Сделай Сам Свою Работу на 5

С древних времен до конца XX века





 

Изучение истории архивного дела позволяет проследить процесс накопления исторических источников (документов) по истории народов и государств; понять причины перемещений и утрат материалов, т.е. формирование «архивного наследия», его состав, размещение, организацию. Поскольку история становления архивов тесно связана с исторической наукой, периодизация возникновения архивохранилищ пересекается с этапами становления и развития государственности. Особо тесно переплетаются история государственного аппарата управления и история становления архивного дела.

Войны и нашествия, социальные катаклизмы, народные движения, восстания, революции, гражданские войны, пожары, злой умысел и обыкновенное варварство за многовековую историю нашего отечества привели к гибели значительных комплексов документов. Возможно, так называемые белые пятна истории навсегда останутся незаполненными нашим знанием о прошлом из-за непонимания и неумения сохранить «документальную память».

Народы и государства существуют в историческом времени и в географическом пространстве, они рождаются и погибают, эволюционируют, преобразуются в новые социальные общества. Восточнославянское государство – Киевская Русь – распалась. И на его месте образовались самостоятельные русские княжества и земли. В дальнейшем их объединение было связано с возникновением нового государственного образования – Московского великого княжества (царства), названного затем Россия и разросшегося в последствии до огромной империи.



В Киевской Руси сосредоточием правительственной деятельности князи был княжий двор, именно там, в так называемой государственной канцелярии – Казне – отлагались документы о различных сторонах деятельности киевских князей. Представителями княжеской власти на местах (в городах) были посадники, которые выполняли судебные и административные функции, и в процессе их деятельности также возникали документы, которые затем хранились в патронажных храмах, являющихся для городского населения местом почитания святых – покровителей города, а следовательно, оберегателей их ценностей. С принятием Русью христианства (988) важную роль в жизни общества и государства стала играть церковь. В церквях и монастырях создавались сокровищницы, в которых вместе с драгоценной культовой утварью хранились книги, грамоты князей на пожалование (дарения) церкви и монастырям угодий и привилегий (грамота великого киевского князя Мстислава Владимировича новгородскому Юрьеву монастырю (датируется она началом XII в.). в монастырях переписывались книги, которые наши предки называли «источниками мудрости». Книги чрезвычайно ценились, стоили очень дорого (изготавливались из пергамента и украшались цветными миниатюрами). На Руси была широко распространена религиозная литература, особенно «жития святых», которые описывали жизнь, страдания, подвиги людей, канонизированных церковью (признанных святыми).



В XI в. появляются первые исторические сочинения – летописи (до наших дней сохранилось очень мало рукописных документов IX-XII вв. (чуть более 130).

Переход к феодальной раздробленности преодолел развитие новых культурных центров (XII-XIII вв. возникают летописные традиции в Ростово-Суздальской земле (Владимирский летописный свод, 1177), Галицко-Волынской земле, продолжается летописание в Новгороде). Феодальные княжества и республики не только стали наследниками документальных материалов Древнерусского государства, но и создали новые. Борьба между княжествами приводила к заключению договоров, которые фиксировались в «докончальных» или «крестоцелованных» грамотах (письменных договорах), подтвержденных клятвой сторон. Документы в данный период начинали играть все более важную роль и политической, экономической жизни княжеств, в придании юридической силы различным соглашениям между князьями, поэтому в период феодальной раздробленности зарождается учет и описание документов. Первая опись документов, дошедшая до нас, датируется 1288 г.: это Ипатиевская летопись, содержащая перечисленную роспись рукописей и книг.



Большое количество ценнейших документов отложилось в церквях и монастырях, (церковных хранилищах), которые являлись крупными земельными феодалами. Вклады оформлялись духовными и данными грамотами, а также нередко сопровождались передачей в монастырь старых документов.

Церковь, помимо собственных конфессиональных, обладала и некоторыми судебными функциями, связанными с особой категорий дел (приверженность к язычеству, многоженство, браки между близкими родственниками). В процессе производства таких дел создавались многочисленные документов.

Кроме деловых документов в церквях и монастырях хранились рукописи и книги, которые собирались и затем переписывались.

Делопроизводство вели под руководством высшего духовенства низшие церковнослужители – «диаки». В целях единообразия делопроизводства в митрополии создавались образцы документов. Церковных «диаков» стали привлекать в свои канцелярии и светские феодалы (князья, бояре). Поэтому словом «диак» («дьяк») с XIV стали называть должностных лиц, ведущих письменное делопроизводство, например: дьяки княжьи, городские, вечевые.

Документы церкви хранились при главе русской православной церкви – митрополите и епископах (в митрополичьей и епископских казнах), монастырские документы – в церквях монастырей.

С первой половины XIV в. инициатива и главенствующая роль в объединении всех русских земель переходит на Северо-Восток (происходит завершение объединения земель вокруг Москвы). За великом князем московским «и всея Руси» признавалось право свободного волеизъявления, он обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти. Государева Казна становится фактически государственной канцелярий, из которых позже выделились органы отраслевого управления – приказы. В Казне хранились документы великого князя.

С конца 90-х гг. XV в. Документы изымаются из государственной Казны и передаются в отдельный государственный архив, история деятельности которого приходится в основном на период существования русского централизованного государства. В середине XYI в. Возникают постоянно действующие приказы со своими штатами, внутренней структурой и специальным делопроизводством (военные; дворцовые приказы; внешние сношения с иностранными державами; финансовые, фискальные приказы; судебно-полицейкие приказы; судебные приказы).

В XVI-XVII вв. в правительственных учреждениях сложилась система делопроизводства. Приказной аппарат (канцелярия) состоял и Дъяков и подьячих, которые вели всю приказную документацию. Существовала «столбцовая». Ленты бумаги шириной 15-17 см и различной длины, имеющие несколько склеек. На лицевой стороне столбца наносился основной текст, а оборотная сторона служила для нанесения различных пометок, кроме того, переписчик после завершения дела ставил «справки» - указывал свое имя, а дьяк или подьячий, «вершивший» дело, скреплял столбец «скрепкой», т.е. проставлял на местах склеек буквы имени и титул. Такая система позволяла обезопасить документ от подлогов или утрат в случае расклейки столбцов. Форма приказного делопроизводства, выработался и особый стиль письма – скоропись. В приказах использовались формы документов – тетради (несколько листов, сшитых в один корешок); грамоты (отдельные наиболее важные правительственные указы или частные сделки). Постепенно в работе приказов произошло разделение в хранении подлинников и копий документов.

Первоначально архивы в приказах располагались в тесных, неприспособленных помещениях – «казенках». После сильнейшего пожара в Москве в 1626 г., уничтожившим большое количество деревянных построек, в том числе и тех, где располагались приказы, в Кремле было построено специальное каменное здание, в котором и разместились уцелевшие архивы приказов. В дальнейшем именно сюда, стали поступать на хранение документы от московских приказов.

Для истории архивного дела русского централизованного государства особое значение имеет Царский (или государственный) архив, который в XYI в. занимал центральное место среди хранилищ письменных материалов. Документы в архивах хранились в ящиках, в каждом из которых находились грамоты, книги, тетради, столбцы, а в некоторых – архивы бывших независимых земель.

Условно архив можно было разделить на две группы материалов: изъятых в воссоединенных землях (духовные грамоты великих и удельных князей) и возникавших в процессе деятельности государственных учреждений (документы по истории внутренней и внешней политики русского централизованного государства). В царском архиве отлагались материалы, начиная с XIY в., в том числе документы упраздненных учреждений и наиболее важная документация XYI в. В конце XYI в. большинство дел из Царского архива были переданы в архив Посольского приказа. В начале XVII в. (в Смутное время) входящие ранее в состав Царского архива документы сильно пострадали в результате военной интервенции.

Архивная деятельность в годы царствования Петра 1 претерпела значительные изменения. К концу XVII в. в системе государственных учреждений - приказов – устарела, и в начале XYIII в. вместо них были созданы коллегии, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны. Все документы коллегий откладывались в хранилища при коллегиях. В 1708 г. была проведена реформа местного управления, в результате которой государство было поделено на губернии. Центральным учреждением, ведавшим управлением в городах, стал Главный магистрат, а на местах были учреждены городские магистраты. В хранилищах при вновь созданных местных учреждениях сконцентрировались документы предшествующих органов самоуправления. В 1721 г. был образован Синод во главе со светским лицом. Произошло подчинение церкви государству, ее превращение в часть государственного аппарата. В фондах Сената, Синода, Кабинета министров, Верховного тайного совета и других органов власти, возникавших в период дворцовых переворотов, хранились ценнейшие сведения о внутренней и внешней политике XVII в., а также личные документы императоров и императриц, сменявших друг друга на престоле.

Происшедшие преобразования отразились на развитии архивного дела в стране. Стали создаваться архивохранилища при новых высших, центральных и местных учреждениях, а также предпринимались попытки организовать хранение документов упраздненных учреждений и документов, утративших свое оперативное значение в повседневной работе действующих учреждений.

Под влиянием развития книгопечатания и в целях улучшения сохранности документов в делопроизводство стало внедряться ведение дел на листах книг и тетрадей. В 1700-1726 гг. столбцовое делопроизводство было отменено, и документы приняли знакомую нам форму.

В результате петровских реформ государственного аппарата архивы были отделены от канцелярий учреждений и стали самостоятельным структурным подразделением. Юридически это было закреплено в Генеральном регламенте 1720 г., по которому предусматривалась обязательная сдача учреждениями документов в архивы по истечению определенного срока.

Данная ситуация существовала до 70-х гг. XYIII в., когда в результате реформы государственного аппарата (1775-1785), проведенной в царствование Екатерины II (1762-1796), количество местных учреждений и соответственно архивов при них возросло. В годы Екатерины II был разработан проект нового управления губерниями – «Учреждения для управления губерниями Всероссийской империи» (1775). Реформа унифицировала органы местной администрации, усилила централизацию власти, укрепила диктатуру дворянства в центре и на местах (продержалась до 60-х гг. XIX в. до 1917 г.). Ликвидированные в результате ее учреждения должны были сдать окончательные дела в Санкт-Петербургский государственный архив старых дел, имевший самостоятельное положение: архив находился в ведение Сената (просуществовал с 1781 по 1834 гг). По такой же схеме происходила концентрация «решенных дел» в Москве - они были сосредоточены в Московском государственном архиве старых дел. В Москве дела принимались на хранение в упорядоченном состоянии – по описям и реестрам (были и повреждения из-за небрежного хранения), а документы петербургских архивов сильно пострадали во время наводнения 1777 г.

Много документов погибло в Отечественную войну 1812 г. Упорядочение сохранившихся дел происходило в последующие десятилетия крайне медленно.

В начале XIX в. в Военном министерстве были созданы два исторических архива: Военно-топографическое дело (позже получил название Военно-ученый архив) и Московское отделение инспекторского департамента (позже назывался архив Главного штаба). Вместо Государственного архива коллегии иностранных дел в июне 1834 г. был создан Государственный архив Министерства иностранных дел.1852 г. был создан Московский архив Министерства юстиции (МАМЮ), именно этот архив стал своеобразным методическим центром, определяющим работу архивов.

В 1872 г. был создан Московский дворцовый архив, в который была включена и коллекция документов Оружейной палаты. Через десять лет, в 1882 г. был создан архив в Санкт-Петербурге, а в 1888 г. Московский и Петербургский дворцовые архивы были объединены в архив Министерства двора. Во второй четверти XIX в. в ряде наиболее важных министерств происходит концентрация документов и создание единого архива.

В начале XIX в. при проведении реформ управления, требования к созданию изменились – недостаток финансов, приспособленности помещений и подготовленных для архивной работы чиновников на практике привело к тому, что архивы на местах были в заброшенном состоянии, поэтому многие документы погибли. Научная общественность пыталась обратить внимание правительства на совершенно недопустимое отношение к архивам. Второй археологический съезд в 1872 г. ходатайствовал перед правительством об образовании особой комиссии для выработки общих правил работы архивов. В ответ на ходатайство в 1873 г. была учреждена комиссия из 28 ведомств и ученых учреждений, основная задача которой состояла в написании положения о Главной архивной комиссии как правительственном учреждении, долженствовавшем объединить управление архивами разных ведомств и подчинить их однообразным правилам хранения и пользования. Эта рекомендация была осуществлена лишь в апреле 1884 г., когда были учреждены губернские ученые архивные комиссии (ГУАК), на которые возлагалась задача разбора материалов местных государственных учреждений, отбор материалов для уничтожения и формирования местных исторических архивов.

ГУАК были созданы в 41 губернии России и просуществовали до 1918 г. фонды архивных комиссий ныне хранятся почти в каждом областном или краевом архиве, составляя ценную часть материалов дореволюционного периода.

Архивная деятельность в начале XX в. – в годы Первой мировой войны (1914-1918) многие архивы понесли существенные потери (не были своевременно эвакуированы), сократилось ассигнование на нужды архивного дела в стране. После свержения монархии в марте 1917 г. были предприняты попытки чиновниками государственного аппарата уничтожить документы, компрометирующие действия властей. Ущерб был нанесен архивам полицейских охранных отделений, судов. Уничтожались важные документы, и в первую очередь – агентурные.

1 июня 1918 г., Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет о реорганизации и централизации архивного дела в Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, который многие десятилетия был основополагающим законодательным актом в организации архивного дела в СССР.

В декрете были заложены принципиальные изменения в организации архивного дела в стране, которые заключались в следующем: все архивы правительственных учреждений должны были быть ликвидированы как ведомственные учреждения, хранящиеся в них дела и документы должны были войти в Единый государственный архивный фонд (ЕГАФ), заведование ЕГАФ возлагалось на Главное управление архивным делом, или Главархив – провозглашалась централизация архивного дела в стране.

Перед Главаривом стояли очень сложные задачи по проведению учета документов, подлежащих хранению в ЕГАФ: обеспечение их сохранности и перевозки в государственные архивы; организации использования документов; контролю за сохранностью документов в учреждениях; первичной научно-технической обработке документов, поступающих в архив – были созданы инспекторские группы.

Архивная деятельность в советский и постсоветский периоды – войны, революции, смены политического строя, распад, восстановление и вновь распад единой страны отразилось на формировании архивов.

После образования в декабре 1922 г. единого союзного государства – Союза Советских Социалистических Республик (СССР) – были созданы общесоюзные органы власти: всесоюзные съезды Советов и Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР (система государственного управления существовала до принятия Конституции СССР 1936 г.). С 1936 г. высшим общесоюзным органом государственной власти стал Верховный Совет СССР (просуществовал до 1991 г.), состоящий из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

30 января 1922 г. декретом ВЦИК (Верховный центральный исполнительный комитет) было утверждено Положение о Центральном архиве РСФСР. В соответствии с Положением все архивные учреждения были объединены в Центральный архив РСФСР (Центрархив), находящийся в ведении ВЦИК. Создание государственных архивов и особого органа управления архивным делом (Центрархива) подчеркивало, общегосударственную значимость архивов и должно было ограничить ведомственный произвол в уничтожении документов. Изданный в середине 20-х гг. Декрет о приведении в порядок и сдаче в Единый государственный архивный фонд документов за 1917-1924 гг.

10 апреля 1929 г. постановлением ЦИК СССР и Совета Народных Комиссаров СССР было создано Центральное архивное управление союза ССР (ЦАУ СССР) для общего направления и объединения деятельности центральных архивных управлений союзных республик по заведованию архивными фондами общесоюзного значения.

В конце 80-х гг. XX в. произошли важные изменения в государственном управлении СССР. 1 декабря 1988 г. были приняты два закона – «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР», 14 марта 1990 г. – закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР». На основании этих законов была установлена новая структура высших органов власти: Президент СССР – Съезд народных депутатов СССР – Верховный Совет СССР – Совет Федерации – Комитет Конституционного надзора.

8 декабря 1991 г. руководители трех республик (РСФСР, УССР, БССР), входящих в состав СССР, тайно собравшиеся в Белорусской пуще, заявили, что СССР прекращает свое существование; соответственно была прекращена деятельность органов СССР – началась история Российской Федерации.

Архивное дело в СССР после военный период – с конца 1940-х и начала 1950- гг. XX в. начинается активное выявление документов для использования их в народнохозяйственных целях - при восстановлении разрушенных войной предприятий.

После смерти И.В. Сталина и развенчании его культа личности на XX съезде партии в 1956 г. изменилась внутриполитическая ситуация в стране. Произошло преобразование в управлении архивным делом. Постановление, принятое в 1958 г. Совета Министров СССР «Об утверждении положения о Государственном архивном фонде СССР и сети центральных государственных архивов СССР». В состав ГАФ были включены новые категории материалов (документы учреждений и предприятий, образованных немецко-фашистскими и другими оккупационными властями в период Великой Отечественной войны и на временно захваченной территории СССР). А также материалы всех органов власти, управления и негосударственных объединений, существовавших на территории СССР.

В 1960 г. изменились подведомственность и правовое положение Главного архивного управления: оно было передано в непосредственное подчинение Совета Министров СССР и получило название Главного архивного управления при Совете Министров СССР (ГАУ СССР, позднее Главархив СССР). Это способствовало либерализации доступа к архивным документам.

28 июля 1961 г. Совет Министров СССР принял постановление «Об утверждении положения о Главном архивном управлении при Совете Министров СССР и сети центральных государственных архивов СССР». В числе основных задач Главархива СССР было названо обеспечение сохранности документов ГАФ СССР; научное и организационно-методическое руководство государственными и ведомственными архивами и контроль за обеспечением сохранности документов, находящихся в архивах министерств и ведомств.

В 1966 г. при Главархиве СССР для проведения исследований в области архивоведения и документоведения был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД).

В 1076 г. в СССР был принят закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры», согласно которого архивные документы были отнесены к историческим памятникам, а на Главархив СССР возлагались обязанности использования этой категории памятников.

В 1978 г. было опубликовано постановление «Об улучшении организации архивного дела в центральных государственных архивах СССР». В нем особое внимание было уделено проблемам комплектования центральных архивов материалами общесоюзных министерств и ведомств.

4 апреля 1980 г. Совет Министров СССР принял постановление «Об утверждении положения о Государственном архивном фонде СССР и Главном архивном управлении при Совете Министров СССР» - это положение действовало до распада СССР и принятия архивного законодательства Российской Федерации. В ведении к Положению было дано новое толкование документальных памятников, а именно то, что является достоянием всего народа, и следовательно, строгое соблюдение правил охраны и использования – задача не только государства и общественных организаций, но и каждого гражданина. Цель создания Государственного архивного фонда (ГАФ) – централизованный учет, хранение и исследование документов.

В 1991 г. Главархив СССР был ликвидирован как общесоюзное отраслевое ведомство. Все его функции были переданы центральным архивным органам союзных республик, ставших самостоятельными независимыми государствами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.