ядовитые кислые и щелочные железы в заднебрюшье, жало Нейротоксины — блокирующее пре- и постсинаптическое действие. На месте укуса небольшая боль, исчезающая через 1–2 дня, эритема
Биогенные амины (серотонин, гистамин, катехоламины) —сенсибилизирующее действие Развитие аллергических реакций
Шершень (сибирский, среднеазиатский и др.) Первичные активно- ядовитые, вооруженные. Ядовитые кислые и щелочные железы в заднебрюшье, жало Нейротоксины — освобождение нейромедиаторов На месте укуса — сильная боль, отек, воспаление с явлениями лимфаденита и лимфангоита. Развиваются симптомы общего отравления: головная боль, головокружение, сердцебиение, повышается температура
Биогенные амины (серотонин, гистамин, катехоламины) — сенсибилизирующее действие Развитие сильнейших аллергических реакций в виде обширных отеков Квинке, крапивницы, затрудненного дыхания. При тяжелом отравлении развивается анафилактический шок
Муравей (рыжий, лесной, блуждающий и др.) Первичные активно- ядовитые, вооруженные и невооруженные. Ядовитые кислые и щелочные железы. У вооруженных — жало Дерматотоксины — лизис клеточных мембран Органические кислоты (муравьиная, уксусная, пропионовая, изовалерьяновая) — местное раздражающее действие Жгучая боль с последующим развитием воспалительной реакции. На месте укуса образуется пустула, которая через несколько дней заживает с образованием рубца

Таблица19 — Характеристика ядовитых змей и их ядов

Ядовитые змеи Ядовитый аппарат Преобладающий компонент яда Признаки отравления
ЗАДНЕБОРОЗЧАТЫЕ
Ужеобразные: древесная змея, стрела-змея, уларбуронг, бойга, удавовидный ложный уж, кошачья змея. Ядовитая железа (железа Дювернуа), протоки заканчиваются у основания ядовитых зубов. Зубы расположены в глубине пасти на заднем крае верхнечелюстной кости. Ядовитые железы расположены позади глаз Гемолизины, геморрагины Сильная боль, отек, локальные кровоизлияния, геморрагические пузыри, иногда некроз, симптомы общей интоксикации.
ПЕРЕДНЕБОРОЗЧАТЫЕ
Аспидовые: очковая змея, среднеазиатская кобра, пама, шипо- хвост, мамба Джемсона, черная ехидна, железистая змея. Ядовитая железа заключена в капсулу из соединительной ткани. Ядовитые зубы неподвижно закреплены на переднем конце укороченной верхнечелюстной кости. Нейротоксин, цитотоксин Боль, отек, угнетение функций ЦНС, ослабление дыхания (асфиксия), затруднение глотания, нарушение речи, опущение век, снижение тактильной чувствительности, гемодинамический шок (при попадании массивных доз яда)
 
Окончание таблицы 19
Морские змеи: полосатый ластохвост, двухцветная пеламида, энгидрина Нейротоксин, цитотоксин Паралич дыхательной системы, вялость, апатия, заторможенность рефлексов
КАНАЛЬЧАТЫЕ
Гадюковые: гадюка обыкновенная, рогатая, песчаная, гюрза, цепочная випера, песчаная эфа, капская гадюка. Ядовитые железы располагаются в височной области позади глаз. Ядовитые зубы вращаются вокруг поперечной оси на 90° Протеазы Боль, геморрагический отек, слабость, тошнота, головокружение. Возможно нарушение сердечной деятельности и развитие почечной недостаточности
Ямкоголовые: гремучая змея, медно- головая змея, шарарака, щитомордник водяной. Гемолизин, цитотоксин, нейротоксин Резкая боль, отек, геморрагические пузыри, очаги некроза, развиваются сердечная недостаточность, угнетается ЦНС, тромбоэмболия

Литература

1. Лекции.

2. Бекиш, О.-Я. Л. Медицинская биология: курс лекций для студентов медицинских вузов / О.-Я. Л. Бекиш. — Витебск, 1997. — С. 175–190.

3. Слюсарев, А. А. Биология / А. А. Слюсарев, С. В. Жукова. — Киев, Вища школа, 1987. — С. 383–385.

4. Биология / Под ред. В. Н. Ярыгина. — М.: Медицина, 1985. — С. 504–519.

5. Руководство к лабораторным занятиям по биологии / Под ред. Ю. К. Богоявленского. — М., Медицина, 1978. — С. 132–141.

6. Бекиш, О.-Я. Л. Медицинская паразитология: учеб. пособие / О.-Я. Л. Бекиш. — Л., 1989. — С. 65–73.

7. Найт, Р. Паразитарные болезни / Р. Найт. — М., Медицина, 1985. — С. 130–134, 135–138, 139–144.

8. Тропические болезни / Под ред. Е. И. Шуваловой. — М., Медицина, 1989. — С. 463–465.

9. Орлов, Б. Н. Ядовитые животные и растения СССР / Б. Н. Орлов, Д. Б. Гелашвили, А. К. Ибрагимов. — М.: Высш. шк., 1990. — С. 10–130, 132–261.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Занятие 1. Биология как наука о закономерностях

и механизмах жизнедеятельности организмов.......................................... 3

Занятие 2. Организация наследственного материала (I).

Генный уровень........................................................................................... 4

Занятие 3. Организация наследственного материала (II).

Хромосомный и геномный уровень........................................................... 7

Занятие 4. Регуляция экспрессии генов у про- и эукариот................... 8

Занятие 5. Клеточный уровень организации живого.......................... 10

Занятие 6. Организация потока вещества, энергии

и генетической информации клетки.......................................................... 12

Занятие 7. Временная организация клетки.......................................... 14

Занятие 8. Основы цитогенетики. Итоговое занятие........................... 16

Занятие 9. Наследственность, закономерности моно-

и полигенного наследования..................................................................... 20

Занятие 10. Формирование фенотипа как выражение

единства генетических и средовых факторов........................................... 26

Занятие 11. Закономерности сцепленного наследования признаков.. 29

Занятие 12.Биология и генетика пола................................................. 32

Занятие 13. Изменчивость.................................................................... 38

Занятие 14. Основы генетики человека. Методы антропогенетике (I):

генеалогический, близнецовый, популяционно-статистический

дерматоглифический.................................................................................. 43

Занятие 15. Основы генетики человека. Методы

антропогенетики (II): цитогенетический, онтогенетический,

иммунологический, биохимический, молекулярно-генетический,

метод гибридизации соматических клеток............................................... 47

Занятие 16.Наследственные болезни человека,

медико-генетическое консультирование................................................... 48

Занятие 17. Основы наследственности и изменчивости

человека (итоговое занятие)...................................................................... 51

Занятие 18. Размножение организмов. Особенности

репродукции человека............................................................................... 56

Занятие 19. Особенности онтогенеза. Эмбриональное развитие........ 57

Занятие 20. Особенности онтогенеза. Постэмбриональное развитие................. 59

Занятие 21. Генетика популяций.......................................................... 61

Занятие 22. Онтогенетический гомеостаз, механизмы его регуляции........... 63

Занятие 23. Филогенез систем органов (I). Сравнительная

анатомия покровов тела, скелета, пищеварительной

и дыхательной систем позвоночных......................................................... 65

Занятие 24. Филогенез систем органов (II). Сравнительная

анатомия кровеносной, нервной, мочеполовой и эндокринной систем............. 67

Занятие 25. Основы общей паразитологии. Медицинская

протозоология. Тип Саркомастигофора (Sarcomastigophora),

класс Жгутиковые (Zoomastigota), и класс Саркодовые (Sarcodina)................. 69

Занятие 26. Медицинская протозоология. Тип Апикомплекса

(Apicomplexa) Класс Споровики (Sporozoa), тип Инфузории

(Infusoria) класс Ресничные (Ciliata)......................................................... 74

Занятие 27. Медицинская гельминтология. Тип

Плоские черви (Plathelminthes). Класс Сосальщики (Trematoda)....................... 78

Занятие 28. Медицинская гельминтология (I).

Экологические аспекты паразитизма в типе Плоские

черви (Plathelminthes), класса Ленточные черви (Cestoidea)................... 82

Занятие 29.Медицинская гельминтология (II).

Экологические аспекты паразитизма в типе Плоские

черви (Plathelminthes), класса ленточные черви (Cestoidea).................... 84

Занятие 30. Медицинская гельминтология. Тип

Круглые черви (Nemathelminthes). Геогельминты,

контактные гельминты............................................................................... 86

Занятие 31. Медицинская гельминтология. Тип

Круглые черви (Nemathelminthes). Биогельминты.................................. 89

Занятие 32. Медицинская арахноэнтомология. Тип

Членистоногие (Arthropoda), класс Ракообразные (Crustacea),

класс Паукообразные (Arachnoidea)......................................................... 91

Занятие 33. Медицинская арахноэнтомология. Тип

Членистоногие (Arthropoda), класс Насекомые (Insecta)......................... 94

Занятие 34. Медицинская протозоология, гельминтология

и арахноэнтомология (итоговое занятие)................................................. 96

Занятие 35. Ядовитые организмы........................................................ 98

 

 

Учебное издание

 

ГавриловаЛариса Петровна

БутенковаЕлена Михайловна



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.