Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Пермский национальный исследовательский

Политехнический университет

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Методические указания, программа и контрольные задания для студентов заочной формы обучения гуманитарных специальностей

 

Пермь 2012

 

 

УДК 621:658.382(07)

 

Безопасность жизнедеятельности:Методические указания, программа и контрольные задания для студентов заочной формы обучения гуманитарных специальностей / Сост. Л. М. Веденеева; Перм. гос. техн. ун-т. Пермь,2012. 37с.

Приведены общие методические указания при изучении курса " Безопасность жизнедеятельности", список основной и дополнительной литературы, подробная программа, методические указания и вопросы для самопроверки по отдельным темам курса. Представлены вопросы и задачи с методиками их решения для выполнения контрольной работы.

Предназначены для студентов заочной формы обучения гуманитарных специальностей.

Табл.-4; Библиогр.:23.

Рецензент кандидат техн. наук А. Д. Овсянкин.

 

© Пермский государственный

технический университет, 2012

 

 

.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Настоящие методические указания для изучения курса «Безопасность жизнедеятельности» составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»).

После изучении курса «Безопасность жизнедеятельности» выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

- владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 15).

 

Для изучения курса "Безопасность жизнедеятельности" необходимы настоящие методические указания, учебная литература, нормативные правовые акты по безопасности жизнедеятельности, утвержденные государственными. федеральными и т.п. органами (ГОСТы, правила, нормы, положения и т.д.). При работе с литературой и нормативными актами рекомендуется вести конспект, который поможет систематизировать полученные знания, окажет помощь при выполнении контрольной работы и сдаче экзамена (зачёта) по дисциплине " Безопасность жизнедеятельности ".

Определенную помощь при изучении курса может оказать чтение журналов "Безопасность труда в промышленности". "Охрана труда и социальное страхование" и "Медицина труда и промышленная экология".

Изучать курс необходимо в той последовательности, какая приведена в программе и методических указаниях. Контроль знаний по каждой теме производится путем ответов на вопросы для самопроверки. Ответы должны быть полными, конкретными, при необходимости сопровождаться расчетными формулами и рисунками. Эти ответы в университет не высылаются. При возникновении сомнений в правильности ответа или при неясности в постановке вопроса, можно обратиться в университет за консультацией. Консультацию можно также получить и у работников службы охраны труда па предприятии, где вы работаете.

После изучения всего теоретического курса студентом выполняется контрольная работа, которая высылается в университет на проверку (рецензию) не позднее, чем за две недели до экзаменационной сессии. Основная задача контрольной работы - оказание помощи студенту при самостоятельном изучении учебного материала. В рецензии или личной беседе преподаватель указывает студенту, на что необходимо обратить внимание.

Зачёт по курсу " Безопасность жизнедеятельности " принимается у студента при условии представления контрольной работы и рецензии на нее с положительной оценкой. На зачёте к студенту предъявляются требования в объеме программы, приведенной в настоящих методических указаниях. Во время зачёта студент должен показать глубокие знания по всем теоретическим и прикладным вопросам и умение самостоятельно применить эти знания к решению инженерных и экономических вопросов по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека.

Литература

Основная

 

1. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов/ под ред. проф. Э.А. Арустамова. – 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2005.

2. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие /под ред. О.Н. Русак. – 6-е изд. -С-Петербург: Изд-во «Лань», 2003.

3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов /С.В.Белов и др. - М.: Высшая школа, 2004.

4. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебник./ Под ред. Кукина Л.П., Лапина. – М.: Высшая школа, 2006.

5. Девисилов В.А. Охрана труда. – М.: Форум – Инфра – М. -2005.-399 с.

6. Зотов Б.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве. – М.: Колос, 2004.

7. Емельянов В.И., Кохомов В.Н. Защита населения и территории в чрезвычайных ситуациях. – М.: Изд-во Академический проект. 2005. 420 с.

8. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. Учреждений высш. Проф. Образования /[В.А.Трефилов, И.М.Башлыков, О.В.Бердышев и др.]; под ред. Трефилова В.А.. – м: Издательский центр «Академия», 2011. – 304 с.

Дополнительная

1. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Федеральный закон № 116 – ФЗ от 21.07.1997 г.

2. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Федеральный закон №125 - ФЗ от 24.07.1998 г.

3. «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» Федеральный закон № 52 – ФЗ от 30.03.1999 г.

4. «О техническом регулировании» Федеральный закон № 184 – ФЗ от 27.12.2002 г.

5. Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности» Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008.

6. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006-05. Бюллетень Госсанэпиднадзора , вып. 3. Введён в действие с 01.11. 2005 г.

7. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 197– ФЗ от 30.12.01 г.

8. Воздействие на организм человека опасных и вредных производственных факторов: энцикл. – Т. 1.Медико-биологические основы.; Т. 2 Метрологические основы. – М.,2004.

9. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2002.-416 с.

10. Кульбовская Н.К. Экономика охраны труда / Под ред. А.Ф.Зубковой. – М.: Центр социального диалога между субъектами трудовых отношений, 2003. – 126 с.

Охрана труда: Учебное пособие для специалистов и руководителей служб охраны труда организаций. В 4-х частях / Коллектив авторов. Серия: Охрана труда.– М., 2005.

12. Российская энциклопедия по охране труда. В 2т. / Гл. ред. А.П.Починок. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 400 с.

13. Шумилин В.К., Елин А.М., Литвак И.И. Безопасная работа на компьютере: Пособие по охране труда для работодателей и работников, занятых на рабочих местах, оснащённых ПЭВМ и ВДТ. – М.: Издательство «Безопасность труда и жизни», 2005.

14. Энциклопедия по безопасности и гигиене труда. – 4-е изд.- Т. 1 – 4. – Женева; М.:, 2001 – 2002.

15. Раздорожный А.А. Охрана труда и производственная безопасность: учебно-методическое пособие – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 510 с.

16. СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы

Программа и методические указания по темам курса

Введение

Понятие о безопасности жизнедеятельности как науке. Место и роль знаний по безопасности жизнедеятельности человека в современном мире. Основные нормативные акты Российской Федерации о безопасности жизнедеятельности и труда. Цель и содержание, научные и практические задачи, объект изучения и средства познания безопасности жизнедеятельности. Актуальность проблем безопасности жизнедеятельности. Краткие исторические сведения о развитии науки об опасностях. Роль науки и образования в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Роль руководителей и специалистов в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

Методические указания

В конституции Российской Федерации записано: "Статья 37. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены ..."

"Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением."

В развитие этих и других статей Конституции РФ принят ряд федеральных законов: ФЗ «Трудовой Кодекс Российской Федерации», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «Об охране здоровья граждан», ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», ФЗ «Об охране окружающей природной среды», ФЗ «О пожарной безопасности» и др.

Изучение этих законов позволит более четко уяснить права и обязанности каждого гражданина РФ в области безопасности жизнедеятельности и труда.

Литература основная: / 1 – 5/.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под безопасностью жизнедеятельности? 2. Каковы практические задачи и объект изучения в безопасности жизнедеятельности? 3. В чем заключаются права граждан на охрану здоровья и информацию о факторах, влияющих на здоровье. 4. Назовите обязанности работодателя и работника по обеспечению охраны труда на предприятиях. 5. Назовите права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. 6. Перечислите права и обязанности граждан и предприятий по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия.

Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

1. Понятие системы "человек - среда обитания - машины - чрезвычайные ситуации"

Среда обитания человека: окружающая, производственная, бытовая. Понятие опасности и безопасности. Источники опасностей: естественные, техногенные, антропогенные. Номенклатура опасностей. Аксиомы теории безопасности жизнедеятельности. Системы безопасности человека. Понятие о риске и приемлемом риске.

Методические указания

При изучении этих вопросов особое внимание обратить на аксиому о потенциальной опасности и понятии о приемлемом риске. Литература основная:/3, 4/.

Вопросы для самопроверки

1.Что понимается под опасностью? 2. Что понимается под безопасностью? 3. Как разделяются реализованные опасности? 4. В чем заключается сущность аксиомы о потенциальной опасности? 3. Что понимается под риском? 4. В чем заключается концепция приемлемого риска?

 

Тема 2. Характеристика производственной среды как элемента системы "человек - среда обитания - машины - чрезвычайные ситуации"

Понятие об опасных и вредных факторах среды обитания. Признаки опасных и вредных факторов. Производственная среда и зоны чрезвычайных ситуаций. Классификация опасных и вредных производственных факторов по происхождению, природе действия и их характеристика. Тенденции изменения экологической обстановки, сопровождающие научно-технический прогресс.

Методические указания

При изучении этой темы кроме рекомендуемой литературы необходимо ознакомиться с нормативным документом: ГОСТ 12.0.003-74 (99). Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.

Литература основная: /1 – 3, 8/ .

Вопросы для самопроверки

1 Что понимается под опасными и вредными факторами? 2. Перечислите признаки опасных и вредных факторов. 3. Как делятся опасные и вредные факторы по происхождению, по природе действия? 4. Назовите зоны техносферы с высокой совокупностью опасностей. 5. Назовите основные причины техногенных аварий.

 

Тема 3. Характеристика человека как элемента системы "человек - среда обитания - машины - чрезвычайные ситуации"

Естественные системы организма человека для защиты от опасностей. Личностные факторы, обуславливающие способность человека противостоять опасности: психобиологические факторы, факторы социально-психологического и психофизического качества. Краткая характеристика организма человека: собственное тело, системы: костно-мышечная, нервная, сердечно-сосудистая и т.д.; анализаторы: кожного покрова, органов зрения, слуха, обоняния. Антропометрические характеристики человека. Нижний, верхний и дифференцированный пороги чувствительности. Закон Вебера - Фехнера. Рефлексы условные и безусловные. Понятие об иммунитете.

Психофизические основы деятельности человека. Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм. Психологические причины совершения ошибок. Психологическая модель руководителя коллективом. Прием информации, хранение, переработка ее и принятие решения.

Методические указания

При изучении этой темы необходимо освоить возможность естественной системы защиты человека от опасностей среды обитания и психофизические основы деятельности человека, ибо они во многом определяют безопасность любого вида деятельности.

Литература основная: /1,2, 4, 8/.

Вопросы для самопроверки

1. Что относится к личностным факторам человека? 2. Дайте краткую характеристику естественным системам защиты человека (тела, анализаторов). 3. Что понимается под порогами чувствительности анализаторов? 4. Приведите психологическую классификацию причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев. 5. Что является главными причинами совершения ошибок? 6. Каковы 12 психологических причин сознательного нарушения правил безопасной работы? 7. Какие виды памяти существуют? 8. В чем заключается процесс принятия решения?

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.