Сделай Сам Свою Работу на 5

Возбуждение уголовного дела





Поводами для возбуждения уголовного дела по признакам взяточ­ничества (коррупции) обычно являются: заявления граждан (анонимные или именные), статьи и заметки в печати, данные ревизионных управ­лений, инспекций, контролеров; заявление взяткодателя; непосред­ственное обнаружение признаков преступления следователем или судом (в частности, при расследовании или рассмотрении другого дела); дан­ные оперативной деятельности. Все приведенные варианты могут быть сведены к двум обобщающим ситуациям: а) поступило заявление или со­общение с указанием конкретных фактов передачи денег, подарков, ак­ций и т. п. должностному лицу или указание на лицо, но без конкрет­ных фактов, за что и когда передавалось вознаграждение, а также со­общение фактов о передаче данным должностным лицом документов, оказания им содействия взяткодателю (коррумпирующей его структуре); б) соответствующие данные получены оперативным путем или в резуль­тате инициативного поиска самим следователем.

В рамках этих двух глобальных ситуаций могут быть выявлены при­знаки, подлежащие как первоначальной проверке, так и позднейшему тщательному расследованию.



В первую группу могут быть отнесены признаки, чаще всего обра­щающие на себя внимание окружающих. Это уровень благосостояния должностного лица, его времяпрепровождение, поездки в дальнее за­рубежье, наличие многокомнатной квартиры, коттеджа, ТС иностран­ной марки и т. п. К этому могут быть добавлены специфические связи


§ 2. Выявление признаков преступления, тактика проверочных действий 859

должностного лица с коммерческими (или преступными) структурами, недосягаемость для простых граждан, невозможность попасть к нему на прием и т. п.

Ко второй группе признаков относятся те, которые характеризуют положение должностного лица: оно правомочно принимать решения, затрагивающие интересы физических и юридических лиц, у которых возникает потребность в реализации этих интересов (создание коммер­ческих структур и их регистрация, потребность в кредитах, решение вопроса об их выдаче и т. п.). К подобным признакам могут быть отнесены и более сложные варианты, когда в организации, где предполагается наличие коррумпированных служащих, создается такая продуманная и хорошо организованная система защиты от информационного и факти­ческого проникновения посторонних, которая скорее напоминает круго­вую поруку, нежели диктуемую интересами нормально функционирую­щего учреждения. Не следует забывать, что одно из проявлений кор­рупции — это отсутствие гласности в принятии решений (контрактов, проектов и т. п.). И наоборот, гласность, прозрачность бюджета, счетов, доходов — средство борьбы с коррупцией.



К указанным выше признакам примыкают и такие, которые свиде­тельствуют о некоторых особенностях поведения должностного лица (встречи с криминальными авторитетами, посещение казино, ночных клубов, бань, саун, где регулярно отдыхают представители преступного мира, регулярные встречи с представителями частного бизнеса и т. п.). Немаловажными в доследственной проверке могут быть и такие дей­ствия, как выявление совершенных преступлений, способствовавших по­лучению средств для взятки, подкупа, содержания; отмывание капита­лов с этой же целью.

И, наконец, последнюю группу могут составить документы — от управленческих (распоряжения, приказы, протоколы) и бухгалтерских до частных (черновые записи, письма) и прочих (счета гостиниц, реги­страция автомобиля, приобретение квартиры) и т. п.

Предварительная проверка заявлений или сообщений может осу­ществляться путем ознакомления и оперативными средствами. Метод ознакомления включает истребование необходимых материалов, доку­ментов; изучение документов учета и отчетности, получение объясне­ний, изучение дел, находящихся в органах прокуратуры, МВД (рас­следуемых, приостановленных, прекращенных).



Оперативным путем устанавливаются свидетели, соучастники пре­ступления, собираются сведения о взяткодателе, о коррупционерах. При расследовании взяточничества и коррупции, особенно связанных с совершением должностных преступлений, наиболее успешным являет­ся реализация всех форм проверки, причем в кратчайшие сроки. При этом предварительная проверка не включает в себя производство след­ственных действий.

Иногда в заявлениях и сообщениях граждан отсутствует необходи­мый объем данных о признаках состава преступлений: называется дол­жностное лицо, но не приводятся конкретные примеры получения взятки (когда, от кого, за что); сообщаются конкретные факты получения взят­ки (содержания коррумпированного чиновника), но со ссылкой на ин-



Глава 51. Расследование должностных преступлений


формацию, полученную от других граждан. Нередки случаи анонимных заявлений: письменных или сообщаемых по телефону.

Предварительная проверка подобных заявлений осуществляется в соответствии со ст. 144 УПК РФ. При этом из учреждений и организаций могут быть истребованы документы, достаточные для возбуждения уго­ловного дела по признакам взяточничества или иного должностного преступления. В ходе проверки могут изучаться материалы, по кото­рым раньше было отказано в возбуждении уголовного дела в отноше­нии лица, на которое вновь поступило заявление. С целью проверки могут быть получены объяснения от заявителя и иных лиц. В таких объяс­нениях следует уточнить обстоятельства того события, сведения о кото­ром содержатся в первоначальном документе.

Проводя проверочные действия и давая задания оперативного по­рядка, следователь принимает меры к тому, чтобы подозреваемый не узнал о проверке, а если и узнал, то не смог догадаться о ее целях. Так, наряду с материалами, необходимыми для проверки факта взяточ­ничества (коррупции), запрашивают и другие (документы учета, отчет­ности, переписка с контрагентами и т. п.) (схема 51.1).

Если заявление (сообщение) о взяточничестве носит анонимный характер, то прежде всего устанавливают, имело ли место действие, за которое, по данным заявителя, получена взятка. Если это установле­но, то проверяют законность выполнения этого действия, причастность к нему конкретного должностного лица, обвиняемого в получении взят­ки. Если в заявлении не указаны взяткодатели, то принимаются меры к их установлению, а также к выяснению личности заявителя и в каких взаимоотношениях он находится с лицами, которых обвиняет.

Если уголовное дело возбуждается по сообщению гражданина, у ко­торого должностное лицо вымогает взятку, то в соответствии со ст. 141 УПК РФ оформляется заявление, подписываемое этим гражданином и лицом, его принявшим. При этом заявителю разъясняется ответствен­ность за ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем делается отметка в протоколе о добровольном заявлении. В нем должно быть указано, где работает лицо, вымогавшее взятку, за какие действия (услуги) он ее требует, в какой форме; когда, где, при каких условиях она должна быть передана и т. д. Если в качестве предмета взятки фигурируют деньги, то указывается сумма, количество купюр, их достоинство, номера. Если пе­редается вещь, указываются ее общие и частные признаки.

Важным моментом стадии проверочных действий является опреде­ление достоверности имеющейся информации. Ознакомление с докумен­тами позволяет установить факты, отраженные в этих документах (за­нижение стоимости приватизированного имущества, неоправданное предоставление льготного кредита и т. п.). Сбор информации, поступаю­щей рт граждан, позволяет составить представление о личности инфор­матора и его отношениях с взяткодателем (коррумпированным должно­стным лицом) и определить, какие из сообщаемых фактов и каким обра­зом могут быть проверены.

Для того чтобы проверить достоверность информации о взятке или коррупции, желательно получить данные по нескольким каналам, из нескольких независимых друг от друга источников.


§ 2. Выявление признаков преступления, тактика проверочных действий 861

Первичные сведения

о получении взятки

(коррупции)


Изучение структу­ры организации и условий ее деятель­ности по месту ра­боты взяткополуча­теля (коррумпиро­ванного служащего)


Изучение храня­щихся в ОВД (про­куратуре) отказных производств, приос­тановленных, пре­кращенных уголов­ных дел, архивов судов


Использование воз­можностей опера­тивно-розыскной деятельности для

получения дополни­тельной информа­ции для осмотров, для изъятия


 


Истребование и изу­чение различных документов (управ­ленческих, финансо­вых и т. п.) для опре­деления функций учреждения, состоя­ния учета и контро­ля за прохождением документов


Получение объяс­нений у должност­ных лиц и граждан


 


Проведение по ини­циативе следователя проверок финансово-хозяйственной (орга­низационной, управ­ленческой) деятель­ности организации, где работает взятко­получатель (группа лиц)


Получение кон­сультаций у специ­алистов, ревизо­ров, аудиторов


Схема 51.1. Алгоритм первичной проверки до возбуждения уголовного дела о взяточничестве

После проверки исходных данных и возбуждения уголовного дела могут быть выдвинуты следующие общие версии: а) факт дачи-получе­ния взятки или ее вымогательства имел место; б) подкуп государствен­ного служащего, оказание ему различного рода услуг осуществляются систематически; в) получения взятки (коррумпированности) не было, имел место оговор должностного лица; г) заявитель ошибочно истолко­вал слова и действия должностного лица как вымогательство взятки; д) должностное лицо правомерно получило вознаграждение (гонорар, наследство, возвращенный долг и т. п.), не совершая каких-либо дей­ствий в интересах третьих лиц (структур).

Наряду с этими общими (наиболее типичными) версиями должны строиться и версии частные; они могут касаться субъектов взяточниче­ства и коррумпированных деятелей, связей этих субъектов между со­бой, мотивов, характера их действий. Необходимо построить версию и о ситуации, в которой реализуется или будет реализовываться взяточни­чество (коррупция). Эта версия должна касаться места, времени, обета-


862 Глава 51. Расследование должностных преступлений

новки, возможного отражения действий в документах, иных материаль­ных источниках. При расследовании эпизодов взяточничества должна проверяться и версия о технологии передачи-получения взятки: месте передачи, способе, используемых при этом технических средствах, тай­никах, сопутствующих процедурах и т. д.

Важной является и такая частная версия, которая способствует отыс­канию материально фиксированных следов (прямых или косвенных до­казательств) дачи-получения взятки. Это могут быть уже оставленные, но еще не обнаруженные следствием следы (совместного пребывания, переданных денег или ценностей и др.), в том числе и те, которые могли или должны были возникнуть с учетом конкретной обстановки, следы, которым еще предстоит быть оставленными в момент передачи взятки, где планируется задержание (обнаружение предмета взятки, следов рук взяткодателя на упаковке денег, предмета и т. п.).

Планирование расследования, первоначальные следственные действия

Выдвинутые версии определяют очередность и комбинацию след­ственных действий (и оперативно-розыскных мероприятий), обеспечи­вающих проверку исходной информации и получение доказательств.

При планировании расследования необходимо исходить из первооче­редности установления фактов, прямо или косвенно свидетельствующих о возможности (достоверности) получения взятки (коррумпированности): а) фиксация передачи-получения предмета взятки, показаний об этих фактах, вещественные и документальные доказательства такой переда­чи-получения; б) отслеживание фактов встречи, телефонных перегово­ров, совместного времяпрепровождения (в ресторане, поездке, в.бане, казино и т. п.) государственного служащего (должностного лица) с пред­ставителями тех структур, которым он создал (обеспечивает) режим наибольшего благоприятствования (для получения кредитов, льгот, раз­решений и т. п.); в) обнаружение материально-фиксированных послед­ствий передачи-получения взятки: денег и ценностей по месту житель­ства взяткодателя (коррумпированного должностного лица), упаковки взятки, следов пребывания взяткодателя в квартире взяткополучателя, в месте их встречи. Поисковые мероприятия в комиссионных и коммер­ческих магазинах, где могут реализовываться предметы взятки; г) вы­явление свидетелей и очевидцев приведенных выше фактов (встреч, передачи, реализации предметов взятки и т. п.).

Должны планироваться также мероприятия с целью воспрепятство­вать дальнейшей преступной деятельности коррумпированного чиновни­ка (создания лжеобъединений, получения незаконных кредитов и т. п.).

Важной является частная версия об источнике средств, расходуе­мых на дачу взятки (содержание должностного лица). Здесь вариантами проверяемых источников в зависимости от личности (структуры) взят­кодателя могут быть следующие: а) деньги (ценности), полученные у других лиц также в качестве взятки; б) деньги, полученные в результа­те хищений государственной, общественной или коммерческой собствен-


§ 3. Планирование расследования



ности; в) наличные средства, скрытые от налогообложений, которыми оперирует коммерческая структура; г) "грязные" деньги криминального бизнеса (вымогательство, сутенерство, наркотики, азартные игры и т. п.); д) деньги из "общака" криминальной структуры; е) деньги, полученные законным путем.

По каждому из приведенных вариантов с целью проверки должны быть проведены как следственные, так и оперативные действия. Характер их будет зависеть от особенностей проверяемого факта. Такие действия включают: допросы лиц, проверку счетов, оперативные мероприятия.

Составляя план расследования, необходимо учитывать и такое не­маловажное обстоятельство, как соотношение акта передачи-получения взятки и выполняемых за это действий. Здесь возможны три варианта: взятка-аванс, даваемая заранее с обговариванием последующих действий взяткополучателя (выдача разрешения, предоставление льгот и т. п.); взятка, передаваемая за действия, совершаемые незамедлительно: пе­редача информации, документов, товаров и т. д.; и, наконец, взятка-благодарность за услуги, имущество, информацию и пр., которые были ранее переданы лицу или группе лиц. При коррумпировании должност­ного лица взятка-аванс и взятка-благодарность фактически сливаются, так как речь идет о длительном содержании этого лица, постоянно ока­зывающего покровительство содержащей его структуре.

В зависимости от категории взятки и должно планироваться рассле­дование. Если это взятка-аванс, то основной упор делается на отслежи­вание ситуации, когда взяткополучатель начнет выполнять ожидаемые от него действия. При взятке за немедленно совершенные действия возможны два варианта: если факт взятки уже имел место и действия уже совершены, потребуется собирать доказательства того и другого; если передача еще предстоит, то проводится операция по задержанию с поличным. При варианте взятка-благодарность, она же аванс, необхо­димо устанавливать факты длительных взаимоотношений между взят­кодателем и взяткополучателем, систематичность действий, совершае­мых в интересах взяткодателя, их контакты и т. п.

Типичными первоначальными следственными действиями по рас­сматриваемым категориям дел являются: а) допрос заявителя, свидете­лей; б) задержание с поличным; в) осмотр документов, вещественных доказательств, предмета взятки; г) осмотр места происшествия; д) обыски у субъектов взяточничества, коррупции, должностных преступлений; наложение ареста на имущество; е) допрос подозреваемого.

Если допрашивается лицо, заявившее о взяточничестве, то преж­де всего указывается его отношение к расследуемому событию: а) взят­ка вымогается у него лично или он слышал от определенных граждан, что данное лицо берет взятки; он сам предложил взятку и получил согласие или ее вымогало должностное лицо; б) должностному лицу пытались вручить или помимо его воли вручили (передали, переслали, вручили, оставили в кабинете) взятку.

В любом случае допрос должен вестись целенаправленно, с учетом обстоятельств, подлежащих доказыванию. У гражданина, заявившего, что у него вымогают взятку, выясняют: где и когда он познакомился с взяткополучателем, где и кем тот работает; был ли посредник, его имя,


864 Глава 51. Расследование должностных преступлений

фамилия, приметы, работает ли он в том же учреждении, что и взятко­получатель, с какой целью обращался заявитель в это учреждение, ка­кие документы могут свидетельствовать о посещении им этого учреж­дения (пропуск на его имя, зарегистрированное в секретариате или кан­целярии заявление, иные документы); с кем из сотрудников он общал­ся, идя к должностному лицу, где находится кабинет этого лица, како­ва обстановка в кабинете1.

Допрашиваемому можно предложить составить схему комнаты и расположение в ней мебели. Выяснить: кто заходил в кабинет в его присутствии (приметы лица, имя, отчество, услышанный разговор); были ли на приеме другие лица, по каким вопросам; приметы взяткополуча­теля, во что он был одет; как произошло соглашение о взятке, имело ли место вымогательство; в какой форме состоялся разговор о взятке (по возможности привести дословно); какие действия требовалось со­вершить в интересах взяткодателя (заявителя); не получал ли заяви­тель ранее отказ в совершении этих действий; не обжаловал ли он ре­шения должностного лица, какими документами это подтверждается; что фигурировало в качестве взятки.

Если допрашивается лицо, уже давшее взятку, то наряду с приве­денными обстоятельствами устанавливается: в какой форме дана взят­ка, что было ее предметом; если деньги, то в какой сумме, какими купюрами, в какой упаковке; если это вещь, то какая, ее признаки, упаковка; не брал ли допрашиваемый для передачи взятки деньги из банка, не занимал ли у близких, друзей, сослуживцев; когда, какую сумму, как объяснял цель займа; кому говорил о передаче им взятки, кто прямо или косвенно может знать о факте передачи-получения взятки.

Если допрашиваемый — постороннее лицо, то в первую очередь предстоит выяснить, откуда ему известно о факте взяточничества и что конкретно, видел ли он передачу взятки, ее предмет, признаки вещи; каков источник взятки, за что она.дана, за какие действия (без­действие), выполнены ли эти действия, кто еще знает о факте дачи-получения взятки.

При допросе должностного лица, которому пытались вручить или помимо его воли передали взятку, выясняют, кто пытался передать взятку, знает ли он это лицо, его приметы, во что был одет, на какие действия (бездействие) рассчитывал взяткодатель; обращался ли ранее по поводу выполнения этих действий, получал ли отказ; обращался ус­тно или письменно, какие документы оставил; кто из сотрудников мог видеть взяткодателя и его документы; обстоятельства передачи взятки, где это лицо может находиться в настоящее время.

Задержание с поличным является наиболее сложным следственно-оперативным действием, зато в случае его успешного проведения по­лучают важные доказательства виновности участников, используют за­держание как сильный психологический фактор, позволяющий устано­вить многие обстоятельства взаимодействия и взаимоотношений субъек­тов взяточничества, коррупции.

Задержание с поличным может быть реализовано: а) когда точно из­вестно лицо, время и способ предстоящей передачи взятки; б) когда

1 Обстановку кабинета (квартиры) выясняют максимально подробно.


§ 3. Планирование расследования



у гражданина вымогают взятку и он об этом добровольно заявляет и ак­тивно способствует следствию; в) когда лицо регулярно получает взятки (например, в часы приема) и схема передачи взятки достаточно проста.

При подготовке к задержанию могут быть проведены такие дей­ствия, как перепись номеров купюр денег, предназначенных для взят­ки; нанесение на предмет взятки соответствующих меток специалистом; использование для упаковки предмета взятки материала, часть которо­го остается в распоряжении следователя (для последующего установле­ния принадлежностей частей единому целому). Каждое из указанных выше действий протоколируется надлежащим образом.

Задержание целесообразно осуществлять в момент передачи-получе­ния взятки или непосредственно после этого, причем так, чтобы лицо не могло выбросить предмет взятки, вернуть его. Следователь не должен участвовать в захвате с поличным, поскольку в этом случае он становит­ся свидетелем. После задержания взяткополучателя производится его лич­ный обыск. В протоколе обыска отражаются: где обнаружен предмет взятки (в кармане, портфеле), в каком виде (в упаковке, ее вид, состояние), в каком порядке расположены предметы взятки и другие находящиеся там предметы. Данное обстоятельство имеет важное значение, так как обыс­киваемый нередко заявляет, что деньги (взятку) ему засунули в карман (сумку, портфель) тайком и он ничего об этом не знает. Однако тот факт, что в кармане поверх конверта с деньгами находятся платок, футляр с очками и другие предметы, способен опровергнуть подобные объяснения.

Важное значение имеют обыски, проводимые как по месту рабо­ты, так и по месту жительства подозреваемых во взяточничестве (кор­рупции). В зависимости от ситуации возможно проведение группового обыска одновременно у всех участников с тем, чтобы они не имели воз­можности уничтожить доказательства.

В ходе обыска ищут предмет взятки, его упаковку; ценности, на­житые преступным путем; чеки, товарные ярлыки, позволяющие уста­новить факт приобретения определенных вещей в определенный период, договоры дарения, акции предприятий, документы, записи, содержащие сведения о круге участников взяточничества (круге коррумпированных лиц) и роли каждого из них; черновики документов и документы, отра­жающие действия, совершаемые за взятку.

Наряду с обыском по месту работы может быть произведена выемка документов. Предварительно документы осматривают, изымая из них те, которые свидетельствуют о незаконности действий (бездействия) должностного лица; документы, отражающие хотя и законно совер­шенные действия, но с некоторыми отступлениями от существующего порядка ("особый" порядок прохождения документов через секретари­ат, канцелярию, другие отделы). Это могут быть фальсифицированные, подложные документы (расписки, справки, чеки, квитанции и т. п.); документы, позволяющие судить о систематичности совершаемых за взятку действий, длительной связи коррумпированных лиц (трудовые соглашения, заключаемые с одной и той же коммерческой структурой, акты приемки работ и т. п.).

С целью обеспечить сохранность имущества, нажитого преступным путем, возместить государству причиненный ущерб, следователь нала-



Глава 51. Расследование должностных преступлений


гает арест на имущество подозреваемых (обвиняемых). Если есть сведе­ния о передаче имущества или его части родственникам, членам семьи, иным лицам, то арест налагается и на него.

В качестве подозреваемых и обвиняемых допрашиваются взяткода­тель, посредник (если он был), взяткополучатель, коррумпированные лица. Как показывает практика, допросы целесообразно вести именно в такой последовательности, хотя возможна и иная — в зависимости от складывающейся ситуации. Особенно эффективен может быть допрос взяткополучателя в случае его задержания с поличным или обнаруже­ния по месту его работы (жительства) изобличающих доказательств. Основная задача такого допроса — установить как можно большее число деталей получения взятки (взяток) и подробно изложить те действия (бездействие), которые должностное лицо обещало за это выполнить (кто помогал его действиям, с кем оно было связано, как намерено было действовать, какие меры безопасности предпринимались и т. п.). Вопро­сы общего характера (круг служебных обязанностей подозреваемого, по­рядок работы учреждения, где он трудился) можно будет выяснить по­зднее, на последующих допросах.

Если факт задержания с поличным отсутствует, то допрос подозре­ваемого должен проводиться по другим тактическим приемам. Для по­лучения правдивых показаний важно установить с, ним психологический контакт. Учитывая, что взяткополучателем является должностное лицо, порой занимающее ответственное положение, очень важно изучить его прошлую деятельность, имеющиеся заслуги; быть корректным и вежли­вым в обращении с ним; объективно и внимательно относиться к его ходатайствам.

При допросе должностного лица, отрицающего свою вину, должны быть использованы фактические обстоятельства, прямо или косвенно свидетельствующие о получении взятки: обнаружение предмета взятки и его упаковки, факт совершения им действий в интересах взяткодате­ля, причем с нарушением существующего порядка; показания свидете­лей, очевидцев, предъявление для опознания, предъявление докумен­тов. Если допрашиваемый признался в получении взятки (коррумпиро­ванности, совершении должностного преступления), то его необходимо подробно допросить по всем обстоятельствам предмета доказывания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.