Сделай Сам Свою Работу на 5

Историко-культурные провинции мира. Общий обзор





ЭТНОЛОГИЯ

Программа дисциплины

 

Екатеринбург


УТВЕРЖДАЮ

Проректор

____________ В. П. Прокопьев

(подпись)

__________

(дата)

 

Программа дисциплины «Этнология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности «История» (020700) по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования; в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению «История» (520800) по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Семестр III

Общая трудоемкость дисциплины 128 часов, в том числе:

лекции 36

семинары 18

практических работ –

Контрольные мероприятия:

контрольные вопросы для самостоятельной работы

рефераты –

коллоквиумы –

другие –

 

 

Составитель:

БАДАЛЯН ИГОРЬ АРМЕНАКОВИЧ,

ст. преподаватель, кафедра археологии, этнологии и специальных исторических дисциплин,



Уральский государственный университет им. А. М. Горького

 

Рекомендовано к печати протоколом

заседания кафедры археологии, этнологии

и специальных исторических дисциплин

от 29 декабря 2005 г., № 4

 

© Уральский государственный университет, 2006.

© Бадалян И. А., 2006.


I. Введение

1. Цель дисциплины – ознакомить студентов с проблематикой этнологической науки, сосредоточиваясь на раскрытии динамичного, многообразного и противоречивого культурно-исторического единства народов мира. При этом особое значение имеет акцент на прогрессирующий характер практической деятельности, в равной степени свойственной всем народам, но дифференцирующей формы их бытия и создающей достаточные предпосылки для расширения и совершенствования их культурно-исторического взаимодействия. Эта общая цель достигается в связи с решением ряда конкретных задач, определяющих содержание лекционных и семинарских занятий.

2. Задачи дисциплины. В курсе излагаются и обсуждаются на семинарских занятиях принятые в этнологии системы и способы классификации народонаселения, учитывающие различные аспекты культурно-исторического взаимодействия народов мира в прошлом и настоящем. Рассматривается категориальный аппарат современной этнологии, анализируются понятия («этнос», «этнические отношения», «этнические свойства», «этнические процессы» и т. д.), устанавливающие границы предметной области этнологического исследования и развёртывающие содержательную специфику этнологических знаний. Особо выделяется этническое развитие ряда народов в новое время (на примере этносов американского континента и населения Африки к югу от Сахары) для показа сложных обстоятельств и противоречий этнических процессов в индустриальную эпоху. Проводится работа по формированию у студентов объективного представления о современном состоянии этнокультурных связей человечества.



3. Место курса в системе гуманитарного знания. Этнология в ряду прочих гуманитарных дисциплин разрабатывает множество теоретических и практических проблем, связанных с изучением природы человека в её культурно-историческом аспекте и деятельностном выражении. Она фигурирует в составе исторической науки, но при этом весьма тесно соприкасается с языкознанием, культурологией, социологической наукой и социальной психологией. Есть внутренняя перекличка этнологической проблематики с предметом таких областей гуманитарного знания, как эстетика и история искусств. И, конечно, следовало бы выделить особо пересечение интересов этнологии с изучением фольклора во всех известных его формах.



4. Требования к уровню освоения содержания курса. От студентов, познакомившихся с основами этнологической науки, требуется прочное усвоение научной информации об историко-культурных провинциях эйкумены (географические рубежи; состав и этнокультурный облик населения; ведущие культурные традиции; место в мировом историческом процессе) и, кроме того, приобретение способности участвовать в обсуждении наиболее острых проблем теории этноса, сознательно и ответственно подходя к идеям, выдвинутым на этом направлении научной мысли за последние два-три десятилетия.

5. Методическая новизна курса. Принципиальная новизна и оригинальность курса состоит в последовательной реализации альтернативного подхода к истолкованию природы этнического сообщества и её раскрытию. Преобладающий акцент сделан не на взаимных различиях народов-этносов, что десятилетиями отличало (и отличает) разнообразные и весьма многочисленные концептуальные разработки в области теории этноса, а на взаимодействии как на фундаментальной и ведущей форме отношения этнического сообщества с природой и другими такими же образованиями в составе человечества. С этой точки зрения освещается ряд давно и хорошо известных в этнологии явлений (хозяйственно-культурный тип; историко-этнографическая область; языковая семья), а в завершение предлагается доказательная интерпретация этноса в виде конкретного, самоопределяющегося и саморазвивающегося общества, создающего социокультурную среду, благоприятную для совершенствования и развития духовных и физических способностей принадлежащих к тому или иному этническому сообществу индивидов.

II. Содержание курса

Введение

 

Направления и формы исследовательского поиска этнологов. Учреждения и периодические издания этнологического профиля. Методические рекомендации по усвоению курса и подготовке к экзамену.

 

 

Раздел I

Предмет этнологической науки

Тема 1

Предмет изучения в этнологической науке. Общие замечания

 

Школы в этнологии XIX–XX вв. Специфика современного этапа в развитии этнологической мысли: перенесение акцента на изучение этнической структуры человечества и её основного звена – этноса в их динамических проявлениях.

 

Раздел II

Научные системы классификации народонаселения земного шара

Тема 2

Язык и системы лингвистической классификации в этнологии.

Морфологическая система

 

Язык как интегрирующее начало человеческой культуры и общественных связей. Компоненты языка. Единство типов грамматического строя и их специфические черты. Отражение в эволюции грамматических структур этногенетических реалий.

 

Тема 3

Генеалогическая система. Общий обзор крупнейших языковых семей

 

Понятие языкового родства. Индоевропейская, семито-хамитская (афразийская), алтайская, уральская, кавказская языковые семьи: структура и состав. Происхождение языковых семей и их роль в этнической истории человечества.

 

Тема 4

Культурно-историческое разнообразие человечества

И хозяйственно-культурные типы

 

Определение понятия «хозяйственно-культурный тип» в отечественной литературе. Фиксация единства природно-географического и культурно-исторического факторов в становлении форм хозяйственной практики. Экстерриториальный характер хозяйственно-культурного типа.

 

Тема 5

Хозяйственно-культурные типы в их «вертикальной» динамике

 

Историческая природа хозяйственно-культурного типа. Восхождение от присваивающего к производящему хозяйству. Хозяйственно-культурный тип как саморазвивающаяся целостная структура материального производства.

 

Тема 6

Народы-этносы в системе культурно-исторических регионов

(историко-этнографическая область)

 

Определение понятия «историко-этнографическая область» отечественными авторами. Сопоставление с хозяйственно-культурным типом, акцент на региональные культурно-исторические связи и их структурное оформление: провинции, области, подобласти, районы.

 

Тема 7

Историко-культурные провинции мира. Общий обзор

Социально-историческая функция историко-культурных провинций. Их состав и важнейшие черты традиционного культурно-исторического облика. Взаимодействие историко-культурных провинций в контексте дифференциации мирового исторического процесса.

 

Раздел III

Этнос и его динамика

Тема 8

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.