Сделай Сам Свою Работу на 5

Догружатели ведущих колес





 

Если часть массы сельскохозяйствен­ного орудия перенести на задние ведущие колеса трактора, то их сцепление с почвой увеличивается Догружатели ведущих ко­лес служат для увеличения сцепного веса трактора за счет тяжести навесного ору­дия Их устанавливают на пропашных тракторах. Догружатели бывают механи­ческие и гидравлические.

 

Рис. 157. Механический догружатель:

а—схема действия, б—устройство;

1— цен тральная тяга механизма навески,

2— кронштейн, 3— чека крепления центральной тяги;

Р — сила сопро тивления орудия,

— сжимающее усилие в центральной тяге,

и — вертикальная и горизонтальная составляющие сжимающего усилия.

 

Механический догружатель (рис. 157). Когда тяги механизма навески располо­жены горизонтально, тяговое сопротив­ление орудия вызывает в нижних тягах растягивающее, а в центральной тяге сжимающее усилие. При таком навешива­нии орудия на ведущие колеса трактора действует его сцепной вес, а на колесо и рабочие органы орудия — масса орудия. Если точку крепления центральной тяга 1 к трактору понизить, то сжимающее уси­лие в центральной тяге действует под углом вниз. При этом появится сила, которая дополнительно прижимает (до­гружает) ведущие колеса трактора. Рав­ная ей сила примерно на столько же уменьшит массу орудия, действующую на колесо и его рабочие органы. Исполь­зуя это явление, заводы-изготовители на корпусе заднего моста закрепляют крон­штейн 2 с рядом расположенных по вер­тикали отверстий, в которых устанавли­вают передний конец центральной тяги 1 механизма навески. Чем больше буксует трактор, тем ниже следует устанавливать центральную тягу в кронштейне. При этом возрастает вертикальная составляю­щая Рв' сжимающего усилия в централь­ной тяге, которая догружает задние коле­са трактора.



Недостаток механических догружате- лей состоит в том, что их можно эффек­тивно использовать только с орудиями, у которых тяговое сопротивление пре­вышает их собственную массу. Этого недостатка лишен гидравлический до­гружатель.

 

 

Рис. 158. Гидравлический догружатель трактора MT3-80:

а — гидро увеличитель сцепного веса, б — гидроаккумулятор;



1— корпус, 2— ползун, 3— пружина предохранительного клапана,

4—предохранительный клапан, 5— канал соединяющий полости аккумулятора, обратного клапана и ползуна,

6— обратный клапан, 7— золотник, 8— пружина золотника, 9—отверстия для

подсоединения трубопровода слива масла в бак,

10— регулировочный винт, 11— маховичок, 12— внутренний рычаг ползуна,

13— шарик фиксации ползуна, 14— обойма, 15— штуцер

маслопровода от основного цилиндра,

16— запорный клапан, 17— штуцер подсоединения маслопровода от ГСВ,

18—кожух, 29— пружина. 20— шток, 21— цилиндр, 22— поршень, 23— пробка.

 

 

Гидравлический догружатель (рис. 158). Он состоит из гидроувеличителя сцепно­го веса (ГСВ) и гидроаккумулятора, вклю­ченных в схему навесной системы между распределителем и основным силовым цилиндром.

Ползун расположен в нижней части корпуса ГСВ. В передней части на ползуне выполнены пазы и выточки. В задней ча­сти ползун соединен с внутренним рыча­гом 12, который через ось соединен с на­ружным рычагом ползуна наружный рычаг можно установить в трех положениях: «ГСВ включен», «ГСВ выключен», «За­перто».

Во всех трех положениях ползун фик­сируется пятью шариками 13, которые Одновременно находятся в контакте с ползуном и обоймой 14, прижатой к крышке корпуса пружиной. Можно уста­новить ползун и в четвертое положение «Сброс давления», но в этом положении ползун может удерживаться только рукой тракториста.

В верхней части корпуса расположен золотник, который смещается вперед под действием пружины 8. Впереди к золот­нику подведен канал 5, по которому от распределителя поступает под давлением масло. Если давление масла превысит силу упругости пружины 8, то золотник переместится назад Усилие пружины ре­гулируют вручную маховичком и, кото­рый посажен на лыску регулировочного винта пружины.



Внутри золотника размещен предо­хранительный клапан с пружиной, усилие которой регулируется маховичком 11 од­новременно с усилием пружины золот­ника. Пружина предохранительного кла­пана подобрана такой, что ее усилие все­гда больше усилия пружины золотника на 0,8—1,5 МПа.

Рядом с золотником находится обрат­ный клапан, который пропускает поток масла только в одну сторону: из нагнета­тельной полости ГСВ к гидроаккумуля­тору.

Гидроаккумулятор (рис. 158,б) установлен на рукаве заднего левого ко­леса Он состоит из тонкостенного кожу­ха 18, внутри которого расположены под­вижный цилиндр 21 и закрепленный на штоке поршень 22. Шток неподвижно за­креплен на крышке, а цилиндр поджат к крышке силовой пружиной 19. Поршень уплотнен в цилиндре манжетами.

При зарядке гидроаккумулятора мас­ло под давлением поступает в полость между цилиндром и поршнем и переме­щает цилиндр, сжимая пружину. Во время работы трактора с использованием ГСВ аккумулятор соединен с основным сило­вым цилиндром. Давление масла, возни­кающее под действием пружины, созда­ет подпор в цилиндре механизма навески. В задней части кожуха имеется отверстие для слива утечек масла, которое закрыто пробкой 23.

 

 

 

Рис. 159. Схема работы гидравлического догружателя:

а — ГСВ включен, б—ГСВ выключен, в— положение «Заперто»;

1—рукоятка распределителя, 2— корпус ГСВ, 3—пружина золотника,

4— маховичок, 5— рукоятка ГСВ, 6— запорный клапан,

7— ползун, 8— обратный клапан, 9— золотник, 10 — поршень гидроаккумулятора.

11— гидроаккумулятор; А —нагнетательная полость, Б — сливная полость,

В — полость силового цилиндра.

 

В положении ползуна«ГСВ включен» (рис. 159, а) масло от распределителя поступает под давлением в нагнетатель­ную полость А корпуса ГСВ. В начальный момент золотник 9 с помощью пружины 3 перекрывает выход масла в сливную по­лость Б (на рисунке этот момент не изоб­ражен). Не имея выхода в сливную по­лость, масло, нагнетаемое насосом, от­крывает обратный клапан 8 и проходит в гидроаккумулятор, заряжая его. Когда давление в гидроаккумуляторе превысит усилие пружины золотника, масло пере­местит золотник назад, а нагнетательная полость сообщится со сливной Масло из нагнетательной полости с этого момента (изображено на рисунке) поступает через сливную полость на слив в масляный бак. Поскольку давление в нагнетательной по­лости корпуса ГСВ уменьшится, обрат­ный клапан закроется Масло, находя­щееся под давлением в гидроаккумуля­торе, через открытый запорный клапан б и маслопровод поступает в полость В силового цилиндра и подпирает поршень. Давление в полости В возрастет, и на­грузка на опорное колесо орудия умень­шится, а вес орудия переносится на веду­щие колеса трактора, благодаря чему улучшаются их сцепные качества с грун­том.

Подпор в силовом цилиндре (от 0,8 до 2,8 МПа) можно изменять вращением маховичка 4 регулятора давления против часовой стрелки. Обычно маховичок за­вертывают до отказа на максимальное, давление подпора Если же опорное коле­со орудия не копирует рельеф почвы, необходимо уменьшить давление подпо­ра, отвертывая маховичок по часовой стрелке. При вращении маховичок изме­няет затяжку пружины 3, действующей на золотник 9 регулятора давления.

В положение «ГСВ выключен»

(рис. 159,6) паз ползуна 7 соединяет распределитель напрямую с основным силовым цилиндром. Поток масла не заходит внутрь ГСВ, так как ползун пере­крывает входное отверстие. В этом слу­чае ГСВ не используется, и гидронавесная система работает по схеме, рассмотрен­ной в § 71.

При длительной транспортировке ору­дия рукоятка ГСВ ставится в положение «Заперто» (рис. 159, e)i Основной силовой цилиндр отключается от гидросистемы, так как запорный клапан 6 ГСВ закры­вает выход масла из задней полости ци­линдра Эго исключает утечку масла из цилиндра по зазорам золотниковых пар распределителя и ГСВ.

В позиции«сброс давления» ползун сжи­мает пружину, а шарики находятся на гладкой поверхности ползуна и не фик­сируют его. В этом положении ползуна полость В силового цилиндра сообщается со сливной полостью распределителя. Когда тракторист отпустит рукоятку уп­равления ГСВ, ползун под действием пружины переместится в положение «ГСВ включен».

 

 

§ 74. Силовой (позиционный) регулятор

Во время работы агрегата при плаваю­щем положении золотника распредели­теля или с применением ГСВ глубина об­работки почвы регулируется положением опорных колес орудия Такой способ ре­гулирования называется высотным.

Силовой способ регулирования позво­ляет автоматически поддерживать в не­обходимых пределах усилие в централь­ной тяге механизма навески, а следова­тельно, и сопротивление орудия и соответствующую ему глубину обработки почвы.

 

Рис. 160. Силовой (позиционный) регулятор трактора MT3-80:

1— гайка винта гильзы, 2— валик управления регулятором,

3— винт перемещения гильзы, 4— гильза, 5— корпус, 6— распорная пружина,

7— золо пшик, 8— гайка винта золотника, 9— вин т перемещения золотника,

10—рычаг позиционного регулирования, 11—рычаг силового регулирования, 12— фиксатор переключа теля, 13— ручка переключа теля (установлена в положении позиционного регул иро ван ия), 14—ручка регулирующего крана скорости коррекции, 15, 16 —клапаны.

Позиционный способ автоматически удерживает орудие в заданном положе­нии (позиции) относительно остова трак­тора независимо от тягового сопротив­ления.

В гидравлическую систему ряда про­пашных тракторов включены специаль­ные устройства, которые дополнительно к высотному обеспечивают силовое, по­зиционное и комбинированное (высотное с силовым или позиционным) регулирование. Преимущества силового и пози­ционного способов заключаются в том, что отпадает необходимость в опорных колесах орудия и масса навесного орудия передается на задние ведущие колеса трактора, увеличивая его сцепной вес. Устройство для силового и позиционного регулирования состоит из регулятора, дат­чиков и механизма управления.

Регулятор (рис. 160). Установлен на кронштейне цилиндра и представляет со­бой гидравлический распределитель спе­циальной конструкции. В корпусе регу­лятора расположена подвижная гильза 4, а в гильзе — золотник 7. Пружина б от­жимает золотник и гильзу в противопо­ложные стороны к соответствующим гай­кам (золотника 7 и гильзы 4). Гайки на­вернуты соответственно на винты 9 и 3. При повороте винтов гайки перемеща­ются в горизонтальном направлении вме­сте с золотником или гильзой. Винт 9 золотника посредством ручки 13 пере­ключателя может быть соединен с "рыча­гом 10 или 11, которые через тяги связаны соответственно с датчиками позиционно­го и силового регулирования Винг гиль­зы соединен через валик 2 с рукояткой б (рис. 161) механизма управления, распо­ложенного в кабине трактора На секто­ре 5 управления выделена зона регулиро­вания (голубой цвет). Во время работы рукоятку управления устанавливают в любом месте зоны в зависимости от за­данной глубины обработки. Перемеще­нием рукоятки вперед увеличивают глуби­ну хода орудия. При определенной глуби­не обработки максимальный ход рукоятки устанавливают ограничителем 3.

 

 

 

 

Рис. 161. Механизм управления регулятором:

1.2 — штуцера подсоединения шлангов силового цилиндра (полости опускания и подъема), 3— ограничитель хода рукоятки, 4— фиксирующее

устройство рукоятки в выключенном положении,

5— сектор, 6 — рукоятка, 7 — валик, 8— крышка обратного клапана, 9—корпус регулятора, 10— ручка крана скорости коррекции,

11— рычаг позиционного регулирования,12 — рычаг силового регулирования.

 

В регуляторе предусмотрен регули­рующий кран, который с помощью руч­ки 10определяет положение перепускно­го клапана распределителя гидросистемы при коррекции на подъем и изменяет ско­рость коррекции. Чем больше закрыт кран, тем больший поток масла поступает на слив через распределитель при кор­рекции и тем меньше ее скорость.

 

 

Рис. 162. Схема действия (а) датчика и (б) регулятора:

1 — рукоятка переключа теля способов регулирования, 2— рукоятка управления регулятором, 3— вин т перемещения гильзы, 3— распорная пружина,

4— гильза, 5— золотник, 6— гайка золотника, 7— винт перемещения золотника,

9, 10 — рычаги позиционного и силового регулирования, 11— полость опускания цилиндра, 12, 13 — тяги силового и позиционного регулирования,

14—основной силовой цилиндр, 15—датчик позиционного регулирования (поворотный рычаг),

16— центральная тяга, 17— серьга, 18— датчик силового регулирования,

19— пластинчатая пружина, 20— цилиндрическая пружина силового регул ирования.

21— шток силового цилиндра,22— поводок;

I — регулятор, 11— основной силовой цилиндр

111 — распределитель, IV—масляный насос.

V — бак.

VI — гидроаккумулятор

VII —ГСВ;

Л. Б, В. Г. Д. Е. Ж — трубопроводы

 

Регулятор I(рис. 162) соединен ме­таллическими трубопроводами В, Г, Д и Ж с распределителем ГСВ и нагнетатель­ной полостью масляного насоса, а шлан­гами А и Б высокого давления—с гид­роцилиндром.

Датчик 18 силового регулирования рас­положен в кронштейне серьги централь­ной тяги 16 механизма навески. Усилие сжатия воспринимается пластинчатой пружиной 19, а усилие растяжения — че­тырьмя цилиндрическими пружинами 20. Усилие от деформации пружин передается золотнику регулятора через поводок 22 и тягу 12 силового регулирования.

Датчиком позиционного регулирова­ния служит поворотный рычаг 15 верх­нею вала механизма навески, при пере­мещении которого сигнал передается че­рез тягу 13 на золотник.

Схема работы регулятора. При сило­вом и позиционном способах регулиро­вания основной силовой цилиндр управ­ляется только рукояткой 2 регулятора. В этом, случае рукоятку распределителя переводят в нейтральное положение, а рукоятку ГСВ — в положение «ГСВ вы­ключен» или «Заперто». Регулятор вклю­чают рукояткой 1 переключателя на со­единение винта 8 перемещения золотника с рычагом силового или позиционного регулирования Затем устанавливают ру­коятку 2 управления в зону регулиро­вания.

При силовом регулирова­нии отклонение положения орудия от заданного приводит к изменению тяго­вого сопротивления орудия и, следова­тельно, изменению деформации пружин датчика 18 силового регулирования. Сиг­нал через тяги, рычаги, винт и гайку 7 пере­дается на золотник 6 регулятора, кото­рый перемещается в ту или иную сторону от нейтрального. В одном случае переме­щение золотника вызывает соединение полости подъема цилиндра со сливом — происходит коррекция на опускание, в другом — золотник соединяет полость подъема силового цилиндра с нагнета­тельным каналом Е, и происходит кор­рекция на подъем. В обоих случаях дви­жение поршня гидроцилиндра 14 автома­тически направлено в сторону, соответ­ствующую исправлению отклонения фак­тического положения орудия от задан­ного.

При позиционном регули­ровании отклонение положения ору­дия от заданного вызывает перемещение поворотного рычага 15. Сигнал переда­ется на золотник, перемещение которого направлено, как и при силовом регулиро­вании, в сторону исправления положения орудия. Когда орудие займет необходи­мое положение, золотник через тяги пере­местится в нейтральное положение. При этом положении золотника регулятора перепускной клапан распределителя гид­росистемы полностью открыт и поток масла от насоса через распределитель на­правляется на слив в бак. Полость подъ­ема гидроцилиндра заперта золотником регулятора и орудие находится в задан­ном положении. Рукоятку 2 управления регулятором в положение «Подъем» уста­навливают обычно при работе агрегата в конце гона при подъеме орудия в транс­портное положение. В этом случае гильза перекрывает канал Г управления пере­пускным клапаном и масло от насоса направляется в полость подъема силового цилиндра по пути IV—В—I—Г—III— Е—VII—Ж—А—II. Из полости опуска­ния силового цилиндра масло идет на слив в бак через корпус регулятора I и распределитель III.

После окончания подъема орудия ру­коятку управления отпускают. Под дей­ствием пружины 4 она устанавливается в положение «Выключен». Автоматический возврат рукоятки происходит потому, что резьба на гайках и винтах гильзы и золотника многозаходная несамотормо- зящая (обратимая).

При высотном регулиро­вании рукоятку управления регулято­ром устанавливают на фиксатор в вы­ключенное положение. В этом случае ре­гулятор не оказывает влияния на работу гидронавесной системы, а управление ее осуществляется распределителем и ГСВ.

Силовой способ регулирования при­меняют при работе с орудиями, имеющи­ми большое сопротивление (например, с плугами) на полях с равномерной твер­достью почвы. Позиционный способ исиользуют при работе на ровных полях с машинами, имеющими большое тя­говое сопротивление (например, разбра­сывателями удобрений).

 

§ 75. Волы отбора мощности и приводной шкив

Валы отбора мощности (ВОМ) предназначены для передачи мощности двигателя на привод рабочих органов сельскохозяйственных машин. Их различают по месту расположения на тракторе, типу привода, частоте враще­ния и способам управления.

Большинство тракторов оборудо­вано задним ВОМ, некоторые — перед­ним. Пропашные тракторы имеют зад­ний и боковой ВОМ

По типу привода валы отбора мощ­ности подразделяют на зависимые, не­зависимые, полунезависимые и синхрон­ные. С зависимым приводом ВОМ вра­щается от трансмиссии и при выключен­ном сцеплении останавливается. ВОМ с независимым приводом получает вра­щение от коленчатого вала двигателя через ведущую часть сцепления, незави­симо от его выключения. Полунезависи­мый привод позволяет вращаться ВОМ при переключении передач, но не дает возможность включить и выключить его при движении трактора У ВОМ с синхрон­ным приводом частота вращения изме­няется при переключении передач про­порционально скорости движения трак­тора Синхронный привод применяют на пропашных тракторах для привода ра­бочих органов машин, скорость работы которых должна быть согласована со скоростью движения трактора (например, навесных сеялок).

Частота вращения ВОМ стандарти­зирована (540 и 1000 об/мин). Это обес­печивается включением в привод ВОМ специального редуктора с определенным передаточным числом. Хвостовики ВОМ всех тракторов имеют одинаковые по размеру шлицы и расположены на одной высоте от уровня опорной поверхности трактора Если ВОМ не используют, то выступающий его конец закрывают колпаком, штампованным из листовой стали.

 

 

Рис. 163. Вал отбора мощности трактора ДТ-75М:

1— ведущий вал, 2— корпус, 3— пробка-сапун, 4— ведущая шестерня, 5—хвостовик ВОМ, 6—маслоподающая шестерня, 7— ведомая шестерня,

8— пробка отверстия для слива масла, 9— поддон.

 

Способы управления валами отбора мощности бывают механические и гид­равлические. ВОМ с простым механи­ческим управлением (рис. 163) оборудуют обычно валы с зависимым приводом. Они представляют собой кор­пус 2,в котором помещена пара цилиндри­ческих шестерен. Ведомая шестерня 7 может перемещаться по шлицам вдоль вала Ее включают в зацепление с веду­щей шестерней 4 только при полностью остановленном тракторе. Маслоподаю­щая шестерня 6 помещена на подшипни­ке, установленном на ступице ведомой шестерни, и обеспечивает подачу масла подшипникам ведущей шестерни при выключенном ВОМ.

 

Рис. 164. BOM с планетарным редуктором (трактор MT3-80):

 

а — устройство, б — схема действия;

1 — валик механизма управления, 2— регулировочные винты, 3— задняя крышка,

4— ведомый вал, 5—тормозная лента, 6—тормозной барабан выключения ВОМ,

7— тормо той барабан включения ВОМ, 8— сателлит, 9— приводной вал,

10— солнечная шестерня, 11— водило, 12—коронная шестерня, 13— рычаг управления.

Валы отбора мощности с независи­мом приводом можно останавливать на ходу трактора с помощью гидравличе­ского способа управления или сложного механического управления (через плане­тарный редуктор). 7

ВОМ с планетарным ре­дуктором (рис. 164) состоит из ко­ронной и солнечной шестерен, трех по­мещенных между ними сателлитов, води­ла и двух тормозных барабанов с тор­мозными лентами.

Ступица солнечной шестерни жестко соединена с тормозным барабаном7 вклю­чения, свободно вращающимся на валу 4. Тормозной барабан 6 выключения ВОМ жестко закреплен на валу 4. Стальные ленты 5 тормозных барабанов с фрикци­онными накладками одним концом за­креплены на неподвижной оси, а другим соединены через регулировочные винты 2 с рычагом управления ВОМ.

Если ВОМ выключен (рис. 165, а), тормоз J солнечной шестерни отпущен, а тормоз 4 водила затянут. В этом слу­чае вал 4 отбора мощности неподвижен, сателлиты передают вращение от ко­ронной шестерни на солнечную.

 

 

Рис. 165. Схема работы ВОМ

а — привод ВОМ ' синхронный (ВОМ выключен),

б — привод ВО М независимый (ВОМ включен);

1— зубчатая муфта, 2— рычаг управления ВОМ, 3— выводной конец ВОМ,

4— тормоз водила, 5— тормоз солнечной шестерни.

 

При включенном ВОМ (рис. 165,6) тормоз 5 солнечной шестерни затянут, а тормоз 4 водила освобожден и, следо­вательно, ВОМ вращается, а сателлиты перекатываются по неподвижной солнеч­ной шестерне.

На тракторе, работающем без исполь­зования заднего ВОМ, рычаг 2 управле­ния валом отбора мощности устанавли­вают в среднее положение, оба тормоза отпущены.

Приводной вал планетарного меха­низма включают рычагом, действующим на зубчатую муфту 1. При независимом приводе заднего ВОМ муфту передвига­ют в крайнее заднее положение и ВОМ получает вращение непосредственно от двигателя через пару шестерен, располо­женных в корпусе сцепления. Если привод ВОМ синхронный, муф­ту передвигают в крайнее переднее по­ложение (рис. 165, а), и ВОМ получает вращение от вторичного вала коробки передач через ведущую шестерню вто­рой ступени редуктора. Когда трактор работает без использования заднего ВОМ, муфту устанавливают в среднее поло­жение.

Во всех трех положениях муфта удер­живается пружинным фиксатором. Син­хронный привод ВОМ следует включать при выключенном сцеплении, а незави­симый привод ВОМ — при остановлен­ном двигателе.

На тракторе может быть установлен боковой ВОМ, который облегчает управ­ление механизмом сельскохозяйственных машин, расположенных впереди и с бо­ков трактора Боковой ВОМ устанавли­вают с левой стороны коробки передач (вместо боковой крышки).

Детали заднего и бокового ВОМ сма­зывают маслом, находящимся в корпусах коробки передач и заднего моста.

ВОМ с гидравлическим управлением (рис. 166) включает редуктор и автономную гидрюсистему. В редуктор входит корпус, ведущий 1 и ведомый 5 валы, пари шестерен и гидро­поджимная муфта 10.

Корпус редуктора прикреплен к кор­пусу заднего моста Валы вращаются в корпусе на шариковых подшипниках. Ведущий вал 1 редуктора получает вра­щение через карданную передачу и про­межуточный вал от коленчатого вала и имеет независимый привод На шли­цах ведущего вала помещена ведущая шестерня 3. Ведомая шестерня 9 прикреп­лена к ступице, которая сидит на шари­ковых подшипниках ведомого вала.

Шестерни находятся в постоянном за­цеплении. Между ведомой шестерней и ведомым валом смонтирована гидрюпод- жимная муфта, подобная муфтам короб­ки передач с гидравлическим управлением.

На шлицы ступицы ведомой шестер­ни надеты стальные ведущие диски с ме­таллокерамическими накладками Меж­ду ведущими дисками находятся ведо­мые диски, шлицы которых установлены в пазы барабана гидроподжимной муф­ты. В барабане имеется кольцевая по­лость 12, выполняющая роль гидроци­линдра В кольцевой полости находит­ся поршень 11, уплотненный снаружи чугунным, а изнутри — резиновыми коль­цами.

При включении гидрюподжимной муф­ты масло под давлением прюникаег в подпоршневое прюстранство и, действуя на поршень, сжимает фрикционные диски, которые прючно соединяют ведомую шес­терню с валом 5. ВОМ при этом включа­ется. Во время выключения муфты откры­вается сливная магистраль, куда вытесня­ется из-под поршня масло с помощью пружин 14. Они отжимают поршень от набор» фрикционных накладок. В конце хода поршень через установленные в нем штифты упирается в диск тормоза 13, ко­торый затормаживает вал 5. Выходной конец этого вала представляет собой вал отбора мощности. Внутри ведомого ва­ла выполнены сверления для подвода рабочей жидкости к гидроподжимной муфте.

 

Рис. 166.ВОМ с гидравлическим управлением (трактор Т-150К):

 

1— ведущий вал, 2— пробка-сапун, 3— ведущая шестерня, 4— масляный насос. 5— ведомый вал, 6— пробка, контрольного отверстия, 7— поддон,

8— фильтр заборник, 9— ведомая шестерня. 10— гидроподжимная муфта,

11— поршень, 12— полость, 13— тормоз, 14— пружина, 15— клапан постоянного

давления, 16— регулировочный винт.

 

 

Рис. 167.Схема работы гидросистемы ВОМ:

а— при выключенном ВОМ, б— при включенном ВОМ,

1— фильтр заборник, 2— гидроподжимная муфта, 3— сверлёный канал,

4— канал плавного включения, 5— масляный насос, 6— полость,

7— клапан постоянного давления, 8— рычаг управления, 9— ведомый вал.

 

Гидравлическая система ВОМ вклю­чает масляный насос 4, фильтр-заборник 8, клапанное устройство и маслопроводы.

Клапанное устройство имеет два кла­пана, которые смонтированы в одном корпусе, прикрепленном к передней стен­ке редуктора Клапан 15 поддерживает в системе постоянное давление (1,0 МПа) при переменной подаче масляного насоса Клапан, 4 плавного включения (рис. 167) необходим для управления ВОМ. Он состоит из шарика, двух пружин, штока и эксцентрика с рычагом 8 управ­ления При включенном ЮМ клапан плавного включения выполняет роль пре­дохранительного клапана

Когда рычаг 8 находится в выклю­ченном положении, эксцентрик освобож­дает шток от поджатия В этом положе­нии масляный насос 5 всасывает рабо­чую жидкость через фильтр из поддона редуктора и по нагнетательному масло­проводу подает ее к клапанному устрой­ству, параллельно к обоим клапанам. Ра­бочая жидкость (масло) через зазор в кла­пане 4 плавного включения сливается и частично через канал 3 в ведомом валу поступает на смазывание фрикционных дисков гидроподжимной муфты 2.

При перемещении рычага 8 управле­ния (рис. 167, б) в положение включения ЮМ эксцентрик поворачивается и тол­кает шток вниз. Шток поджимает обе пру­жины, прижимая шарик к седлу. Сво­бодный слив рабочей жидкости прекра­щается и она под давлением поступает в подпоршневую полость б, сжимая фрик­ционные диски муфты. Давление рабо­чей жидкости возрастает от 0 до 1,0 МПа. Плавность включения муфты ЮМ за­висит от темпа перемещения рычага управления

В редуктору ВОМ установлена только одна пара шестерен, которая обеспечи­вает вращенир^ведомого вала с частотой 1000 об/мий. Чтобы изменить частоту вращения ЮМ в 1 мин на 540, нужно за­менить обе шестерни на дополнитель­ные, которые прилагаются в ЗИПе.

 

 

Рис. 168. Приводной шкив:

1— рукав, 2— регулировочные прокладки, 3— ведущая шестерня, 4— корпус,

5 — пробка заливного отверстия, 6— ведомая шестерня, 7— шкив.

 

Приводной шкив (рис. 168) используют на стационарных работах для привода различных сельскохозяйствен­ных машин с помощью ременной пере­дачи. Приводной шкив обычно устанавли­вают на заднюю стенку корпуса заднего моста Он приводится во вращение от ВОМ и включается в работу рычагом управления ВОМ. Плоскость приводного шкива должна быть параллельна про­дольной оси трактора, чтобы можно было натягивать ремень перемещением трак­тора относительно рабочей машины.

Механизм шкива представляет собой конический редуктор, смонтированный в картере, состоящем из корпуса 4 и рука­ва 1. В рукаве шкива на шариковых подшипниках вращается ведущая шестер­ня 3, насаженная на шлицы хвостовика ВОМ. В корпусе шкива на двух шарико­вых подшипниках установлена ведомая шестерня б, изготовленная заодно с ва­лом. Выступающий наружу хвостовик ва­ла имеет шлицы, на которые посажен шкив 7. Шкив жестко закреплен на валу гайкой Под фланцем стакана наружного подшипника и между совмещенными фланцами корпуса и рукава установлены регулировочные прокладки 2, с помощью которых регулируют зацепление кони­ческих шестерен.

Детали механизма приводного шки­ва смазываются разбрызгиванием масла, находящегося в картере. -Масло (транс­миссионное) заливают через отверстие в корпус шкива до уровня контрольного отверстия

Приводные шкивы некоторых трак­торов располагают сбоку. В этом слу­чае шкив приводится во вращение от коробки передач, имеющей поперечное расположение валов.

 

§ 76. Неисправности рабочего оборудования

Основные неисправности рабочего оборудования тракторов возникают в гид­равлической системе. Главные условия безотказной работы гидросистемы — чис­тота рабочей жидкости и отсутствие под­сосов воздуха Гидросистему следует заправлять хорошо очищенным маслом и не допускать ослаблений резьбовых соединений.

Во время эксплуатации тракторов мо­гут возникнуть следующие неисправности.

Сельскохозяйственная машина, наве­шенная на трактор, не поднимается или поднимается медленно, резко опускает­ся при «плавающем положении» распре­делителя, не удерживается в транспорт­ном положении, не обеспечивает посто­янной или равномерной глубины обра­ботки. Происходит повышенный нагрев масла, вспенивание масла в баке и выплескивание его через сапун, буксова­ние задних колес трактора при включе­нии ГСВ. Рукоятки распределителя и регу- лятора не возвращаются автоматически в исходное положение, рукоятка регуля­тор» ненадежно фиксируется на зубчатом секторе. Слышен повышенный шум в ре­дукторе ВОМ или приводном шкиве.

Навешенная на трактор сельскохозяй­ственная машина не поднимается по раз­ным причинам. Если перекрыто прюход- ное сечение в запорном устройстве, соеди­нительной или разрывной муфте между маслопроводами, следует до отказа за­вернуть накидные гайки муфт. Если ха- мопрюизвольно перекрыт канал гидрю- цилиндра клапаном, нужно установить рукоятку распределителя в позицию «Опу­скание» и быстро перевести на «Подъем». При зависании перепускного клапана распределителя вынимают его детали, промывают и устанавливают на место. Когда машина не поднимается при управ­лении распределителем, а поднимается при управлении регулягорюм или наобо- рют, следует отрегулировать положение сектор» регулятор» на крюнштейне. Мед­ленный подъем сельскохозяйственной машины происходит вследствие подсо­са воздуха в систему или повышенной утечки масла в насосе. Выявленные де­фекты устраняют, а насос с недостаточной подачей заменяют.

Резкое опускание машины может быть вследствие неправильной установки за- медлительного клапана в силовом ци­линдре или его отсутствии. Штуцер с за- замедлительным клапаном устанавлива­ют в отверетие цилиндра, сообщающего­ся с полостью подъема

Самопроизвольное опускание маши­ны, установленной в транспорггное поло­жение, наблюдается при утечке масла через уплотнительные кольца штока или поршня цилиндра, запорный клапан ГСВ, изношенные золотники или их отверстия в pan ределителе. Необходимо обеспечить плотное прилегание запорного шарика ГСВ к гнезду, а изношенные уплотнитель­ные кольца силового цилиндр» и распре­делитель заменить. В соответствии с еди­ными требованиями по технике безопас­ности на тракторах новых выпусков в механизм навески введена механическая тяга, с помощью которюй он перед тран­спортным перегоном трактор» жестко фиксируется в поднятом положении. Пос­ле перегона трактор» механическую тягу отсоединяют от прюдольной и присоеди­няют к правой стойке пальцем. Если ра­бочие органы машины или орудия заглуб­ляются в почву неравномерно, то регу­лируют механизм навески с помощью центральной тящ и правого раскоса. Если же не обеспечивается постоянная глубина хода машины при работе без регулятора, устанавливают рукоятку золотника распределителя в плавающее положение и уменьшают давление подпора, пово­рачивая маховичок ГСВ по часовой стрелке.

Повышенный нагрев масла при рабо­те гидросистемы происходит при недоста­точном количестве масла в баке, смятых трубопроводах. Масло в баке должно быть налито до верхней метки масло­мерной линейки. Вмятины на стальных трубопроводах выправляют или заменя­ют трубопрюводы. Если рукоятка распре­делителя находится в одном из рабочих положений, ее необходимо перевести в нейтральное положение. В случае зави­сания обратного или предохранительно­го клапана ГСВ промывают их детали и устанавливают на место. При нерабо­тающем регуляторе рукоятка его управ­ления должна быть установлена на фик­сатор в положение «Регулятор выклю­чен».

Вспенивание масла в баке и выплески­вание его через сапун наблюдается при подсосе воздуха в систему по всасываю­щей магистрали и через самоподжимные сальники вала масляного насоса Под­сос воздуха в систему устраняют под­тяжкой креплений, а в случае необходи­мости заменяют прокладки всасывающе­го патрубка или сальникоа

Когда при включении ГСВ буксова1- ние задних колес не снижается, необхо­димо отрегулировать длину тяги рычага, управляющего основным силовым ци­линдром, и при необходимости снять ГСВ, промыть его золотник, плунжер и отверстие в золотнике.

Рукоятки распределителя не возвра­щаются автоматически из рабочих по­ложений в нейтральное, если нарушена регулировка давления предохранитель­ного клапана распределителя или кла­пана автоматики золотника Рукоят­ка регулятора ненадежно фиксируется на зубчатом секторе, если не отрегулирова­но натяжение пружины фиксатора на ру­коятке управления, а также при деформа­ции сектора или рукоятки управления. Пружину фиксатор» регулируют так, что­бы рукоятка перемещалась без заеданий по всему сектору и четко фиксировалась на нем. Деформирюванные сектор и ру­коятку управления рихтуют (вспомните рихтование из курса «Слесарное дело»).

Повышенный шум в редукторе ВОМ или приводном шкиве сигнализирует об износе шестерен или подшипников. За­зор в конических подшипниках регули­руют с помощью прокладок, а изношен­ные детали заменяют.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.