Сделай Сам Свою Работу на 5

Исследования дифференцировки мышечного напряжения Тамбиевой (1963) и Маркосяна (1969)





Воспроизводилось исходное мышечное напряжение. Половых различий не обнаружено. В 5-10 лет и мальчики, и девочки одинаково воспроизводили 25-47%, а в 14-16 лет— 14-20% исходного уровня указанного напряжения.

Исследование Н.А.Розе

Испытуемые: работники точного монтажного производства (радиоламп и телевизоров) в возрасте 18-28 лет (70 чел.), а также1 8-, 19- и 20-летние студенты Ленинградского университета (60 чел.), строители и курсанты Высшего училиша гражданской авиации (40 чел.) — последняя группа отличалась особой физической подготовкой. Изучалась успешность дифференцировки мышечного напряжения. Она была значительно выше у женщин по сравнению с мужчинами, и в этом плане наибольшие показатели демонстрировали девушки-монтажницы 1 8-21 года. У мужчин в возрасте от 18 до 28 лет идет некоторое увеличение успешности дифференцировки мышечного усилия (от 15,5 до 19,7 с для правой руки и от 14,0 до 18,6с—-для левой), максимальная успешность дифференцировки наблюдается в 19 лет, и в целом эти показатели успешности достаточно устойчивы. У женщин — противоположная тенденция: для них характерно снижение успешности дифференцировки в указанном периоде и ее неустойчивость.



Большая успешность дифференцировки мышечного напряжения у женщин сопровождалась и меньшим тремором рук, что свидетельствует об их меньших энергетических затратах по сравнению с мужчинами. Мужчины лучше справляются с дозированием больших мышечных усилий, а женщины — малых, и эта закономерность проявляется и в период врабатываемости, и особенно ярко — в условиях утомления. В последнем случае и женщины и мужчины становятся практически не способны к выполнению той работы, которая является их слабым местом (для мужчин это малые, а для женщин — большие усилия), либо при этом резко повышаются их энергетические затраты.

Исследование Н. А. Розе

Сравнивалась способность дифференцировать малые и большие усилия (от 20 г до 3 кг) в условиях производства. В начале рабочего дня женщины легко справлялись с дозированием малых усилий, мужчины же делали много грубых ошибок. Женщинам трудно было дозировать большие усилия. К концу рабочего дня, при утомлении, мужчины практически были не способны дифференцировать малые усилия, а жен-шины — большие. Если же способность дифференцировки сохранялась, она сопровождалась резким увеличением частоты колебаний тремора (в 5-8 раз), что свидетельствовало о возросших энергетических затратах.



Полученные результаты можно интерпретировать как показатели более глобальных закономерностей, отмеченных Б. Г. Ананьевым: большей стабильности


112Глава 4. Психомоторика

женского организма и женской психики (более быстрого восстановления после стресса), более широкого диапазона использования всех резервов организма и психики при столкновении со стрессом у женщин как показатель их лучшей адаптивности (асимметрия появляется после симметрии, когда исчерпаны первоначальные ресурсы) и преимущества мужчин в реагировании на редко встречающиеся раздражители (большие и малые), а женщин — на часто встречающиеся средние показатели (отсюда — большей изменчивости мужчин и большей стереотипности поведения женщин).

Такая характеристика, как волевое мышечное усилиестатической силы рук, собственно говоря, не является «чистым» проявлением моторики — здесь, кроме, нее, задействованы волевые качества личности. Однако мы должны помнить, что в реальной жизни отдельные психические явления не существуют изолированно от других. И поскольку в данной характеристике присутствует моторный компонент, целесообразно рассмотреть его в этой главе, тем более что в результате своих исследований Н. А. Розе пришла к выводу, что волевое усилие является интегрированным показателем мышечной регуляции организма.



Исследования половых различий по этой характеристике демонстрировали как их отсутствие, так и превосходство и мужчин и женщин. Разнобой в результатах, возможно, связан с исследовательской методикой: испытуемых просят удерживать либо половину максимальной силы (исследование Е. П. Ильина), либо одну треть (исследование Н. А. Розе), либо в условиях наличия соревнования (и здесь преимущество демонстрируют мужчины — Е. П. Ильин) или его отсутствия. Существует мнение (Е. И. Игнатьев), что преимущество женщин в выполнении монотонной работы связано именно с превосходством их над мужчинами по способности длительно удерживать волевое мышечное напряжение.

Впечатляет и убеждает сделанный Н. А. Розе вывод о том, что динамика волевого усилия мужчин и женщин отличается большим своеобразием. У мужчин растет успешность волевого усилия и резко выражены подъемы и спады (максимальные показатели можно наблюдать в 19 и 26 лет), у них высока степень асимметрии и вариативности, тремор невысок, что свидетельствует о меньших энергетических тратах (возможно, из-за большей силы). У женщин же можно наблюдать плавное снижение показателей от 18 до 22 лет, успешность практически равная с мужчинами, но при меньшей степени асимметрии и вариативности и больших энергетических затратах.

Таким образом, мужчины и женщины добиваются равной успешности волевого усилия, но по разным причинам: мужчины — благодаря большей силе, а женщины — благодаря большим энергетическим затратам.

До экзамена у женщин более резко, чем у мужчин, снижается время удержания максимального мышечного усилия, а после экзамена успешность волевого усилия быстро восстанавливается, превышая даже фоновый уровень. У мужчин после экзамена успешность волевого усилия продолжает снижаться. По Л. А. Головей (1968), аналогичные данные были получены и по показателям асимметрии времени удержания волевого усилия.

Исследование Н. А. Розе

Возраст испытуемых — от 18 до 28 лет. Волевое усилие изучалось с помощью методики определения выносливости к статическим усилиям пальцев кисти рук. Регист-


Моторика у взрослых 113

рировались 2 показателя: время удержания мышечного напряжения, по интенсивности равного одной трети максимальной силы (показатель успешности), и количество колебаний кисти рук (тремор). Две серии испытаний: фоновые и в условиях психической нагрузки (интеллектуально-эмоциональной — до и после экзамена).

Результаты (табл. 4.2).: кривые сдвигов мужчин и женщин противоположны — у мужчин наблюдается повышение показателей, с резко выраженными подъемами и спадами (максимальные показатели в 19 и 26 лет), а у женщин — плавное снижение показателей от 18 до 22 лет. Успешность у мужчин несколько выше (но половые различия статистически незначимы); выше и степень асимметрии и вариативности. Тремор же у мужчин меньше, чем у женщин, и более устойчив. Высока индивидуальнаявариативность результатов.

До экзамена у женщин более резко, чем у мужчин, снижалось время удержания максимального мышечного усилия, а после экзамена успешность волевого усилия быстро восстанавливалось, превышая даже фоновый уровень. У мужчин после экзамена успешность волевого усилия продолжала снижаться.

зблииа 4.2 Половозрастные особенности успешности волевого усилия рук (по Н. А. Розе)

 

 

 

Возраст, годы Женщины Мужчины
Время удержания, с Тремор Время удержания, с Тремор
Правая Левая Правая Левая Правая Левая Правая Левая
75,5 71,6 0,4 0,6 82,0 72,7 0,4 0,4
67,7 68,6 0,3 0,5 137,7 111,2 0,3 0,5
67,0 58,0 0,4 0,5 115,0 94,1 0,4 0,4
61,0 52,0 0,6 0,2 71,3 70,3 0,4 0,3
80,1 79,0 0,8 0,6 86,1 90,0 0,2 0,4
145,0 86,0 0,5 0,4 116,0 102,1 0,3 0,4
73,1 73,0 0,5 0,5 80,5 87,0 0,5 0,4
102,0 79,2 0,3 0,4 95,0 101,1 0,4 0,4

Примечание. Приводится лишь часть таблицы, имеющая отношение к половым особенностям; пропускается также период 22-24 года, так как в нем не указаны половые различия (Т. Б).

Эти результаты очень интересны. Во-первых, они еще раз подтверждают общие закономерности полового диморфизма, отмеченные Б. Г. Ананьевым: большую вариативность показателей у мужчин и большую их стереотипность у женщин. Во-вторых, становится очевидным, что не стоит говорить о преимуществе какого-либо пола в целом (и тем более принимать его за эталон, с которым сравнивается другой пол) — речь может идти только о своеобразии полов. Высокой успешности можно добиваться разными путями, и это следует учитывать в практической работе с мужчинами и женщинами. Методика работы должна учитывать это своеобразие, а не стремиться «подтянуть» представителей одного пола к представителям другого.


114 Глава 4. Психомоторика

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.