Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика формирования морфологической стороны речи





Младший дошкольный возраст.

К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. На четвертом году ребенок ориентируется на перво­начальную форму слова, что связано с усвоением катего­рии рода. При правильном определении родовой принадлежности существительного ребенок правильно изменяет его, при ошибочном — допускает ошибки («кошка поймала мыши»; «я хочу хлебушка с солем»). Для этого возраста ха­рактерно стремление к сохранению глагольной основы сло­ма, потому и возникают ошибки типа «можу» вместо могу (от мочь); «не пустю» вместо не пущу (от пускать); «возьмил» вместо взял (от взять). Такие морфологические ошибки являются возрастной закономерностью, не зависящей от социального окружения.

В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Детей следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки.



Основное содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагатель­ными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.

Обучение этим грамматическим навыкам осуществля­ется на занятиях преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций.

Это могут быть занятия по обогащению словаря, где одновременно решается и задача формирования грамма­тического строя речи.

Воспитатель определяет, какая программная задача яв­ляется основной: если обучение грамматике, то словарная задача решается параллельно, и наоборот. Так, при за­креплении наименований животных и их детенышей можно упражнять детей в образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей: заяц — зай­чата, лиса лисята, волк волчата.

При построении занятий надо помнить, что граммати­ческие правила являются выражением конкретных жизнен­ных отношений. В методике следует предусмотреть связь грамматических форм с реальными жизненными отношениями или их имитацией с помощью игрушек и изображе­ний на картинках, а также неоднократные упражнения с целью закрепления навыков.



Занятия в младших группах по большей части проводят­ся с игрушками. Игрушка дает возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит, лежит), действий (играет, пры­гает), называть качества — цвет, форму (бант боль­шой, красный; шапочка пуховая, белая, мягкая), числовые соотношения (кошка одна, а котят много). В процессе этих изменений ребенку приходится соответствующим об­разом изменять слова и усваивать морфологические эле­менты языка.

Рассмотрим ряд дидактических игр по формированию морфологической стороны речи. В основном это, по опре­делению Е. И. Тихеевой, игры номенклатурного характера, в которых называются предметы, их качества, свойства, состояния, взаимоотношения, расположение.

С целью понимания и правильного употреб­ления предлогов с пространственным значе­нием (в, на, за, около, под) можно использовать игру «Что изменилось?» (игрушки: стол, кукла). Вначале детям пред­лагают усадить куклу за стол, под стол, около стола (пони­мание значения предлогов). Затем воспитатель меняет мес­тоположение куклы (за столом, на столе, под столом), а дети отгадывают, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово стол. Активизация предлогов с пространственным значением одновременно подводит ре­бенка к употреблению падежных форм.

Для усвоения предлогов и падежей проводит­ся игра в прятки.

К детям пришла кукла Маша. Она хочет поиграть с ними в прятки: «Давайте поиграем, вы будете прятаться, а я искать. Прячьтесь скорее!»



Воспитатель подсказывает детям, куда спрятаться, а Маша отгадывает.

Воспитатель: «Коля, спрячься под стол, а ты. Юра, встань около шкафа. Таня пусть спрячется за ширму. Света — за дверь». (Предлоги выделяются голосом.)

Машенька (ищет): «Где же Коля? Он под столом. Юра — около шка­фа, Таня — за ширмой, Света — за дверью». (Предлоги и окончания подчеркиваются голосом.)

Маша: «Теперь я буду прятаться, а вы будете меня искать и говорить, куда я спряталась».

Маша прячется под стол.

Где Маша? — Под столом.

Маша прячется за ширму.

— Где Маша? — За ширмой. И т. д.

Игру «Угадай, чего не стало?» можно рекомендовать для усвоения формы родительного падежа множе­ственного числа существительных. Поскольку дети делают ошибки в употреблении существительных во множественном числе, то и игрушек должно быть больше од­ной. Вместе с тем групп игрушек должно быть не больше двух-трех, чтобы внимание ребенка было направлено на правильное изменение слона.

У младших дошкольников вызывает затруднения упот­ребление формы среднего рода существительных. Для ее усвоения можно рекомендовать дидактическую игру «Вол­шебный мешочек», а также рассматривание предметных картинок. Игрушки (соответственно и картинки) подбира­ют таким образом, чтобы наряду с существительными сред­него рода были существительные мужского и женского рода. Ребенок должен иметь возможность сравнить слова и выде­лить существительное среднего рода. Родовая принадлеж­ность выявляется лучше, если с существительным согласу­ется прилагательное.

Например, для игры «Волшебный мешочек» подбирают такие игрушки: ведро, яйцо, колесо, яблоко, мячик, ля­гушку, зайчика. В ходе игры дети достают игрушки по од­ной и отвечают на вопросы: что это? Какое яблоко?(Крас­ное, круглое, сладкое.) Какой мячик? (Красный, круглый, ре­зиновый.)

В процессе рассматривания предметных картинок дети называют предмет, отвечают на вопросы: кто это? Какой петушок ? Какое ведро ? Какое яичко ? Вопросительное место­имение согласуется с существительным и помогает ребенку ориентироваться в родовой принадлежности последнего.

. Со временем задание усложняют — ребенок должен ори­ентироваться на род существительного при определении предмета по его признакам. Приведем фрагменты подоб­ного занятия1.

Материал: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, лимон (игруш­ка, муляжи).

В гости к детям приходит заяц с мешком. Возникает вопрос, что у него в мешке. Зайка достает морковку.

— Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная, вкус­ная.)

Зайка достает другие предметы.

— Какой огурец? (Длинный, зеленый.) Какой помидор? (Круглый, красный, вкусный.) Какое яблоко? (Круглое, красное, вкусное.) Ка­кой лимон? (Желтый, кислый.)

Заяц хочет поиграть с ребятами. Он снова прячет все овощи и фрукты и чудесный мешочек, затем опускает лапу в мешочек, находит предмет и, не показывая его детям, дает описание, а дети отгадывают, что это.

— Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.)

— Оно круглое, красное, вкусное. Что это? (Яблоко.)

— Он круглый, красный, вкусный. Что это? (Помидор.)

Если дети отвечают неправильно, педагог выделяет голосом место­имение и окончание прилагательного: оно круглое, красное, он круглый, красный.

Для закрепления в речи детей форм глаголов эффектив­ны игры-драматизации типа «День куклы», «Утро в куколь­ном доме».

В игре-драматизации «Что делает кукла» дети учатся из­менять глагол по временам, пользоваться повелительным наклонением.

Разыгрываются бытовые сценки: кукла встает, умывается, одевает­ся, завтракает, рисует, играет, поет.

— Что уже сделала кукла? (Нарисовала, спела, сплясала.) (Измене­ние глагола по временам.)

После того как дети назовут действия, можно предложить попросить куклу что-то сделать (спеть, нарисовать).

— Давайте попросим Сашу, чтобы она спела: «Саша, спой, пожа­луйста! Нарисуй, пожалуйста!» (Повелительное наклонение.)

Дидактические игры с игрушками, игры-драматизации в наибольшей степени отвечают возрастным особенностям детей младшего и среднего возраста. Они предоставляют возможность изменять положение игрушек, разыгрывать сценки, употреблять прямую и косвенную речь, соответ­ствующим образом изменять слово. Динамика игрового дей­ствия способствует усвоению грамматических навыков.

В подобных занятиях предусматриваются дидактическая задача, материал, игровые действия, ход игры. Для млад­ших групп игровое правило можно вычленить не всегда.

Например, в игре в прятки дидактическая задача — ус­воение предлогов и падежей; игровое действие — игра куклы с детьми: дети прячутся, а кукла их ищет, и наоборот. Иг­ровое правило выражено неярко: кукла начинает искать тогда, когда ребенок правильно выполнил указание взрос­лого (спрятался за дверь, встал около шкафа).

Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в числе, роде и падеже осуществляется в процессе знакомства с игрушками и рассматривания, описания, а также сравнения игрушек, предметов, карти­нок, когда дети называют их форму, цвет, величину.

В существующей практике наблюдается тенденция пре­доставлять детям возможность самостоятельно образовы­вать трудные грамматические формы путем изменения основы слова, нетипичные изменения окончаний. Однако, не получая правильного образца, дети допускают ошибки, у них не вырабатывается сразу нужный навык, который в дальнейшем должен быть закреплен.

Методические особенности проведения занятий с малы­шами заключаются в том, что трудные грамматические формы, сложные для детей, образует воспитатель. И лишь II тех случаях, когда изменить слово легко, можно предос­тавлять детям самостоятельность. Для этого лучше идти от грудной формы (образует педагог) к легкой (образуют дети), от множественного числа — к единственному: «Котята — >то когда их много, а если один ? (Котенок.) Утята — это когда их много, а если один?» (Утенок.) Обычно в этих слу­чаях ошибок не бывает. Можно познакомить детей и с дру­гими формами изменения слов, чтобы новое слово упот­реблялось в разных падежах: утенок утенка — утята утят утятами.

Для предупреждения ошибок перед началом игры в про­цессе уточнения правил, рассматривания игрушек, акти­визации словаря следует давать образец трудной формы, упражнять детей в ее употреблении (повторение детьми слова вслед за взрослым с выделением голосом оконча­ния). Таким образом будет формироваться умение ориен­тироваться на звуковую сторону слова.

В ходе дидактических игр педагог в случае необходимо­сти подсказывает нужную форму, использует приемы со­пряженной и отраженной речи, исправляет ошибку глав­ным образом путем повторения правильного слова.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.