Сделай Сам Свою Работу на 5

Связные высказывания типа рассуждений





Методика обучения связным высказываниям типа рас­суждений практически не разработана.

Рассуждение является наиболее сложным типом моно­логической речи и характеризуется использованием доста­точно сложных языковых средств. Основой рассуждения яв­ляется логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира. В исследованиях отече­ственных психологов (С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия) пока­зано, что ребенок рано начинает подмечать элементарные причинные зависимости и делать выводы. Уже в 4 года 4 мес. у некоторых детей наблюдается понимание причин и след­ствия явлений. Развитие понимания причинности связано с наблюдением конкретных ситуаций, объяснением содержа­ния картинок. В старшем дошкольном возрасте дети пользу­ются простейшими речевыми формами рассуждений, глав­ным образом в виде сложноподчиненного предложения с придаточным причины с союзом потому что.

Наблюдения за речью детей шести лет показали, что в повседневном общении они пользуются высказываниями, содержащими рассуждения. Частота и характер высказыва­ний зависят от содержания и формы общения воспитателя с детьми, от организации детской деятельности. Если вос­питатель строит общение с детьми на дисциплинарных ука­заниях, отдельных репликах, не создает проблемных ситу­аций в ходе деятельности, то в этом случае, конечно, у них не возникает необходимости рассуждать. Если же по­ставлена задача доказать какое-то положение, дети высказываются более развернуто. Их рассуждения, как правило, состоят из тезиса и объяснения-доказательства, конкрети­зирующего общие положения, высказанные в тезисе. Вы­воды формулируются не всегда. В рассуждениях дети часто опираются на описание объектов. Так, в рассказах о люби­мой игрушке, в отгадывании загадки они в своих доказа­тельствах широко пользуются описанием.



«Моя любимая игрушка — собачка. Ее зовут Бимка. У него глаза чер­ненькие. Ротик красненький, ушки коричневого цвета. Играю как с на­стоящей собакой. Я с ней гулять хожу, ношу ее в пакете. Вот, например, я с ней сплю. Вот еще самое главное, что она меня любит. Я же за ней ухаживаю. Она меня никогда не укусит, потому что я с ней много играю. Люблю ее еще за то, что мама мне подарила ее на 8 Марта».



Для связи частей рассуждения дети употребляют союзы потому что, за то, что, поэтому.

Таким образом, даже без специального обучения дети используют при необходимости высказывания типа рас­суждений. Трудности создания таких высказываний обус­ловлены их структурной сложностью и незнанием детьми специальных языковых средств связи смысловых частей.

Задачей работы с детьми является: обучение их целост­ным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, дока­зательства и выводов; формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства вы­двинутых тезисов; использовать различные языковые сред­ства для связи смысловых частей {потому что, так как, поэтому, значит, следовательно); употреблять при доказа­тельстве слова во-первых, во-вторых; включать элементы рассуждения в другие типы высказываний (контаминация).

Одним из главных условий для формирования умения рассуждать является организация содержательного обще­ния воспитателя с детьми и детей друг с другом. В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешения оп­ределенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Для этого, например, можно использовать:

— труд детей в природе (в уголке природы дети опреде­ляют состояние почвы, листьев комнатных растений и вы­ясняют необходимость их полива; определяют влияние влаги и света на рост и развитие растений);

— наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснение зависимостей, существующих в природе;



— обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему? из какой ткани шьют летнюю, зим­нюю одежду и почему?);

— конструктивно-строительные задания (собрать по схе­ме конструкцию и объяснить, как собирал, что получи­лось; построить мост через реку, железную дорогу, объяс­нить, какие детали отобрал и почему);

— классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу;

— объяснение правил настольно-печатных, подвижных, словесных игр.

Обучение высказываниям типа рассуждений на занятиях целесообразно начинать с опорой на предметные действия, разнообразный наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе. Можно использовать:

1. Создание проблемных ситуаций с опорой на нагляд­ный материал:

а) складывание детьми разрезных картинок и объясне­ние своих действий. Цель задания: развивать логическое мышление, закреплять умение составлять целое из частей; упражнять в объяснительной речи;

б) выстраивание серии сюжетных картинок в опреде­ленной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др. Игры типа «Разложи и объяс­ни». Цель задания: учить устанавливать логическую после­довательность событий, пользоваться при доказательстве союзами так как, если — то, словами во-первых, во-вто­рых, заканчивать рассуждение выводом, начинающимся словами значит, поэтому. (Можно использовать серию кар­тинок, изображающую смену времени суток, времен года из «Альбома словарно-логических упражнений» В. А. Ки-рюшкина и Ю. С. Ляховской.) Детям предлагают внима­тельно рассмотреть картинки, расположить их в опреде­ленной последовательности и рассказать, что случилось и почему. Воспитатель может дать образец доказательства и показать способы связи смысловых частей рассуждения;

в) определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций (игра «Не­былицы в картинках»). Цель задания: учить определять на­рушения в логике событий, делать умозаключения, исполь­зуя для выражения логических связей сложноподчиненные предложения, в процессе аргументирования использовать слова во-первых, во-вторых. Детям предлагают картинки с изображением несуществующих в природе животных, с на­рушением закономерностей сезонных явлений в природе. Дети рассматривают картинки-небылицы и рассуждают, бывает так или не бывает, почему;

г) выявление причинно-следственных отношений меж­ду объектами, изображенными на картинке. Цель задания: учить устанавливать причинно-следственные отношения между объектами, выражать эти отношения соответствую­щими средствами связи (потому что, так как, если то), для перечисления аргументов использовать слова во-пер­вых, во-вторых. Детям предлагаются картинки, например, с изображением ребенка, скатывающегося с горки на про­езжую часть дороги, подтаявшего снеговика в солнечную погоду; двух комнатных растений, стоящих на подоконни­ке, одно из которых цветущее, другое засохшее, ит. п. Пос­ле рассматривания картинок дети рассказывают, что слу­чилось и почему, можно так делать или нельзя и почему;

д) классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнюю». Цель задания: продолжать учить доказатель­ству и способам связей смысловых частей рассуждений;

е) отгадывание загадок с опорой на картинку в играх «Найди отгадку». Цель задания: выделять все признаки, указанные в загадке, объединять их в доказательстве, по­следовательно располагать аргументы, использовать необ­ходимые средства внутритекстовой связи.

2. Задания на вербальной основе:

а) беседы по содержанию произведений художествен­ной литературы с обсуждением положительных и отрица­тельных поступков героев, их мотивов;

б) речевые логические задачи. Приведем пример логи­ческой задачи.

«Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима. Пришел веселый праздник Новый год. Зайчонок решил пригласить своих друзей на этот праздник. Но никого в лесу не нашел. Почему?»

Цель задания: развивать умение устанавливать зависимость изменений в жизни животных и насекомых от сезона и рас­сказывать об этом, определять цель рассуждения, выделять его структурно-смысловые части; продолжать учить пользо­ваться способами связи смысловых частей рассуждения;

в) объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок без опоры на наглядный материал. Цель заданий: закреплять умение строить целостное рассуждение, состо­ящее из тезиса, доказательств и выводов, использовать раз­ные способы связи смысловых частей;

г) составление высказываний-рассуждений на предло­женную тему (примерные темы: «Почему улетают перелет­ные птицы?», «Кого можно назвать хорошим товарищем?»).

В процессе обучения используют образец построения рассуждения, план, отражающий его структуру, модель, подсказ способов связи фраз и смысловых частей.

Целесообразно также использовать приемы из системы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Такие ее эле­менты, как системность (часть — целое), развитие (было — стало), противоречие (хороший — плохой), вовлекают детей в поиски доказательств, направлены на развитие их логичес­кого мышления и творческих способностей. Положительное влияние на развитие речи-рассуждения оказывает примене­ние алгоритмов и моделей разрешения противоречий1.

-Вопросы

1. Раскройте содержание понятия «связная речь».

2. Дайте обоснование места и роли обучения связной речи в общей системе работы по развитию речи.

3. Проследите усложнение содержания работы по развитию диалоги­ческой и монологической речи в возрастных группах.

4. Охарактеризуйте приемы обучения связной речи и их использова­ние в зависимости от возраста и уровня речевых умений детей.

5. Покажите примерную последовательность работы по обучению опи­сательной и повествовательной речи на примере одного вида рассказы­вания (по выбору студента).

Глава VIII

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.