Сделай Сам Свою Работу на 5

Козлов В. П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII - XIX веков. М. 1996.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Исторический факультет

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_______________________

"____"__________________200__г.

 

Рабочая программа дисциплины

Археография

Направление подготовки

 

Вузовский компонент цикла ОПД

по специальности032001

Документоведение и документационное обеспечение управления

Профиль подготовки

Базовая (профильная) часть

Квалификация выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Заочная

Ростов-на-Дону

 

Очное отделение

Специальность – документоведениеи документационное обеспечение управления

Факультет - исторический

Кафедра – специальных исторических дисциплин и документоведения

Курс – III

Семестр - 6

Всего аудиторных занятий – 10

Лекций – 10

Семинарских занятий – 0

Часов самостоятельной работы – 98

Часов индивидуальной работы – 5

Экзамен - 6 семестр

 

Требования стандарта.

Специалист должен:

- применять специальные знания в решении общепрофессиональных задач;

- уметь использовать в профессиональной деятельности знания о вспомогательных исторических дисциплинах, теории и методологии исторического познания;

- обладает углубленными знаниями в сфере профессиональной специализации; владеет современной методологией и методикой решения профессиональных задач.

 

2.Принципы и цели

 

2.1.Принципы построения курса

Основания для чтения:

Настоящий курс разработан для студентов исторического факультета ЮФУ в соответствии с ГОС. Курс «Археография» как вспомогательная историческая дисциплина занимает важное место в учебных программах исторических факультетов университетов, следовательно, в профессиональной подготовке историка.

 

Адресат курса:

Студенты IV курса исторического факультета ЮФУ

 

Цели курса.

1. Иметь представление:



1.1.Об основных периодах развития археографии в России.

1.2.Об особенностях научной публикации исторических источников.

1.3.О современных проблемах формирования археографического фонда.

2.Знать:

2.1. Основные правила и методы транскрипции и публикации исторических источников в зависимости от их датировки.

2.2. Основные понятия, определения курса «Археография».

2.3. Основные принципы составления научно-справочного аппарата.

3. Уметь:

3.1. Пользоваться правилами и методами транскрипции и публикации исторических источников в зависимости от их датировки.

3.2. Пользоваться археографической терминологией.

3.3. Применять теоретические знания при написании курсовых и дипломных работ, статей.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Структура

Модули Кол-во часов Содержание модулей
Модуль 1. Введение. 2 - лекции 10 - самостоятельная работа 1.1.Предмет и содержание курса. Роль и значение археографии в обществе как важнейшего компонента научного и культурного наследия.
Модуль 2. История развития археографии. 2 - лекции 30 - самостоятельная работа 2.1.Начальный этап развития археографии (XII-XVII вв.) 2.2.Возникновении археографии как научной дисциплины (XVIII в.) 2.3.Развитие археографии в XIX- начале ХХ в. 2.4.Археография в советский и пост советский периоды.
Модуль 3. Археографическая передача текстов источников XII-конца XVIII вв. 3 - лекции 30 - самостоятельная работа 3.1.Текст рукописей до начала XVI в. 3.2.Текст рукописей XVI-XVIII вв. 3.3.Отступления от оригиналов источников XVI-XVIII вв.
Модуль 4. Текст документов XIX и ХХI вв. 3 - лекции 28- самостоятельная работа 4.1.Текст документов XIX в. 4.2. Текст документов ХХI в.

Содержание курса

Лекционные занятия

Содержание модулей Соответствие требованиям ГОС и целям курса. Количество часов.
Модуль 1. Введение. Цели:
1.1. Предмет и содержание курса «Археография». 1.2. Археографический фонд как важнейший компонент научного и культурного наследия. Основные понятия курса. Место археографии среди других дисциплин. Значение археографических знаний, навыков и умений для научно-исследовательской работы историка. Основные учебные пособия. Структура курса. 1.1; 2.2; 3.2.
Модуль 2. История развития археографии.
2.1. Начальный этап развития археографии (XII-XVII вв). Развитие археографии как практической дисциплины. Использование других источников или их фрагментов составителями летописей и актовых материалов в XII-XVII вв. 2.2. Возникновение археографии как научной дисциплины (XVII в.) В.Н.Татищев.,Н.И.Новиков, его «Древняя Российская вивлиофика». 2.3. Развитие археографии в XIX –начале ХХ века. Издательская деятельность общества истории и древностей Российских при Московском императорском университете, комиссии печатания государственных грамот и договоров, Археографической экспедиции и Русского исторического общества и др. «Правила издания сборника грамот коллегии экономии» А.С.Лаппо-Данилевского. 2.4. Археография в советской и постсоветский периоды. Археографическая деятельность комиссии по изучению истории РКП(б) и Октябрьской революции, Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС(ИМЛ), историко-археографической комиссии и института истории АН СССР, архивов. «Правила издания документов XVI-XVII вв.» Б.Д. Грекова., К.Н. Сербина и др. «Руководство по публикации документов XIX –начала ХХ в». «Правила издания исторических документов в СССР» (М.,1990). 1.1;2.2;3.2. 1.1;2.2;3.2.   1.1;2.2;3.2.     1.1;2.2;3.2. 0,5     0,5   0,5     0,5    
Модуль 3. Археографическая передача текстов источников XII- конца XVIII в.
3.1.Текст рукописей до начала XVI в. Правила транскрипции и публикации источников XII-XV вв. Основные принципы издания источников XII-XV вв. 3.2.Текст рукописей XVI-XVIII вв. Правила транскрипции и публикации источников XVI-XVIII вв. Основные принципы издания источников XVI-XVIII вв. Правила лингвистического издания. 3.3.Отступления от оригиналов источников XVI-XVIII вв. Основные группы отступлений от оригиналов источников XVI-XVIII вв. 1.1;1.2;2.1;2.3;3.1.     1.1;1.2;2.1;2.3;3.1.     1.2;2.1;2.3;3.1.    
Модуль 4. Текст документов XIX, ХХ–XXI вв.
4.1. Текст документов XIX в. Правила транскрипции и публикации источников XIX в. Основные принципы издания источников XIX в. 4.2.Текст документов ХХ-XXI вв. Правила транскрипции и публикации источников ХХ-XXI вв. Основные принципы издания исторических документов. Правила лингвистического издания. 1.1;1.2;2.1;2.3;3.1.     1.1;1.2;2.1;2.3;3.1;3.3. 1,5   1,5

 

Структура деятельности студента

 

Для успешного изучения курса студенту необходимо:

Проработать монографию: Правила издания исторических документов в СССР М., 1990. (15 час.).

Выполнить 3 задания по выбору из практического пособия для вузов Леонтьевой Г.А. «Палеография. Хронология. Археография. Геральдика. М., 2000». (10 час.).

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Текущий контроль успеваемости будет проходить в двух форматах: письменные контрольные работы и рефераты монографий, статей, рецензий.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

 

Литература:

1. Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1968-1991. Т. I-XXII (издание сборника продолжается).

2. История советской археографии: Учебное пособие.Вып. I-VI. М.,1966,1967.

3. Леонтьева Г.А. Палеография. Хронология. Археография. Геральдика. Учебное пособие для вузов. М., 2000.

4. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000. С. 94-101.

5. Советская историческая энциклопедия. Статья «Археография». Т. 1-16.

6. Книжное письмо в России в XVII в. М.,1974.

7. Правила издания исторических документов в СССР. М.,1990.

Козлов В. П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII - XIX веков. М. 1996.

9. Козлов В. П. Российская археографияконца XVIII— первой четверти XIX века. М., 1999.

10. Козлов В. П. Теоретические и прикладные проблемы археографии. 2-е изд. М., 2008.

11. Козлов В.П. Основы теоретической и прикладной археографии. М., 2007.

12. Степанский А.Д. Археография отечественной истории XX века. М., 2004.

 

Примерные контрольные вопросы и материалы к зачету:

1. Грамота великого киевского князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода Новгородского Юрьеву монастырю

2. Задание: Дайте транскрипцию текста, исходя из требований археографии.

3. Грамота великого князя Ивана Васильевича Федьку Корове с запрещением притеснять троицкие варницы у Соли-Галицкой.

4. Задание: Дайте транскрипцию текста.

5. Закладная кабала на жемчужное ожерелье и две серьги, взятые князем Дмитрием Пожарским.

6. Задание: Дайте транскрипцию текста.

7. Грамотка старца Иннокентия Корсакова сыну своему любиму из Троице-Сергиева монастыря.

8. Задание: Дайте транскрипцию текста.

9. Память дьякам казенного двора Гавриле Облезлову и Булгаку Милованову.

10. Задание: Дайте транскрипцию текста

11. Венечная память, данная в село Павловское попу Борису.

12. Задание: Дайте транскрипцию документа.

13. Челобитная кадашевца Алексея Рогозина о бегстве крепостного человека.

14. Письмо Александра Даниловича Меньшикова к генерал-фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметьеву.

15. Задание: Прочтите текст и дайте его транскрипцию.

16. Сколько почерков прослеживается в документе?

17. Что нового, по сравнению с предшествующим …. , появилось при оформлении документов?

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Ноутбук, проектор, интерактивная доска и экран для демонстрации презентационных материалов (лекция, иллюстрации и т.д.).

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки «Документоведение и документационное обеспечение управления».

 

Автор д.и.н., профессор А.И. Агафонов

Рецензент (ы) ___________________________

___________________________

 

Программа одобрена на заседании ___________________________________

(УМК, НМС, Ученый совет)

от _________ года, протокол № _____________.

 

 

Календарно-тематический план

 

Наименование темы Количество часов
Введение. Предмет и задачи курса. Археография.  
Становление и развитие археографии в XII – XXI вв.  
Археографическая передача текстов источников XII- конца XVIII в. Текст рукописей до начала XVI в.  
Правила транскрипции и публикации источников XII-XV вв. Основные принципы издания источников XII-XV вв.  
Правила транскрипции и публикации источников XVI-XVIII вв. Основные принципы издания источников XVI-XVIII вв. Правила лингвистического издания.    
Отступления от оригиналов источников XVI-XVIII вв. Основные группы отступлений от оригиналов источников XVI-XVIII вв.
Текст документов XIX в. Правила транскрипции и публикации источников XIX в. Основные принципы издания источников XIX в.  
Текст документов ХХ-XXI вв. Правила транскрипции и публикации источников ХХ-XXI вв.  
Основные принципы издания исторических документов XX-XXI вв. Правила лингвистического издания.
  Всего часов:

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.