|
Личностные и профессиональные качества преподавателя и их влияние на педагогический процесс
Билет 3
Содержание внеклассной деятельности учителя технологии
Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа (класс) остро интересуется каким-либо вопросом, ибо есть установленный план. Другое дело – внеклассные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками.
В обязанности учителя технологии могут быть вменены руководство кружком технического творчества, клубом по интересам, факультативом, связанным с инвариантными направлениями технологии, и т. п. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы по развитию творческих возможностей и способностей школьника, формированию его как личности.
Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от неё строится по принципу добровольности, а её содержание должно отвечать личным интересам школьника.
Такой подход даёт возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий, исходя из уровня развития школьников. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся при внеклассной работе больше, чем на уроках, и действительно интересы подростков главенствуют, нельзя исходить только из желаний учащихся. Учитель должен выполнять свою направляющую роль хотя бы потому, что он лучше знает, что понадобится детям в самостоятельной жизни. Ведь иногда та или иная информация по современному производству, о высоких технологиях, новых направлениях развития науки и техники никак не совпадает с темой занятий по технологии в школьных мастерских. При внеклассной деятельности учитель способен пробуждать интерес школьников, формировать их активность, развивать техническое мышление, рациональный подход к решению возникающих проблем.
Отдельно следует сказать о широких возможностях учителя технологии в формировании у школьников интереса к изобретательской и рационализаторской деятельности, научно-техническому творчеству. Именно внеклассная работа со школьниками способна успешно культивировать те качества, без которых творческая личность может не состояться, целенаправленно развивать навыки рационального мышления. В жизни всегда есть место творчеству. Это незыблемый закон развития человеческого общества, всей нашей цивилизации. Внеклассная деятельность учителя технологии в этом направлении может коренным образом повлиять на взгляды и представления будущего члена общества, помочь ему развить дремлющие способности и наклонности.
Таким образом, внеклассная работаносит ярко выраженный воспитывающий характер. Следует подчеркнуть, что для её успеха необходима целенаправленная деятельность учителя технологии по развитию интеллектуально-творческого потенциала юного человека как одного из основных условий подготовки личности к успешному и социально значимому функционированию в современном обществе.
К такой целенаправленной деятельности следует относить не только кружковую работу, чтобы не сузить искусственно рамки внеклассной деятельности учителя технологии. Трудно переоценить в этой связи роль таких проверенных многолетней практикой форм внеклассной работы, как конкурсы профессионального мастерства, встречи с интересными людьми, тематические вечера, «круглые столы» (диспуты), обзоры достижений науки и техники, видеопутешествия и т. д. Заметим, что многие из названных форм возможны для использования в любой школе. А это значит, что творчество педагога может реализоваться в самой отдалённой от больших культурных центров школе. Интеллект и профессионализм нельзя ограничить никакими пределами.
Наконец, необходимо поговорить о третьем направлении внеклассной деятельности, которому учитель технологии и предпринимательства может дать огромный импульс. Речь идёт о практической реализации одного из принципов, заложенных в программе «Технологии», – подготовке школьников к жизни в условиях рыночной экономики. Какую форму может принять этот вид внеклассной деятельности в каждом конкретном случае, могут решить только учитель и его ученики. Организация ли собственного производства или центра по оказанию различных услуг, выпуск продукции на основе кооперации или разработка образцов по заказам – любой вариант диктуется местными условиями. Необходимо помнить, что труд довольно тонкое воспитательное средство. Если творческие устремления, воспитательные задачи будут вытесняться утилитарными, если будут огрубляться нравственные категории, еще долго наш рынок будет ближе к «дикому», чем к цивилизованному.
Во внеклассной деятельности учителя технологии могут быть заложены огромные возможности для реализации и воспитательных, и развивающих, и формирующих активную жизненную позицию школьников задач. Вот почему этой стороне повседневной работы школьного учителя трудового обучения необходимо уделять первостепенное внимание как главной составляющей гуманистической воспитательной системы.
Личностные и профессиональные качества преподавателя и их влияние на педагогический процесс
Профессиональная деятельность каждого педагога в сочетании с разнообразными ее видами определяется направленностью и мотивами, которые являются основанием абстрактной модели личности педагога. В ней интегрируются личностно-профессиональные качества, обладая которыми преподаватель может достичь хороших результатов в работе на фоне высокой педагогической культуры и мастерства. Кроме этого, перечисленные качества позволят преподавателю сконструировать «безусловно позитивное отношение к студентам, определяемое как признание, принятие другого человека и являющееся основой педагогического взаимодействия» (Ф. Бурнард). Выделим эти качества. Личность современного преподавателя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Душевная чуткость, сердечность, педагога — своеобразный барометр, позволяющий: чувствовать состояние своих подопечных, их настроение, взаимоотношения; вовремя приходить на помощь тем, кто в ней более всего нуждается. Эмпатия — нравственно-эмоциональное качество, без которого нет гуманного педагога. Важным личностно-профессиональным качеством является толерантность, которая выступает своеобразной характеристикой отношения преподавателя к своим воспитанникам на основе терпимости и переносимости неприятных или неприемлемых форм поведения, качеств личности студентов. Неотъемлемое профессиональное качество преподавателя — справедливость — ассоциируется с объективностью. Милосердие представляется как сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку. Педагогическая деятельность требует от человека единства интеллектуального, волевого и эмоционального напряжения, которое, однако, из-за особенностей этой профессии нельзя выражать открыто, поэтому профессионально необходимыми качествами преподавателя являются волевые черты характера, показывающие степень выдержки и самообладания; целеустремленность; наличие, разработанность оперативных (сиюминутных), тактических и стратегических целей педагогической работы; уверенность в своих силах и возможностях; решительность, смелость в форме оправданного педагогического риска; упорство в доведении начатого дела до конца; исполнительность. Весь комплекс личностно-профессиональных качеств становится показателем педагогической культуры и мастерства преподавателя при наличии объемных знаний, профессиональных умений и навыков. Знание — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека. Знания профессиональные являются основой профессиональной деятельности, представляют собой отражение в сознании педагога системы понятий, законов, закономерностей, теорий, принципов, которые раскрывают научно-методические (технические) основы профессиональной деятельности. Знания — это воспринятая, переработанная в сознании (осмысленная), сохраненная в памяти и воспроизведенная в нужный момент для решения теоретических или прикладных задач информация. Знание — продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий собой идеальное сочетание в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого объективного мира. Содержание каждой конкретной деятельности представлено определенной суммой или системой знаний, так как знание — ядро сознания. Прочность, надежность, активность и эффективность этого ядра зависят от того, какие это знания: обыденные или научные, предметные или системные.
Система общепедагогических знаний представляет собой диалектическую взаимосвязь теоретического знания о закономерностях, сущности, принципах организации обучения и воспитания и эмпирического знания о педагогических фактах как конкретном отражении реальной педагогической практики, эмпирическом базисе педагогической теории. Умение — промежуточный этап овладения новым способом действия, основанный на каком-либо правиле (знании) и соответствующий правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач. Вместе с тем в деятельности педагога имеются сквозные интегральные умения, которые являются составной частью всех указанных выше групп. К ним относятся организационные, диагностические, информационные умения. Они характеризуются качеством исполнения и способом управления. По мере приобретения умения появляется его автоматизм — переключение смыслового и перцептивного контроля за действием на его результаты, т. е. появляется навык, являющийся основой профессионального мастерства. 3. Понятие принципов обучения. Генезис дидактических принципов
В процессе развития трудового обучения были выработаны общие нормы организации учебного процесса, которые называются принципами (от лат. principium — основа, начало) обучения и которые определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целей обучения.
Понятно, что важнейшие принципы, присущие учебному процессу вообще, присутствуют, в частности, в преподавании технологии.
Дидакты по-разному подходят к понятию «принцип». Одни считают их нормой, определяющей методы дидактической работы учителя. Другие полагают, что в разных дидактических системах могут действовать различные принципы обучения, считая это свидетельством самостоятельности этих систем. Сторонники такого подхода считают, что учителю достаточно придерживаться в своей работе представлений о самых общих закономерностях, наделяя принципы качеством универсальности для всех предметов на всех уровнях дидактической работы.
Под принципами обучения понимают руководящие положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации.
По существу, это нормы дидактического поведения, соблюдение которых позволяет учителю ознакомить учащихся с основами систематических знаний о мире, развивать их познавательные интересы и способности, формировать их мировоззрение, а также приобщать к самообразованию.
Очевидно, если цели обучения определяют — чему следует учить, то принципы обучения устанавливают — как это следует делать.
Генезис (возникновение, происхождение) принципов обучения связан с развитием педагогики напрямую.
Число принципов обучения не является постоянным.
Мы являемся свидетелями того, как инновационные, интенсивные, компьютерные технологии врываются в образовательный процесс, не только ускоряя и обогащая процесс профессионального формирования людей, но и высвечивая пока не изученные его стороны. Повсеместная разработка и внедрение интеллектуальных, наукоемких технологий неизбежно приведет в недалеком будущем к созданию невиданного доселе мира — и технического, и социального.
Вероятно, поэтому можно ожидать расширения перечня принципов за счет введения положений праксеологического, социологического, общепедагогического и организационного характера.
В настоящее время в трудовом обучении число дидактических принципов относительно стабилизировалось. Как известно, есть нормы организации учебного процесса которые использовались и будут использоваться в трудовом обучении.
Перечислим их:
• принцип наглядности;
• принцип систематичности и последовательности знаний;
• принцип доступности и посильности;
• принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;
• принцип прочности знаний учащихся;
• принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.
Специфика преподавания технологии в школе потребует от учителя интерпретации общих норм в обучении, потому важны еще два принципа:
• принцип научности обучения;
• принцип оперативности знаний учащихся.
Все эти руководящие положения, на основе которых необходимо будет строить учебный процесс, тесно взаимосвязаны. Проводя каждое конкретное занятие, следует одновременно учитывать требования ряда дидактических принципов и создавать условия для комплексного осуществления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|