Сделай Сам Свою Работу на 5

Приложение по теме Махабхараты





Важнейшие цитаты из ‘Книги о жёнах’
(11-й книги Махабхараты [85])

... Даже если до смерти скорбеть — (всё равно этим) ничего не изменишь. Лекарство от скорби — о ней не думать. Она вырастает пуще от соприкоснове­ния с нежелательным, от расторжения с приятным.

Только безрассудные люди сжигаются скорбями.

Скорбь уничтожается знанием.

Человек, обуздавший индрии, не возбуждаемый сексуальной страстью, жад­ностью, гне­вом, удовлетворённый (тем из «земного», что имеет), правди­вый — приходит к (не­зыблемому) покою. Овладевший (в том числе, уп­ра­в­ле­нием своим) умом рассекает великий круг страданий.

Важнейшие цитаты из ‘Удьйогапарвы’
(5-й книги Махабхараты [86])

Непричинение зла насилием — это важнейшее, что приводит к счастью.

Шесть пороков следует избегать человеку, желающему достичь благополу­­чия: сонливость, вялость, страх, гнев, леность и откладывание дел на по­том.

Тот человек, который никогда не принимает надменного вида, который да­же в пылу своей удали не говорит с пренебрежением о других, который, даже забывшись, не говорит грубых слов, — такой человек бывает всеми любим.



Подобно тому, как звёзды испытывают влияние планет, так и на внутрен­ний мир (человека) влияют (его) индрии, когда они, несдерживаемые, направля­­ются на материальные объекты.

Глупцы оскорбляют мудрых несправедливыми уко­рами и злословием. Но тот, кто злословит, берёт на себя грех. В то же время мудрый, прощая обиды, ос­вобождается от грехов.

Глупцы... — те, которые пытаются учить того, которого невозможно обу­чить, (также)... — которые разговаривают с тем, кто слушает с недоверием...

Причинение зла насилием — это сила людей нечестивых; прощение же — сила добродетельных.

То, что противно самому себе, не следует применять по отношению к дру­гому. Коротко говоря, это и есть справедливость.

Гнев должно побеждать прощением, нечестивого следует покорять доб­ром, скупого надо воспитывать щедростью, неправду же побеждайте правдой.

Никогда не следует творить добродетельные дела, оставаясь под влия­нием страсти, страха или жадности...

Стремление к удовольствию сначала завлекает человека, а потом вызы­ва­ет у него страсть и гнев.



Я признаю за брахмана того, кто оказался способен сам познать и растол­ковать другим (Истину), кто, разрешив собственные проблемы, разъясняет проб­­ле­мы других.

... Кто пребывает в Истине и познал Брахмана, счи­та­ется брахманом.

Брахман не может быть постигнут с поспешно­с­тью. Я называю знание о Непроявленном — извечным, и достигается оно сознаниями тех, кто соблюда­ют обет ученичества... Тело создают двое: отец и мать... Но (истинное) рождение[87] ... освобождает от старости и даёт бессмертие. Ученик... должен с прилежанием стремиться к учению. Пусть никогда не возгордится он и не впадёт в гнев.

Люди своими деяниями (в материальном мире) дости­гают лишь тех миров, которые конечны. А тот, кто познаёт Брахмана, достигает этим всего. И нет другого пути к окончательному спасению.

Главное же Небесное Пристанище также не на поверхности Земли находится, и не в воздушном пространстве, и не в океане. Не в звездах и не в мол­ниях пребывает Оно. И в облаках не видна Его форма. И ни в ветре также, и ни среди богов, и ни в месяце, и ни в солнце не видно Его. Ни в гимнах, ни в жертвенных изречениях, ни в заклинаниях и ни в чистых песнопениях не обнаружи­ва­ется Оно. Также ни в мелодиях... и даже ни в великих обетах Его не видно...

Оно лежит за пределами темноты...

Оно тоньше тончайшего, но также и велико — громаднее гор.

Оно — Незыблемая Основа, Бессмертие..., Изна­ча­ль­ная Суть (вселенной).

Оно есть Свет Лучезарный, Высочайшая Слава...

То Божественное и Вечное могут созерцать под­ви­ж­ники-йоги.

Из Него возникает Брахман, и благодаря Ему Брах­ман взрастает.



И никто не может видеть Его (телесными) глазами. Но кто познавательной устремлённостью, умом и сер­д­цем познаёт Его — тот становится бессмер­т­ным.

Я есть Отец и Мать, а также Сын!

Я есть Суть всего, что было, есть и будет!...

Тончайший из тончайшего, Благожелательный — Я бодрствую во всех существах.

ЛАО-ЦЗЫ — ДАО-ДЭ-ЦЗИН

Книга Дао-Дэ-Цзин (Книга о Дао и Дэ) была написана великим китайским духовным подвижником Лао-Цзы при­мерно две с половиной тысячи лет назад. Лао-Цзы в том воплощении был личным учеником Хуан-Ди — в те годы невоплощённого[88] — и достиг полной духовной самореализации.

В настоящее время Лао-Цзы оказывает духовную помощь воплощённым людям, представ­ляя Дао в качестве Дэ (разъяснения — в тексте книги).

Работа по созданию данной редакции пере­вода Дао-Дэ-Цзин была осуществлена по прось­бе Лао-Цзы.[89]

Книга Дао-Дэ-Цзин является одним из фун­даментальнейших учебников по фи­ло­софии и методологии духовного совершенствования че­ло­века. Её пол­ное содержание раскрывается для русскоязычного читателя впервые.

* * *

1. Дао[90] нельзя познать, лишь говоря о Нём.

И нельзя назвать человеческим именем то Начало неба и земли, Которое есть Мать всего.

Лишь тот, кто освободился от «земных» страстей, может увидеть Его. А тот, кто имеет те страсти, — тот может видеть лишь Его Творение.

Впрочем, и то, и другое есть по сути Одно, но, тем не менее, с разными названиями[91]. Оба они — сокровенны. Причём тот переход, который существует между ними, есть дверь ко все­му истинно чудесному.

2. Когда люди узнаю´ т, что такое красивое, — то появляется и представление о безобразном.

Когда узнаю´ т, что такое добро, — то возникает и понятие зла.

Подобно этому бытие и небытие, трудное и лёгкое, длинное и короткое, высокое и низкое позволяют взаимно познать друг друга.

Разные звуки, сливаясь, создают гармонию. Так же и предшествующее и последующее — в гармонии следуют друг за другом.

Мудрый человек предпочитает недеяние[92] и пребывает в тишине[93]. Всё происходит вокруг него как бы само собой. Он ни к чему на Земле не испытывает привязанности. Он не присваивает сделанное им. Создав нечто — он не гордится созданным.

И, поскольку он не превозносит себя, не хва­лится, не требует к себе особого уважения, — он приятен для всех.

3. Если не превозносить восхвалениями не­ких избранных, то в народе не будет зависти. Если не восхвалять драгоценности материального мира, то не будет воров. Иными словами, если не выставлять напоказ объекты страстей, то не будет и соблазнов.

Мудрый правитель не создаёт народу таких соблазнов, но заботится о том, чтобы народ был сытым. Это и ликвидирует страсти, и укрепляет здоровье у подданных. Да, мудрый правитель постоянно стремится к тому, чтобы у наро­да не было соблазнов и страстей, а глубоко порочные люди не смели бы дей­ствовать.

Отсутствие всего названного приносит покой.

4. Дао выглядит подобно пустоте. Но Оно — всемогуще!

Оно — в Глубине. [94]

Оно — является Первопричиной всего.

Оно — управляет всем.

Оно — проницает Собою всё.

Оно — Сияющий Свет.

Оно — наитончайшее!

Оно — Главная Суть всего!

Не описать Его происхождение: ведь Оно Само является Изначальным.

5. Материя — хоть та, что в небе, хоть та, что на земле, — бесстрастна по отношению ко всем существам — будь то трава, животные, лю­ди. Хотя она яв­ля­ется для всех опорой.

Подобно этому и мудрый человек бесстрастен по отношению к другим людям.

Пространство над землёй — пустотно и сво­бодно, как и внутреннее прост­­ранство внутри кузнечных мехов или флейты. Причём ведь, чем больше про­стора для деятельности, — тем она может быть более эффективна.

Тот, кто вмешивается в чужие дела, да ещё и много говорит, — тот становится несносным для других людей.

Поэтому всегда лучше следовать принципу невмешательства и соблюдать покой.

6. Жизнь и развитие Наитончайшего[95]— веч­ны и бесконечны.

Оно — Глубинный Фундамент всего осталь­ного.

Оно есть То, на Чём существует материальный мир.

Причём Оно действует, не прибегая к наси­лию.

7. Hебо и земля — долговечны. Они долговечны именно потому, что они существуют не сами по себе и не ради себя. Они созданы Дао и сущест­ву­ют для Него.

Мудрый человек ставит себя позади других людей, благодаря чему он не мешает людям и может вести их за собой. Он не дорожит жизнью своего тела, но его жизнь охраняется Дао.

Это происходит потому, что он тоже существует здесь не для себя. Имен­но поэтому его личные потребности и осуществляются для него.

Мудрый человек существует для Дао и слу­жит Ему.

8. Мудрый живёт подобно воде. Вода служит всем существам и не требу­ет ничего себе. Она пребывает ниже всех. Этим она подобна Дао.

Жизнь должна следовать принципу естест­венности.

Следуй дорогой сердца! Будь дружелюбен!

Говори только правду!

Руководи — следуя принципу сохранения покоя!

Каждое действие должно быть посильным и своевременным.

Тот, кто не стремится оказаться впереди других, может избежать многих ошибок.

9. Не следует лить воду в полный сосуд. И нет смысла затачивать лезвие излишне остро. Или, если целый зал переполнен золотом и яш­мой, — то кто будет в силах его охранять?

Чрезмерность во всём навлекает беду.

Когда дело завершено — следует устранить­ся.

Таковы законы гармонии, предлагаемые Дао.

10. Для сохранения покоя следует ощущать Единосущность со Всем[96]. Тог­да, в частности, не смогут возникать ложные эгоцентрические желания.

Необходимо утончать сознание. Пусть человек станет подобен в этом но­ворождённому. Если он становится столь утончённым — у него не будет боль­­ше заблуждений.[97]

Управление страной и народом должны осуществляться в любви к нему и без насилия.

Врата из мира материи в мир скрытный открываются при соблюдении спо­койствия. Понимание этой истины возникает при недеянии.

Воспитывать — без насилия, творить — и не хвалиться, создавать — но не присваивать созданное, будучи старшим среди других — не повелевать! Вот — истинная праведность Великого Дэ[98].

11. Тридцать спиц соединяются в одном велосипедном колесе. Но поль­зование колесом зависит также и от пустотности между спицами.

Из глины делают сосуды. Но их употребление зависит от пустотности в них.

Делают в доме стены, двери и ставни на окнах. Но пользование домом тоже зависит от пустотности в нём.

Вот как сочетаются полезность предметов — и пустотности.

12. Тот, кто видит в мире лишь пять цветов, — тот подобен слепому.

Тот, кто слушает лишь звуки материального мира, — тот подобен глухо­му.

Тот, кто вкушая, ощущает лишь вкус материальной пищи, — тот заблуж­дается.

Тот, кто в погоне за добычей мчится во весь опор, — тот безумен.

Добывая драгоценности и украшения — ты действуешь во вред себе.

Усилия же мудрого направлены к тому, что­бы сделать жизнь сытой, а не к тому, чтобы иметь много вещей. И он, довольствуясь малым в мире материи, выбирает Изначальное.

13. Слава и позор — одинаково страшны. Знаменитость — великое несчастье в жизни.

Что значит, что слава и позор — одинаково страшны? Это значит, что люди, рискуя, борются за славу, а потом боятся её потерять.

Что значит, что знаменитость — великое несчастье в жизни? Это значит, что я имею великое несчастье, потому что я дорожу своим именем.

Когда я не буду дорожить своим именем, — тогда у меня не будет и мно­гих несчастий.

Поэтому мудрый никогда не стремится к превозношению самого себя. Он лишь самоотверженно служит людям. И поэтому он может жить среди них в покое. Он ни с кем и ни за что не борется — поэтому он неуязвим.

14. Если смотреть на Дао — то не сразу заметишь. И поэтому называют Его труднозримым.

Если слушать Его — то не сразу услышишь. И поэтому называют Его труд­­нослышимым.

Если пытаться ухватить Его — то не просто Его достичь. И поэтому назы­­вают Его трудноуловимым.

В Нём — Те, Кто восхищают Собою![99] Причём все Они слиты в Дао в Одно.

Дао — одинаково вверху и внизу.

Дао — будучи беспредельным по размерам — не может быть названо именем кого-то конкретного из Них.

Они исходят из Дао, проявляя Каждый Свою индивидуальность — и за­тем снова возвращаются к отсутствию индивидуального проявления — в Нём.

Дао не имеет телесных образа и лица. Поэтому говорят о Нём, как о скры­том и таинственном.

Встречаюсь с Дао — и не вижу лица Его, следую за Ним — и не вижу спи­­­ны Его.

Строго следуя извечным Путём преображе­ния себя как сознания — можно познать то Вечное Начало. Этот Путь есть Путь к Дао.

15. Издревле те, кто были способны к духовному Просветлению, познавали скрытные и труднопознаваемые малые и большие ступени этого Пути.

Этих подвижников было трудно опознать. Лишь в общих чертах обрисую их образ: они были осторожными, как будто переходили зимой поток, они бы­ли осмотрительными, ибо ос­терегались посторонних людей, они бы­ли всегда собранными, ибо осознавали временность своего пребывания на Земле, они были бдительными, как будто шли по тающему льду, они были просты и не изысканны, они были необъятными, подобно долине, они были недоступны­ми для праздных взглядов.

Это были те, которые, соблюдая покой, уме­ли грязное преображать в чистое.

Это были те, которые содействовали эволюции Жизни.

Они почитали Дао и были довольны для себя малым в мире материи. Hе желая многого, они ограничивались тем, что имеют, и не искали большего.

16. Доведу пустоту[100] в себе до конца, обрету полный покой! Пусть всё вокруг движется само собой! Пусть все вокруг расцветают духовно и продвигаются к познанию своей истинной Сути[101]!

Пришедшие к познанию своей истинной Су­ти — обретают полный покой. Это является обретением общей Обители всех Достигших[102].

Бытие в Обители Достигших должно стать постоянным. Обретший такое постоянство именуется Просветлённым, Совершенным и Достигшим Высшей Муд­рости.

Достигшие той Обители являют Собой Еди­ное «Мы», Которое и есть Выс­ший Правитель. Ту Обитель именуют также как Небо[103]. Это и есть Обитель Вечного Дао.

Дао — бестелесно. Оно не может быть никем «схвачено». И поэтому Оно неуязвимо.

17. Высший Правитель дарует возможность развития сознания всем Сво­им подданным. Но Он не стремится облагодетельствовать или наградить их «зем­ным». Он также не стремится внушить к Себе страх и трепет.

Тот же, кто лишь по-глупому верует, — тот об этом не знает. Но Познавший Его — уже не верует по-глупому.

О, как глубока эта истина!

Достигая успеха, я следую ещё дальше — и всё большее понимание обо Всём раскрывают передо мной.

18. Если в стране отвергли Великое Дао — начинаются разговоры о «гу­ма­низме», «правосудии»… Но в этой ситуации такого рода мудрствование есть лишь великое лицемерие!

Подобно этому, когда в семье раздор, — начинаются требования «сынов­ней почтительности» и «отцовской любви»…

А когда в целом государстве царит такой беспорядок — появляются лозунги «пат­риотиз­ма», «любви к отечеству»…

19. Когда будут устранены такого рода ложь и лицемерие — народ будет счастливее во сто крат. Лживость, жажда наживы, воровство, жестокость к живым существам — всё это исчезнет тогда, когда люди будут обладать истинны­­ми знаниями. Ибо все пороки людские — от недостатка знаний. Именно зна­ния покажут людям, что это в их личных интересах — быть простыми и доб­ры­ми, умерить личные «земные» желания и освободиться от пагубных страс­тей.

20. Перестань хранить верность вещам, к которым привязан, — и ты ос­во­бодишься от го­ря и жалости к себе! Только поступив так, можно обрести ис­­тин­ную Опору[104] в жизни! Разве не стоит ради этого отказаться от общепри­нятых в народе упований и обычаев?

Сколь же велика разница между добром и злом!

Не делай того, что нежеланно другому, — с лишь этим одним принципом уже можно уменьшить хаос, установить в обществе порядок.

Но пока… все люди предаются праздности… И хаосом охвачено общество…

Только я один спокоен и не выставляю себя на всеобщее обозрение. Я подобен ребёнку, который вовсе не родился в этом мире праздности...

Все люди пленены мирскими желаниями. И только я один отказался от всего, что ценно для них. Я — к этому всему равнодушен.

Все люди живут в своём эгоцентризме. Один лишь я выбрал избавиться от него.

Я — плыву Потоком Сознания в Просторе и не знаю, когда остановлюсь…

Я — в сердце своём познаю Дао! О, сколь же Оно тонкое!

Я отличаюсь от других тем, что ценю То, Которое создало все наши жизни.

21. Дэ исходит из Дао. А Дао пребывает в Изначальной Глубине.

Дэ — это То, Что действует и движет. Оно — столь же таинственно и скры­то, как и Дао. Но Оно — тоже действительно существует!

Оно может обладать формой.

И Оно обладает силой. Сила его превосходит всё, что существует в мире.

Дэ можно увидеть. С древности и до наших дней не смолкает Голос Дэ, излагающий Волю Творца всего материального мира.

Где же могу я узреть лик Дэ? — Повсюду!

22. Довольствуясь малым — обретёшь мно­гое. Гоняясь за многим, собь­ёшься с пути. Мудрый внемлет этому наставлению. Вот бы оно вразумило и всю Поднебесную!

Мудрый верит не только своим телесным глазам — и поэтому видит ясно.

Мудрый не считает только одного себя правым — и поэтому он знает правду.

Славы он не жаждет — но его почитают.

Власти он не ищет — но за ним следуют.

Он ни с кем не борется — и поэтому он непобедим.

Он не испытывает жалости к себе — и поэтому может успешно совершенствоваться.

Лишь тот, кто не стремится оказаться впереди всех, — способен жить в ладу со всеми.

Мудрый заботится обо всех — и поэтому становится примером для всех.

Он светел, но не желает блестеть.

Он не хвалит себя — но он и без того уважаем.

Он не возвышает себя — поэтому он всегда в почёте среди других.

В древности говорили, что несовершенное движется к тому, чтобы стать совершенным. Неужели это пустые слова? — Нет! Воистину, обретя Единство, — придёшь к Совершенству!

23. Говори меньше и будь проще!

Сильный ветер не продолжается всё утро, сильный дождь не льёт весь день. От кого это зависит? — От неба и земли.

Небо и земля — хоть и огромны, но они не могут породить ничего вечно­го. И тем более — человек. Поэтому лучше — служить Вечному Дао.

И тот, кто в делах своих служит Дао, — тот получает право достичь Сли­я­­ния с Ним.

Человек, утончивший себя[105] до состояния Дэ, — становится тождестве­нен Дэ.

Человек, утончивший себя до состояния Дао, — становится тождественен Дао.

Тот, кто тождественен Дэ, — обретает Блаженство Дэ.

Тот, кто тождественен Дао, — обретает Блаженство Дао.

Но, если он перестаёт быть достойным, — он этого лишается.

Сомневаться в этом — неразумно!

24. Кто поднялся на цыпочки — не может долго стоять.

Кто делает большие шаги — не может долго идти.

Кто у всех на виду — не может долго сохранять силу.

Кто сам себя восхваляет — тот не добудет славы.

Кто живёт, жалея себя, — слабеет и не может совершенствоваться.

Кто завистлив — тот не достигает сам успеха.

Кто сам себя возвышает — не получит авторитета.

Кто предаётся излишествам в еде, совершает бессмысленные поступки, и всё вокруг вызывает у него раздражение и отвращение — тот не обретёт по­­коя.

Глядя из Дао, видно, что всё это вызывается порочными желаниями. Это всё является абсурдным поведением. От таких людей отвора­чиваются все.

А человек, устремившийся к Слиянию с Дао, — он не делает ничего такого.

25. О, рождённое прежде неба и земли, живущее в покое, не имеющее фор­мы, наитончай­шее, Единое и Единственно Сущее, Пребывающее везде, Безграничное, Неповреждаемое, Мать всего! Тебя называют — Дао. Назову Тебя так­же — Величайшим, Которое — вечно в беско­нечном Своём развитии!

Человек, земля, небо — все зависят от Дао. Дао же — самосуще.

26. Усердный труд позволит достичь лёгкого существования в будущем.

Но также мы знаем, что покой есть главное в движении.

Поэтому мудрый человек усердно трудится весь день, не оставляя тяжёлого дела. Но при этом он пребывает в состоянии совершенного покоя.

Он даже может жить в роскоши, при этом не развращаясь.

Почему же властитель десяти тысяч колес­ниц, гордясь, презирает весь мир? Ведь презре­ние разъедает душу!

А отсутствие покоя приводит к потере Опоры!…

27. Знающий Путь — и без натоптанной тропы найдёт правильное направление. Уме­ю­щий говорить — не допускает ошибок. Кто умеет считать — не допуска­ет про­счётов. Лучшее хранилище — не имеет замка, но его невозможно вскрыть. Луч­шие узы — те, что не удерживаются ничем материальным, но их нельзя ра­­зорвать.

Мудрый умеет спасать людей и спасает их постоянно. Он умеет помогать и не оставляет их без помощи в беде. Так действует глубокая мудрость!

Он наставляет также и людей зла, и они — с его помощью — тоже могут найти Опору.

Но если люди зла не ценят помощь наставника и Опору не любят — муд­рый их покидает: ведь он не дорожит общением с такими людьми.

Вот — что весьма важно и глубоко!

28. Кто храбр — сохрани скромность! И тогда за тобой пойдёт народ.

Кто стал лидером для людей — не оставляй руководство своими дейст­виями со стороны Великого Дэ. И будь чист, нежен и тонок душой — подоб­но младенцу!

Пребывая в добре — не забывай и о существовании зла! И стань примером добра для всех.

И тот, кто стал во всём сказанном образцом для всех, — тот уже не отличается по качеству души от Великого Дэ. И он затем направляется к Слиянию с Вечным Дао.

Такой человек, зная о своих достижениях и заслугах, сохраняет себя в безвестности, — но при этом он становится естественным мудрым вождём.

Следует благоприятствовать тому, чтобы именно такой мудрый был вож­дём людей — тогда в стране будет устойчивый порядок.

29. У некоторых людей бывает велико стрем­ление управлять всем ми­ром, и они стараются в этом преуспеть. Но я не вижу в том никакой возможности. Ведь мир — это вместилище Дао — прекрасного, неуязвимого! И нельзя уп­равлять Им!

Кто же, всё-таки, будет стремиться к этому — наверняка потерпит неудачу!

У любого есть выбор: противостоять гармо­ничному течению бытия — или следовать ему. Первые будут напрягаться, выбиваться из сил и затем пла­кать и слабеть, а вторые — цвести в гармонии, дышать полной грудью и укрепляться.

Мудрый человек не стремится к власти, излишествам, роскоши и расточи­тельности.

30. Лидер страны, который верен Дао, не пошлёт войско в чужую страну. Это навлекло бы беду, прежде всего, на него же.[106]

А там, где прошло войско, царит опустошение. И после войн наступают го­лодные годы.

Мудрый полководец не бывает воинственным. Мудрый воин не бывает гневен. Умеющий побеждать врага — не нападает. Победивший — на этом останавливается, он не смеет осуществлять насилие над побеждёнными. По­бедив, он себя не прославляет. Он побеждает — и не гордится этим. Он не лю­бит воевать. Он побеждает лишь потому, что к этому его вынуждают. Хотя он побеждает, но он не воинственен.

Если человек, едва достигнув расцвета, тут же начинает болеть и увядать, — то это потому, что он жил вне гармонии с Дао. Жизнь такого человека на Земле заканчивается раньше срока.

31. Оружие — это средство, порождающее несчастье, оно достойно того, что­бы его отвергнуть.

Поэтому человек, следующий Дао, его не ис­пользует.

Достойный правитель — уступчив. Только для защиты он применяет си­лу. Он использует все возможности, чтобы сохранить мир.

Прославлять себя военной победой — это значит радоваться убийству людей. Того, кто радуется убийству людей, — можно ли его уважать?

А уважение ведёт к благополучию. Благополучие способствует созиданию.

К несчастью же — ведёт насилие.

Если убивают многих людей, то об этом нужно горько скорбеть. Победу следует отмечать похоронной церемонией.

32. Дао — вечно и не имеет человеческого облика.

Хотя Дао — Существо нежное, но никто в мире не может Его себе подчинить.

Если бы знать и правители страны стали жить в гармонии с Дао — то все остальные люди сами стали бы спокойными. Небо и земля тогда слились бы в гармонии, наступили бы счастье и благополучие, народ успокоил­ся бы даже без приказаний!

Ради установления порядка в стране создают законы. Но они не должны быть излишне суровыми.

Дао подобно океану. Океан ниже всех рек — и потому все реки текут в него.

33. Тот, кто знает людей, — разумен. Познавший себя — просветлён.[107] Уме­ю­­­щий побеждать врагов — силён. Побеждающий самого себя[108] — могущественен.

Имеющий материальный достаток — живёт обеспеченно. Действующий с большим упор­ством — обладает волей. Но потакающий своим прихотям — слаб и глуп.

Кто же достиг Слияния с Дао и не теряет его — тот достиг Высшего Бытия. И, умерев телом, он продолжает жить в Дао, став истинно Бессмертным.

34. Вечное Дао проницает Собою всё. Оно есть и справа, и слева. Благодаря Ему возникают и продолжают жить и развиваться все души.

Хоть Дао столь Вел и´ко и совершает эти великие дела — но славы Себе не желает.

Оно с любовью воспитывает все существа. Оно не творит над ними насилия. Оно не настаивает на исполнении людьми Его желаний.

Оно — Вел и´ко, хотя не настаивает на этом.

Разумные люди устремляются к Нему — Великому!

35. В Великое Дао стекаются все Совершен­ные.

Следуй и ты этим Путём! Этим ты не можешь причинить себе никакого вре­да, но, наоборот, достигнешь покоя, гармонии и полноты жизни.

Лично я, пребывая в недеянии, странствую в Беспредельности Дао. Это — не передать в словах! Дао — Наитончайшее и Блаженнейшее!

36. Страсть «земная» — ослабляет. Непоколебимая решимость — напол­­­няет силой!

Страсть «земная» — калечит. Непоколебимая решимость — возвышает и укрепляет сознание!

Страсть «земная» — порабощает её обладателя. Непоколебимая реши­мость — делает человека свободным!

Бесстрастное, мягкое и податливое — побеждает страстное твёрдое и гру­бое.

37. Дао не действует непосредственно в мире материи.[109] Но, всё же, всё Творение является произведением Его творчества.

Действуй так же — и тогда всё живое вокруг будет развиваться естествен­ным для него образом!

Когда живёшь в простоте, без оглядки на сплетни и вражду, в гармонии с Дао — тогда и приходишь к тому, что называется, «не иметь привязанностей и страстей»!

Отсутствие «земных» желаний приносит по­кой внутри себя — и тогда и вокруг устанавливается порядок.

38. Человек, представляющий Собою Вели­кое Дэ, не принуждает Себя к де­ланию добрых дел: ведь Он естественным образом являет Собой саму Добро­детельность.

Человек же, далёкий от Дэ, может пытаться именно принуждать себя к исполнению добрых дел: ведь он не является добродетельным по своей сути.

Человек, представляющий Собою Великое Дэ, не стремится к активной деятельности в ми­ре материи: ведь Он действует в недеянии.

Человек же, далёкий от Дэ, живёт в суете и действует под влиянием сво­их страстей. В рели­гиозной стороне жизни его деятельность сво­дится лишь к ритуалам, но упование на «магию» ритуалов ведь знаменует вырождение ре­ли­гии! Такой человек к тому же ещё принуждает и других людей дей­ствовать, как он.

Такое случается только с теми, кто не име­ют в своих жизнях Дао. Им нель­зя доверять, они уже предали Дао — и готовы предать кого угодно.

Мудрый, познавший Дао, — способен различать людей по этим признакам. Он выбирает общение только с людьми добра.

39. Есть Те, Которые с древних времён находятся в Единстве с Дао. Благодаря Им — небо чисто и земля незыблема, природа нежна, реки полно­водны, долины цветут, плодятся все существа, герои духовного Пути явля­ют собою образцы для подражания. Вот что обеспечивают Достигшие Един­ства!

Если бы не Их помощь — то небо не было бы чисто, земля бы растрескалась, природа пе­рестала бы дарить свою красоту, долины перестали бы цвес­ти и превратились в пустыню, существа перестали бы рождаться и исчезли, герои духовного Пути перестали бы служить примером добродетельности и были бы осмеяны и изгнаны…

Народ является опорой для правителей. Поэтому те земные правители, ко­торые сами се­бя возвышают, прочного положения не имеют. Это происхо­дит от­­того, что они не рассматривают народ как свою опору. Это — их ошибка.

Если разобрать колесницу, на которой восседаешь, — что останется?

Не считай себя драгоценной яшмой! Будь простым — как обычный камень!

40. Взаимодействие противоположностей — это сфера деятельности Дао.

Наивысшая Утончённость — одно из важнейших свойств Дао. Ей противостоят грубые свойства людей зла.

Всё развитие воплощённых существ вершится во взаимодействии этих противоположностей.

Но сам мир материи произошёл от Тончайшей Первоосновы…

41. Мудрый человек, узнав о Дао, устремляется к самореализации в Нём.

Но не мудрый, узнав о Дао, — то сохраняет Его в своём уме, то теряет.

Глупые же, услышав о Дао, подвергает Его насмешкам. А Тех, Кто позна­ли Дао, — Тех они называют заблудшими, сумасшедшими… Мудрость кажется им без­ум­­ст­­вом…, высшая справедливость — пороком…, праведность — раз­­вра­том…, ве­­­ли­кая истина — ложью…

Да, великий квадрат не имеет углов, великий звук нельзя услышать, ве­ли­кий образ необозрим…

Да, Дао скрыто от их взглядов. Оно ведёт к Совершенству лишь достойных!

42. Из Дао когда-то изошёл Один, Он взял с Собой ещё Двух, те Двое — ещё Троих, и все Они занялись созданием на планете разнообраз­ных форм жизни.[110]

Все эти существа подразделяются на пары противоположностей инь и ян и наполняются энергией ци[111]. От их взаимодействия и происхо­дит их даль­ней­шее развитие.

Все существа боятся одиночества и воспринимают его как страдание. Это касается, в том числе, и земных правителей.

Все такие люди заботятся лишь о себе, отказывая в помощи другим.

Но верное решение состоит как раз в том, чтобы посвятить себя заботе о других, забывая при этом о себе.

Мудрый духовный подвижник, посвятивший свою жизнь благу всех, не будет побеждён смертью. И слова эти — я предпочту всем иным наставлениям всех мудрецов!

Достигшие Дао сливаются в Нём в Единое Одно.

43. В мире бывает, что самые слабые побеждают самых сильных. Причи­на — в том, что Дэ проникает везде и всюду, пронизывая всё и всеми уп­равляя.

Вот почему, в частности, я вижу пользу в недеянии.

В мире нет ничего, что можно было бы сравнить с учением о внутренней тишине и пользе недеяния!

44. Что нужнее: жизнь — или слава? Что дороже: жизнь — или богатство? Что труднее пережить: приобретение — или потерю?

Много сбережёшь — многого и лишишься! Много скопишь — много и по­те­ряешь!

Знай меру — и избежишь неудач. Знай предел — и не будет риска. Вот и проживёшь жизнь в покое, без тревог!

Кто знает меру — у того не будет неудач. И умеющий вовремя остановить­ся — избежит беды. Благодаря этому, он может успеть постичь Изначальное и Вечное Дао.

45. Величайшее Совершенство могут спутать с безумием, великий объём — с пустотой, великую кривизну — с прямотой, великое остроумие — с глупостью, великого оратора — с не умеющим говорить.

Интенсивное движение побеждает холод, неподвижность — жару.

Покой и гармония лишь — обеспечат правильное понимание всего происходящего в мире.

46. Если страна живёт по законам Дао — то лошади заняты в обработке полей.

Но когда в стране отвергнуто Дао — по полям несутся боевые кони.

Нет большей беды, чем неограниченные «земные» страсти! И ничто так не губит, как стремление приумножать «земные» богатства!

Кто умеет довольствоваться тем, что есть, — тот всегда счастлив!

47. Не выходя со своего двора, мудрый познаёт мир. Не выглядывая из окна, он видит Изначальное Дао. Он не ходит далеко, чтобы больше познать.

Мудрый никуда не ездит — но всё знает, не смотрит — но всё называет, внешне бездействует — но всего достигает.

Он в сердце своём находит всё, что надо.[112]

Вот почему мудрый знает то, до чего не доехать, не дойти. И он может ви­деть то, что не видно простому глазу.

48. Кто учится — тот с каждым днём увеличивает свои знания. Кто служит Дао — тот изо дня в день уменьшает свои «земные» желания. В непрерывном уменьшении «земных» желаний человек доходит до недеяния.

В недеянии лишь возможно овладение всеми тайнами вселенной! А без недеяния это достичь невозможно.

49. Мудрый человек не имеет корыстных побуждений. Он живёт интереса­­ми других людей.

Добрым я делаю добро, недобрым тоже желаю добра. Это и есть добро­детель, присущая Дэ.

С честными людьми я честен, с нечестными — честен тоже. Это и есть чест­ность, присущая Дэ.

Мудрый человек живёт в покое в своей стране. Но здесь же живут и дру­гие люди: добрые — и злые, честные — и лживые, разумные — и глупые, коры­ст­ные — и живущие интересами других, внемлющие Дао — и отверга­ю­щие Его.

Мудрый смотрит на народ, как на своих детей.

50. Люди на Земле рождаются и умирают. Из каждых десяти примерно три продолжают затем райское существование, три направляются путём смер­ти в ад, а ещё три — это те, кто не достигли успеха в развитии души из-за увлечённости «зем­ными» делами.

Тот, кто освоил жизнь истинную, идя по земле, — не боится носорога и тигра, а вступая в битву, не боится вооружённых солдат. Носорогу некуда вон­зить в него свой рог, тигру негде наложить на него свои когти, солдатам нег­де поразить его своими мечами. Почему это так? Это происходит оттого, что для него не существует смерти![113]

51. Дао создаёт существа, Дэ нянчит их, взращивает, помогает совершен­ствоваться, созревать, ухаживая за ними, поддерживая их.

Те существа постепенно растут душами, совершенствуются, достигают Со­­вершенства.

Поэтому нет того человека, который не был бы обязан почитать Дао и Дэ.

Дао и Дэ никого не принуждают, но дают возможность существам развиваться согласно их собственной свободе выбора, естественно.

Создавать — и не присваивать, творить — и не хвалиться, являясь стар­шим — не повелевать! Вот каковы принципы жизни Великого Дэ.

52. Материальный мир имеет Исток, Который является Матерью матери­ального мира.

Когда будет познана Мать — тогда уже проще узнать и Её Детей[114].

Когда уже известны и Дети — следует не забывать о Матери. В этом случае до конца жизни проживёшь без невзгод.

Если отбросить свои личные желания и освободиться от «земных» стра­стей — то до конца жизни будешь жить без усталости.

Если же «распускать» свои страсти и быть поглощённым мирскими делами — то не будет спасения от бед.

Видеть Тончайшее является истинной ясностью видения.

Сохранение утончённости сознания предопределяет истинное могущество.

Созерцай Свет Дао! Познавай Его Глубины! Оно есть истинное Сокрови­ще! Не потеряй Его — и избежишь всех невзгод!

53. Имеющий истинное знание — идёт Прямым Путём.

Единственное, чего я боюсь, — это вовлечение в суету.

Прямой Путь — совершенно ровен. Но люди предпочитают… извилис­тые тропинки.

Если земные правители всё своё внимание направляют на роскошь сво­их дворцов — то поля зарастают сорняками и зернохранилища пус­ты. Те зем­ные пра­вители одеваются в роскошные одежды, носят острые мечи, не удо­в­ле­т­во­ряются простой пищей, копят для себя чрез­мерные богатства. Это рав­носиль­но раз­бою и является нарушением принципов Дао.

54. Познавая себя — познáешь других. Помогая другим — познáешь всё.

Кто умеет крепко стоять — того нельзя опрокинуть. Кто умеет опереться — того нельзя свалить. Да,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.