Догружатели ведущих колес
Если часть массы сельскохозяйственного орудия перенести на задние ведущие колеса трактора, то их сцепление с почвой увеличивается Догружатели ведущих колес служат для увеличения сцепного веса трактора за счет тяжести навесного орудия Их устанавливают на пропашных тракторах. Догружатели бывают механические и гидравлические.
Рис. 157. Механический догружатель:
а—схема действия, б—устройство;
1— цен тральная тяга механизма навески,
2— кронштейн, 3— чека крепления центральной тяги;
Р — сила сопро тивления орудия,
— сжимающее усилие в центральной тяге,
и — вертикальная и горизонтальная составляющие сжимающего усилия.
Механический догружатель (рис. 157). Когда тяги механизма навески расположены горизонтально, тяговое сопротивление орудия вызывает в нижних тягах растягивающее, а в центральной тяге сжимающее усилие. При таком навешивании орудия на ведущие колеса трактора действует его сцепной вес, а на колесо и рабочие органы орудия — масса орудия. Если точку крепления центральной тяга 1 к трактору понизить, то сжимающее усилие в центральной тяге действует под углом вниз. При этом появится сила, которая дополнительно прижимает (догружает) ведущие колеса трактора. Равная ей сила примерно на столько же уменьшит массу орудия, действующую на колесо и его рабочие органы. Используя это явление, заводы-изготовители на корпусе заднего моста закрепляют кронштейн 2 с рядом расположенных по вертикали отверстий, в которых устанавливают передний конец центральной тяги 1 механизма навески. Чем больше буксует трактор, тем ниже следует устанавливать центральную тягу в кронштейне. При этом возрастает вертикальная составляющая Рв' сжимающего усилия в центральной тяге, которая догружает задние колеса трактора.
Недостаток механических догружате- лей состоит в том, что их можно эффективно использовать только с орудиями, у которых тяговое сопротивление превышает их собственную массу. Этого недостатка лишен гидравлический догружатель.
Рис. 158. Гидравлический догружатель трактора MT3-80:
а — гидро увеличитель сцепного веса, б — гидроаккумулятор;
1— корпус, 2— ползун, 3— пружина предохранительного клапана,
4—предохранительный клапан, 5— канал соединяющий полости аккумулятора, обратного клапана и ползуна,
6— обратный клапан, 7— золотник, 8— пружина золотника, 9—отверстия для
подсоединения трубопровода слива масла в бак,
10— регулировочный винт, 11— маховичок, 12— внутренний рычаг ползуна,
13— шарик фиксации ползуна, 14— обойма, 15— штуцер
маслопровода от основного цилиндра,
16— запорный клапан, 17— штуцер подсоединения маслопровода от ГСВ,
18—кожух, 29— пружина. 20— шток, 21— цилиндр, 22— поршень, 23— пробка.
Гидравлический догружатель (рис. 158). Он состоит из гидроувеличителя сцепного веса (ГСВ) и гидроаккумулятора, включенных в схему навесной системы между распределителем и основным силовым цилиндром.
Ползун расположен в нижней части корпуса ГСВ. В передней части на ползуне выполнены пазы и выточки. В задней части ползун соединен с внутренним рычагом 12, который через ось соединен с наружным рычагом ползуна наружный рычаг можно установить в трех положениях: «ГСВ включен», «ГСВ выключен», «Заперто».
Во всех трех положениях ползун фиксируется пятью шариками 13, которые Одновременно находятся в контакте с ползуном и обоймой 14, прижатой к крышке корпуса пружиной. Можно установить ползун и в четвертое положение «Сброс давления», но в этом положении ползун может удерживаться только рукой тракториста.
В верхней части корпуса расположен золотник, который смещается вперед под действием пружины 8. Впереди к золотнику подведен канал 5, по которому от распределителя поступает под давлением масло. Если давление масла превысит силу упругости пружины 8, то золотник переместится назад Усилие пружины регулируют вручную маховичком и, который посажен на лыску регулировочного винта пружины.
Внутри золотника размещен предохранительный клапан с пружиной, усилие которой регулируется маховичком 11 одновременно с усилием пружины золотника. Пружина предохранительного клапана подобрана такой, что ее усилие всегда больше усилия пружины золотника на 0,8—1,5 МПа.
Рядом с золотником находится обратный клапан, который пропускает поток масла только в одну сторону: из нагнетательной полости ГСВ к гидроаккумулятору.
Гидроаккумулятор (рис. 158,б) установлен на рукаве заднего левого колеса Он состоит из тонкостенного кожуха 18, внутри которого расположены подвижный цилиндр 21 и закрепленный на штоке поршень 22. Шток неподвижно закреплен на крышке, а цилиндр поджат к крышке силовой пружиной 19. Поршень уплотнен в цилиндре манжетами.
При зарядке гидроаккумулятора масло под давлением поступает в полость между цилиндром и поршнем и перемещает цилиндр, сжимая пружину. Во время работы трактора с использованием ГСВ аккумулятор соединен с основным силовым цилиндром. Давление масла, возникающее под действием пружины, создает подпор в цилиндре механизма навески. В задней части кожуха имеется отверстие для слива утечек масла, которое закрыто пробкой 23.
Рис. 159. Схема работы гидравлического догружателя:
а — ГСВ включен, б—ГСВ выключен, в— положение «Заперто»;
1—рукоятка распределителя, 2— корпус ГСВ, 3—пружина золотника,
4— маховичок, 5— рукоятка ГСВ, 6— запорный клапан,
7— ползун, 8— обратный клапан, 9— золотник, 10 — поршень гидроаккумулятора.
11— гидроаккумулятор; А —нагнетательная полость, Б — сливная полость,
В — полость силового цилиндра.
В положении ползуна«ГСВ включен» (рис. 159, а) масло от распределителя поступает под давлением в нагнетательную полость А корпуса ГСВ. В начальный момент золотник 9 с помощью пружины 3 перекрывает выход масла в сливную полость Б (на рисунке этот момент не изображен). Не имея выхода в сливную полость, масло, нагнетаемое насосом, открывает обратный клапан 8 и проходит в гидроаккумулятор, заряжая его. Когда давление в гидроаккумуляторе превысит усилие пружины золотника, масло переместит золотник назад, а нагнетательная полость сообщится со сливной Масло из нагнетательной полости с этого момента (изображено на рисунке) поступает через сливную полость на слив в масляный бак. Поскольку давление в нагнетательной полости корпуса ГСВ уменьшится, обратный клапан закроется Масло, находящееся под давлением в гидроаккумуляторе, через открытый запорный клапан б и маслопровод поступает в полость В силового цилиндра и подпирает поршень. Давление в полости В возрастет, и нагрузка на опорное колесо орудия уменьшится, а вес орудия переносится на ведущие колеса трактора, благодаря чему улучшаются их сцепные качества с грунтом.
Подпор в силовом цилиндре (от 0,8 до 2,8 МПа) можно изменять вращением маховичка 4 регулятора давления против часовой стрелки. Обычно маховичок завертывают до отказа на максимальное, давление подпора Если же опорное колесо орудия не копирует рельеф почвы, необходимо уменьшить давление подпора, отвертывая маховичок по часовой стрелке. При вращении маховичок изменяет затяжку пружины 3, действующей на золотник 9 регулятора давления.
В положение «ГСВ выключен»
(рис. 159,6) паз ползуна 7 соединяет распределитель напрямую с основным силовым цилиндром. Поток масла не заходит внутрь ГСВ, так как ползун перекрывает входное отверстие. В этом случае ГСВ не используется, и гидронавесная система работает по схеме, рассмотренной в § 71.
При длительной транспортировке орудия рукоятка ГСВ ставится в положение «Заперто» (рис. 159, e)i Основной силовой цилиндр отключается от гидросистемы, так как запорный клапан 6 ГСВ закрывает выход масла из задней полости цилиндра Эго исключает утечку масла из цилиндра по зазорам золотниковых пар распределителя и ГСВ.
В позиции«сброс давления» ползун сжимает пружину, а шарики находятся на гладкой поверхности ползуна и не фиксируют его. В этом положении ползуна полость В силового цилиндра сообщается со сливной полостью распределителя. Когда тракторист отпустит рукоятку управления ГСВ, ползун под действием пружины переместится в положение «ГСВ включен».
§ 74. Силовой (позиционный) регулятор
Во время работы агрегата при плавающем положении золотника распределителя или с применением ГСВ глубина обработки почвы регулируется положением опорных колес орудия Такой способ регулирования называется высотным.
Силовой способ регулирования позволяет автоматически поддерживать в необходимых пределах усилие в центральной тяге механизма навески, а следовательно, и сопротивление орудия и соответствующую ему глубину обработки почвы.
Рис. 160. Силовой (позиционный) регулятор трактора MT3-80:
1— гайка винта гильзы, 2— валик управления регулятором,
3— винт перемещения гильзы, 4— гильза, 5— корпус, 6— распорная пружина,
7— золо пшик, 8— гайка винта золотника, 9— вин т перемещения золотника,
10—рычаг позиционного регулирования, 11—рычаг силового регулирования, 12— фиксатор переключа теля, 13— ручка переключа теля (установлена в положении позиционного регул иро ван ия), 14—ручка регулирующего крана скорости коррекции, 15, 16 —клапаны.
Позиционный способ автоматически удерживает орудие в заданном положении (позиции) относительно остова трактора независимо от тягового сопротивления.
В гидравлическую систему ряда пропашных тракторов включены специальные устройства, которые дополнительно к высотному обеспечивают силовое, позиционное и комбинированное (высотное с силовым или позиционным) регулирование. Преимущества силового и позиционного способов заключаются в том, что отпадает необходимость в опорных колесах орудия и масса навесного орудия передается на задние ведущие колеса трактора, увеличивая его сцепной вес. Устройство для силового и позиционного регулирования состоит из регулятора, датчиков и механизма управления.
Регулятор (рис. 160). Установлен на кронштейне цилиндра и представляет собой гидравлический распределитель специальной конструкции. В корпусе регулятора расположена подвижная гильза 4, а в гильзе — золотник 7. Пружина б отжимает золотник и гильзу в противоположные стороны к соответствующим гайкам (золотника 7 и гильзы 4). Гайки навернуты соответственно на винты 9 и 3. При повороте винтов гайки перемещаются в горизонтальном направлении вместе с золотником или гильзой. Винт 9 золотника посредством ручки 13 переключателя может быть соединен с "рычагом 10 или 11, которые через тяги связаны соответственно с датчиками позиционного и силового регулирования Винг гильзы соединен через валик 2 с рукояткой б (рис. 161) механизма управления, расположенного в кабине трактора На секторе 5 управления выделена зона регулирования (голубой цвет). Во время работы рукоятку управления устанавливают в любом месте зоны в зависимости от заданной глубины обработки. Перемещением рукоятки вперед увеличивают глубину хода орудия. При определенной глубине обработки максимальный ход рукоятки устанавливают ограничителем 3.
Рис. 161. Механизм управления регулятором:
1.2 — штуцера подсоединения шлангов силового цилиндра (полости опускания и подъема), 3— ограничитель хода рукоятки, 4— фиксирующее
устройство рукоятки в выключенном положении,
5— сектор, 6 — рукоятка, 7 — валик, 8— крышка обратного клапана, 9—корпус регулятора, 10— ручка крана скорости коррекции,
11— рычаг позиционного регулирования,12 — рычаг силового регулирования.
В регуляторе предусмотрен регулирующий кран, который с помощью ручки 10определяет положение перепускного клапана распределителя гидросистемы при коррекции на подъем и изменяет скорость коррекции. Чем больше закрыт кран, тем больший поток масла поступает на слив через распределитель при коррекции и тем меньше ее скорость.
Рис. 162. Схема действия (а) датчика и (б) регулятора:
1 — рукоятка переключа теля способов регулирования, 2— рукоятка управления регулятором, 3— вин т перемещения гильзы, 3— распорная пружина,
4— гильза, 5— золотник, 6— гайка золотника, 7— винт перемещения золотника,
9, 10 — рычаги позиционного и силового регулирования, 11— полость опускания цилиндра, 12, 13 — тяги силового и позиционного регулирования,
14—основной силовой цилиндр, 15—датчик позиционного регулирования (поворотный рычаг),
16— центральная тяга, 17— серьга, 18— датчик силового регулирования,
19— пластинчатая пружина, 20— цилиндрическая пружина силового регул ирования.
21— шток силового цилиндра,22— поводок;
I — регулятор, 11— основной силовой цилиндр
111 — распределитель, IV—масляный насос.
V — бак.
VI — гидроаккумулятор
VII —ГСВ;
Л. Б, В. Г. Д. Е. Ж — трубопроводы
Регулятор I(рис. 162) соединен металлическими трубопроводами В, Г, Д и Ж с распределителем ГСВ и нагнетательной полостью масляного насоса, а шлангами А и Б высокого давления—с гидроцилиндром.
Датчик 18 силового регулирования расположен в кронштейне серьги центральной тяги 16 механизма навески. Усилие сжатия воспринимается пластинчатой пружиной 19, а усилие растяжения — четырьмя цилиндрическими пружинами 20. Усилие от деформации пружин передается золотнику регулятора через поводок 22 и тягу 12 силового регулирования.
Датчиком позиционного регулирования служит поворотный рычаг 15 верхнею вала механизма навески, при перемещении которого сигнал передается через тягу 13 на золотник.
Схема работы регулятора. При силовом и позиционном способах регулирования основной силовой цилиндр управляется только рукояткой 2 регулятора. В этом, случае рукоятку распределителя переводят в нейтральное положение, а рукоятку ГСВ — в положение «ГСВ выключен» или «Заперто». Регулятор включают рукояткой 1 переключателя на соединение винта 8 перемещения золотника с рычагом силового или позиционного регулирования Затем устанавливают рукоятку 2 управления в зону регулирования.
При силовом регулировании отклонение положения орудия от заданного приводит к изменению тягового сопротивления орудия и, следовательно, изменению деформации пружин датчика 18 силового регулирования. Сигнал через тяги, рычаги, винт и гайку 7 передается на золотник 6 регулятора, который перемещается в ту или иную сторону от нейтрального. В одном случае перемещение золотника вызывает соединение полости подъема цилиндра со сливом — происходит коррекция на опускание, в другом — золотник соединяет полость подъема силового цилиндра с нагнетательным каналом Е, и происходит коррекция на подъем. В обоих случаях движение поршня гидроцилиндра 14 автоматически направлено в сторону, соответствующую исправлению отклонения фактического положения орудия от заданного.
При позиционном регулировании отклонение положения орудия от заданного вызывает перемещение поворотного рычага 15. Сигнал передается на золотник, перемещение которого направлено, как и при силовом регулировании, в сторону исправления положения орудия. Когда орудие займет необходимое положение, золотник через тяги переместится в нейтральное положение. При этом положении золотника регулятора перепускной клапан распределителя гидросистемы полностью открыт и поток масла от насоса через распределитель направляется на слив в бак. Полость подъема гидроцилиндра заперта золотником регулятора и орудие находится в заданном положении. Рукоятку 2 управления регулятором в положение «Подъем» устанавливают обычно при работе агрегата в конце гона при подъеме орудия в транспортное положение. В этом случае гильза перекрывает канал Г управления перепускным клапаном и масло от насоса направляется в полость подъема силового цилиндра по пути IV—В—I—Г—III— Е—VII—Ж—А—II. Из полости опускания силового цилиндра масло идет на слив в бак через корпус регулятора I и распределитель III.
После окончания подъема орудия рукоятку управления отпускают. Под действием пружины 4 она устанавливается в положение «Выключен». Автоматический возврат рукоятки происходит потому, что резьба на гайках и винтах гильзы и золотника многозаходная несамотормо- зящая (обратимая).
При высотном регулировании рукоятку управления регулятором устанавливают на фиксатор в выключенное положение. В этом случае регулятор не оказывает влияния на работу гидронавесной системы, а управление ее осуществляется распределителем и ГСВ.
Силовой способ регулирования применяют при работе с орудиями, имеющими большое сопротивление (например, с плугами) на полях с равномерной твердостью почвы. Позиционный способ исиользуют при работе на ровных полях с машинами, имеющими большое тяговое сопротивление (например, разбрасывателями удобрений).
§ 75. Волы отбора мощности и приводной шкив
Валы отбора мощности (ВОМ) предназначены для передачи мощности двигателя на привод рабочих органов сельскохозяйственных машин. Их различают по месту расположения на тракторе, типу привода, частоте вращения и способам управления.
Большинство тракторов оборудовано задним ВОМ, некоторые — передним. Пропашные тракторы имеют задний и боковой ВОМ
По типу привода валы отбора мощности подразделяют на зависимые, независимые, полунезависимые и синхронные. С зависимым приводом ВОМ вращается от трансмиссии и при выключенном сцеплении останавливается. ВОМ с независимым приводом получает вращение от коленчатого вала двигателя через ведущую часть сцепления, независимо от его выключения. Полунезависимый привод позволяет вращаться ВОМ при переключении передач, но не дает возможность включить и выключить его при движении трактора У ВОМ с синхронным приводом частота вращения изменяется при переключении передач пропорционально скорости движения трактора Синхронный привод применяют на пропашных тракторах для привода рабочих органов машин, скорость работы которых должна быть согласована со скоростью движения трактора (например, навесных сеялок).
Частота вращения ВОМ стандартизирована (540 и 1000 об/мин). Это обеспечивается включением в привод ВОМ специального редуктора с определенным передаточным числом. Хвостовики ВОМ всех тракторов имеют одинаковые по размеру шлицы и расположены на одной высоте от уровня опорной поверхности трактора Если ВОМ не используют, то выступающий его конец закрывают колпаком, штампованным из листовой стали.
Рис. 163. Вал отбора мощности трактора ДТ-75М:
1— ведущий вал, 2— корпус, 3— пробка-сапун, 4— ведущая шестерня, 5—хвостовик ВОМ, 6—маслоподающая шестерня, 7— ведомая шестерня,
8— пробка отверстия для слива масла, 9— поддон.
Способы управления валами отбора мощности бывают механические и гидравлические. ВОМ с простым механическим управлением (рис. 163) оборудуют обычно валы с зависимым приводом. Они представляют собой корпус 2,в котором помещена пара цилиндрических шестерен. Ведомая шестерня 7 может перемещаться по шлицам вдоль вала Ее включают в зацепление с ведущей шестерней 4 только при полностью остановленном тракторе. Маслоподающая шестерня 6 помещена на подшипнике, установленном на ступице ведомой шестерни, и обеспечивает подачу масла подшипникам ведущей шестерни при выключенном ВОМ.
Рис. 164. BOM с планетарным редуктором (трактор MT3-80):
а — устройство, б — схема действия;
1 — валик механизма управления, 2— регулировочные винты, 3— задняя крышка,
4— ведомый вал, 5—тормозная лента, 6—тормозной барабан выключения ВОМ,
7— тормо той барабан включения ВОМ, 8— сателлит, 9— приводной вал,
10— солнечная шестерня, 11— водило, 12—коронная шестерня, 13— рычаг управления.
Валы отбора мощности с независимом приводом можно останавливать на ходу трактора с помощью гидравлического способа управления или сложного механического управления (через планетарный редуктор). 7
ВОМ с планетарным редуктором (рис. 164) состоит из коронной и солнечной шестерен, трех помещенных между ними сателлитов, водила и двух тормозных барабанов с тормозными лентами.
Ступица солнечной шестерни жестко соединена с тормозным барабаном7 включения, свободно вращающимся на валу 4. Тормозной барабан 6 выключения ВОМ жестко закреплен на валу 4. Стальные ленты 5 тормозных барабанов с фрикционными накладками одним концом закреплены на неподвижной оси, а другим соединены через регулировочные винты 2 с рычагом управления ВОМ.
Если ВОМ выключен (рис. 165, а), тормоз J солнечной шестерни отпущен, а тормоз 4 водила затянут. В этом случае вал 4 отбора мощности неподвижен, сателлиты передают вращение от коронной шестерни на солнечную.
Рис. 165. Схема работы ВОМ
а — привод ВОМ ' синхронный (ВОМ выключен),
б — привод ВО М независимый (ВОМ включен);
1— зубчатая муфта, 2— рычаг управления ВОМ, 3— выводной конец ВОМ,
4— тормоз водила, 5— тормоз солнечной шестерни.
При включенном ВОМ (рис. 165,6) тормоз 5 солнечной шестерни затянут, а тормоз 4 водила освобожден и, следовательно, ВОМ вращается, а сателлиты перекатываются по неподвижной солнечной шестерне.
На тракторе, работающем без использования заднего ВОМ, рычаг 2 управления валом отбора мощности устанавливают в среднее положение, оба тормоза отпущены.
Приводной вал планетарного механизма включают рычагом, действующим на зубчатую муфту 1. При независимом приводе заднего ВОМ муфту передвигают в крайнее заднее положение и ВОМ получает вращение непосредственно от двигателя через пару шестерен, расположенных в корпусе сцепления. Если привод ВОМ синхронный, муфту передвигают в крайнее переднее положение (рис. 165, а), и ВОМ получает вращение от вторичного вала коробки передач через ведущую шестерню второй ступени редуктора. Когда трактор работает без использования заднего ВОМ, муфту устанавливают в среднее положение.
Во всех трех положениях муфта удерживается пружинным фиксатором. Синхронный привод ВОМ следует включать при выключенном сцеплении, а независимый привод ВОМ — при остановленном двигателе.
На тракторе может быть установлен боковой ВОМ, который облегчает управление механизмом сельскохозяйственных машин, расположенных впереди и с боков трактора Боковой ВОМ устанавливают с левой стороны коробки передач (вместо боковой крышки).
Детали заднего и бокового ВОМ смазывают маслом, находящимся в корпусах коробки передач и заднего моста.
ВОМ с гидравлическим управлением (рис. 166) включает редуктор и автономную гидрюсистему. В редуктор входит корпус, ведущий 1 и ведомый 5 валы, пари шестерен и гидроподжимная муфта 10.
Корпус редуктора прикреплен к корпусу заднего моста Валы вращаются в корпусе на шариковых подшипниках. Ведущий вал 1 редуктора получает вращение через карданную передачу и промежуточный вал от коленчатого вала и имеет независимый привод На шлицах ведущего вала помещена ведущая шестерня 3. Ведомая шестерня 9 прикреплена к ступице, которая сидит на шариковых подшипниках ведомого вала.
Шестерни находятся в постоянном зацеплении. Между ведомой шестерней и ведомым валом смонтирована гидрюпод- жимная муфта, подобная муфтам коробки передач с гидравлическим управлением.
На шлицы ступицы ведомой шестерни надеты стальные ведущие диски с металлокерамическими накладками Между ведущими дисками находятся ведомые диски, шлицы которых установлены в пазы барабана гидроподжимной муфты. В барабане имеется кольцевая полость 12, выполняющая роль гидроцилиндра В кольцевой полости находится поршень 11, уплотненный снаружи чугунным, а изнутри — резиновыми кольцами.
При включении гидрюподжимной муфты масло под давлением прюникаег в подпоршневое прюстранство и, действуя на поршень, сжимает фрикционные диски, которые прючно соединяют ведомую шестерню с валом 5. ВОМ при этом включается. Во время выключения муфты открывается сливная магистраль, куда вытесняется из-под поршня масло с помощью пружин 14. Они отжимают поршень от набор» фрикционных накладок. В конце хода поршень через установленные в нем штифты упирается в диск тормоза 13, который затормаживает вал 5. Выходной конец этого вала представляет собой вал отбора мощности. Внутри ведомого вала выполнены сверления для подвода рабочей жидкости к гидроподжимной муфте.
Рис. 166.ВОМ с гидравлическим управлением (трактор Т-150К):
1— ведущий вал, 2— пробка-сапун, 3— ведущая шестерня, 4— масляный насос. 5— ведомый вал, 6— пробка, контрольного отверстия, 7— поддон,
8— фильтр заборник, 9— ведомая шестерня. 10— гидроподжимная муфта,
11— поршень, 12— полость, 13— тормоз, 14— пружина, 15— клапан постоянного
давления, 16— регулировочный винт.
Рис. 167.Схема работы гидросистемы ВОМ:
а— при выключенном ВОМ, б— при включенном ВОМ,
1— фильтр заборник, 2— гидроподжимная муфта, 3— сверлёный канал,
4— канал плавного включения, 5— масляный насос, 6— полость,
7— клапан постоянного давления, 8— рычаг управления, 9— ведомый вал.
Гидравлическая система ВОМ включает масляный насос 4, фильтр-заборник 8, клапанное устройство и маслопроводы.
Клапанное устройство имеет два клапана, которые смонтированы в одном корпусе, прикрепленном к передней стенке редуктора Клапан 15 поддерживает в системе постоянное давление (1,0 МПа) при переменной подаче масляного насоса Клапан, 4 плавного включения (рис. 167) необходим для управления ВОМ. Он состоит из шарика, двух пружин, штока и эксцентрика с рычагом 8 управления При включенном ЮМ клапан плавного включения выполняет роль предохранительного клапана
Когда рычаг 8 находится в выключенном положении, эксцентрик освобождает шток от поджатия В этом положении масляный насос 5 всасывает рабочую жидкость через фильтр из поддона редуктора и по нагнетательному маслопроводу подает ее к клапанному устройству, параллельно к обоим клапанам. Рабочая жидкость (масло) через зазор в клапане 4 плавного включения сливается и частично через канал 3 в ведомом валу поступает на смазывание фрикционных дисков гидроподжимной муфты 2.
При перемещении рычага 8 управления (рис. 167, б) в положение включения ЮМ эксцентрик поворачивается и толкает шток вниз. Шток поджимает обе пружины, прижимая шарик к седлу. Свободный слив рабочей жидкости прекращается и она под давлением поступает в подпоршневую полость б, сжимая фрикционные диски муфты. Давление рабочей жидкости возрастает от 0 до 1,0 МПа. Плавность включения муфты ЮМ зависит от темпа перемещения рычага управления
В редуктору ВОМ установлена только одна пара шестерен, которая обеспечивает вращенир^ведомого вала с частотой 1000 об/мий. Чтобы изменить частоту вращения ЮМ в 1 мин на 540, нужно заменить обе шестерни на дополнительные, которые прилагаются в ЗИПе.
Рис. 168. Приводной шкив:
1— рукав, 2— регулировочные прокладки, 3— ведущая шестерня, 4— корпус,
5 — пробка заливного отверстия, 6— ведомая шестерня, 7— шкив.
Приводной шкив (рис. 168) используют на стационарных работах для привода различных сельскохозяйственных машин с помощью ременной передачи. Приводной шкив обычно устанавливают на заднюю стенку корпуса заднего моста Он приводится во вращение от ВОМ и включается в работу рычагом управления ВОМ. Плоскость приводного шкива должна быть параллельна продольной оси трактора, чтобы можно было натягивать ремень перемещением трактора относительно рабочей машины.
Механизм шкива представляет собой конический редуктор, смонтированный в картере, состоящем из корпуса 4 и рукава 1. В рукаве шкива на шариковых подшипниках вращается ведущая шестерня 3, насаженная на шлицы хвостовика ВОМ. В корпусе шкива на двух шариковых подшипниках установлена ведомая шестерня б, изготовленная заодно с валом. Выступающий наружу хвостовик вала имеет шлицы, на которые посажен шкив 7. Шкив жестко закреплен на валу гайкой Под фланцем стакана наружного подшипника и между совмещенными фланцами корпуса и рукава установлены регулировочные прокладки 2, с помощью которых регулируют зацепление конических шестерен.
Детали механизма приводного шкива смазываются разбрызгиванием масла, находящегося в картере. -Масло (трансмиссионное) заливают через отверстие в корпус шкива до уровня контрольного отверстия
Приводные шкивы некоторых тракторов располагают сбоку. В этом случае шкив приводится во вращение от коробки передач, имеющей поперечное расположение валов.
§ 76. Неисправности рабочего оборудования
Основные неисправности рабочего оборудования тракторов возникают в гидравлической системе. Главные условия безотказной работы гидросистемы — чистота рабочей жидкости и отсутствие подсосов воздуха Гидросистему следует заправлять хорошо очищенным маслом и не допускать ослаблений резьбовых соединений.
Во время эксплуатации тракторов могут возникнуть следующие неисправности.
Сельскохозяйственная машина, навешенная на трактор, не поднимается или поднимается медленно, резко опускается при «плавающем положении» распределителя, не удерживается в транспортном положении, не обеспечивает постоянной или равномерной глубины обработки. Происходит повышенный нагрев масла, вспенивание масла в баке и выплескивание его через сапун, буксование задних колес трактора при включении ГСВ. Рукоятки распределителя и регу- лятора не возвращаются автоматически в исходное положение, рукоятка регулятор» ненадежно фиксируется на зубчатом секторе. Слышен повышенный шум в редукторе ВОМ или приводном шкиве.
Навешенная на трактор сельскохозяйственная машина не поднимается по разным причинам. Если перекрыто прюход- ное сечение в запорном устройстве, соединительной или разрывной муфте между маслопроводами, следует до отказа завернуть накидные гайки муфт. Если ха- мопрюизвольно перекрыт канал гидрю- цилиндра клапаном, нужно установить рукоятку распределителя в позицию «Опускание» и быстро перевести на «Подъем». При зависании перепускного клапана распределителя вынимают его детали, промывают и устанавливают на место. Когда машина не поднимается при управлении распределителем, а поднимается при управлении регулягорюм или наобо- рют, следует отрегулировать положение сектор» регулятор» на крюнштейне. Медленный подъем сельскохозяйственной машины происходит вследствие подсоса воздуха в систему или повышенной утечки масла в насосе. Выявленные дефекты устраняют, а насос с недостаточной подачей заменяют.
Резкое опускание машины может быть вследствие неправильной установки за- медлительного клапана в силовом цилиндре или его отсутствии. Штуцер с за- замедлительным клапаном устанавливают в отверетие цилиндра, сообщающегося с полостью подъема
Самопроизвольное опускание машины, установленной в транспорггное положение, наблюдается при утечке масла через уплотнительные кольца штока или поршня цилиндра, запорный клапан ГСВ, изношенные золотники или их отверстия в pan ределителе. Необходимо обеспечить плотное прилегание запорного шарика ГСВ к гнезду, а изношенные уплотнительные кольца силового цилиндр» и распределитель заменить. В соответствии с едиными требованиями по технике безопасности на тракторах новых выпусков в механизм навески введена механическая тяга, с помощью которюй он перед транспортным перегоном трактор» жестко фиксируется в поднятом положении. После перегона трактор» механическую тягу отсоединяют от прюдольной и присоединяют к правой стойке пальцем. Если рабочие органы машины или орудия заглубляются в почву неравномерно, то регулируют механизм навески с помощью центральной тящ и правого раскоса. Если же не обеспечивается постоянная глубина хода машины при работе без регулятора, устанавливают рукоятку золотника распределителя в плавающее положение и уменьшают давление подпора, поворачивая маховичок ГСВ по часовой стрелке.
Повышенный нагрев масла при работе гидросистемы происходит при недостаточном количестве масла в баке, смятых трубопроводах. Масло в баке должно быть налито до верхней метки масломерной линейки. Вмятины на стальных трубопроводах выправляют или заменяют трубопрюводы. Если рукоятка распределителя находится в одном из рабочих положений, ее необходимо перевести в нейтральное положение. В случае зависания обратного или предохранительного клапана ГСВ промывают их детали и устанавливают на место. При неработающем регуляторе рукоятка его управления должна быть установлена на фиксатор в положение «Регулятор выключен».
Вспенивание масла в баке и выплескивание его через сапун наблюдается при подсосе воздуха в систему по всасывающей магистрали и через самоподжимные сальники вала масляного насоса Подсос воздуха в систему устраняют подтяжкой креплений, а в случае необходимости заменяют прокладки всасывающего патрубка или сальникоа
Когда при включении ГСВ буксова1- ние задних колес не снижается, необходимо отрегулировать длину тяги рычага, управляющего основным силовым цилиндром, и при необходимости снять ГСВ, промыть его золотник, плунжер и отверстие в золотнике.
Рукоятки распределителя не возвращаются автоматически из рабочих положений в нейтральное, если нарушена регулировка давления предохранительного клапана распределителя или клапана автоматики золотника Рукоятка регулятора ненадежно фиксируется на зубчатом секторе, если не отрегулировано натяжение пружины фиксатора на рукоятке управления, а также при деформации сектора или рукоятки управления. Пружину фиксатор» регулируют так, чтобы рукоятка перемещалась без заеданий по всему сектору и четко фиксировалась на нем. Деформирюванные сектор и рукоятку управления рихтуют (вспомните рихтование из курса «Слесарное дело»).
Повышенный шум в редукторе ВОМ или приводном шкиве сигнализирует об износе шестерен или подшипников. Зазор в конических подшипниках регулируют с помощью прокладок, а изношенные детали заменяют.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|