Сделай Сам Свою Работу на 5

Вспомогательное оборудование и тракторные прицепы





§ 77. Вспомогательное оборудование

Вспомогательное оборудование слу­жит для улучшения условий труда во­дителя К нему относят кабину с обшив­кой и капотом (трактора), кузов (авто­мобиля), сцепные устройства, автомо­бильную лебедку.

На прюпашных тракторах устанавли­вают одноместную, а на тракторах обще­го назначения и автомобилях — двух­местную или тр>ехместную цельнометал­лическую кабину. Рассмотрим устрюйст- во кабины (рис. 169) на примере трактора общего назначения.

Снаружи кабина покрыта шумоизо­ляционными мастикой 2 и картоном 1. Изнутри она отделана водонепроница­емым картоном 3.

Кабина закреплена на раме четырьмя резиновыми амортизаторами 8. Она име­ет хорошую обзорность. Боковые окна 4 передней стенки открываются на петлях, а окна дверей снабжены стеклоподъем­никами 5.

В холодное время года кабина обогре­вается теплым воздухом, подаваемым от водяного радиатора по металлическому рукаву. Часть воздуха направляется на обдув передних стекол, а другая часть через выходной патрубок, расположен­ный под щитком приборов, — в кабину.

Рис. 169.Кабина трактора Т-150К:

 



1— шумоизоляционный картон, 2 — шумоизоляционная мастика, 3— водонепроницаемый картон, 4— боковое окно передней стенки, 5— стеклоподъёмник, 6— замок, 7— ограничитель, 8— амортизатор.

 

Выходной патрубок снабжен заслонкой, с помощью которой теплый воздух, по­ступающий в кабину, может быть направ­лен на обдув стекол. В летнее время вход­ной патрубок (под капотом) перекрыва­ют заслонкой, а заборник воздуха с ме­таллическим рукавом обогрева снимают с трактора и сдают на склад

Принудительная вентиляция кабины осуществляется вент ил ято ром- пы леот-

делителем, расположенным на крыше ка­бины Воздух, забираемый вентилятором, очищается от пыли и подается в кабину. Направление потока воздуха изменяют специальным щитком. Внутри кабины по заявке заказчика может быть установлен обдувающий вентилятор. Выключатели вентиляторов размещены на щитке при- боров.

Кабину оборудуют противосолнечным козырьком, зеркалом заднего вида, тер­мосом для питьевой воды, санитарной аптечкой и двумя крючками для одежды. С правой наружной стороны кабины предусмотрено место для установки огне­тушителя, которым комплектуют трак­тор в хозяйствах.



Переднее и заднее стекла снабжены стеклоочистителями. Задний стеклоочис­титель имеет ручной привод а передний — электрический. На тракторе имеются под­ножки для входа в кабину и облегчения заправки водой радиатора. В кабине трак­тора установлены два сиденья

 

 

Рис. 170.Подрессоренное сиденье:

1— гидроамортизатор, 2— рамка, 3— пружина, 4— специальная шайба,

5— болт, 6— направляющая, 7— задняя шайба, 8— резиновый упор,

9— регулировочная втулка, 10— регулировочный болт.

 

Сиденье пассажира — жесткое, нере­гулируемое Оба сиденья снабжены мяг­кими подушками и спинками. Спинка жесткого сиденья съемная. За отдельную плату вместо жесткого сиденья может быть установлено подрессоренное.

Обшивка и капот (рис. 171) предохраняют механизмы трактора и дви­гатель от атмосферных осадков, пыли. Элементами обшивки и капота являют­ся передние съемные сетки 2, ограждение

2 радиатора, рамка 7 в сборе со щитками, крышка 5 капота, боковины б, откиды­вающиеся на петлях, боковые брызговики 9, быстросъемные наставки 8 брызгови­ков и крылья 10, предохраняющие трак­тор от забрызгивания.

Летом (при температуре окружающей среды выше 20° Q наставки брызговиков снимают для улучшения теплового режи­ма двигателя Для заливки воды в ограж­дении радиатора предусмотрен лючок 4. Боковины капота в открытом положе­нии удерживаются ограничителем откры­вания Вождение трактора с поднятыми боковинами капота не разрешается.



Для обеспечения нормального темпе­ратурного режима в кабине на трактор может быть установлен воздухоохлади­тель — водоиспарительный агрегат.

В грузовом автомобиле к кузову отно­сятся кабина, капот, облицовка, крылья передних колес и платформа для груза.

 

Деревянная или металли­ческая платформа грузового автомобиля снабжена откидными бор­тами, соединенными с полом платфор­мы петлями. В закрытом положении бор­та скреплены между собой запорными приспособлениями. Продольные брусья платформы закреплены на раме автомо­биля стремянками. На продольных и по­перечных брусьях собран пол платформы.

В зависимости от назначения автомо­биля кузов может быть в раз­личных вариантах: самосвальный, покры­тый тентом или закрытый.

Для буксировки прицепов или друго­го автомобиля на раме грузового авто­мобиля установлено буксирное устрой­ство, снабженное пружиной с целью смяг­чения рывков при трогании буксируемо­го прицепа. На автомобиле-тягаче, ра­ботающем с полуприцепом, имеется се­дельное (опорно-сцепное) устройство. Конструкция его обеспечивает автома­тическую сцешу полуприцепа с автомо­билем при плавном въезде задним ходом под заторможенный полуприцеп и исключает возможность разъединения по­луприцепа и автомобиля.

 

Рис. 171.Обшивка и капот трактора Т-150К:

1— рама, 2— передние сетки, 3— ограждение радиатора, 4— лючок для заливки воды, 5— крышка капота, 6— боковины, 7— рамка, 8— наставка брызговика,

9— брызговик, 10— крылья.

 

 

Рис. 172.Седельное сцепное устройство:

а— устройство, б— момент расцепки,

1— ограничитель, 2— плита основания, 3— опорная плита (седло), 4— ось опорной плиты (седла), 5— пружина защёлки, 6— защёлка, 7— пружина запорного кулака, 8— левый захват, 9— запорный кулак, 10— правый захват, 11— рычаг, 12— балансир.

 

Седельное сцепное уст­ройство (рис. 172) состоит из плиты основания 2, седла (опорной плиты) 3 и балансира 12. Плита основания закреп­лена на раме автомобиля-тягача На ней с помощью балансира шарнирно укреп­лена опорная плита На опорной плите смонтировано устройство в виде захва­тов 8 и 10 для сцепки с полуприцепом. Когда полуприцеп сцеплш с тягачом, запорный кулак 9 под действием пру­жины 7 удерживает захваты в закрытом положении.

Чтобы расцепить полуприцеп, пово­рачивают рычаг 11, действующий на ку­лак 9. При перемещении кулака вперед шкворень полуприцепа свободно выхо­дит из захваток.

 

 

Рис. 173.Лебедка:

1— коробка отбора мощности, 2— барабан, 3— вал, 4— рукоятка со статором,

5— автоматический тормоз, 6— червячная шестерня, 7— червяк,

8— карданная передача.

 

Лебедка (рис. 173) устанавлива­ется на передней части рамы некоторых грузовых автомобилей повышенной про­ходимости. Она служит для подъема гру­за, вытаскивания или само вытаскивания застрявшего автомобиля Лебедка состо­ит из редуктора барабана и привода. Для привода лебедки усилие от двигателя передается через коробку передач, ко­робку 1 отбора мощности и карданную передачу 8 на червяк 7 редуктора.

Редуктор представляет собой червяч­ную пару, состоящую из червяка и чер­вячной шестерни 6. Червяк вращается на конических роликовых подшипниках, закрытых крышками, прикрепленных к корпусу редуктора Червячная шестерня жестко установлена на валу 3, на котором свободно посажен барабан 2 лебедки. Барабан лебедки соединяется с валом скользящей муфтой, размещенной на шли­цах вала с помощью боковых выступов муфты и соответствующих вырезов в торце ступицы барабана.

Вал соединяется с барабаном лебедки перемещением муфты рукояткой 4 со стопором. Если муфта выключена, вра­щение от вала не передается на барабан лебедки. На барабан лебедки намотан трос. При включении муфты вращение от коробки отбора мощности передается через вал на барабан, а трос, наматы­ваясь на барабан, перемещает прикреп­ленный к нему груз или автомобиль.

 

Коробка отбора мощности имеет две передачи вперед, задний ход и нейтраль­ное положение. Передачи включают ры­чагом, установленным в кабине автомо­биля Для привода в действие лебедки рычаг коробки передач устанавливают в нейтральное положение, включают муф­ту лебедки и, выжав педаль сцепления, включают одну из передач коробки отбо­ра мощности. После этого, плавно опуская педаль сцепления увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя. Для остановки барабана лебедки выжи­мают педаль сцепления и переводят ры­чаг коробки отбора мощности в нейтраль­ное положение.

На конце вала червяка расположен шкив ленточного автоматического тормо­за 5, который срабатывает автоматически (лента затягивается на шкив) при разматывании троса с повышенной частотой вращения Эго происходит в случае среза­ния предохранительного пальца, установленного в передней вилке карданного ва­ла, когда усилие на тросе превысит допускаемое значение

 

 

§ 78. Тракторные прицепы и подъемный механизм платформы

 

 

 

Рис. 173. Подъемный механизм кузова автомобиля- самосвала:

1— силовой (телескопический цилиндр), 2— масляный бак, 3— коробка передач автомобиля, 4— рычаг управления, 5— коробка отбора мощности, 6— кран управления, 7— масляный насос, 8— промежуточная шестерня,

9— трубопроводы.

 

 

Прицепной состав тракторов и авто­мобилей классифицируют в зависимости от способа передачи нагрузки на опорную поверхность.

Прицепом называют транспортную те­лежку, у которой вертикальная нагруз­ка от собственной массы и груза пере­дается на опорную поверхность через ее колеса Прицепы могут быть одно-, двух- и' многоосными.

Прицеп состоит из рамы, платформы, осей с колесами и сцепного устройства. Оси колес соединены с рамой рессорами. К передней оси прикреплено дышло со сцепным устройством, сцепное устрой­ство может быть жестким или пружин­ным.

Прицепы, имеющие более одной оси, снабжены поворотным устройством/ Оно состоит из двух поворотных кругов, меж­ду которыми уложены ролики или шари­ки, облегчающие поворот передней оси прицепа Передняя часть рамы прицепа опирается через круг на поворотный круг подрамника

Полуприцеп передней частью опира­ется на седельное сцепное устройство автомобиля-тягача или трактора. Поэтому вертикальная нагрузка от его массы и гру­за частично передается на колеса тягача Полуприцеп может иметь сзади одну или несколько осей Когда полуприцеп отцеплш от тягача, он опирается в перед­ней части на два убирающихся упора. Полуприцеп не имеет поворотного при­способления, поскольку поворот обеспе­чивается седельным устройством тягача.

Все прицепы и полуприцепы снабжены тормозами, габаритными фонарями, указателями поворотов и стоп-сигналами.

Шланги пневматического привода тормо­зов после сцепки автомобиля или трак­тора с прицепом (полуприцепом) соеди­няют с головкой, а разобщительный кран открывают. Электропривод питания све­товых сигналов, габаритных фонарей и освещения номерного знака прицепа под­соединяют к розетке.

Для повышения производительности автомобильного транспорта и тракторных поездов применяют самосвальные кузо­ва. В основном груз сбрасывается назад, однако применяют самосвальные плат­формы с разгрузкой на две и три стороны. Платформы самосвальных прицепов и полуприцепов, а также автомобилей-са- мосвалов опрокидывают (поднимают) с помощью подъемных механизмов.

Подъемный механизм (рис. 174) состоит из силового (телеско­пического) цилиндра 1, шестеренчатого масляного насоса, масляного бака и тру­бопроводов В подъемный механизм авто­мобилей-самосвалов входят, кроме того, коробка 5 отбора мощности и кран б управления.

Платформа поднимается под давле­нием масла, которое нагнетается масля­ным насосом в полость под плунжер (поршень) силового цилиндра Под дав­лением масла плунжер перемещается в цилиндре и поднимает платформу. Опускается платформа под действием соб­ственного веса, при этом масло выдавли­вается из-под плунжера в масляный бак.

Масляный насос 7 автомобиля-самос- вала смонтирован на одноступенчатой коробке отбора мощности. Промежуточ­ная шестерня 8 коробки отбора мощности рычагом 4, находящимся в кабине авто­мобиля, вводится в зацепление с шестер­ней заднего хода коробки передач авто­мобиля. Платформа поднимается, опека­ется и удерживается в поднятом положе­нии краном управления, 'приводимым в действие рычагом 4.

В корпусе крана управления располо­жены плунжер-золотник, обратный и пре­дохранительный клапаны. Плунжер-золотник соединен тягой с рычагом 4 управ­ления. Если рычаг управления пере­местить вперен (положение «Спуск»), то плунжер-золотник сообщает нагнетатель­ный трубопровод со сливным, и давление в системе снизится. Масса кузова, при­ложенная к плунжеру цилиндра, заставит его опуститься. Происходит плавное опус­кание кузова в горизонтальное положе­ние. Если необходимо оставить кузов в промежуточном или поднятом положе­нии, рычаг управления переводят в нейт­раль («Стоп»). В этом случае масляный насос не работает, обратный клапан за­крывается и количество масла, находя­щееся в силовом цилиндре, остается постоянным Обратный клапан пропуска­ет масло только в одну сторону: из по­лости нагнетания насоса в силовой цилиндр гидроподъемника.

Если при достижении максимального подъема кузова водитель не переведет рычаг управления в нейтральное поло­жение, то в действие вступит предохра­нительный клапан, который будет пере­пускать масло из нагнетательного тру­бопровода в масляный бак.

Для безопасной работы и техническо­го обслуживания подъемного механизма автомобиля-самосвала необходимо, что­бы ограничительный трос подъема плат­формы и упор были исправными. Запре­щается передвижение .автомобиля са­мосвала с поднятой платформой и вклю­ченной коробкой отбора мощности.

Уровень масла проверяют и доливают его в цилиндры подъемного механизма через 3000 км пробега, при переходе с одного сезона эксплуатации на другой масло полностью заменяют.

Контрольные вопросы. 1. Как устроена кабина современного трактора? 2. Чем отличается сиденье водителя от сиденья пассажира? 3. Каково прей му- имущество седельно-сцепного устройства автомо­биля-тягача? 4. Для каких целей служит лебедка? 5. Какое устройство в лебедке предусмотрено на случай обрыва троса? 6. Чем отличается прицеп от полуприцепа? 7. Пользуясь рис. 172, расскажите, как действует подъемный механизм платформы автомобиля-самосвала? 8. Через какой срок меня­ют масло в подъемном механизме самосвала?

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.