Вспомогательное оборудование и тракторные прицепы
§ 77. Вспомогательное оборудование
Вспомогательное оборудование служит для улучшения условий труда водителя К нему относят кабину с обшивкой и капотом (трактора), кузов (автомобиля), сцепные устройства, автомобильную лебедку.
На прюпашных тракторах устанавливают одноместную, а на тракторах общего назначения и автомобилях — двухместную или тр>ехместную цельнометаллическую кабину. Рассмотрим устрюйст- во кабины (рис. 169) на примере трактора общего назначения.
Снаружи кабина покрыта шумоизоляционными мастикой 2 и картоном 1. Изнутри она отделана водонепроницаемым картоном 3.
Кабина закреплена на раме четырьмя резиновыми амортизаторами 8. Она имеет хорошую обзорность. Боковые окна 4 передней стенки открываются на петлях, а окна дверей снабжены стеклоподъемниками 5.
В холодное время года кабина обогревается теплым воздухом, подаваемым от водяного радиатора по металлическому рукаву. Часть воздуха направляется на обдув передних стекол, а другая часть через выходной патрубок, расположенный под щитком приборов, — в кабину.
Рис. 169.Кабина трактора Т-150К:
1— шумоизоляционный картон, 2 — шумоизоляционная мастика, 3— водонепроницаемый картон, 4— боковое окно передней стенки, 5— стеклоподъёмник, 6— замок, 7— ограничитель, 8— амортизатор.
Выходной патрубок снабжен заслонкой, с помощью которой теплый воздух, поступающий в кабину, может быть направлен на обдув стекол. В летнее время входной патрубок (под капотом) перекрывают заслонкой, а заборник воздуха с металлическим рукавом обогрева снимают с трактора и сдают на склад
Принудительная вентиляция кабины осуществляется вент ил ято ром- пы леот-
делителем, расположенным на крыше кабины Воздух, забираемый вентилятором, очищается от пыли и подается в кабину. Направление потока воздуха изменяют специальным щитком. Внутри кабины по заявке заказчика может быть установлен обдувающий вентилятор. Выключатели вентиляторов размещены на щитке при- боров.
Кабину оборудуют противосолнечным козырьком, зеркалом заднего вида, термосом для питьевой воды, санитарной аптечкой и двумя крючками для одежды. С правой наружной стороны кабины предусмотрено место для установки огнетушителя, которым комплектуют трактор в хозяйствах.
Переднее и заднее стекла снабжены стеклоочистителями. Задний стеклоочиститель имеет ручной привод а передний — электрический. На тракторе имеются подножки для входа в кабину и облегчения заправки водой радиатора. В кабине трактора установлены два сиденья
Рис. 170.Подрессоренное сиденье:
1— гидроамортизатор, 2— рамка, 3— пружина, 4— специальная шайба,
5— болт, 6— направляющая, 7— задняя шайба, 8— резиновый упор,
9— регулировочная втулка, 10— регулировочный болт.
Сиденье пассажира — жесткое, нерегулируемое Оба сиденья снабжены мягкими подушками и спинками. Спинка жесткого сиденья съемная. За отдельную плату вместо жесткого сиденья может быть установлено подрессоренное.
Обшивка и капот (рис. 171) предохраняют механизмы трактора и двигатель от атмосферных осадков, пыли. Элементами обшивки и капота являются передние съемные сетки 2, ограждение
2 радиатора, рамка 7 в сборе со щитками, крышка 5 капота, боковины б, откидывающиеся на петлях, боковые брызговики 9, быстросъемные наставки 8 брызговиков и крылья 10, предохраняющие трактор от забрызгивания.
Летом (при температуре окружающей среды выше 20° Q наставки брызговиков снимают для улучшения теплового режима двигателя Для заливки воды в ограждении радиатора предусмотрен лючок 4. Боковины капота в открытом положении удерживаются ограничителем открывания Вождение трактора с поднятыми боковинами капота не разрешается.
Для обеспечения нормального температурного режима в кабине на трактор может быть установлен воздухоохладитель — водоиспарительный агрегат.
В грузовом автомобиле к кузову относятся кабина, капот, облицовка, крылья передних колес и платформа для груза.
Деревянная или металлическая платформа грузового автомобиля снабжена откидными бортами, соединенными с полом платформы петлями. В закрытом положении борта скреплены между собой запорными приспособлениями. Продольные брусья платформы закреплены на раме автомобиля стремянками. На продольных и поперечных брусьях собран пол платформы.
В зависимости от назначения автомобиля кузов может быть в различных вариантах: самосвальный, покрытый тентом или закрытый.
Для буксировки прицепов или другого автомобиля на раме грузового автомобиля установлено буксирное устройство, снабженное пружиной с целью смягчения рывков при трогании буксируемого прицепа. На автомобиле-тягаче, работающем с полуприцепом, имеется седельное (опорно-сцепное) устройство. Конструкция его обеспечивает автоматическую сцешу полуприцепа с автомобилем при плавном въезде задним ходом под заторможенный полуприцеп и исключает возможность разъединения полуприцепа и автомобиля.
Рис. 171.Обшивка и капот трактора Т-150К:
1— рама, 2— передние сетки, 3— ограждение радиатора, 4— лючок для заливки воды, 5— крышка капота, 6— боковины, 7— рамка, 8— наставка брызговика,
9— брызговик, 10— крылья.
Рис. 172.Седельное сцепное устройство:
а— устройство, б— момент расцепки,
1— ограничитель, 2— плита основания, 3— опорная плита (седло), 4— ось опорной плиты (седла), 5— пружина защёлки, 6— защёлка, 7— пружина запорного кулака, 8— левый захват, 9— запорный кулак, 10— правый захват, 11— рычаг, 12— балансир.
Седельное сцепное устройство (рис. 172) состоит из плиты основания 2, седла (опорной плиты) 3 и балансира 12. Плита основания закреплена на раме автомобиля-тягача На ней с помощью балансира шарнирно укреплена опорная плита На опорной плите смонтировано устройство в виде захватов 8 и 10 для сцепки с полуприцепом. Когда полуприцеп сцеплш с тягачом, запорный кулак 9 под действием пружины 7 удерживает захваты в закрытом положении.
Чтобы расцепить полуприцеп, поворачивают рычаг 11, действующий на кулак 9. При перемещении кулака вперед шкворень полуприцепа свободно выходит из захваток.
Рис. 173.Лебедка:
1— коробка отбора мощности, 2— барабан, 3— вал, 4— рукоятка со статором,
5— автоматический тормоз, 6— червячная шестерня, 7— червяк,
8— карданная передача.
Лебедка (рис. 173) устанавливается на передней части рамы некоторых грузовых автомобилей повышенной проходимости. Она служит для подъема груза, вытаскивания или само вытаскивания застрявшего автомобиля Лебедка состоит из редуктора барабана и привода. Для привода лебедки усилие от двигателя передается через коробку передач, коробку 1 отбора мощности и карданную передачу 8 на червяк 7 редуктора.
Редуктор представляет собой червячную пару, состоящую из червяка и червячной шестерни 6. Червяк вращается на конических роликовых подшипниках, закрытых крышками, прикрепленных к корпусу редуктора Червячная шестерня жестко установлена на валу 3, на котором свободно посажен барабан 2 лебедки. Барабан лебедки соединяется с валом скользящей муфтой, размещенной на шлицах вала с помощью боковых выступов муфты и соответствующих вырезов в торце ступицы барабана.
Вал соединяется с барабаном лебедки перемещением муфты рукояткой 4 со стопором. Если муфта выключена, вращение от вала не передается на барабан лебедки. На барабан лебедки намотан трос. При включении муфты вращение от коробки отбора мощности передается через вал на барабан, а трос, наматываясь на барабан, перемещает прикрепленный к нему груз или автомобиль.
Коробка отбора мощности имеет две передачи вперед, задний ход и нейтральное положение. Передачи включают рычагом, установленным в кабине автомобиля Для привода в действие лебедки рычаг коробки передач устанавливают в нейтральное положение, включают муфту лебедки и, выжав педаль сцепления, включают одну из передач коробки отбора мощности. После этого, плавно опуская педаль сцепления увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя. Для остановки барабана лебедки выжимают педаль сцепления и переводят рычаг коробки отбора мощности в нейтральное положение.
На конце вала червяка расположен шкив ленточного автоматического тормоза 5, который срабатывает автоматически (лента затягивается на шкив) при разматывании троса с повышенной частотой вращения Эго происходит в случае срезания предохранительного пальца, установленного в передней вилке карданного вала, когда усилие на тросе превысит допускаемое значение
§ 78. Тракторные прицепы и подъемный механизм платформы
Рис. 173. Подъемный механизм кузова автомобиля- самосвала:
1— силовой (телескопический цилиндр), 2— масляный бак, 3— коробка передач автомобиля, 4— рычаг управления, 5— коробка отбора мощности, 6— кран управления, 7— масляный насос, 8— промежуточная шестерня,
9— трубопроводы.
Прицепной состав тракторов и автомобилей классифицируют в зависимости от способа передачи нагрузки на опорную поверхность.
Прицепом называют транспортную тележку, у которой вертикальная нагрузка от собственной массы и груза передается на опорную поверхность через ее колеса Прицепы могут быть одно-, двух- и' многоосными.
Прицеп состоит из рамы, платформы, осей с колесами и сцепного устройства. Оси колес соединены с рамой рессорами. К передней оси прикреплено дышло со сцепным устройством, сцепное устройство может быть жестким или пружинным.
Прицепы, имеющие более одной оси, снабжены поворотным устройством/ Оно состоит из двух поворотных кругов, между которыми уложены ролики или шарики, облегчающие поворот передней оси прицепа Передняя часть рамы прицепа опирается через круг на поворотный круг подрамника
Полуприцеп передней частью опирается на седельное сцепное устройство автомобиля-тягача или трактора. Поэтому вертикальная нагрузка от его массы и груза частично передается на колеса тягача Полуприцеп может иметь сзади одну или несколько осей Когда полуприцеп отцеплш от тягача, он опирается в передней части на два убирающихся упора. Полуприцеп не имеет поворотного приспособления, поскольку поворот обеспечивается седельным устройством тягача.
Все прицепы и полуприцепы снабжены тормозами, габаритными фонарями, указателями поворотов и стоп-сигналами.
Шланги пневматического привода тормозов после сцепки автомобиля или трактора с прицепом (полуприцепом) соединяют с головкой, а разобщительный кран открывают. Электропривод питания световых сигналов, габаритных фонарей и освещения номерного знака прицепа подсоединяют к розетке.
Для повышения производительности автомобильного транспорта и тракторных поездов применяют самосвальные кузова. В основном груз сбрасывается назад, однако применяют самосвальные платформы с разгрузкой на две и три стороны. Платформы самосвальных прицепов и полуприцепов, а также автомобилей-са- мосвалов опрокидывают (поднимают) с помощью подъемных механизмов.
Подъемный механизм (рис. 174) состоит из силового (телескопического) цилиндра 1, шестеренчатого масляного насоса, масляного бака и трубопроводов В подъемный механизм автомобилей-самосвалов входят, кроме того, коробка 5 отбора мощности и кран б управления.
Платформа поднимается под давлением масла, которое нагнетается масляным насосом в полость под плунжер (поршень) силового цилиндра Под давлением масла плунжер перемещается в цилиндре и поднимает платформу. Опускается платформа под действием собственного веса, при этом масло выдавливается из-под плунжера в масляный бак.
Масляный насос 7 автомобиля-самос- вала смонтирован на одноступенчатой коробке отбора мощности. Промежуточная шестерня 8 коробки отбора мощности рычагом 4, находящимся в кабине автомобиля, вводится в зацепление с шестерней заднего хода коробки передач автомобиля. Платформа поднимается, опекается и удерживается в поднятом положении краном управления, 'приводимым в действие рычагом 4.
В корпусе крана управления расположены плунжер-золотник, обратный и предохранительный клапаны. Плунжер-золотник соединен тягой с рычагом 4 управления. Если рычаг управления переместить вперен (положение «Спуск»), то плунжер-золотник сообщает нагнетательный трубопровод со сливным, и давление в системе снизится. Масса кузова, приложенная к плунжеру цилиндра, заставит его опуститься. Происходит плавное опускание кузова в горизонтальное положение. Если необходимо оставить кузов в промежуточном или поднятом положении, рычаг управления переводят в нейтраль («Стоп»). В этом случае масляный насос не работает, обратный клапан закрывается и количество масла, находящееся в силовом цилиндре, остается постоянным Обратный клапан пропускает масло только в одну сторону: из полости нагнетания насоса в силовой цилиндр гидроподъемника.
Если при достижении максимального подъема кузова водитель не переведет рычаг управления в нейтральное положение, то в действие вступит предохранительный клапан, который будет перепускать масло из нагнетательного трубопровода в масляный бак.
Для безопасной работы и технического обслуживания подъемного механизма автомобиля-самосвала необходимо, чтобы ограничительный трос подъема платформы и упор были исправными. Запрещается передвижение .автомобиля самосвала с поднятой платформой и включенной коробкой отбора мощности.
Уровень масла проверяют и доливают его в цилиндры подъемного механизма через 3000 км пробега, при переходе с одного сезона эксплуатации на другой масло полностью заменяют.
Контрольные вопросы. 1. Как устроена кабина современного трактора? 2. Чем отличается сиденье водителя от сиденья пассажира? 3. Каково прей му- имущество седельно-сцепного устройства автомобиля-тягача? 4. Для каких целей служит лебедка? 5. Какое устройство в лебедке предусмотрено на случай обрыва троса? 6. Чем отличается прицеп от полуприцепа? 7. Пользуясь рис. 172, расскажите, как действует подъемный механизм платформы автомобиля-самосвала? 8. Через какой срок меняют масло в подъемном механизме самосвала?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|