Сделай Сам Свою Работу на 5

Эстетический идеал и его эволюция.

 

Эстетический идеал — это образец, соответствующий об­щепринятому в данный период времени представлению о красивом. В том, что касается форм и движений человече­ского тела, в настоящее время завершается возвращение к эстетическим идеалам античности. Прекрасно все, что в полной мере соответствует своему предназначению. И по­тому во внешнем облике и двигательной деятельности че­ловека ценится все, что свидетельствует о физическом и психическом здоровье и ему способствует. Но так было не всегда,

Единственным доступным для нас способом проследить за эволюцией эстетического идеала является изучение про­изведений искусства, запечатлевших внешность людей ми­нувших эпох. Такой экскурс позволяет лучше понять современные эталоны красоты.

Более пяти тысячелетий отделяют от нас время, когда были созданы первые из сохранившихся скульптурных портретов Древнего Египта. Для них характерны грубая сила и телесная мощь. Фараоны и знать древнего царства были воинами, завоевателями, и физическая сила была им необходима.

Подчиненность эстетического идеала соображениям це­лесообразности, тесно связанным с условиями жизни и устремлениями людей, становится еще очевиднее,если со­поставить изображения данного тела в шедеврах античного искусства, средних веков и эпохи Возрождения.

В древнегреческой скульптуре запечатленыобразцы те­лосложения победителей Олимпийский игр и военных сра­жений. Гармоническиразвитые, мускулистые тела свиде­тельствуют о крепком здоровье и физическоймощи. Древ­ние греки верили в то, что боги Олимпа покровительствуют тем людям, кто развивает свое тело, делаяего сильным и изящным. Представление о физическом совершенстве как важнейшем достоинстве человека отвечало и условиям жизни в ту эпоху: граждане Древней Греции были море­плавателями, воинами, охотниками, пахарями.

Женские образы античного искусства столь же прекрас­ны и целесообразны.Они, говоря современным языком, были готовы к труду и обороне. И не случайно женщины–воительницы встречаютсяна страницах истории Спарты и Афин. Телосложение молодыхэллиннок было хорошо приспособленодляпродолжения рода.



Известно, что рождение ребенка у человека протекает труднее, чем у животных. Объясняется что тем, что при вертикальном положении тела сближенные головки бедрен­ных костей облегчают выносливую ходьбу и быстрый бег. Но, поскольку плод имеет непропорционально большую го­лову, процесс рождения ребенка требует широкого таза с раздвинутыми бедренными суставами. В ходе эволюции это противоречие усугубилось: увеличение размеров мозга, а значит, и головы плода требовало расширения таза ма­тери, а вертикальная походка — его сужения. Такое несо­ответствие частично разрешается тем, что при родах череп ребенка сдавливается тем меньше, чем шире бедра у ма­тери. Античное искусство отразило целесообразность пропорций женского тела для продолжения рода. Это качест­во слилось с эротическим восприятием подруги, которая сильна, может выносить ребенка и не будет покалечена при первых же родах. Сравнительно тонкая талия — анатоми­ческая компенсация широких бедер, обеспечивающая по­движность и гибкость тела.

Физическая мощь особенно ценилась в странах с суро­выми климатическими условиями, где жизненно необходи­ма мышечная сила и выносливость. Не случайно в изобра­зительном искусстве разных стран и народов мы встречаем образы богатырей — воинов и тружеников. Богато ими ис­кусство народов нашей страны.

Как видим, на всем протяжении истории человечества представление о телесной красоте тесно увязано с сообра­жениями практической пользы.

Лишь в пору средневековья забота о телесном совер­шенстве считалась делом греховным. Религия проповедо­вала аскетизм, умерщвление плоти, а теоретики-богословы утверждали, что физические упражнения суть «исчадие ада и беснование еретиков». В XII в. в Мекленбурге не­сколько человек были сожжены на костре за то, что они «поступили безбожно и бесчестно, плавая в прудах на гла­зах толпы». И даже в XVI—XVIII вв. в России один из за­конов запрещал «столь опасное развлечение, как катание на коньках». Особый вред здоровью приносило ношение корсетов (рис. 5) и другие традиции, идущие вразрез с естественной жизнедеятельностью человеческого организма (например, высокие каблуки).

Постепенное возвращение к эстетическим идеалам ан­тичности началось в эпоху Возрождения и завершается в наши дни.

Современный идеал телесной красоты ярче всего вопло­щен в облике спортсменов и артистов балета. Систематиче­ские тренировки сделали их мускулистыми, стройными. Внешняя привлекательность сочетается с высокими объек­тивными показателями двигательных качеств (выносливо­стью, силой, быстротой, ловкостью, гибкостью). Поэтому к двигательной деятельности мастеров спорта и балета об­ращаются в том случае, когда хотят выявить эталоны кра­соты движений. Говоря словами Ле - Корбюзье, здесь всту­пают в действие математические способности нашего разу­ма: наслаждаясь зрелищем, мы одновременно находим в нем отражение законов мироздания.

 

Рис.5. Последствия длительного ношения корсета; скелет женщи­ны: слева — не носившей корсет; справа носившей корсет

Красота движений привлекательнее, чем красота ста­тичных форм. Этому обязаны своим существованием и балетное искусство, и артистические виды спорта. Красивы движения опытного лесоруба, косаря, монтажника, хотя эс­тетичность не относится к числу критериев оптимальности их деятельности. На протяжении всей соревновательной дистанции красивы движения мастера спорта — бегуна, конькобежца, лыжника, хотя иногда их внешний облик на финише гонки бывает, далек от изящества.

Возникает вопрос: что в этих случаях лежит в основе наших эстетических оценок? Видимо, можно ответить так. Подобно тому, как неразрывно связаны между собой здо­ровье и внешний облик человека, красота его движении свидетельствует о физическом и психическом здоровье, а также о высокой квалификации в данном виде двигатель­ной деятельности. Здоровье и красота движений образуют неразрывное двуединство: здоровье — залог красоты, а при­вычка двигаться правильно, красиво — одно из условий физического совершенства и долголетия.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.