Сделай Сам Свою Работу на 5

стилей повеления менеджера А. Кэнн

и ∆. Зигфрида, модификация Т. В. Бендас

Обычно предлагается изучать лидерский стиль по методикам, созданным для мужчин-менеджеров. В этой методике учитывается пол менеджера и проявление в его поведении: либо гендсрно типичных качеств (маскулинных — для мужчин, фемининных — для женщин), либо гендерно атипичных (маскулинных — для женщин, фемининных — для мужчин), либо гендерно нейтральных (характерных для обоих полов). Методика используется в 2 вариантах: а) самооценочном (испытуемые-менеджеры сами оценивают свой стиль) либо б) экспертном — по оценкам экспертов, которые хорошо знают менеджера по работе, деятельности (подчиненные, начальники, коллеги). Можно использовать оба варианта по отношению к одним и тем же испытуемым.

Используются 2 набора качеств. Первый взят из широко известного вопросника университета Огайо (LBDQ) — описание поведения двух лидерских стилей (по 10 поведенческих проявлений на каждый стиль): а) доброжелательного (центрированного на работнике) и б) структурирующего. Второй содержит 3 набора качеств: а) маскулинных; б) фемининных; в) гендерно-нейтральных.

Испытуемому предлагается оценить свое поведение как руководителя по 5-балльной шкале по следующим проявлениям:

1) жесткий;

2) тактичный;

3) восприимчивый (благодарный);

4) честолюбивый;

5) суровый, строгий;

6) искренний;

7) авторитарный;


426 Приложение к главе 8

8) систематичный;

9) асссртивный;

10) квалифицированный;

11) независимый;

12) сознательный;

13) легковозбуднмый;

14) официальный (торжественный);

15) подчиненный;

16) конкурирующий;

17) мягкий;

18) доминантный;

19) оказывающий помощь;

20) агрессивный;

21) избирательный;

22) сентиментальный;

23) адаптивный;

24) уверенный в себе;

25) предсказуемый;

26) правдивый;

27) аналитический;

28) деятельный; -

29) зависимый;

30) нежный (любящий);

31) традиционный;

32) надежный;

33) сочувствующий;

34) способный к пониманию;

35) эмоциональный;

36) кроткий (мягкий).

После этого испытуемому предлагается по 5-балльной шкале оценить свое лидерское поведение по следующим критериям (описания поведения 37-56):



37) дружелюбен и доступен;

38) заботится о личном самочувствии членов группы;

39) распределяет рабочие задания между членами группы;

40) хочет внести предложения; w

41) держит себя в руках;

42) заранее предупреждает об изменениях;

43) объясняет свои действия:

44) поддерживает предложения, сделанные группой во время выполнения задачи;

45) рассматривает всех членов группы как равных;


Тренинговое упражнение «Деловые переговоры мужчин и женшин» 427

46) делает все, чтобы было приятно находиться в группе;

47) действует, консультируясь с группой;

48) сообщает группе, что ее ожидает;

49) уверяет членов группы в том, что лидер понимает групповые обязанности;

50) сохраняет определенные стандарты в достижении результатов;

51) решает, что должно быть сделано и как;

52) раскрывает свои взгляды перед группой;

53) поощряет применение единообразной процедуры;

54) требует, чтобы члены группы придерживались стандартных правил;

55) выносит на группу свои идеи;

56) составляет график выполнения работы.

Математическая обработка результатов осуществляется с помощью нижеприведенного ключа. При этом по каждому из следующих показателей выводится среднее арифметическое: 1) маскулинность, 2) фемишшность, 3) тендерная нейтральность, 4) доброжелательный лидерский стиль (центрированный на работнике) и 5) структурирующий лидерский стиль (центрированный на задаче).

Ключ к методике А. Кэнн и Д. Зигфрида:

маскулинные качества: 1, 4, 5, 7, 9, 11, 16, 18, 20, 24, 27, 28; фемининные качества: 3, 13, 15, 17, 21, 22, 29, 30, 33, 34, 35, 36; гендерно-нейтральные качества: 2, 6, 8, 10, 12, 14, 19, 23, 25, 26, 31, 32; доброжелательный лидерский стиль: 37, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47; структурирующий лидерский стиль: 39, 48, 49, 50, 51, 52. 53, 54. 55, 56.

Показатели считаются высокими, если среднее значение составляет 4-5 баллов, средними, если среднее значение равно 3 баллам, и низкими, если среднее значение составляет 1-2 балла. Сравнение результатов по различным показателям позволяет сделать вывод о лидерском стиле испытуемого (Cann, Siegfried, 1990).

Тренинговое упражнение «Деловые переговоры мужчин и женшин»(разработано К. Джонсон (Johnson, 1994), модификация Т. В. Бендас)

Это упражнение проводится как обучающая игра по наблюдению за вербальным и • невербальным поведением на переговорах. Участников должно быть 12 человек (6 женщин и 6 мужчин). Из них создаются 4 группы — однополые и смешанные по полу (по 3 человека в каждой группе):

1) женщина-менеджер — две женщины-подчиненные;

2) женщина-менеджер — двое мужчин-подчиненных;

3) мужчина-менеджер — двое мужчин-подчиненных;

4) мужчина-менеджер — две женщины-подчиненные.

Роли менеджеров и подчиненных могут быть распределены случайно или в связи с конкретными целями тренера. Для повышения мотивации можно сказать


428 Приложение к главе 8

участникам, что распределение ролей не случайно. Каждому участнику выдаются таблички с названием ролей — они прикрепляются на груди.

В комнате организуется пространство: 4 группы расположены в разных углах (или, если позволяют условия, в четырех комнатах). «Менеджер» сидит за столом, напротив него — подчиненные. «Менеджеры» получают свою инструкцию, подчиненные — свою.

Тем, кто выступает в роли «менеджеров», дается следующая инструкция: «Вас назначают на должность менеджера, учитывая ваши способности. У вас в подчинении два человека. Ваша организация занимается продажей видеокассет и компьютерных игр. В последнее время руководство вашей организации озабочено тем, что в магазинах, принадлежащих организации, участились кражи видеокассет. Кроме того, снизилась прибыль. Вашей группе поручено подготовить предложения по решению двух проблем: как справиться с магазинными ворами и как привлечь новых покупателей. Не показывайте подчиненным эту инструкцию. Информацией, которая у вас имеется, распоряжайтесь по своему усмотрению: можете рассказать подчиненным все или только то, что считаете необходимым. В случае успешного выполнения этого задания вас повысят в должности, вы получите реальтто плату за эту работу (200 рублей); кроме того, вы имеете право руководить и контролировать своих подчиненных и у вас есть свое рабочее место — ваш стол».

Тем, кто выступает в роли «подчиненных», дается следующая инструкция: «Вы — подчиненный у менеджера такого-то. Ваша задача — выполнять его распоряжения и помогать ему решать задачу, о которой он вам расскажет. За успешную работу вы получите 70 рублей».

Для групповой дискуссии каждой группе дается 10 мин. Делается видеозапись дискуссии. Затем анализ переговоров ведется по следующим показателям для каждого испытуемого (и менеджера и подчиненного): времени, в течение которого он говорил (в секундах), прерыванию речи партнера (позитивное, негативное, нейтральное, успешное или неуспешное), дублированию (индивид говорит одновременно со своим партнером), поддакиваниям, выражениям сомнения, вводным словам, улыбкам и смеху.

Тренер проводит обсуждение игры с ее участниками. При этом ставятся следующие вопросы: различалось ли вербальное и невербальное поведение а) мужчин и женщин и б) «менеджеров» и «подчиненных»? Женщинам в профессиональной сфере рекомендуют использовать мужские речевые паттерны во время деловых переговоров, так как тендерные характеристики отходят на второй план. Как вы относитесь к такой рекомендации специалистов?


Предметный указатель

А

аболиционизм 15 агапэ 302

агрессивность 229 . акселерация 64 андрогиния 201 андрогины 11 аффилиация 218

Б

болевые ощущения 161 боязнь успеха (мотив избегания успеха) 215

В

вербальная память 176

вожачество 222

волевое мышечное усилие 112

восприятие 127

восприятие информации о себе и о

других 181 впечатляющий менеджмент 53, 295

Г

тендерная идентичность 200 тендерная идеология 200 тендерная сегрегация 277 тендерная социализация 123 тендерные стереотипы 325 тендерные установки 204 тендерный менеджмент 294 глазомер 135

графические движения 117 групповая продуктивность 254

динамический тремор 117

доминант 294 доминантность 224

- агрессивная 224

- макиавеллистская 225

- просоциальная 225

- эгоистическая 225 доминантность у животных 221 доминанты 49

заботливость 235 запечатление 143 зрительные ощущения 127

И

инграциация (ingratiation) 53

К

конвергенция полов 277, 298 контрдоминантность 226 кратковременная память 179

Л

лифтинг123 локус контроля 236

М

Мак-шкала (шкала макиавеллизма)

225 математические способности 190 метаанализ 42 мотивация достижений 214

Н

нарциссизм 212

О

обонятельные ощущения 159


430 Предметный указатель

Образная память 178

ожидаемаяпродолжительность жизни 98

органическиеощущения 160

ориентацияна задачу и межличностные отношения217

П

память на знаки 177

память на предметы и их расположение 178

памятьсвидетелей 182

плач ибеспокойство у детей 192

пате зрения136

политикаравных возможностей 260, 296

половоеразделение труда 34

представления 127

пространственные способности 140

Р

речевыеспособности 187

С

самооценка 207

самореферентности эффект 181 сверхсмертность мужчин 93 сегрегация-конвергенция полов 51 сексуализация межполовых контактов

291 сексуальное поведение 37

социальная память 180

социальная я-концепция 207

социо-лингвистический субкультурный подход 271

спонтанное речевое поведение 185

страх 194

стремление к автономным достижениям 214

Т

тактильные ощущения 156 токенизм (tokenism) 49 тревожность 233

Y

уровень заболеваемости 88

уровень притязаний 213

Ф

фейсизм 80 феминизм 15

формальной легитимной власти подход 271

X

хронометрические характеристики 159

Э

эмоциональность взрослых 195 эргографический индекс 107 эффективность лидерства 256


Учебное издание

Бендас Татьяна Владимировна

Тендерная психология

Учебное пособие

Главный редактор Е. Строганова

Заведующий редакцией Л. Винокуров

Руководитель проекта И. Карпова

Выпускающий редактор А. Борин

Литературный редактор Г. Барбашинов

Художественный редактор Л Адуевская

Корректоры И Викторова, И. Шабранская

Верстка И. Смарышева

Лицензия ИД№ 05784 от 07.09.01 Подписано к печати 05.08.05. Формат 70x100/16 Усл. п. л. 34,83. Доп. тираж 3500. Заказ 2&* ООО «Питер Принт», 194044, Санкт-Петербург, пр. Б. Сампсониевский, д. 29а Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3005 — литератора учебная

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Техническая книга» 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.