Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности





Понятие о принципах обеспечения безопасности. Классификация их по признаку сферы реализации и краткая характеристика. Основные принципы обеспечения безопасности труда: совершенствование технологических процессов, модернизация оборудования, устранение или ограничение источников опасностей, ограничение зоны их распространения.Методы обеспечения безопасности. Средства обеспечения безопасности, средства индивидуальной и коллективной защиты. Классификация их по характеру применения и по назначению. Взаимосвязь мероприятий по обеспечению технической, технологической, экологической и эргономической безопасности. Оценка эффективности мероприятий по обеспечению безопасности труда.

Методические указания

Помимо рекомендуемой литературы необходимо ознакомиться с нормативным актом: ГОСТ 12.4.011-87. Средства защиты работающих. Классификация.

Литература основная:/2, 4/.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие существуют принципы обеспечения безопасности и их сущность? 2. Назовите методы обеспечения безопасности и в чем они состоят. 3. Как классифицируются средства обеспечения безопасности?



 

Раздел 2. Обеспечение безопасности производственной

Деятельности

 

Тема 1. Условия труда и пути повышения эффективности трудовой деятельности

Условия труда. Факторы, воздействующие на формирование условий труда. Виды и формы деятельности. Энергетические затраты при различных формах деятельности.. Опасные и вредные производственные факторы. Тяжесть и напряжённость труда. Классификация условий трудовой деятельности. Способы оценки степени тяжести и напряжённости труда. Работоспособность и её динамика. Фазы работоспособности, утомление, переутомление. Классификация рабочих мест. Эргономика и организация рабочих мест. Пути повышения эффективности трудовой деятельности.

 

Методические указания

При изучении этой темы необходимо ознакомиться с Руководством Р 2.2.2006- 05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификации условий труда» Утв. Глав. Сан. Врачом 29.07.2005 г..

Литература: основная:/1, 3, 4, 8/.



дополнительная /6,15/

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите основные формы деятельности человека. 2. Что такое основной обмен веществ? 3. По каким параметрам оценивается физическая тяжесть труда? 4. По каким параметрам оценивается напряжённость труда? 5. Назовите классы условий труда. 6. Какие факторы положены в основу деления условий труда на классы? 7. Что такое оптимальные и допустимые условия труда? 8. Что такое работоспособность и какова ее динамика?

Тема 2. Оздоровление воздушной среды помещений

Понятие о вредных веществах. Причины и характер загрязнения воздуха производственных помещений. Классификация вредных веществ по степени воздействия на организм человека. Воздействие на организм человека вредных веществ. Нормирование содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, в воздухе, поступающем в помещение и выбрасываемом из помещения. Средства и методы защиты от вредных веществ. Методы определения концентрации вредных веществ.

Теплообмен человека с окружающей средой. Терморегуляция организма человека. Понятие о производственном микроклимате и его воздействии на организм человека. Нормирование производственного микроклимата. Средства и методы защиты от неблагоприятного воздействия производственного микроклимата. Методы оценки микроклимата.

Понятие о вентиляции. Виды и системы вентиляции. Технические и санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к вентиляции. Определение необходимого воздухообмена при организации общеобменной и местной вытяжной вентиляции. Элементы механической вентиляции (устройства для отсоса и раздачи воздуха, очистные устройства, вентиляторы, воздуховоды и т.д.). Кондиционирование воздуха. Контроль эффективности вентиляции. Аэроионизация воздуха рабочей зоны в чистых помещениях.



Методические указания

Производство многих видов продукции, обработка многих материалов связаны с выделением газов, пыли, теплоты, образованием повышенной влажности в помещениях. Содержание этих вредных факторов в воздухе рабочих зон связано с возможностью острых отравлений или профессиональных заболеваний работающих. Борьба с загрязнением воздушной среды производственных помещений может быть эффективной только в том случае, если полностью будут изучены физико-химические и биологические свойства и действия этих веществ. Необходимо знать классификацию вредных веществ по степени воздействия и характер их воздействия на организм человека, а также предельно допустимые концентрации вредных веществ.

Метеорологические условия на производстве имеют важное значение для здоровья работающих. Необходимо уяснить влияние параметров микроклимата: температуры воздуха, относительной влажности, скорости движения воздуха, барометрического давления на тепломассообмен человека с окружающей средой, а следовательно, и на самочувствие и трудоспособность работающих.

Оздоровление воздушной среды в производственных помещениях в
основном достигается механизацией и автоматизацией производственных процессов, дистанционным управлением, совершенствованием технологических процессов и оборудования, устройством вентиляции и отопления, применением средств индивидуальной защиты. Приточный воздух должен обрабатываться до допустимых параметров метеоусловий. Для обработки воздуха, подаваемого в помещение, широко применяются кондиционеры.

Следует помнить, что во избежание загрязнения окружающей среды воздух, выбрасываемый в атмосферу, должен быть очищен от загрязнений до предельно допустимых концентраций.

При изучении этой темы кроме рекомендуемой литературы необходимо ознакомиться со следующими нормативными актами: ГОСТ 12.1.005-88. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны; СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений; СНиП 41-01-2003. Отопление, вентиляция и кондиционирование.

Литература основная:/1-6, 8/.

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные причины и источники загрязнения воздушной среды в производственных помещениях. 2. Как классифицируются вредные вещества по степени воздействия на организм человека? 3. Исходя из чего нормируются предельно допустимые концентрации вредных веществ (паров, газов и пыли), выделяющихся на производстве? Определите понятия ПДК и ПДУ. 4. Как подразделяются вредные вещества по характеру воздействия на организм человека? 5. Какие существуют методы определения количественного содержания пыли или газов в воздухе? 6. Расскажите о метеорологических условиях, существующих в производственных помещениях, и действии их на человека. 7. Что учитывается при выборе оптимальных и допустимых метеорологических условий для рабочей зоны помещения? 8. Какие существуют способы нормализации воздушной среды? 9. Каковы роль и назначение вентиляции в производственных помещениях? 10. Как определить необходимое количество воздуха при общеобменной вентиляции? 11. Какие применяются аппараты для очистки воздуха от загрязнения в вентиляционных системах? 12. Объясните назначение и принцип работы кондиционера. 13. В каком случае необходима искусственная аэроионизация воздуха рабочей зоны? 14. Какие параметры контролируются при оценке эффективности работы вентиляционных систем? 15. Какие используются приборы для измерения параметров метеоусловий? 16. Какие средства индивидуальной защиты применимы во избежание отравлений и профзаболеваний?

 

Тема 3. Шум, вибрация, ультразвук и инфразвук

Понятия шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, их источники.

Физические и физиологические характеристики шума: звуковое давление, сила звука и его уровни, громкость и её уровень и т.д. Спектр шума. Стандартные полосы частот. Классификация шума по характеру спектра и временным характеристикам. Причины возникновения и физические характеристики вибраций. Действие шума и вибрации на организм человека, нормирование шума и вибрации. Защита от шума и вибрации. Средства и методы защиты от шума и вибрации. Способы снижения шума в источнике возникновения: механического, аэрогидродинамического и электромагнитного шумов. Акустические средства защиты: звукоизоляция, звукопоглощение. Архитектурно-планировочные и организационно-технические методы защиты от шума. Средства индивидуальной защиты от шума и вибрации.

Воздействие ультразвука на организм человека, нормирование ультразвука. Средства и методы защиты от ультразвука. Воздействие инфразвука на организм человека, нормирование инфразвука. Средства и методы защиты от инфразвука.

Методические указания

Борьба с производственным шумом и вибрацией является одной из важнейших задач охраны труда. В результате воздействия шума и вибрации у человека могут развиться тяжелые профессиональные заболевания. Ультразвук и инфразвук так же неблагоприятно воздействуют на работающих. Необходимо изучить источники и причины воздействия шума, вибрации, ультразвука и инфразвука. Очень важно конкретно ознакомиться на своём предприятии с их источниками, проанализировать эффективность звуко- и виброизоляции и звукопоглощения. В проектах производственных зданий, при проектировании машин, механизмов и их фундаментов, а также при организации труда на рабочих местах предусматривается защита от шума и вибрации, ультразвука и инфразвука. Для предупреждения профзаболеваний большое значение имеет применение средств индивидуальной защиты.

При изучении этой темы по учебнику /1 - 6/ необходимо ознакомиться с ГОСТами и СН по шуму и вибрации: ГОСТ 12.1.003-83. Шум. Общие требования по безопасности; СН 2.2.4/2.1.8.562-96. "Допустимые уровни шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки"; ГОСТ 12.1.001-89. Ультразвук. Общие требования безопасности; ГОСТ 12.1.029-80. Средства и методы защиты от шума. Классификация; СН 2.2.4/2.1.8.583-96 "Допустимые уровни инфразвука на рабочих местах и общественных помещениях и на территории жилой застройки "; СанПиН 2.2.4/2.1.8.582-96 "Гигиенические требования при работах с источниками воздушного и контактного ультразвука промышленного, медицинского и бытового назначения"; ГОСТ 12.1.012-90. Вибрационная безопасность. Общие требования; СН 2.2.4/2.1.8.566-96. "Допустимые уровни вибрации на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий".

Литература: /1 – 6, 8/.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите источники возникновения ультразвука, шума, инфразвука и вибрации. 2. Какое воздействие оказывают шум, вибрация, ультразвук и инфразвук на организм человека? 3. Как нормируются шум, ультразвук, инфразвук и вибрация? 4. Как осуществляется защита человека от воздействия ультразвука, шума, инфразвука и вибрации? 5. Как измеряются параметры шума и вибрации?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.