Назначение и проведение судебных экспертиз по делам о налоговых преступлениях
Основные экспертизы по делам о налоговых преступлениях связаны с исследованием документов: криминалистические и судебно-эконо-мические.
В задачу технико-криминалистической экспертизыдокументов входит установление того, каким способом изготовлен документ, использован ли для этого подлинный или поддельный бланк, нанесены ли оттиски печати и штампа подлинными или поддельными клише; что было нанесено раньше: текст, подпись, оттиск печати; вносились ли исправления в первоначальный текст, каков характер этих.исправлений; как первоначально читался измененный текст.
При наличии рукописных документов может быть проведена судеб-но-почерковедческая экспертиза.Вместе с исследуемым документом должны быть направлены образцы почерка проверяемого лица (свободные, относительно свободные, экспериментальные). На разрешение эксперта ставятся следующие вопросы:
не выполнен ли текст документа (резолюция, подпись) лицом, образцы почерка которого прилагаются;
кем из проверяемых лиц выполнен документ;
не выполнены ли исследуемые документы одним лицом;
выполнены ли разные фрагменты одного документа одним или разными лицами.
Особо важное значение имеют судебно-экономические экспертизы.Они позволяют на основе изучения документов хозяйственного учета выводным путем установить фактические данные о совершенных финансово-хозяйственных операциях, экономических показателях, наличии или отсутствии хозяйственных средств. Полученные при этом сведения дают экспертам ответ на кардинальный вопрос следствия о том, какой размер налога не уплачен в бюджет.
Из числа экономических наиболее часто назначаются судебно-бух-галтерскаяи финансово-экономическая экспертизы.
Предметом судебно-бухгалтерской экспертизы являются операции бухгалтерского учета. Она позволяет установить, правильно ли отражены финансово-хозяйственные операции в бухгалтерских документах; в отношении каких операций допущены искажения; в результате каких нарушений занижены суммы налога; какая сумма налога не была пе-
§ 4. Экспертизы по делам о налоговых преступлениях
речислена в бюджет; подтверждается ли вывод акта о документальной проверке; кто ответствен за порядок ведения учета и отчетности.
Приведенная модель является оптимальной, но, к сожалению, далеко не всегда реализуемой именно при расследовании налоговых преступлений. Дело в том, что фактически при совершении этих преступлений бухгалтерский учет, как правило, либо отсутствует, либо отражает финансово-хозяйственную деятельность не в полном объеме. И то и другое является средством совершения налогового преступления, способом его сокрытия. Подобное положение с бухгалтерским учетом создает серьезные, а порой непреодолимые препятствия для производства судебно-бухгалтерских экспертиз, так как в их компетенцию восстановление учета не входит.
Вместе с тем даже в этих условиях целый ряд обстоятельств, относящихся в конечном счете к предмету доказывания, к его элементу, касающемуся события преступления, может быть установлен в рамках судебно-бухгалтерской экспертизы. Для этого на ее разрешение обыч-^ но ставятся следующие вопросы:
каково состояние бухгалтерского учета в организации (на предприятии);
какие нарушения порядка ведения бухгалтерского учета имели место;
соответствуют ли записи в документах бухгалтерского учета о производственных затратах данным первичной документации;
с какими хозяйственными операциями связаны допущенные в учете искажения;
соответствуют ли данные, отраженные в финансовой отчетности организации (предприятия) за определенный период, данным бухгалтерского учета;
полностью ли оприходованы материальные ценности;
к какому периоду относятся выявленные расхождения в учетных данных о приходе (расходе) материальных ценностей;
кто ответствен за порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
В тех случаях, когда возможности судебно-бухгалтерской экспертизы ограничены, должна назначаться судебная финансово-экономическая экспертиза1. Она позволяет в новых условиях хозяйствования устанавливать способы искажения бухгалтерской отчетности (фальсификацию балансов) и отрицательные последствия нарушений гражданского и налогового законодательства.
Финансово-экономическая экспертиза исследует балансовые взаи-. мосвязи данных учета, выявляя конкретные нарушения налогового законодательства. Эти взаимосвязи устанавливают по отражению в журналах-ордерах, ведомостях и других регистрах, где накапливается информация, в главной книге регистрации хозяйственных операций, а также в балансе предприятия и приложениях к балансу, включая отчет о финансовых результатах.
Перед судебной финансово-экономической экспертизой могут быть поставлены следующие вопросы:
1 См.: Кучеров И. И. Налоговые преступления. М., 1997. С. 150 и след.
800 Глава 49. Расследование налоговых преступлений
какова фактическая себестоимость реализованной продукции;
подлежит ли налогообложению сумма, полученная от определенной хозяйственной операции;
в результате каких нарушений произошло занижение налогооблагаемой базы;
какая сумма налогов не уплачена в бюджет в результате допущенного нарушения.
Для решения этих вопросов судебному эксперту должны быть представлены: подлинная бухгалтерская отчетность, подписанная лицами, отвечающими за ее достоверность, и представленная в налоговый орган; система счетных записей. Если отсутствуют накопительные документы бухгалтерского учета, то необходимо представить первичные документы.
Говоря об использовании специальных познаний при расследовании налоговых преступлений, нельзя не упомянуть аудиторские проверки.Аудиторская проверка позволяет установить достоверность бухгалтерской отчетности предприятия и соответствие совершенных им финансовых или хозяйственных операций действующему законодательству. Она может быть проведена на основе документов, изъятых следователем в установленном законом порядке.
По своей сути аудиторские проверки представляют собой независимую экспертизу, осуществляющую анализ публичной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью установить ее достоверность, полноту, соответствие действующему законодательству и порядку ведения бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности и других видов контрольной работы.
Недостатком аудиторской проверки является то, что в ходе ее проведения используются традиционные методы документальной ревизии и фактического контроля (как при инвентаризации). Однако подобным путем не удается выявить приемы и способы фальсификации бухгалтерских балансов. Аудитор проверяет документальное подтверждение записи в бухгалтерском учете с выходом ее на баланс и на отчет. Иными словами, он проверяет наличие первичных документов, фиксирующих сведения о хозяйственной операции и ее последующее отражение. В тех случаях, когда в документы внесены ложные сведения, аудитор, в отличие от судебного эксперта, не может определить недостоверность первичных документов, а следовательно, установить фальсификацию баланса и тем самым способ совершения налогового преступления.
§ 5. Обеспечение возмещения ущерба, причиненногоналоговыми преступлениями
Одна из важнейших задач при расследовании налоговых преступлений — обеспечить гражданский иск, возместив причиненный государству ущерб.
В соответствии со ст. 104 НК РФ исковое заявление о взыскании налоговой санкции подает налоговый орган. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не явля-
§ 5. Возмещение ущерба, причиненного налоговыми преступлениями 801
ющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции. Однако подобные действия чаще совершаются по делам о налоговых правонарушениях, но не преступлениях. По делам о налоговых преступлениях подача указанных исков возможна только после вступления в силу обвинительного приговора.
Поэтому по делам о налоговых преступлениях наиболее эффективным является подача гражданского иска в уголовном процессе. В соответствии со ст. 44 УПК РФ в качестве гражданского истца может выступать и юридическое лицо, а следовательно, и налоговый орган.
Вместе с тем на практике возникает немало вопросов, связанных с возмещением ущерба и взысканием налоговых санкций.
Как отмечалось ранее, непосредственным объектом налоговых преступлений являются отношения, возникающие по поводу неуплаты налогов. Последствием преступного нарушения налогового законодательства является ущерб, причиненный государству, не получившему в бюджет средства, которые ему причитаются и которые оно должно было получить.
Так как контроль за соблюдением налогового законодательства возложен на налоговые инспекции, правоутверждающий документ Положение о Государственной налоговой службе РФ в п. 18 (подп. "з") и ст. 104 НК РФ обязывают их обеспечивать правильность применения налоговых санкций и своевременно их реализовывать.
Отсюда следует, что именно налоговые инспекции обязаны заявлять гражданские иски, в том числе и в уголовном процессе, с целью возмещения ущерба государству. На практике так чаще всего и происходит.
Вместе с тем в соответствии с ч. 3 ст. 44 УПК РФ право предъявления гражданского иска предоставлено и прокурору, если этого требует охрана государственных интересов.
Таким образом, в задачу следователя входит выяснение вопроса о том, кто будет предъявлять иск, и принятие мер к его обеспечению.
Требование возместить материальный ущерб прежде всего может быть обращено к обвиняемому (или обвиняемым, несущим солидарную ответственность). Практика по делам о налоговых преступлениях допускает гражданские иски к организациям.
При любом варианте необходимо правильно оформить гражданский иск и представить документы, подтверждающие обоснованность сумм, предъявленных ко взысканию. Как правило, в сумму иска включают штрафные санкции и пени за просрочку уплаты.
В целях обеспечения гражданского иска следователь обязан наложить арест на денежные средства и имущество обвиняемого или иных лиц, у которых находится имущество, приобретенное преступным путем. Порядок хранения арестованных денежных средств определяется совместным письмом ФСНП России, Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ от 16 августа 1996 г.
Если речь идет об имуществе предприятия, то необходимо учитывать, что арест на него может быть наложен лишь в том случае, если обвиняемый является его владельцем или совладельцем, а также если имеются данные о том, что сокрытые от налога средства обращены в собственность этого предприятия.
Глава 50. Расследование преступлений против общественной безопасности
§ 1. Расследование бандитизма
Криминалистическая характеристика преступления. Бандитизм, т. е. создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации (ст. 209 УК РФ), относится к числу особо тяжких преступлений. Оконченный состав преступления образуют действия по организации (созданию), руководству и участию в банде, а также участие в совершаемых ею нападениях. Организация или участие в банде, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, квалифицируется особо, по ч. 3 ст. 209 УК РФ, и рассматривается как признак, отягчающий ответственность.
Банда, будучи преступной организацией, характеризуется устойчивостью и вооруженностью. Об устойчивости свидетельствуют стабильность ее состава и структуры, постоянность преступной деятельности, осуществляемой преимущественно однотипными средствами и методами. Вооруженность характеризуется наличием хотя бы у одного члена банды оружия, т. е. устройства или предмета, конструктивно предназначенного для поражения живой или иной цели (Федеральный закон "Об оружии").
Бандитизм по своему содержанию представляет корыстно-насильственное преступление. Его преимущественными целями служат завладение чужим имуществом, ценностями, деньгами путем насилия или реальной угрозы его немедленного применения. Однако бандитские нападения могут преследовать и цели неимущественного характера, связанные с интересами членов банды. По разъяснению Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. совершение при бандитизме других тяжких преступлений требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК.
Обычно членами банды являются мужчины в возрасте 25—40 лет, но в практике встречаются члены банд — женщины (иногда даже организаторы). Известны случаи создания банд исключительно из несовершеннолетних старших возрастов. По сравнению с другими преступными организациями структура банд более проста, она редко содержит блоки, выполняющие контрразведывательные функции; такие функции может выполнять член банды из числа сотрудников властных структур.
Бандитские нападения совершаются на квартиры граждан, обладающих по информации преступников значительными материальными ценностями: коммерсантов, дельцов и звезд шоу-бизнеса и т. п., на банковские учреждения, часто на пункты по обмену иностранной валюты, на кассиров и инкассаторов, на водителей-дальнобойщиков. Нападения могут сопровождаться причинением телесных повреждений и пытками по-
§ 1. Расследование бандитизма
терпевших с целью получить информацию о месте хранения денег и ценностей, их убийствами, убийством свидетелей-очевидцев.
Диапазон технической вооруженности банд весьма широк: от наличия примитивного оружия и непрестижного транспортного средства (ТС) до обладания дорогостоящими современными автомобилями, скорострельным автоматическим оружием, совершенными средствами связи.
Специфика криминалистической характеристики бандитизма определяет и особенности предмета доказывания по этой категории уголовных дел:
а) по субъекту преступления — коллективный характер субъек та: не менее двух человек; наличие устойчивой связи между членами банды, вооруженность хотя бы одного из них; мотив сговора и цель преступной деятельности — нападения корыстно-насильственной на правленности; достижение 16-летнего возраста. Члены банды в возра сте 14—16 лет несут ответственность за совершенные ими преступле ния, предусмотренные ч. 2 ст. 20 УК РФ; специальный субъект — лицо, использующее свое служебное положение;
б) по субъективной стороне — наличие прямого умысла на органи зацию, руководство или участие в банде;
в) по объекту — граждане, организации всех форм собственности;
г) по объективной стороне — нападения, сопряженные с насилием или реальной угрозой насилием. Нападения могут сопровождаться про никновением в жилище или служебное помещение, совершаются от крыто, нередко сопряжены с повреждением или уничтожением имуще ства, обстановки и т. п. Выбору объекта посягательства может предше ствовать преступная разведка, выяснение имущественной состоятель ности будущей жертвы, мест хранения ценностей и т. п.
При нападении преступники нередко принимают меры маскировки, изменяют внешность (маски, парики, накладные бороды, усы, грим, темные очки и пр.), после нападения уничтожают одежду, в которой были, следы преступления (например, поджигают помещение); на случай задержания заранее разрабатывают соответствующую легенду, обеспечивают ложное алиби, заблаговременно запасаются авиационными или железнодорожными билетами для выезда в другой регион, подготавливают конспиративные квартиры, чтобы "залечь на дно" в период их самых интенсивных поисков.
Планирование расследования.Исходными данными для возбуждения уголовного дела и планирования расследования могут быть:
1) сообщения потерпевших, администрации организации, свидете лей-очевидцев или обнаруживших последствия нападения;
2) задержание преступников с поличным работниками вневедомственной охраны, патрульно-постовой службы, иными сотрудниками правоохранительных органов и др.;
3) задержание преступников как этап реализации оперативных данных о существовании и преступной деятельности банды.
В первом случае планируют неотложные действия по преследованию и задержанию преступников, блокируют пути ухода преступников, собирают информацию об их внешности, приметах ТС, которое они ис-
804 Глава 50. Преступления против общественной безопасности
пользовали; на розыск по этим данным и задержание преступников ориентируются другие органы внутренних дел, ведется розыск похищенного имущества.
Во втором случае предусматривают допросы задержанных, обыски у них и их связей; предъявления для опознания свидетелям-очевидцам задержанных, их одежды, иных предметов, орудий преступления.
В третьем случае следователь имеет возможность заранее составить детальный план, предвидев необходимость проведения тех или иных нетипичных действий, согласовать их с оперативно-розыскными мероприятиями, располагая необходимыми сведениями об организаторе и руководителе банды, ее членах, месте хранения "общественных" сумм денег ("общака"), оружия и др.
Первоначальные следственные действия.Задержание подозреваемых проводится оперативной группой с соблюдением необходимых мер безопасности, поскольку они могут быть вооружены. Затем следует немедленный личный обыск, допрос задержанных, выявление и задержание соучастников, обыски в жилищах преступников и их связей.
При допросе задержанных важно получить показания:
об обстоятельствах задержания и его причинах с точки зрения задержанных;
о соучастниках, руководителе банды, который сам мог не принимать участия в нападении;
о подготовке нападения, источниках информации об объекте нападения, местах хранения ранее похищенного имущества, ценностей.
В этих условиях допрос задержанных носит предварительный характер, его цель — получить информацию об остальных участниках банды, иных эпизодах преступной деятельности. Методически иначе осуществляется допрос задержанных при реализации оперативных данных. В этом случае следователь имеет возможность заранее подготовиться, определить наиболее целесообразную очередность допросов, индивидуализировать предмет каждого из них, предвидеть, как будут себя вести задержанные.
Параллельно с допросом задержанных следует осмотреть место "происшествия, оружие и иные средства нападения, одежду задержанных. При необходимости задержанные предъявляются для опознания потерпевшим, свидетелям-очевидцам, проводится их освидетельствование в целях обнаружить на теле следы преступления, оказанного им сопротивления.
Если преступники скрылись с места нападения, следственные действия начинаются допросом потерпевшего. При этом выясняется:
при каких обстоятельствах совершено нападение, как преступники проникли в помещение, как долго они в нем находились;
сколько было преступников, приметы их и одежды, пользовались ли они средствами маскировки и какими именно, были ли вооружены и чем именно;
какую конкретно цель преследовали нападавшие, чем хотели завладеть, имелось ли в действительности это имущество, ценности у потерпевшего, где они хранились;
§ 1. Расследование бандитизма
в чем заключалось примененное преступниками насилие, с помощью каких орудий или средств оно осуществлялось, кем конкретно из нападавших; если насилие выразилось в угрозе применения силы, убийством и т. п., то насколько реальна, по мнению потерпевшего, была эта угроза; каковы последствия насилия для потерпевшего; было ли оказано сопротивление нападавшим, какое именно, с какими последствиями;
в чем заключались действия каждого из преступников на месте нападения, как они общались друг с другом, кому принадлежала главенствующая роль при нападении, по каким признакам об этом судит потерпевший;
какое имущество, ценности похищены бандитами, есть ли основания у потерпевшего полагать, что им были известны места хранения ценностей, кто вообще знал о наличии у потерпевшего похищенных ценностей, коллекций ценных предметов, монет, редких произведений искусства, культовых предметов (икон, церковной утвари и др.), о местах их хранения, средствах охраны;
кого потерпевший подозревает в организации или участии в нападении и почему; не появлялись ли ранее поблизости от места нападения подозрительные лица, чем они интересовались.
После допроса потерпевшего осматривается место происшествия, орудия и предметы, оставленные преступниками. При необходимости проводится судебно-медицинское освидетельствование потерпевшего, чтобы определить степень тяжести причиненных ему повреждений, орудия, которым они могли быть причинены. Если потерпевший убит, осуществляется наружный осмотр трупа, устанавливается личность погибшего.
Если объектом нападения была организация, ее структурное подразделение, должны быть допрошены все лица, находившиеся на месте нападения. Помимо вопросов, задаваемых потерпевшему, выясняется:
возникали ли непосредственно перед нападением обстоятельства, благоприятствовавшие преступникам: неожиданный выход из строя системы охранной сигнализации, неприезд в установленные сроки инкассаторов или, наоборот, неожиданная доставка значительных денежных сумм, чем она объяснялась;
была ли приведена в действие тревожная сигнализация, кем именно: лицом, которое было обязано это сделать, или иным лицом; заметили ли это нападавшие, если заметили, как реагировали, проявили ли поспешность в своих действиях;
были ли нападавшие вооружены и чем именно, чем угрожали, что требовали от присутствующих; как распределялись роли между нападавшими, их приметы, одежда, как общались друг с другом и присутствующими, как и в какой последовательности покидали место преступления; использовались ли ими средства маскировки внешности;
что было похищено нападавшими, кому было известно о наличии этого имущества, ценностей, месте их хранения;
действия после нападения.
806 Глава 50. Преступления против общественной безопасности
Сразу же после допроса свидетелей-очевидцев и осмотра места преступления проводятся:
проверка данного посягательства по учету способов совершения преступлений, следотекам;
информирование соседних органов внутренних дел;
блокировка возможных мест передвижения или нахождения преступников, мест сбыта похищенного, организация преследования и розыска преступников, их ТС;
составление субъективных портретов преступников и их тиражирование.
Последующие следственные действия.Особую роль в доказывании бандитизма играют допросы обвиняемых. Помимо установления всех обстоятельств, речь о которых идет, уже при допросе задержанных, подозреваемых, у обвиняемых необходимо получить данные:
при каких обстоятельствах, по чьей инициативе была организована банда, кто ее возглавил и как он характеризуется, был ли у него соперник, каковы были их взаимоотношения; в чем выразилась роль руководителя банды, принимал ли он участие в нападениях или только готовил и планировал их;
кто входил в состав банды, какова была ее структура, как конспирировалась преступная деятельность, какова была роль каждого члена банды; где и у кого хранился "общак", как и кто им распоряжался, на какие цели расходовал;
чем были вооружены члены банды, каким путем было приобретено оружие, у кого, через кого; имелись ли ТС, какие и каким путем были приобретены; какое иное техническое снаряжение имелось у членов банды (средства связи, скрытого наблюдения, прослушивания телефонных переговоров и т. п.);
где хранилось и как сбывалось похищенное имущество, как распределялись захваченные ценности, имелись ли постоянные каналы сбыта похищенного имущества, ценностей, антиквариата;
были ли у преступников пособники, в чем заключалось их содействие; имелись ли коррумпированные связи, где, какие именно, как осуществлялось общение с ними, какой информацией они снабжали банду, чем способствовали помимо этого преступной деятельности банды;
какие преступления были совершены бандой ранее, при каких обстоятельствах, где, кто из членов банды в них участвовал, привлекался ли кто-нибудь из них к ответственности.
При допросах обвиняемых следует иметь в виду их круговую поруку, заранее подготовленные ложные алиби и иные фальсифицированные доказательства непричастности к преступлениям. Помимо противодействия расследованию со стороны членов банды следует учитывать возможность влияния на следователя со стороны неразоблаченных коррумпированных связей бандитов, давление на свидетелей.
В качестве свидетелей, не являвшихся очевидцами нападения, могут фигурировать родственники и знакомые обвиняемых, сотрудники
§ 2. Расследование хулиганства
охранных структур, служащие увеселительных учреждений (казино, бильярдных, дискотек и др.), баров и ресторанов, бюро знакомств и т. п. Их показания могут относиться к образу жизни обвиняемых и их" окружения, связям, тратам и приобретениям, подаркам, которые обвиняемые делали разным лицам, и т. п.
К числу последующих действий относятся предъявление для опознания обвиняемых потерпевшим и свидетелям-очевидцам, предъявление для опознания похищенных вещей, очные ставки обвиняемых друг с другом, со свидетелями, потерпевшими, проведение различных судебных экспертиз.
Наиболее часто по делам о бандитизме проводятся:
судебно-медицинская экспертиза трупа, потерпевших, оставшихся в живых;
криминалистические экспертизы оружия, боеприпасов, взрывных устройств и следов их применения; следов человека, орудий, ТС;
экспертиза веществ и материалов, в том числе различных микрообъектов;
биологическая экспертиза следов крови, слюны и других выделений человека;
почвоведческая экспертиза, чтобы установить факт пребывания лица в конкретном месте;
судебно-психиатрическая экспертиза обвиняемых.
С успехом может быть использован биосенсорный метод исследования запаховых следов, изъятых с места преступления, оставленных преступниками вещей и т. п. Возможны экспертные исследования средств сигнализации, подслушивающих устройств и иной техники, обнаруженной у преступников.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|