Сделай Сам Свою Работу на 5

Онтологический аспект Учения Кришны

В онтологическом ракурсе Бхагавад-Гита даёт весьма полные ответы на глав­ные вопросы философии:

а) что такое Бог,

б) что такое человек,

в) в чём смысл жизни человека, и как ему жить на Земле.

 

Бог в Бхагавад-Гите рассматривается в следую­щих Аспектах: Ишвара-Тво­рец, Абсолют, Брахман и Ава­тар.

Ишвару также называют на других языках Отцом Небесным, Богом-От­­цом, Иеговой, Аллахом, Дао, Изначальным Сознанием, в давней истории сла­вяне звали Его Сварогом и так далее. Он также есть Высший Учитель и Цель каждого из нас.

Второй аспект слова Бог — Абсолют или Всё — то есть, Творец, единосущный со Своим многомерным Тво­рением.

Эволюция Абсолюта идёт циклами, которые называются Манвантарами. Манвантара состоит из Кальпы («Дня Брах­мана») и Пра­лайи («Но­чи Брах­ма­на»). Каждая Кальпа начинается с «сотворения мира» и закан­чивается «концом света». Смысл такой цикличности — в создании всё новых условий для продолжения вселен­ской Эволюции Сознания (или, другими словами, Эволюции Абсолюта).

Третий Аспект Бога — Брахман, или, что то же самое, Святой Дух. Это — совокупное название всех Божественных Индивидуальностей, исходя­щих из Обители Творца с целью, прежде всего, по­мощи воплощённым людям.

Существует ещё одно Проявление Бога на Земле — Аватар, Мессия, Хри­с­тос — то есть, слитый Сознанием с Твор­цом воплощённый в человеческое те­ло Человек-Бог. Он — со Своего Божественного уро­в­ня — тоже помогает лю­дям найти Путь к Творцу.

Кришна, подаривший нам Бхагавад-Гиту, Иисус Хри­с­тос, Бабаджи, Сатья Саи и многие Другие в истории нашей планеты — вот конкретные примеры Аватаров.

… Человек не является телом. Тело — это только временный материальный носитель самого чело­века. Человек же есть сознание, осозна­ю­щая себя энергия. Величина сгустка сознания у разных людей может очень значительно различа­ть­ся: от миниатюрных «зачаточных» размеров — до космических. Это зависит от двух факторов: психогенетического возраста (то есть, возраста ду­ши) и интенсивности усилий, соверша­е­мых на духовном Пути.



О соответствии тела человека и самого чело­века Кришна говорит так:

2:18. Преходящи лишь тела воплощаемого. Но сам он — вечен, неразрушим...

2:22. Подобно тому, как человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, — так бросает он изношенные тела и облекается в новые.

Человек является последним этапом в эволю­цион­ном ряду развития во­площаемой пуру­ши: растения — животные — человек — Бог. Его за­да­ча — стремление к обретению Божествен­ного Совер­шен­ст­ва. На этом Пути он про­ходит определённые стадии, ступени.

Одна из схем такого восхождения — описание эволюции по гунам. То есть, существуют три гуны:

первая — тамас — темнота, невежество, тупость, грубость,

вторая — раджас — страстность, интенсивный поиск своего места в жизни, борьба за свои идеалы и т.п.,

третья — саттва — чистота, гармония.

Но надо идти, говорил Кришна, ещё дальше — за пределы саттвы, к Слиянию с Творцом, а это тре­бует новых усилий, новой борьбы с собой. Об этом ва­ж­­но помнить, ибо саттва может оказаться ловушкой: она пленит именно бла­женством, которое обретает на этой стадии человек. Она — «рас­слабляет», пред­­­лагает отказаться от дальней­ших усилий. Она гарантирует рай, но нужно про­двигаться дальше. Ведь для того, чтобы стать Брах­маном, постигнув Нир­вану в Брах­ма­не, а затем и слиться с Ишварой — требуется сделать ещё очень много.

Но и миновать гуну саттва нельзя. Нельзя без ос­во­ения качеств, прису­щих этой гуне, слить­ся с Богом.

Нельзя миновать также и гуну раджас, ибо именно в ней человек осваивает такие качества, как энерги­ч­ность, собранность, устремлённость, сила.

… Вторая схема эволюционного продвижения чело­ве­ка, приводимая Криш­ной, — шкала варн. (Под­чер­к­ну, что эти и многие другие шкалы хорошо взаимо­допол­няют друг друга; их ком­плексное использование в при­ложении к себе или к любому другому че­ло­ве­ку даёт более полную кар­­тину).

По шкале варн, находящийся на первой ступени че­ловек называется шудрой. Он ещё слишком молод в своём психогенезе, ещё слишком мало умеет. Его задача сейчас — учиться у более взрослых в эволюционном отношении лю­дей, по­могая им в их работе.

Вторая ступень — вайшьи. Это — в том числе, торговцы, ремес­ленники, зем­ледельцы. Пребы­вание в данной вар­не под­разумевает наличие уже достаточно развитого интеллекта, чтобы начать творческую предприниматель­­скую деятель­ность. Ведь, чтобы вести самостоятельное дело, требует­ся уже развитый интел­лект. Имен­но через указан­ную деятельность пред­­ставители данной варны совершенствуют себя.

Следующая варна — кшатрии. Это — люди, которые поднялись ещё выше в своём интеллектуаль­ном развитии, в своей энергичности. Это — уже руководители, обладающие соответствующим «раз­ма­хом» ума, соответствую­щей личной силой, то есть, силой сознания. Кстати, готовить себя к этой сту­пе­­ни духовного раз­вития, развивая в себе личную силу и энергич­но­сть, мож­но уже с ранней молодости. Этому будут способство­вать физический труд, подвижные виды спорта, энергичные танцы под ритмичную музыку. Если всё это де­лать, избегая грубых эмоциональных со­стояний, помня о Боге и необходимости соблюдения известных этических норм пред Лицом Бо­га, — то создаётся важный задел для плодотво­р­ного духовного совершенствования в зрелые годы. Тогда — нужно будет отказаться и от соревновате­ль­ности, и от страст­но­сти. Напротив, тог­да должны бу­дут придти покой, гармония, нежность и ласко­вость, муд­рость. Но пусть это будет зиждиться на фундаменте боль­­шой лич­ной си­лы — энергетической мощи сознания и интеллекта.

Высшая варна — брахманы, то есть, духовные лидеры.

В Индии и ряде других стран исторически сло­жилось так, что варновая при­надлежность ста­ла передавать­ся по наследству. Поэтому, разу­ме­ется, дале­ко не все люди, относящие себя к высшей варне, действительно имеют вы­со­кие духовные достижения.

… Приведу слова Кришны о том, как для самого себя выбрать адекватные методы работы над собой — то есть, те, которые соответствуют реально существующей ста­дии психогенеза и онтогенеза:

12:8. Устреми свои мысли на Меня, погрузи себя как сознание в Меня — воистину, будешь ты жить тогда во Мне!

12:9. Но если ты не в состоянии сосредоточить свою мысль твёрдо на Мне, — пытайся достигнуть Ме­­ня упражнениями йоги...

12:10. Если ты не способен и на постоянные уп­ра­жнения — сосредоточься на служении Мне, исполняя лишь те действия, которые потребны Мне, — и ты до­стигнешь Совершенство!

12:11. Если же ты не способен и на это, то направь­ся к Слиянию со Мной, отрекаясь от личной выгоды в своей деятельности; обуздывай себя таким об­ра­зом.

Служащая Эволюции деятельность, ли­шён­ная эгоистического компонен­та, (иначе говоря, духовное служение) — это и есть карма-йога.

… Ещё очень важно указать на то, какое значение при­­­­давал Кришна интел­лектуальному совершенст­во­ванию людей на духовном Пути.

Это представляет особую актуальность в свя­зи с тем, что существует ряд религиозных сект, отрица­ю­щих важность интеллектуального разви­тия — вплоть до пропаганды отказа от обычного образования для де­тей.

Кришна же возвеличивал Мудрость:

4:33. Лучше всяких внешних жертв — жертва мудростью... Все действия... достигают совершенства у мудрого.

4:34. Обрети её через преданность, пытливо­стью и служением!...

4:37. Подобно огню, превращающему в пепел топ­ливо, огонь мудрости сжи­гает все ложные дея­ния дот­ла.

4:38. В мире нет лучшего очистителя, чем муд­рость. Через неё — искусный в йоге в своё вре­мя находит Про­светление в Атмане.

4:39. Исполненный веры обретает мудрость. Обретает её также и владе­ю­­щий управлением ин­д­риями. До­стигнув же мудрости, они быстро приходят в выс­­шие миры.

7:16. Есть четыре вида праведных, уповающих на Меня...: стремящиеся вы­рваться из жаждущие страданий, знаний, ищущие личных достижений и муд­рые.

(Из последних слов Кришны следует, что, во-пер­вых, практически любой активный и не демонический человек, то есть, не культивирующий в себе грубые пороки, — рассматривается Им как праведник. Во-вторых, — что представители первых трёх названных групп ещё не являются мудрыми: мудрые — это самостоятельная, бо­лее высокая группа. Ни стремящиеся к избавлению от страданий, ни пока ещё только жаждущие знаний, ни ищущие личных достижений на стадии раджаса — они ещё не мудрые).

7:17. Всех превосходит уравновешенный и без­ра­з­дельно преданный Мне мудрец. Воистину, Я дорог, прежде всего, для мудрого, и он дорог Мне.

8:28. Изучение Вед, совершение актов жертвенности, аскетических подвигов и добрых дел — даёт плоды этих заслуг. Но над всем этим поднимается йог, владеющий истинным знанием, — он достигает Высочайшей Обители.

Кого же можно назвать мудрым? — Того, кто имеет широкий набор знаний обо всём самом главном: о Боге, о человеке, о Пути человека к Богу? Это — ос­нова, фундамент Мудрости. Но ещё не Мудрость. Это — просто наполненность знаниями, эрудированность. Мудрость — это плюс к тому ещё и способность опе­рировать имеющимися знаниями, способность творить интеллектуально.

Как это всё развить в себе? Самый первый и простой способ — учёба в обычных учебных заведениях: школах, училищах, институтах... Это трениру­ет, развивает мыслительную активность. Плюс — овладение как можно боль­шим числом навыков, специальностей, общение с людьми, с Богом и многое другое. Очень важно полноценное овладение функций грихастхи (домохозяина). Имен­но в служении другим людям, в заботе о них — сначала в рамках обыч­ной семьи, затем «семьи» своих духовных учеников — формируется в человеке Муд­рость.

А глупых Творец не впускает в Себя: они Ему в Нём не нужны.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.