Сделай Сам Свою Работу на 5

Онтогенетический гомеостаз.

МЕХАНИЗМЫ ЕГО РЕГУЛЯЦИИ

Мотивационная характеристика темы

Явление гомеостаза представляет собой эволюционно выработавшееся наследственно-закрепленное свойство организма адаптироваться к обычным условиям окружающей среды. Реакции гомеостаза могут быть направлены на поддержание определенных уровней стабильного состояния, на устранение или ограничение действия вредоносных факторов, на выработку или сохранение оптимальных форм взаимодействия организма и среды в изменяющихся условиях его существования. Это осуществляется благодаря сложным механизмам гомеостаза, поддерживающим стабильность на всех уровнях организации живого. Знание общих закономерностей гомеостаза и механизмов его регуляции на молекулярном, клеточном, тканевом, системном уровнях позволяет понять причины существования живых организмов (открытых систем), как единого целого, и их способности сохранять свое стационарное состояние в меняющихся условиях окружающей среды.

Цель: знать общие закономерности гомеостаза, генные, клеточные и системные механизмы гомеостаза.

Задачи:уметь решать ситуационные задачи по трансплантации на примере переливания крови. Ознакомить со вкладом белорусских ученых в развитие трансплантологии.

Контрольные вопросы по теме занятия

1. Общие закономерности регуляции гомеостаза.

2. Генные механизмы регуляции гомеостаза.

3. Трансплантация тканей и органов и ее виды: аутотрансплантация, аллотрансплантация, гомотрансплантация, ксенотрансплантация.

4. Тканевая и видовая специфичность белков.

5. Понятие о трансплантационном иммунитете. Система HLA.

6. Культивирование клеток и тканей вне организма, консервирование тканей. Стволовые клетки.

7. Клеточные механизмы регуляции гомеостаза. Физиологическая регенерация. Классификация тканей по их способности к регенерации.

8. Репаративная регенерация, ее виды (типичная, атипичная). Способы репаративной регенерации: эпиморфоз, морфолаксис, эндоморфоз, регенерационная гипертрофия. Репаративная регенерация у млекопитающих и человека (внутриклеточная, регенерационная гипертрофия, полная регенерация). Значение регенерации для биологии и медицины.

9. Системные механизмы гомеостаза. Роль эндокринной и нервной систем в регуляции гомеостаза.

Лабораторная работа

Решить задачи

1. У человека наличие в эритроцитах антигенов резус-фактор (фенотип Rh+) определяется доминантным геном D. Его его аллель d обусловливается отсутствием антигена (фенотип Rh¯).

а) Генотип мужа DdIAI0, жены — DdIBIB. Какова вероятность рождения резус-положительного ребенка с IV группой крови?

б) Мужчина с резус-отрицательной кровью IV группы женился на женщине с резус-положительной кровью III групп. У отца жены была резус-отрицательная кровь I группы. В семье имеется два ребенка: первый — с резус-отрицательной кровью III группы, второй — с резус-положительной кровью I группы. Судебно-медицинская экспертиза установила, что один из этих детей — внебрачный. По какому из двух пар аллелей исключается отцовство?

2. Приведены различные комбинации групп крови родителей и ребенка. Какие из них в действительности невозможны?

Отец Мать Ребенок
AB AB 0, Rh+ A, Rh- 0, Rh+ A, Rh- A A B B, Rh- 0, Rh- B, Rh+ B, Rh- B 0, Rh- A, Rh+ AB, Rh- 0, Rh-

3.У человека карие глаза доминируют над голубыми и способность лучше владеть правой рукой над левой. Может ли родиться левша с карими глазами и II группой крови у кареглазой правши со II группой крови, вышедшей замуж за правшу с карими глазами и гомозиготного по III группе крови? Ответ пояснить.

4. Перед судебно-медицинским экспертом поставлена задача выяснить, родной или приемный сын в семье супругов. Исследование крови всех трех членов семьи показало следующие результаты: у женщины резус-положительная кровь IV группы, а у ее супруга резус-отрицательная I группы, у ребенка резус-положительная кровь I группы. Какое заключение должен дать эксперт и на чем оно основывается?

Литература

1. Лекции.

2. Бекиш, О.-Я. Л. Медицинская биология: учеб. пособие для студентов мед. вузов / О.-Я. Л. Бекиш. — Минск: Ураджай, 2000. — С. 257–271.

3. Руководство к практическим занятиям по медицинской биологии и общей генетике / В. Э. Бутвиловский [и др.]. — Минск: БГМУ, 2008. — 188 с.

ЗАНЯТИЕ 23

Филогенез систем органов (I).

Сравнительная анатомия покровов тела,

Скелета, пищеварительной

И дыхательной систем позвоночных

Мотивационная характеристика темы

Ч. Дарвин, Э. Геккель, Ф. Мюллер сформулировали биогенетический закон: «Онтогенез есть краткое повторение филогенеза». Это положение является основополагающим при изучении эволюции систем органов позвоночных животных. Сравнительно-анатомические данные позволяют проследить последовательные преобразования одного и того же органа в процессе его исторического развития и понять главные направления эволюционного процесса, механизмы возникновения пороков развития у человека, оценить возможности организма к регенерации, пути оперативного исправления пороков развития. Понятия о модусах изменения онтогенеза необходимы для правильного понимания происхождения структурных элементов систем органов, их функций в норме и в патологии.

Цель: знать сравнительную анатомию покровов тела и скелета позвоночных.Уметь обосновывать механизмы развития пороков кожных покровов и опорно-двигательных систем.

Задачи: дать определение понятиям «онтогенез», «филогенез», разобрать сущность биогенетического закона. Изучить отклонения онтогенеза, имеющие эволюционное значение: ценогенезы, филэмбриогенезы и их типы (анаболия, девиация и архаллаксис), гетерохронии, гетеротопии. Разобрать сравнительную анатомию покровов тела, скелета, пищеварительной и дыхательной систем позвоночных животных, основные направления их эволюции.

Контрольные вопросы по теме занятия

1. Филогенез как процесс эволюции онтогенезов. Биогенетический закон. Гетерохронии, гетеротопии. Понятие о ценогенезах и филэмбриогенезах.

2. Сравнительная анатомия покровов тела позвоночных. Пороки развития.

3. Сравнительная анатомия скелета позвоночных. Изменения скелетов в процессе антропогенеза. Пороки развития опорно-двигательной системы.

4. Сравнительная анатомия пищеварительной системы позвоночных. Пороки развития.

5. Сравнительная анатомия дыхательной системы органов позвоночных. Пороки развития.

Лабораторная работа

Заполнить таблицы 5, 6 по сравнительной характеристике покровов и скелетов позвоночных животных.

Таблица 5 — Сравнительная характеристика покровов тела позвоночных животных

Признаки Рыбы Земно- водные Пресмы- кающиеся Птицы Млекопи- тающие
Характеристика эпителия    
Соотношение эпидермиса и кориума    
Наличие желез, их характеристика          
Производные эпидермиса          
Основные направления эволюции кожных покровов  

Таблица 6 — Сравнительная характеристика скелета позвоночных животных

Признаки Рыбы Земно- водные Пресмы- кающиеся Птицы Млекопи- тающие
Осевой скелет, его строение          
Отделы позвоночника      
Органы движения (перечислить)    
Скелет передней конечности (пояса и свободной конечности)          
Скелет задней конечности (пояса и свободной конечности)          
Висцеральный скелет, его преобразования          
Основные направления эволюции осевого скелета  
Основные направления эволюции черепа  

Литература

1. Бекиш О.-Я. Л. Медицинская биология: учеб. пособие для студентов мед. вузов / О.-Я. Л. Бекиш. — Минск: Ураджай, 2000. — С. 271–273.

2. Руководствок практическим занятиям по медицинской биологии и общей генетике / В. Э. Бутвиловский [и др.]. — Минск: БГМУ, 2008. — 188 с.

3.Биология: учеб. для мед. спец. вузов: в 2 т. / В. Н. Ярыгин [и др.]; под ред. В. Н. Ярыгина. — М.: Высш. шк., 2003. — Т. 2. — С. 92–102.

ЗАНЯТИЕ 24

Филогенез систем органов (II).

Сравнительная анатомия кровеносной,

Нервной, мочеполовой и эндокринной систем



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.