Сделай Сам Свою Работу на 5

ВТОРОЙ ВОПРОС. РАЗВИТИЕ АРХИВНОГО ДЕЛА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД.





ПЕРВЫЙ ВОПРОС. В советские годы НКВД полностью контролировал архивы. В 1938 после проверки архивов НКВДисты решили, что архивы возглавляют троцкисты, лично уничтожавшие документы. 66 сотрудников центрального архива и 138 сотрудников провинциальных архивов попадают в список неблагонадежных.

Начинается проверка акта о передаче архивных учреждений СССР. Она должна была выявить, законно ли НКВД включает в свой состав архивное управление. Проверка выявила, что такое включение целесообразно, но среди архивистов много врагов Советской власти. Были показательные дела. Директор Центрального исторического Архива Сергеев отказался работать с комиссией и дал безупречные характеристики на всех своих сотрудников.

В итоге в архив приехала комиссия, сам Сергеев и еще 23 человека были уволены. К 1939 в архивах не осталось людей с высшим образованием. Кроме того, еще одна тенденция – засекречивание материалов. С одной стороны, засекречивают материалы, уже находящиеся, а, с другой, вся документация, связанная с архивным делопроизводством. Научная работа в архивах попросту встает, и вопрос об изменении ситуации с архивным фондом не обсуждается. Повальная секретность – основная характеристика архивного дела конца 1930-х.



В рамках НКВД выделяется государственное архивное управление. Его возглавляет старый большевик Никитинский. Он заявляет, что главная задача архивов – поставить на службу советской власти материалы о врагах народа. Эта работа активно велась с сентября 1939. С этого времени государственное архивное управление высылает начальникам местных архивов директиву готовить карточки учета на всех людей, имеющих хоть сколько-то важные должности. Искать врагов народа – настоящая мания, архивы захлебывались в карточках. Остальная их деятельность утрачивала свой статус.

К концу 1930-х архивы потеряли статус научно-исследовательских заведений и превратились в подразделение НКВД. Принимаются решения о государственном архивном фонде. Положение о государственном архивном фонде 1941.

Государственный архивный фонд – единый комплекс документальных материалов, имеющих научное, политическое и практическое значение, вне зависимости от их происхождения, содержания, оформления, образовавшихся в процессе деятельности учреждений. Принадлежность к ГАФ определяют органы НКВД.



В период войны не удалось своевременно перевезти всех архивы, и в годы ВОВ государственный архивный фонд понес ощутимую потерю. Эвакуация велась, но была не подготовлена. В НКВД не учли опыт неудачных эвакуаций 1914 года. Только спустя через две недели после начала войны (5 июля 1941) появляется постановление об эвакуации архивов. Оно состояло из двух частей:

1) Первая часть предписывала эвакуировать в Уфу архивы Совнаркома, ЦК ВКПБ, ЦК ВЛКСМ, НКГБ – всех ведущих государственных органов. Все материалы должны были везтись в железных шкафах. От Уфимцев хотели соответствующих помещений

2) Вторая часть касалась материалов государственного архивного фонда, хранящихся в центральных архивах. Они должны были вывозиться по плану НКВД, какового плана не было.

В первую очередь вывозились материалы, имеющие оперативное значение: списки, шпионов, контрреволюционных элементов, троцкистов, картотека учета всех фондов, а также все материалы по личному составу, дела фондов и архивные описи. Нужно отдать должное сотрудникам архивов, которые в рекордно короткие сроки переправить документы. Каждый сотрудник в день отправлял 5 000 кг документов. Работали круглыми сутками, без перерывов.

Эвакуация архивов из Москвы отправлялась до весны 1942, потом повторная эвакуация пошла осенью 1942. В основном вывозили московские архивы, а ленинградские вывезти не успели. Местными архивами не успевали заниматься, но там сотрудники при отступлении закапывали документы, либо сжигали. Потери государственного архивного фонда за период войны – 87 000 000 дел. Но проблема в том, что учитывали лишь центральные архивы, а о периферийных не думали. До сих пор не проводятся подсчеты по регионам, сразу попавшим в оккупацию.



Сразу после того, как архивная служба справилась с эвакуацией, архивная служба занялась комплектованием государственного архивного фонда документами ВОВ и публикацией. Публиковали интересные сборники документов, посвященные выдающимся русским военачальникам. Архивам посоветовали осветить более ярко темы: «Ленин и Сталин – вожди красной армии», «Партизанское движение в годы ВОВ».

В конце 1941 в рамках государственного архивного управления создается комиссия по истории ВОВ. Она должна разбирать документы, связанные с историей, и комплектовать их по двум темам:

1) Вероломное вторжение германского фашизма в СССР;

2) Героическая борьба трудящихся с фашистами.

Поток документов был огромен. Поступали документы из военных формирований, из газет. Потому 25 ноября 1941 был создан отдел фондов ВОВ. Кроме того в это время активизируется научная работа сотрудников архива. В июне 1943 в Москве состоялась конференция историков-архивистов. На ней были представлены 122 архивных учреждения СССР. Госархивы направили на нее 150 человек. В ней участвовали известные организации: АН, Институт Марксизма-Ленинизма, Историко-архивный институт, факультеты МГУ. Основная задача конференции – рассказать о новых тенденциях развития архивного дела.

Архивисты рассказывали о комплектовании фондов и о научной работе в архивах. Вслед за конференцией был проведен ряд совещаний, намечены перспективы развития архивов:

1) В частности, было решено публиковать документы, связанные с войной.

2) Встал вопрос о реэвакуации.

К 1944 были разработаны мероприятия по реэвакуации. Говорили, что много архивных материалов погибло в момент эвакуации. Было решено не допустить ошибок прошлого. Нужно было найти работников, найти помещения для архивов.

Ставился еще один вопрос. Как быть с архивами на освобожденных территориях? Наиболее ценные документы вывозились в СССР. ВОВ показала, что архивы, подчиненные НКВД, были не готовы к работе в экстренной ситуации.

ВОВ нанесла серьезнейший ущерб архивному делу, но, с другой стороны, активизировалась научная работа в архивах.

ВТОРОЙ ВОПРОС. Нужно сказать, что в послевоенный период продолжают развиваться тенденции архивного дела. Грифы «секретно». Формируются секретные архивы. В середине 1920-х гг. Сталин проявлял своеобразный интерес к русскому заграничному историческому архиву. Архив тяготил чешские власти, и чехи хотели подарить архив АН. Здесь особую ценность представляли мемуары участников белого движения, протоколы заседаний военных судов.

В 1945 Сталин соглашается принять архив, и в конце года его перевезли в Москву. О судьбе архива принято специальное решение – доступ к нему ученых был закрыт. Единственные сотрудники, постоянно работавшие в пражском архиве, - работники МВД. Они составляли картотеки на бывших белых офицеров. Отдельные документы пражского архива фигурировали на судах – на суде над Власовым, Шкуровым.

На особом хранении Пражский архив был до 1989. Только тогда его фонды были рассекречены и переданы на открытое хранение. Еще один такой же архив – Центральный государственный особый архив. Его судьба очень интересна.

Летом 1945 года Советские войска, находящиеся в Саксонии, нашли свыше 300 вагонов с архивными и музейными ценностями. Судьбу этого архива решило особое постановление СНК СССР от 9 марта 1946. Этот особый архив продолжал формироваться за счет трофейных документов из Германии, Польши, Чехословакии и Австрии. Сюда принимались бумаги самого разного характера: от документов XVI века до документов рейхсканцелярии.

Всего в этот архив было передано свыше 40 000 единиц хранения. В октябре 1947 он был переведен на положение секретного архива, а по факту был закрыт до 1989 года.

В октябре 1947 начальником Государственного архивного управления становится генерал Стыров. Вся его карьера – особые войска НКВД. Он применял военный стиль руководства. Во-первых, он вводит две категории архивов:

1) Оперативно-чекистские документы;

2) Все остальные документы.

С 1949 начинается уничтожение не чекистских документов. Советская бумажная промышленность нуждалась в сырье, архивы должны эту потребность покрывать. Пошли массовые компании по переводу материалов из государственного архивного фонда в сырье. Эти компании шли до мая 1953. Передавались, в основном, дела ХХ. В мае 1953 Стырова смещают с этого поста. И в архивах тоже происходят изменения. Все лето 1953 происходили совещания по улучшению научно-методической работы в архивах. Итог – создание специальных советов, которые разработали бы проекты приказов, указаний, уставов. Но ничего конкретного выработано не было.

Эта ситуация продолжалась до 1956. В этом году появился новый руководитель главархива Белов, возглавлявший государственное архивное управление до 1972. Это военный историк и дослужился до звания полковника, и тут соединились сразу два стиля руководства – и ученый, и военный.

Белов сразу ставит вопрос о режиме секретности. Нужна ли она в таком виде? По его инициативе с режима секретного хранения снимают документы Нюрнбергского трибунала, материалы ЧК по установлению фашистских злодеяний. Все эти документы публикуются в многотомных изданиях. Снимаются некоторые личные фонды. Но режим особого хранения не уходит из архивов. Основное цензурное учреждение следило за комиссией, снимавшей грифы.

По инициативе Белова в 1958 принимается новое положение о ГАФ СССР. Государственное архивное управление должно заниматься собственно научной и организационно-методической работой, координировать деятельность всех государственных и ведомственных архивов.

Предполагалось создать специализированные научные советы, в которых сотрудничали бы специалисты в исторических областях, и их задача – методическая помощь. Изменяется положение хранения документальных материалов. Теперь оно идет по архивным фондам. Архивный фонд не подлежит делению и должен храниться в одном месте.

Положение достаточно серьезно повлияло на развитие архивного дела, но все равно государственное архивное управление оставалось в рамках МВД. После реформы 1957 ситуация в ГАУ усложнилась. После упразднения ряда министерств начинается передача их документации, и поток документов направлен в Госархив РСФСР. Было принято решение, что ведомственное хранение продлевается до 15 лет, по личному составу до 40 лет, а по записи актов гражданского состояния – до 75 лет. Государственное архивное управление также могло решать вопрос об уничтожении материалов.

Реформа 1957 привела к тому, что все большую роль играли ведомственные архивы. 9 центральных хранилищ подчинялись ГАУ, все остальные были ведомственными. Такая ситуация просуществует до 1962.

В развитии архивов в указанный период две тенденции:

1) Возобновление в рамках архивов научной работы;

2) Формирование большого количества ведомственных архивов. Но главное в том, что до января 1960 архивная служба находилась в ведении МВД.

В январе 1960 ГАУ преобразовывается в Главархив при Совмине СССР. На практике, все это начало реализовываться только с 1962.


АРХИВНАЯ СЛУЖБА В 1960-80-е гг.

СОВЕТСКИЕ АРХИВЫ В 1962-1980. Архивы в это время выводили из состава МВД и переподчиняли Совмину. В это время продолжали развиваться старые тенденции, а изменения произойдут только в 1980-е годы.

Объем работы в архивах возрос. Архивы должны были обеспечивать информацией всю систему государственных органов, и в короткие сроки. Нужно было разрабатывать принципы выдачи справок, запросов. В 1862 появились основные правила работы государственных архивов. Были подготовлены методики различных видов работ: каталогизации, разработки научно-справочного аппарата, выставок и т.п.

Теперь ведомственные архивы были в праве проводить работу с документами. Сместились основные акценты в сторону ведомственных архивов. Государственные хранилища оказались в тяжелорм положении. Сотрудники архиовов не успевали выполнять запросы, а центральный аппарат стал рассматривать архивы как часть своей пропагандистской службы и делал все, чтобы поставить их на это направление. Им не позволяли заниматься историческими разработками, главное – текущие потребности.

ГАУ имело право само проводить экспертизу ценности и определять категории учреждений, материалы которых не подлежат сдаче в архив. Комплектование шло не автоматически, а в результате плановой работы по экспертизе ценности. Были разработаны методические указания по экспертизе ценности документов и критерии документов. Отправляться в фонд должны уникальные документы, а также имеющие политическую, историческую ценность.

В 1966 появился всесоюзный НИИ документоведения и архивного дела. Перед ним были поставлены задачи:

1) Создать единую государственную систему делопроизводства,

2) Создать государственных стандартов на организационно-распорядительную документацию;

3) Разработать способы регистрации делопроизводства.

Можно отметить тенденцию размывания ГАФ. Открываются все новые архивы. Появляется Центральный Партийный архив, архив ЦК, партархивы на местах. Контролировать архивный фонд становится невозможно. Размывание фонда приводит к тому, что будут поставлены вопросы переучета архивного фонда.

В этот период времени архивы занимаются издательской работой. До 1962 выходило интересное издание «Исторический архив». В 1962 оно прекращается, а вместо него появляется журнал «Советские архивы», основная задача которого – публикация методических материалов. Идет огромное количество дискуссий в рамках архивных ведомств. Поднимаюбтся вопросы, связанные с руководством архивным делом, озвучаивается нгеобходимость повышения квалификации сотрудников архивов, перекоплектования и более грамотного учета материала. Разрабатываются основные принципы архивного дела.

К середине 1980-х намечается тенденция вмешательства общественности в работу архивов. Идет массовое снятие грифов «секретно». Рассекречиваются дела по московским политическим процессом, личные дела заключенных. Грифы секретности снимаются с целого ряда фондов НКВД, с документов белой эмиграции. Снятие грифов приводит к тому, что усиливается интерес исследователей к архивам.

Начинается интересный промежуток, когда вместе со снятием грифов доступ исследователей в архивы облегчается. Активизируется публикация документов. В основном идут материалы по реабилитации политических заключенных. Общество «Память» активно работает с архивными фондами.

Но, с другой стороны, если раньше деятельность архивов контролировала партия, то теперь это начинает делать общество. На страницах журналов начинают публиковать источники. То есть архивная служба – все равно заложник, теперь уже политики гласности. К 1989 начинается серьезный кризис в архивном деле. Главархив становится не в состоянии контролировать архивы, и ставится вопрос об изменении законодательства в сфере архивов.

Начинается массовый отток сотрудников из архивов, вскрываются проблемы, связанные с обеспечением сохранности архивного фонда, и все это выливается в жесточайший кризис 1991. В РФ начинается формирование несколько иных нормативных актов, которые должны обеспечить архивную службу.


19.03

ОРГАНИЗАЦИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Серьезные изменения в архивном деле начинаются еще в 1990. В это время было принято решение о формировании комитета по делам архивов при Совмине СССР. Это связано с «парадом суверенитетов». Республики получают независимость, и 5 ноября 1990 появился Роскомархив. Функции его следующие:

1) Это орган, контролирующий все государственные архивы в России.

2) Это орган, управляющий архивным делом в СССР

Но затем ситуация резко меняется в августе 1991. После провала путча запрещена деятельность КПСС, 22 августа 1991 Ельцин издает указ о передаче архивов КПСС и КГБ в ведение Роскомархива. Появляется два архива –

1) Российский центр хранения и документации новейшей истории. В настоящее время он преобразован в другой архив – Российский государственный архив социально-политической истории – РГАСПИ. Эти изменения произошли в марте 1999, когда РЦХИДНИ слили с Комсомольским архивом.

2) Центр хранения современных документов – бывший текущий архив ЦК КПСС. Этот центр в марте 1999 также был объединен с отдельными ведомственными архивами и преобразован в Российской государственный архив новейшей истории – РГАНИ.

Большая часть документов КГБ оказалась по ведомственным архивам. Сейчас все службы ФСБ имеют свои закрытые архивы. Уже в январе 1992 Роскомархив получает в ведение бывшие союзные центральные государственные архивы, которые ранее подчинялись Главархиву. Кроме того, он получил в ведение все союзные учреждения и НИИ, находящиеся в РФ.

Начиная с ноября 1991, формируется архив Президента РФ. Он был сформирован на базе текущего архива Политбюро ЦК КПСС. Этот архив практически полностью закрыт от исследователей.

8 декабря 1991 СССР распался, 26 декабря Верховный совет признает Беловежские соглашения, и начинается формирование органов управления России. Во-первых, принимается решение о реорганизации Роскомархива и формировании архивов федерального уровня.

24 июня 1992 принимается постановление правительства РФ, что Роскомархив является федеральным органом государственного управления, который осуществляет всю власть в области архивного дела. По этому постановлению формируется часть архивов федерального уровня. Некоторые архивы получают значение центров, которые должны оказывать методическую помощь регионам.

В это же время встает вопрос о переименовании архивной службы. С 30 сентября 1992 Роскомархив переименован в Росархив – Государственную архивную службу России. Права и обязанности Росархива были закреплены в «Основах законодательства РФ об архивном фонде» и утверждены постановлением лета 1993.

Положение о государственной архивной службе появляется в марте 1994. По нему, государственная архивная служба должна разработать новые правила для использования документов из федеральных хранилищ и поменять доступы к архивам, условия их работы. Сеть федеральных архивов в 2000 году включала 14. Из них 13 в Москве и СПб. Единственный нестоличный – Российский Государственный архив ДВ во Владивостоке.

Большинство нормативных актов было принято еще в период СССР. И порядок работы изменился, во-первых, потому что появились две части архивного фонда. С конца 1991 появляется и негосударственный архивный фонд. Это меняет принципы формирования архивного фонда РФ. Государственная часть архивного фонда – это документы, хранящиеся в государственных и ведомственных архивах РФ. Они могут находится в разной собственности: федеральной, муниципальной, региональной. Негосударственная часть – архивы, находящиеся в собственности негосударственных структур, религиозных организаций и частных лиц и представляющие ценность. В отношении негосударственной части Росархив может только давать справки и время от времени проводить проверки содержания документов.

Государственная архивная служба должна обеспечивать методическую помощь архивам, контролировать сохранение и использование архивного фонда. В систему государственной архивной службы входят органы управления архивным делом и НИО, разрабатывающие теорию и методику архивного дела. Это чиновники федерального уровня.

Контроль над управлением архивным делом осуществляют президент и правительство РФ. Управляющим субъектам в регионах являются территориальные субъекты управления. В компетенцию органов государственной власти входит соблюдение законодательства об архивном фонде и в архивах. Если в субъектах разногласия между федеральным и региональным законодательством, то предпочтение делается федеральным законам. Контроль осуществляет также и прокуратура.

Росархив, являясь центральным органом исполнительной власти, ведет всю архивную службу в России. В систему Росархива входят государственные органы управления архивным делом, архивные учреждения (и федеральные архивы, и центры хранения документации, центры хранения документации республик, архивы областей, городов и районов), а также НИИ.

В настоящее время хранение документов осуществляется сетью госархивов, библиотеками, отдельными ведомствами. Государственное хранение осуществляется временно – до передачи в госархив на постоянное хранение различными районными и городскими архивами. Муниципальные, районные и городские архивы хранят документы 10-15 лет, а потом передают на постоянное хранение в госархив. Он проводит экспертизу ценности и ненужные документы уничтожает.

Все преобразования в федеральных архивах идут через правительство РФ. Преобразования в региональных архивах идут на региональные деньги. По закону «О государственной архивной службе», принятому 22 декабря 1992, государственная архивная служба должна заниматься комплектованием, учетом, хранением и организацией использования документов архивного фонда. Кроме того, она должна контролировать выполнение архивами возложенных на них задач и заниматься попечением о негосударственных архивах с согласия собственника.

Также Росархив занимается координацией деятельности центральных и местных архивов, налаживанием делопроизводства и созданием унифицированных систем документации. Росархив контролирует соблюдение законодательства и определяет стратегию развития архивного дела. Для реализации этих целей Росархив занимается комплектованием государственной части архивного фонда. Он проводит экспертизу ценности документов, а основные эксперты служат в федеральных архивах. Задача Росархива – разработка перечней документов со сроком их хранения.

А 75 лет закрываются дела с персональной информацией, на 35 лет – дела, связанные с гостайной. Допуск к таким делам может быть только у родственников или у фондообразователя. Также росархив должен заниматься разработкой принципов хранения, обеспечения безопасности документов, проектировать новые архивные хранилища с использованием новейших технологий и создавать страховой фонд для архивного фонда РФ.

Кроме того, к основным функциям относится еще и учет документов. Здесь разрабатываются методики, системы учета, нормы проверок сохранности архивного фонда. Такие проверки проводятся раз в 5 лет выборочно и раз в 15 лет по всем архивам. Также нужно отметить выработку нормативных документов. Росархив разрабатывает принципы текущего делопроизводства, а также основы хранения текущих материалов.

Нужно говорить, что в настоящее время одна из важнейших задач Росархива – использование документов архивного фонда РФ. Для этого разрабатываются принципы издательской деятельности. Они убивают двух зайцев: популяризируют архив и отсекают исследователей от опубликованных документов.

Кроме того архивы участвуют в издательской деятельности других НИИ. Из крупнейших ведомственных проектов – архив внешней политики РФ и МИД 15 лет издают документы НКИД с 1917 до середины 1960-х по различным отделам. Кроме того, издаются в рамках данного содружества документы секретариатов НКИД.

Подобные проекты ведет и военный архив РФ. Они издают документы по локальным конфликтам с конца 1920-х гг. до 1988. Для таких публикаций разработаны единые правила. Работая с данными изданиями, можно получить всю нужную информацию.

Кроме того, идет использование документов в рамках совместных проектов с музеями. Увеличивается число выставок документов. Архивы расширяют возможности доступа для исследователей. В первой половине 1990-х доступ к архивам предоставлялся почти неограниченно. Но тогда нужно было заново формировать научно-справочный аппарат, делать его доступным. Тогда было приятно решение делать электронные каталоги к архивам и предоставлять доступ не только к описям, но и к конкретным делам.

Еще один интересный момент – вывоз документов архивов с территории РФ. Разработаны правила вывоза. Сейчас вывоз уникальных и особо ценных документов негосударственной части запрещен, но Росархив может разрешить временное пребывание документов (до 3 месяцев) заграницей. Купля-продажа и дарение архивов разрешены только в копиях. Оригиналы – нет.

Меняются основные принципы организации документов. Актуальны вопросы о регулировании негосударственной части архивного фонда.


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА АРХИВОВЕДЕНИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА АРХИВОВЕДЕНИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.