Сделай Сам Свою Работу на 5

ТОТ-АТЛАНТ — ИЗУМРУДНЫЕ СКРИЖАЛИ

«Я начал проповедовать людям красоту религии и знания.

О народы, люди, рождённые на Земле, погрязшие в пьянстве, сне и незнании Бога! Отрезвитесь, встряхнитесь от вашего беспутства и чувственно­го оцепенения, пробудитесь от вашего отупения!

Почему, о люди, вы предаёте себя смерти, тогда как вам позволено обре­с­ти бессмертие?

Раскройтесь, обратитесь к своей истинной сути, вы, заблудшие, чахнущие в невежестве!

Отдалитесь от пути сумрачного, приобщитесь к бессмертию, раз и навсе­г­­да отвергнув в себе пороки!

Благо вы найдёте только в Боге, а кроме Него — нигде!»

(Из обращения Гермеса[1] к египтянам)

 

 

Атлантида — это ныне исчезнувший древний архипелаг, состоявший из двух больших островов в Атлантическом океане недалеко от Средиземного моря. Там жили атланты, сформировавшие высокоразвитую цивилизацию. Но самой главной особенностью Атлантиды было то, что там долгое время до­ми­нировала система истинных философско-религиозных знаний, позволив­шая очень многим людям быстро подняться в своём развитии до Божест­вен­ности и завершить тем самым свою личную человеческую эволюцию.

Со временем, однако, духовная культура в Атлантиде выродилась в ре­зуль­тате того, что к власти в стране пробились агрессивные примитивы, пред­почитавшие чёрную магию и грубое господство над людьми — принципам ис­­тинного духовного совершенствования. Тогда Бог погрузил острова Ат­ланти­ды в океан.

Но высшие духовные знания были перенесены достигшими Божествен­но­сти Атлантами — в Египет и другие страны, где эти знания ещё некоторое вре­­мя существовали, составляя основу духовной культуры тех людей.

Об Изумрудных скрижалях [2]

В начале текста Тот-Атлант описывает причину гибели Атлантиды: сокровенные знания оказались достоянием недостойных, и последние стали ис­­пользовать их во зло. Также начались кровавые жертвоприношения — и это при­­вело к тому, что среди людей стали массово появляться существа ада.

Во время гибели Атлантиды (два острова — поочерёдно — погрузились в океан по Высшей Воле) Тот-Атлант переправился с группой достигших Бо­жественности Атлантов в Кхем (Египет) на корабле.



Изначальный[3] при этом напутствовал Тота:

«Иди — как Наставник людей! Иди, сохраняя Учение, пока — в своё вре­мя — просветлённость не возрастёт среди людей!

Сам Светом[4] Ты будешь сквозь века скрытым, но всё же увиденным про­светлёнными.

Для работы по всей Земле — Мы даём Тебе силу! Волен Ты будешь её да­вать другим и отбирать.»

И Тот далее работал как Представитель Изначального.

… О Себе Тот рассказывает, как Он прежде прошёл весь Путь до Слияния с Изначальным. И этот Путь может пройти каждый. Но Путь спланирован так, чтобы предоставлять трудности идущим: эти трудности остановят слабых, этически недостойных и интеллектуально несостоятельных. «Идите! Но не бе­рите с собой немудрых, неискренних, слабых!» — указывает Тот.

Тот даёт простейшие рекомендации для начальной гармонизации систе­­мы чакр. Только лишь как результат исполнение этого — Он обещает здоровье и долголетие.[5]

На высших же этапах медитативных практик надо нырять сознанием в Глу­бины многомерного пространства, познавать там, в том числе, «звёздные ми­ры» и Свет от Великого Огня на Пути в Обитель Изначального. Есть там и другие «пространства», «с виду, они пусты, но спрятаны в них ключи».[6]

Также Тот объясняет одну из высших медитаций — «Храм» и её частный вариант — «Пирамиду».

Об истории собственного духовного восхождения Тот повествует, в том числе, в следующих словах:

«Однажды, во времена давно забытые, Я, Тот, открыв врата, проник в другие пространственные планы и изучил тайны скрытые.

Часто Я путешествовал вниз по тёмному пути в то пространство, где всег­да пылает Свет.

Долго в том Храме Изначального Я пребывал, пока, наконец, не стал един со Светом

Впоследствии Тот воплощался ещё раз как Гермес Трисмегист (Триждырож­­дённый)[7].

* * *

Тот даёт духовным искателям следующие напутствия:

«Храните и оберегайте наказ Изначального:

Отыщи в жизни своей беспорядок и уничтожь его! Сбалансируй и упорядочи жизнь свою!

Истреби весь хаос своих эмоций — и обретёшь тогда ты гармонию в жиз­ни.[8]

Покоряй молчанием привычку многословия.

Направляй всегда взор к Свету!

Воистину, когда вы станете достойны того, — станете вы едины с вашим Мастером! И воистину, потом станете вы едины и со Всем[9]!

Помните Мои заповеди! Храните их и реализуйте их — и Я пребуду с ва­ми, помогая и провожая вас в Свет!

Из тьмы ты восстань, став единым со Светом!

Человек должен стремиться стать «Божественным Солнцем»[10].

Следуй этим Путём — и станешь Един с Целым!

Свет приходит к тем, кто прилагают усилия. Труден Путь, ведущий к Мудрости, труден Путь, ведущий к Свету. Много ты найдешь камней на пути своём, много гор придётся одолеть на Пути к Свету.

Но знай, человек, что всегда около тебя ступают Посланники Света. Открыт Путь Их для всех, кто готовы вступить в Свет!

Они — Посланники Света, Вестники Утра — сияют среди людей. Подобны Они людям — и, в то же время, не подобны им.

Много мрачных теней падёт на твой свет[11], стремясь погасить тенями тьмы свет души, что жаждет быть свободной. Множество ловушек ожидает тебя на Пути этом. Стремись же всегда познать Высшую Мудрость! Постигай — и будет тогда Свет познан тобой!

Свет — бесконечен, а тьма — мимолетна. Стремись же, о человек, всег­да к Свету! Знай, что, как только Свет заполнит твою сущность, — тьма для тебя исчезнет!

Открой душу Посланникам Света! Позволь Им войти и наполнить тебя Светом!

И да будет лицо твоё направлено к сей Цели всегда!

… Открой душу, о человек, всей вселенной! И пусть она «течёт» сквозь тебя, объединяясь с душой![12]

Эволюция человека состоит из процесса преображения в формы, кото­рые не от мира сего. Растёт человек, преображаясь постепенно в бесформенное, — для жизни на плане высшем. Знай же, что ты должен стать бесформенным, перед тем, как слиться со Светом.

Слушай же, о человек, глас Мой, объясняющий тебе о путях к Свету и по­­казывающий пути достижения: как ты должен стать един со Светом:

Ищи вначале тайны Сердца Земли! Ищи Пламя[13] Живой Земли! Окунись в сияние Пламени этого!

Знай же, о человек, что и ты сложен в сути своей, как существо из материи и Пламени. Позволь Пламени твоему[14] — светить ярко! Стань лишь Пла­ме­нем!

Ищи же всё больше Мудрости! Найди её в глубинах Пламени сего! Знай, что только стараниями твоими Свет наполнит тебя!

Только тот, кто исполнился Светом, — тот может надеяться пройти ми­мо стражей, охраняющих Путь от недостойных.

Следует тебе познать себя как Свет, готовя себя для продолжения Пути.

Мудрость скрыта тьмой. Но когда, воссияв Душой-Пламенем, обретёшь ты Мудрость, то станешь Вновь-рождённым в качестве Света. И затем — беспредельным по размерам «Божественным Солнцем».[15]

Стань же Одно со Светом! И будь проводником Божественных Указаний и Принципов — в мир людей!

Стремись, о человек, отыскать Путь великий, ведущий к бесконечной Жизни, — чрез обра­з «Божественного Солнца»!

… Знай, о человек, что ты — душа! Тело — ничто! Душа — вот главное! Не позволь телу своему быть тебе оковой!

Оставь тьму — и странствуй в Свете! Научись покидать тело своё, о человек, и стань свободным от него![16] Стань истинным Светом и объединись затем со Светом Великим! [17]

… Знай, что пространство, в котором ты обитаешь, пронизано и Другими — такими же Великими, как и Тот. Они пребывают и внутри тебя. И Они могут быть познаны тобою — в твоём духовном сердце. Но при этом Они существуют отдельно от мира материи — в Их пространственной мерности.

Знай, что всегда и повсюду в пространстве существует вечное и бесконечное Сознание. Хотя скрыто Оно от взора поверхностного, но, всё же, Оно существует.

Ключ к тем Высшим мирам — внутри тебя, он может быть найден только внутри! [18]

Распахни врата внутри себя — и ты будешь жить жизнью истинной!

… Человек, ты думал, что ты живёшь… Но знай, что твоя прежняя жизнь вела лишь к смерти. Ибо, когда прикован ты к телу своему, — для тебя не су­ще­ствует истинной жизни! Только душа, нашедшая свободу от материального ми­ра, обладает истинной жизнью! Всё остальное — только оковы, узы, от ко­торых надо освободиться!

Не думай, что человек рождён для земного! Хотя он и рождён на Земле, но он есть — по сути своей — светоподобный дух! Но без истинного знания — он никогда не сможет обрести ту свободу!

… Тьма окружает стремящихся к рождению в Свете. Тьма сковывает души… Но только ищущий может иметь надежду на Освобождение!

Становись же «Божественным Солнцем», Светилом Великим! Исполни это — и освободишься!

Великий Свет, что заполняет незримо всё пространство, всецело готов помогать человеку! Так сделай из тела своего — факел Света, который будет светить среди людей!

… Услышь и пойми: Пламя есть источник всех вещей, всё сущее является Его проявлением!

Стремись же к Единству с «Божественным Солнцем»!

Держи также помыслы свои на обретении единства Света с твоим телом человеческим!

Свет есть Источник всей жизни; без Великого Света ничто не может су­ществовать!

Знай, что сутью любого материального предмета является Свет.

И знай, что все пространство заполнено мирами внутри миров.

Глубоко под образом Пирамиды покоится сия Моя тайна. Ищи — и найдёшь её в той Пирамиде, что Я создал.

Следуй сему ключу, что Я тебе оставил. Ищи — и вход в Жизнь истинную будет твоим! Ищи его — в Моей Пирамиде, глубоко под ней, и в Стене.[19]

Повторяю, что именно через Пирамиду, Мною созданную, ты найдёшь тайный проход в Жизнь истинную.

Ищи — и найдешь там То, что Я спрятал! Найдешь ты там «подземный вход» к тайнам, существовавшим вечно: задолго до того, как вы стали людь­ми.

Поистине, знаем Мы, что ничто не имеет значения для вас, кроме роста, который можете обрести вы душами. Знаем Мы, что плоть преходяща. Вещи, которые люди считают великими, для Нас — ничто. То, что Мы ждём от вас, — не от тел ваших, а лишь совершенное состояние вас как душ.

Когда вы сможете постигнуть, что ничто, кроме развития души, не имеет значения, — только тогда вы сможете освободиться от всех уз и стать сво­бод­ными для работы в соответствии со своим человеческим предназначением!

Знай: ты должен стремиться к Совершенству, ибо только так ты сможешь постичь Цель!

Знай, что будущее никогда не зафиксировано, но оно предопределяется свободной волей человеческой! И можно «читать будущее» только через те причины, что порождают следствия в судьбах.

Знай, что тело твоё, если будет оно в совершенном порядке, никогда не узнает прикосновения смерти! Поистине, даже «случайность» лишь тогда воз­можна, когда утрачено тобой соответствие твоему предназначению! Пока же соответствие твоё безупречно, твоя жизнь не прервётся — и не вкусишь ты смерти.

… Разве не знаешь ты, что в Сердце Земли — источник гармонии всего, что существует на её поверхности? Душою ты связан с Сердцем Земли, а плотью — с её материей.

Когда ты научишься сохранять гармонию в себе — тогда сможешь черпать из гармонии Сердца Земли. Существовать на Земле тогда ты будешь до тех пор, пока Земля существует, изменяясь телесно лишь по мере измене­­ния самой Земли — не зная смерти, в единстве с планетой, пребывая в своём теле, покуда всё здесь не исчезнет.

… Три качества присущи Богу в его Доме Света[20]: Беспредельное Могущество, Беспредельная Мудрость, Беспредельная Любовь.

Тремя силами обладают духовные Мастера: преобразовывать зло, содей­ствовать добру, использовать Свою способность к различению[21].

Три качества неизбежно проявляют Они: Силу, Мудрость и Любовь.

Три проявления Духа творят всё сущее: Божественная Любовь, облада­ющая совершенным знанием, Божественная Мудрость, имеющая все воз­­мож­­ные средства помощи воплощённым существам в их развитии, Божест­вен­ная Сила, которой владеет то Единое Изначальное Сознание, суть Ко­то­ро­го — Божественные Любовь и Мудрость.

Тьма и Свет — единой природы и отличаются только внешне, ибо оба про­изошли из единого Источника. Тьма — хаос. Свет — Божественная Гармо­ния. Тьма преобразованная — это Свет.

Это, дети Мои, ваша цель в бытии: превращать тьму в Свет!

Отринь своё тело, как учил Я тебя![22] И иди к пределам глубоким, скрытым!»

ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ —
ИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ [23]

То, что говорю здесь, — только истина! И нет в этом ни капли иного!

То, что внизу, — подобно тому, что вверху. А то, что вверху, — подобно тому, что внизу. И это надо знать для того, чтобы обрести познание наичудеснейшего Единого! [24]

Всё материальное возникло по замыслу Единого. Все материальные объекты стали проявленными — именно через уплотнение энергии Единым.

Солнце[25] — Отец проявленного мира, «лунное»[26] — его мать. Святой Дух «вынашивает» развивающиеся души, Земля — вскармливает их. Отец же всего развития во всей вселенной — присутствует всюду и всегда.

Могущество Его есть Наивысшее Могущество! Оно превосходит всё иное! И явлено Оно на Земле — во Всесилии Своём!

Раздели же: «земное» — и Огненное[27], также грубое — и тонкое! Дей­ст­вуй при этом — с величайшими осторожностью, благоговением и разумени­ем!

Став Наитончайшим Огнём — познай Небесное! Так свершается Слияние. Затем снова вернись на Землю — и будешь улавливать Тончайшее и иметь силу эффективно преобразовывать несовершенное.

Это будет означать, что ты обрёл славу Слияния с Единым и избавился полностью от мрака неведения.

Сила Единого проникает под всем: и тонким, и грубым — и управляет ими. Именно таким образом существует всё Мироздание. И благодаря этой изумительной связанности Всего — движется развитие.

Вот почему имя Моё — Гермес Триждырождённый: ибо Я существую и дей­ствую во всех трёх планах бытия[28] и владею мудростью всей вселенной!

Итак, умолкаю, ибо возвестил всё, что хотел, про деяние Солнца.

ПИФАГОР — ЗОЛОТЫЕ СТИХИ

«Познать Божественную Суть —

вот назначенье высшее души,

что послана Творцом на Землю!»

Пифагор

 

Пифагор (Pythagoras) жил на Земле около 570 — 500 гг. до н.э. Известен как греческий философ и математик. Был строгим вегетарианцем. В южно-итальянском городе Кротоне, входившем тогда в состав Греции, основал фи­лософско-религи­озное Пифагорейское товарищество, получившее большое распространение. Целью его было нравственное обновление общества и очищение религиозных воззрений, а также передача сокровенных духовных методов самосовершенствования достойным того ученикам. Товарище­ство представляло собою монашескую общину, в которую входили и мужчи­ны, и женщины, почитавшие Пифагора Воплощением Бога. Конец деятельно­с­ти той великой Школы был положен расправой, учинённой людьми-при­ми­ти­­вами…

… Пифагор написал труды по философии, математике, астрономии, музыке. В частности, Он знал о шарообразности Земли, внутри которой пребы­вает Централь­ный Огонь. Также Он учил о бессмертии душ и их постепен­ном совершенствовании в ряду воплощений.

… В настоящее время Пифагор проявляет Себя в качестве невоплощён­но­го Божественного Учителя — Представителя Творца. Зона, которую Он кури­ру­ет, — это Средиземное море и его окрестности.

* * *

… Родился Пифагор на остове Самос в Эгейском море. Его рождение бы­­ло предсказано пророком, через которого Бог заранее объявил родителям о предстоящем рождении мальчика, который, повзрослев, прославится муд­ро­с­тью, красотой и великими делами.

Уже с детства Пифагор проявлял интерес и способности к философии и другим наукам. Он осваивает медицину, биологию, астрономию, математику, учась у знаменитых учёных того времени, также музыку и живопись. Затем продолжает религиозное образование в Египте, где получает сан жреца. Потом оказывается в Персии, где продолжает изучать мистические знания.

Уже во вполне зрелом возрасте Пифагор основывает Свою духовную Школу в городе Кротоне. О том, как велась работа в этой Школе, мы знаем из рассказов нескольких великих Учеников Пифагора, также обретших Божест­вен­ность в Слиянии с Творцом — благодаря помощи Пифагора.

* * *

А теперь познакомимся с литературным переводом сохранившегося до настоящего времени текста ‘Золотые стихи Пифагора’, которые были пред­назначены для изучения начинающими адептами Его Школы.

Золотые стихи Пифагора [29]

Приготовление

Должен ты Богам Бессмертным[30] приносить совершенную жертву: веру свою сохранять, чтить память великих героев, с окружающим миром быть в ладу.

Очищение

Мать и отца уважай, также — и ближних твоих.

Другом себе избери истинно мудрого мужа, слушай советов его, следуй его примеру, из-за ничтожных причин с ним никогда ты не ссорься.

Помни о законе причин и следствий в твоей судьбе.

Страсти свои побороть — свыше дана тебе возможность. Так обуздай же в себе мощным усилием воли — и жадность, и лень, и сексуальные страс­ти, и гнев безрассудный!

И будучи один, и при людях — бойся свершения тобой дурного поступка! Храни честь свою!

Будь всегда справедлив и в словах, и в поступках своих, следуя в них непреклонно велениям и ума, и закона.

Не забывай, что рок неизбежный приводит к смерти всех людей.

Помни, что блага земные, как с лёгкостью людям даются, так же легко и изымаются от них.

Что же касается бед, даваемых людям согласно их судьбам, то должен ты с терпеньем кротким их сносить. Но при этом, сколько возможно, старайся боль ту облегчить. И помни, что Боги Бессмертные не дают людям испытаний превыше их силы.

Много возможностей выбора существует у людей. Много средь них воз­можностей дурных, много и добрых. Посему прежде нужно в них зорко вгля­деться, чтоб выбрать из них для себя достойный путь.

Если же среди людей заблуждение возьмёт верх над правдой — мудрый отходит и ждёт воцарения истины снова.

Слушай внимательно то, что тебе Я скажу, и запомни:

Пусть не смущают тебя поступки и мысли других людей, пусть не побудят они тебя к вредным словам и деяниям!

Слушай советы людей, сам размышляй неустанно! Ведь лишь глупец дей­ст­вует без предварительного размышления!

Делай лишь то, что потом тебя не повергнет в горе и не послужит тебе при­чиной для угрызений совести!

За неизвестное тебе дело не дерзай приниматься сразу, но обучись преж­де ему — лишь тогда ты достигнешь успеха!

Изнурять своё тело ты не должен, но старайся пищи, питья и упражнений давать ему в меру — дабы тело твоё укрепилось, не зная ни излишеств, ни ле­ни!

В жизни своей соблюдай, насколько возможно, порядок. Роскошь во всём изгони! Ведь она возбуждает зависть в других людях.

Бойся быть скупым!

Бойся также добро расточать, подобно бездельникам!

Делай лишь то, что тебя ни теперь, ни потом не погубит! И потому обду­мы­вай прежде каждый свой шаг и поступок.

Совершенствование

Да не сомкнёт сон твои отягчённые веки, прежде, чем ты трижды не вспо­­­м­нишь свои дневные поступки. Как беспристрастный судья, ты их разбери, вопрошая себя: «Что доброго я совершил? Что не исполнил из должного?» Так проверяй по порядку всё, что сделал ты в день с утра и до ночи. И за всё, что содеяно было дурного, строго себя обличай! И радуйся — за сотворённое тобою добро и за удачи!

Пользуйся сим наставлением, думай над ним непрестанно и постарайся следовать ему всегда! Ибо советы Мои к Совершенству тебя приблизят! Поручителем сему да будет Тот, Кто вложил в нас залог Божественной Сущности и высшей добродетели!

Принимаясь за дело, прежде к Богам обратись с искренним прошением — дабы с Их помощью ты окончил своё дело!

А когда на пути сем ты укрепишься — то всё о Богах Бессмертных ты узнаешь, а также о людях, о том, чем они различаются между собой, о Том, Кто в Себе их содержит, являясь их Основой, а также о том, что всё Мирозда­ние является по сути Единым Целым, и что в Вечном нет мёртвого вещества.

Это познав, ты уже не станешь ошибаться: ибо всё тебе будет открыто!

Будешь ты знать ещё и то, что люди все свои несчастья сами на себя на­влекают — своей виной по причине неведения! И что ведь выбирают свобо­д­но они свои судьбы!

Горе им! В своём ослеплении безумном люди не видят, что желанное сча­­с­тье таится в их же собственной глубине!

Очень немного меж нами тех, что могут сбросить с себя несчастья собст­венными усилиями, ибо слепы люди в понимании закона построения их соб­ственных судеб! Словно колёса, они катятся с гор, влача на себе бремя сво­их прежних причинений вреда другим и ссор, что незримо правит их судь­ба­ми — до самой их кончины…

Вместо того, чтоб искать ссору, где только возможно, — люди должны бы её избегать, уступая без спора…

Ты ли один, о Зевс всемогущий, в силах избавить род людской от несча­стий, ту тьму неведения им показав, что ослепляет их очи?!

Но всё же, не следует оставлять надежду на спасение людей из этого мра­ка — ибо каждый человек имеет Божественный корень, и природа готова от­крывать ему тайны бытия. Если же в них и ты проникнешь — то скоро свершится то, что Я тебе предрекаю!

Так излечи душу! Откроет это тебе Путь к Освобождению!

И воздержись от питания плотью: это противно природе твоей и будет мешать при очищении твоём!

Итак, если хочешь избавиться ты от пут земного, то руководствуйся сим свыше данным тебе пониманием! Пусть оно — правит твоей судьбою!

И после того, как преобразишь ты полностью душу, — сможешь стать ты Богом Бессмертным, смерть раздавившим стопою.

КРИШНА — БХАГАВАД-ГИТА

Бхагавад-Гита — или, в переводе с санскрита, Песнь Господня — явля­ет­ся наиболее важной ча­стью древ­не­ин­дийского эпоса под названием Маха­­бха­рата. В после­днем описываются события при­мерно 5-7-ты­ся­че­ле­т­ней дав­­ности.

Бхагавад-Гита — великое философское произведение, которое в истории Индии сыграло примерно ту же роль, какую Новый Завет — для стран европейской культуры. Ибо в обеих этих книгах с огромной мощью про­воз­гла­шён принцип Любви-Бхак­ти в качестве ос­но­вы духовного совершенст­во­­ва­ния человека. Бхагавад-Гита также преподносит нам целостное предста­в­­ле­ние о таких фундаментальных вопросах философии, как то, что такое че­ловек, Бог, о смысле жизни че­ло­ве­ка и при­нципах его эволюции.

Главным героем Бхагавад-Гиты является Кришна — индийский раджа, в то же время являющийся Аватаром — воплощением Частицы Творца, Кото­рый дал че­рез Кришну людям величайшие духовные наставле­ния.

Философские истины в Бхагавад-Гите излагаются в форме диалога меж­ду Кришной и его другом Арджуной перед военным сражением.

Арджуна долго готовился к этой праведной битве. Но, оказавшись со сво­им войском перед рядами вои­нов противоборствующей стороны, среди ко­торых он узнаёт лица своих родственников и прежних друзей, он, провоцируемый на это Кришной, начинает сом­неваться в своём праве участ­во­вать в сражении и делится с Кришной своими переживаниями.

Кришна упрекает его: посмотри, сколько людей со­б­ралось здесь, чтобы умереть за тебя! И битва ведь уже неминуема[31]. Как же можешь ты, привед­ший их на смерть, сам покинуть их в последний момент!? Раз уж ты — про­фессиональный воин — взялся за оружие, так сражайся за правое дело! И пой­ми, что жизнь каждого из нас в теле — лишь краткий отрезок истинной жизни! Человек не есть тело, и он не умирает со смертью тела. И — в этом смысле — никто не может убить и никто не может быть убитым!

Арджуна, заинтригованный этими словами Кришны, задаёт всё новые вопросы. И из ответов следует, что путь к Совершенству лежит, разумеется, не через убийства, а через любовь: любовь сначала к «проявленным» аспе­ктам Бога-Абсолюта, а потом и к самому Творцу.

Ответы Кришны и составляют основу Бхагавад-Гиты — одной из величай­ших — по глубине мудрости и широте охвата фундаментальных проблем — из книг, существующих на Земле.

Есть несколько переводов Бхагавад-Гиты на русский язык. Из них пере­вод А.Каменской и И.Манциарли [37] обладает тем преимуществом, что в нём наилучшим образом передан медитативный аспект высказываний Кришны. Вместе с тем, надо отметить, что многие мысли текста в нём остались просто не­допереведён­ными.

Перевод В.С.Семенцова [56] является удачной попыткой передать стихо­творный строй санскритской Бхагавад-Гиты. Текст действительно стал ли­ть­ся, как песня. Но при этом в ряде случаев снизилась точность перево­да.

Перевод, выполненный обществом «Сознание Кришны», обладает тем до­стоинством, что он сопровождается санскритским текстом (в том числе, в русской транслитерации). Но содержание искажено чрезвычай­но.

Перевод под редакцией Б.Л.Смирнова [58] претендует — по замыслу пе­реводчиков — на высокую точность, обладая, вместе с тем, некоторой «сухо­стью» языка. Но, как и во всех перечисленных изданиях, многие важные из­речения Кришны остались непонятыми переводчиками и поэтому были пере­ведены неверно. Типичные ошибки такого рода — расшифровка слова ‘Ат­ман' как «малейший из малейших», а не ‘тончайший из тончайших’, или пере­вод слова ‘буддхи’ как «высший разум», «чистая мысль» и т.п., а не как ‘со­знание’. Ошибок этого типа могли бы избежать только те перевод­чики, кото­рые сами овладели высшими ступенями йоги.

Ниже публикуется редакция перевода Бхагавад-Гиты, выполненная составителем данной книги.

Санскритские термины,
оставленные в тексте без перевода

Атман — главная суть человека: часть многомерного организма, пребы­вающая в высшей прост­ранст­вен­ной мерности и подлежащая познанию (под­робнее см. в [7,11-12,14-15]).

Брахман — Святой Дух.

Буддхи-йога — система методов развития сознания человека, следую­щая за раджа-йогой.

Варны — эволюционные ступени развития человека, которым соответ­ствует его социальная роль: шудры — слуги, вайшьи — торговцы, крестьяне, ремесленники, кшатрии — предводители, воины, брахманы — в первоначальном смысле слова — достигшие состо­яния Брахмана. В Индии и ряде других стран варновая принадлежность стала наследуемой по рождению, что оспаривалось многими мыслителями и отрицается Богом (см. ниже).

Гуны — это термин, обозначающий совокупности свойств, прежде всего, человеческих душ. Выделяют три гуны: тамас — тупость, не­вежество, рад­жас — энергичность, страстность, сат­тва — гармония, чистота. Каждый че­ло­век, эволю­ци­о­ни­руя, должен подняться по этим гунам-сту­пе­ням и за­тем ид­ти выше (об этом см. в тексте). Ка­чес­т­ва, присущие гунам раджас и саттва, дол­жны быть по­сле­до­ва­тельно освоены каждым, чтобы он смог ид­ти даль­ше.

Гуру — духовный учитель.

Дхарма — объективный закон жизни; предназначе­ние, путь человека.

Индрии — «щупальца», которые мы «про­тяги­ва­ем» из своих органов чувств, а также умом (ма­насом) и буд­дхи — к объектам восприятия или раз­мышления.

Ишвара — Бог-Отец, Творец, Аллах, Дао (в даосском смысле сло­ва), Из­­на­чальное Сознание, Ади­будда.

Йога — санскритский эквивалент латинского сло­ва религия, означающе­го связь с Богом, методы про­движения к Нему, Слияние человека с Богом. Мож­­но говорить о йоге: а) как о Пути и методах рели­ги­оз­но­го продвиже­­ния и б) как о состоянии Единения с Бо­гом (в последнем случае это слово пи­шется с за­гла­в­ной бук­вы).

Майя — Божественная Иллюзия: мир материи, кажущийся нам самосу­щим.

Манас — ум, разум.

Махатма — Великий Атман, т.е. человек, имеющий в высшей степени пра­вильно развитое сознание, эволюционно зрелый, мудрый человек.

Муни — мудрый, мудрец.

Параматман — Высший, Единый Божественный Атман: то же, что Ишва­­ра.

Пракрити — космическая материя (в собирательном смысле).

Пуруша — космический дух (в собирательном смы­сле).

Раджа — правитель, царь.

Риши — мудрец.

Бхагавад-Гита



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.