Сделай Сам Свою Работу на 5

До чего вознеслась мысль?

С античных времен зародилась мысль, что весь мир представляет собой единую систему, развивающуюся по одним законам. Такое мировоззрение носит название глобальный эволюционизм.
Человек является частью мира и занимает в нем вполне определенное место. Согласно разным вариантам глобального эволюционизма, место это более или менее скромное либо же, напротив, центральное и ведущее.
Представителями глобального эволюционизма являются К.М. Бэр, П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев.
В 1834 г. К.М. Бэр сформулировал "всеобщий закон природы", гласящий, что материя развивается от низших форм к высшим. В приложении к человеку это означало, что он произошел от неких низших животных и в процессе длительного эволюционного процесса достиг современного уровня (Бэр К.М., 1924).
Идея непрерывного усложнения Вселенной получила значительное развитие в трудах П. Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского. Их точки зрения на движущие силы этого процесса различны: у П. Тейяра де Шардена это потусторонний мыслящий центр, у В.И. Вернадского - силы природы. Согласно авторам, венцом эволюции материи - космогенеза - является антропогенез. На определенном этапе антропогенеза возникает ноосфера - мыслящая оболочка планеты с отделением мыслящего духа от своей материальной основы (Шарден Тейяр П., 1965; Вернадский В.И., 1977; Алексеев В.П., 1984).
Согласно концепции крупного отечественного философа Н.Н. Моисеева, Вселенная представляет собой суперсистему, включающую в себя множество подсистем. Человек в ходе эволюции достиг уровня, когда прекратилось совершенствование морфологии индивидов, но начался отбор социальных групп - популяций, племен и народов. Совершенствование Вселенной в целом и человеческого общества в частности является процессом самопроизвольным. Как и К.М. Бэр, Н.Н. Моисеев считает процесс эволюции мира направленным, идущим от простого к сложному. Движущей силой является отбор систем на устойчивость к воздействиям внешней среды (Мосиеев Н.Н., 1990).
Относительно непосредственно процесса эволюции человека сторонники глобального эволюционизма склоняются к научной точке зрения. И П. Тейяр де Шарден, и Н.Н. Моисеев, кроме направленности эволюционного процесса, признают большое значение для процесса происхождения человека естественного отбора и конкуренции. Что же говорит по этому поводу наука?



 

Что сказала наука?

После средневекового застоя, в XVIII в. наука начала свое бурное развитие. Естествоиспытатели этого времени - Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Бюффон, Д. Монбоддо и другие - часто высказывали мнение о "перерождении" одних организмов в другие, в том числе - обезьяны в человека. Изучение анатомии и морфологии самых разнообразных животных приводило к мысли о большем или меньшем их сходстве. Часто это представлялось в виде так называемой "лестницы существ". "Лестница" ведет от низших организмов к высшим, с человеком на вершине, но зачастую вовсе не подразумевает родство этих форм.
Концепция изменения одних существ в другие - биологическая эволюция - приобретала в трудах натуралистов все более отчетливые очертания. Впервые объемное обоснование гипотезы эволюции и происхождения человека от "четвероруких" опубликовал Ж.Б. Ламарк в 1802 и 1809 гг. Однако механизмы эволюционных изменений, предложенные Ж.Б. Ламарком, выглядят слишком простыми и довольно неубедительными. Даже у современников ученого эта теория в своем законченном виде не получила широкого признания.
Куда более резкий общественный и научный резонанс вызвала теория эволюции Ч. Дравина, опубликованная в 1859 г. в книге "Происхождение видов путем естественного отбора", в 1871 г. в книге "Происхождение человека и половой подбор" и в других работах (Дарвин Ч., 1986). С момента опубликования, взгляды Ч. Дарвина получили как горячих сторонников, например, Т. Гексли и Э. Геккеля, так и яростных противников - епископа Уильберфорса, натуралиста Майварта и др. Теория продолжала развиваться, а после открытия генетического наследования и его законов, стала называться синтетической теорией эволюции. Краткая ее суть заключается в следующем. Генетический материал живых организмов имеет свойство изменяться под воздействием разнообразных факторов. Эти изменения могут быть вредными или полезными. Если организм оказывается более приспособленным, чем его сородичи, то имеет шанс оставить больше потомства, передав ему свои генетически закрепленные качества. С изменением среды полезнее оказываются признаки, бывшие до того нейтральными или даже вредными. Организмы, имеющие такие признаки, выживают, и признаки остаются у потомства. Существуют несколько видов отбора. Так происходит изменение наследственности со временем, хотя длится оно обычно очень долго - в течение многих поколений. Предки человека, будучи частью окружавшей их природы, по причине изменения внешних условий постепенно видоизменялись, что и привело к появлению современного человека.
В настоящее время синтетическая теория эволюции не является единственной научной теорией эволюции. Можно вспомнить, например, разнообразные варианты мутационизма. Согласно им, изменения наследственности происходят не в течение длительного времени, а практически одномоментно и дают сразу новую форму организмов. Однако именно синтетическая теория эволюции имеет в настоящий момент наиболее доказательную базу и подтверждается большинством биологических исследований.
Относительно конкретных факторов, действовавших на предков человека в процессе эволюции, существуют разные взгляды.
В 1876 г. Ф. Энгельс опубликовал статью "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (подробнее, см.: Харитонов В.М., 1998. С. 121-123). В ней он сформулировал идею, по которой эволюция человека происходила в основном по социальным причинам. Главной движущей силой преобразования обезьяны в человека, одновременно отличающей их друг от друга, Ф. Энгельс считал трудовую деятельность. "Труд создал человека", а также и его современную анатомию. Переход к прямохождению привел к освобождению рук от функции передвижения. Руки стали использоваться для изготовления и применения орудий труда. Усложнение трудовых операций приводило к увеличению головного мозга, что вновь вызывало усложнение деятельности. Труд также содействовал сплочению коллектива, возникновению речи и, наконец, общества. Конкретным механизмом влияния социокультурной среды на биологическую эволюцию Ф. Энгельс считал закрепление в наследственности приобретенных в процессе труда морфологических признаков. Такое объяснение не согласуется с современными представлениями о генетической наследственности, однако некая связь социокультурной и биологической эволюции несомненна и выявляется вполне определенно.
Альтернативную социокультурной, сугубо биологическую концепцию эволюции человека выдвинул в 1918 г. анатом Л. Больк. Она получила название "гипотеза фетализации". Согласно Л. Больку, человек представляет собой как бы "неповзрослевшую" обезьяну. Множество признаков взрослого человека - большой мозг относительно малого лица, отсутствие шерсти на теле и наличие ее в виде волос на голове, слабая пигментация у некоторых рас - соответствуют таковым у эмбриона шимпанзе. Явление замедление развития (ретардация) эмбриона известно у многих животных. Выпадение из жизненного цикла у животных взрослой стадии, когда размножается личинка, называется неотенией. Таким образом, человек, по Л. Больку, представляет собой половозрелый зародыш обезьяны (подробнее, см.: Харитонов В.М., 1998. С. 119-121).
Данная концепция подверглась серьезной критике. Так, например, замедлением развития невозможно объяснить большие абсолютные размеры мозга у человека. Сейчас ясно, что положения гипотезы фетализации нельзя понимать буквально. Однако собранный Л. Больком сравнительный материал не может быть отвергнут, а идеи эволюции за счет эмбриональных изменений находят своих последователей.
Влияние внешних условий на эволюцию предков человека получило освещение в концепции Г. Вейнерта, опубликованной впервые в 1932 г (Вейнерт Г., 1935). Основными движущими силами он считал климатические изменения на планете. Современный человек возник под воздействием суровых условий ледникового периода. Бороться с этими условиями человеку помогал огонь. Огонь играл огромную роль в жизни первобытных людей - согревал, защищал от свирепых хищников... Человек потерял волосяной покров на теле из-за постоянного ношения одежды и обогревания огнем, большие клыки и челюсти из-за нового способа приготовления пищи на огне и использования огня для борьбы с хищниками. Люди собирались вокруг очагов, что способствовало общению и привело к возникновению речи. Концепция Г. Вейнерта слишком сильно ограничивает возможные факторы эволюции предков человека условиями ледникового периода и, учитывая новейшие знания об изменениях климата на планете и этапах заселения Земли, не может быть полностью принята. Однако идея о важности климатических изменений для биологической эволюции и возникновения общества весьма продуктивна и имеет множество сторонников среди современных антропологов.
Оригинальную гипотезу выдвинул Б.Ф. Поршнев в книге "О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии)" (Поршнев Б.Ф., 1974). Согласно ей, древнейшие предки человека - троглодитиды - уровнем своей психической деятельности не отличались от животных. По способу питания они были падальщиками. Стадия "трупоядения" была промежуточной между растительноядностью и хищничеством. Инстинкт раскалывания камнями орехов или моллюсков троглодитиды перенесли на черепа животных, а затем на сами камни. Таким образом, производство каменных орудий у троглодитид не отличалось по сути от деятельности бобров или муравьев. Вместе с тем, у троглодитид значительно развилась способность к суггестии - психическому внушению, что позволяло им побуждать других индивидов действовать выгодным для внушающего образом. Развилась также и контрсуггестия - вторая сигнальная система, речь. С возникновением речи Б.Ф. Поршнев связывает возникновение собственно людей. Люди отличаются от троглодитид не только наличием речи, но также активной охотой, сознательной трудовой деятельностью и наличием искусства. Однако первым людям приходилось тяжело, поскольку троглодитиды использовали их с помощью аппарата интердикции - способности вызывать нерациональные имитативные рефлексы. Поэтому у части первых людей усилилась способность к суггестии для борьбы с троглодитидами. Другая же часть, во избежание контактов с троглодитидами начала мигрировать по планете. В новых условиях люди приспосабливались как биологически, так и культурно. Когда же Земля оказалась полностью заселенной, началась откатная волна миграций, войны же с троглодитидами стали успешными благодаря достигнутому техническому прогрессу.
Концепция Б.Ф. Поршнева не подтверждается фактическими данными, однако заставляет обратить больше внимания на психологические аспекты эволюции человека.

 

Как можно узнать истину?

Как же мы можем узнать о том, откуда взялся человек? Религия предлагает наиболее простой путь решения: все сказано в Священном Писании. Философы выводят свои заключения, исходя из своей логики. Ученые пытаются доказать свои положения, обосновав с помощью известных фактов. Когда фактов не хватает, ученые проводят специальные исследования, восполняя наши знания об окружающем мире.
Согласно современным научным взглядам, человек возник в ходе длительной биологической эволюции. Его предки на некотором этапе были одновременно и предками современных человекообразных обезьян, а в более отдаленном прошлом - также и предками других животных. Однако принципиальное отличие антропогенеза от эволюции прочих организмов заключается в том, что на поздних этапах антропогенез был тесно связан с формированием общества - социогенезом. Это является спецификой антропогенеза и одновременно крайне расширяет горизонты исследований. Изучая прошлое человечества, невозможно ограничиться лишь рассмотрением только биологической его стороны или же только социальной. Человек является истинно биосоциальным существом, он не может существовать вне общества, равно как и общество состоит из отдельных индивидов. Потому-то антропогенез и является переплетением множества разнообразных научных дисциплин, а исследование эволюции человека похоже на детективное расследование, где любой мельчайший факт может изменить картину.

  • Антропогенез - мультидисциплинарная наука. Комплекс подходов к изучению прошлого человечества включает:
    1. Биологические науки:
      • биология человека - морфология, физиология, церебрология, палеонтология человека;
      • приматология - палеонтология приматов;
      • палеонтология - палеонтология позвоночных, палинология;
      • общая биология - эмбриология, генетика, молекулярная биология, сравнительная анатомия.
    2. Физические науки:
      • геология - геоморфология, геофизика, стратиграфия, геохронология;
      • химия;
      • тафономия (наука о захоронении ископаемых остатков);
      • методы датирования - распад радиоактивных элементов, радиоуглеродный, термолюминесцентный, косвенные методы датирования.
    3. Социальные науки:
      • археология - археология палеолита, археология позднейших времен;
      • этноархеология, сравнительная этнология;
      • психология.

Прежде всего, нужно оглядеться вокруг. Кто в окружающем мире наиболее похож на человека? По всем признакам - строению, особенностям развития, поведению и просто внешне - нашими ближайшими родственниками являются обезьяны. Их изучает приматология.
Далее, можно заглянуть в прошлое. Информацию о нем можно получить из множества источников. Можно исследовать современного человека, например его генотип. Много информации дает изучение ископаемых останков. Многочисленные фауны, жившие когда-то, исчезли, но от них остались окаменевшие кости. Останки живых организмов изучают палеонтологи, останки древних людей изучают палеоантропологи.
Люди в прошлом, как и сейчас, оставляли на Земле следы своего пребывания - причем иногда в самом прямом смысле. Люди жгли огонь, делали орудия, строили жилища. Все это со временем разрушалось, но в земле сохранялись некоторые остатки - свидетельства этой жизни. Надо только их найти и суметь расшифровать. Изучением материальной культуры прошлого занимается археология. Чтобы узнать, когда происходило то или иное событие в истории Земли, ученые изучают геологию, стратиграфию - последовательность геологических напластований, применяют абсолютные методы датирования.
Так, по фрагментам, собирается информация о прошлом Земли и прошлом человечества. Антропологи пытаются сложить из этих данных единую картину, восстановить прошлое во всех его деталях. Не все еще известно, возникают все новые вопросы, процесс познания продолжается.

 

Кто наши родственники?

  • 3.3.1. Систематика приматов
  • 3.3.2. Зеркало человеческой души. Кривое ли зеркало?

Систематика приматов

Согласно современным научным воззрениям, человек принадлежит к классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду настоящих обезьян, семейству гоминид, роду Человек, виду Человек разумный (Homo sapiens sapiens) (подробнее, см.: Зубов А.А., 1973; Алексеев В.П., 1985; Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В., 1999).
Приматы прошли большой и сложный эволюционный путь, а непосредственными предками человека могли быть разные обезьяны. Поэтому необходимо вкратце рассмотреть разнообразие и историю возникновения этого отряда - его систематику и филогению (см. Хрестом. 3.1).
Первое известное приматоподобное млекопитающее - Пургаториус (Purgatorius) - найдено в отложениях верхнего мела и раннего палеоцена США. Это был небольшой, размером с мышь, зверек, живший на деревьях и питавшийся насекомыми (см. Видео). Пургаториус является возможным предком приматов. Тогда же возникали и другие родственные группы млекопитающих: шерстокрылы, летучие мыши, прыгунчики. Морфология всех этих зверей очень примитивна. Как ни удивительно, даже современный человек несет в себе очень много весьма примитивных морфологических черт. Древнейшими родственниками приматов являются плезиадаписы и тупайи (см. Доп. материал 3.1).
Плезиадаписы (отряд Plesiadapiformes или подотряд Plesiadapiformes отряда Primates), известные из палеоцена и эоцена Европы и Северной Америки, были похожи на грызунов. Они жили на деревьях, размером были с мышь, ловили насекомых и ели растения. Морфология их была очень примитивна (см. Видео). Дальнейшее развитие группы привело к первой радиации приматов - возникновению множества новых видов, давших начало разным линиям приматов (см. Доп. материал 3.2).
Тупайи (отряд Scandentia или подотряд Tupaiiformes отряда Primates) известны с эоцена Европы (Nycticonodon caparti), а сейчас обитают в Юго-Восточной Азии. Внешне эти зверьки очень похожи на белок (рис. 3.3) (Видео). Существует множество родов и видов, среди которых есть полудревесные и полуназемные, дневные и сумеречные, растительно- и насекомоядные. По сравнению с приматами, тупайи имеют очень примитивную морфологию и, видимо, по облику и образу жизни близки к древнейшим предкам приматов (см. Доп. материал 3.3).
Приматы (отряд Primates) - в большинстве современных таксономических схем делятся на полуобезьян и настоящих обезьян. Некоторые группы - долгопяты и многие ископаемые формы - занимают промежуточное положение между этими большими подразделениями (см. Доп. материал 3.4).
Полуобезьяны (подотряд Prosimii, или Strepsirhini) включают лемуроподобных полуобезьян (Lemuriformes) и множество ископаемых родов и видов. Кроме более примитивной морфологии, полуобезьяны отличаются от настоящих обезьян поведением. Это почти исключительно ночные животные. Некоторые виды ведут одиночный образ жизни, некоторые живут группами (см. Доп. материал 3.5).
Адапиды (Adapiformes или Adapoidea) - адаписы (Adapinae), нотарктусы (Notharctinae) и сиваладаписы (Sivaladapidae) - жили в эоцене в Европе и Северной Америке. Они были размером примерно с кошку, питались растениями, вели сумеречный образ жизни (рис. 3.4) (Видео). Группа Адапид очень разнообразна, во время ее существования - в раннем эоцене - происходила вторая радиация приматов. Видимо, Адапиды были предками современных лемуров. Некоторые ученые считают, что они были предками высших обезьян (адапоидная гипотеза), но эта точка зрения имеет меньше сторонников, чем тарзиоидная гипотеза (см. Доп. материал 3.6).

Лемуровые (Lemuroidea) и Лориевые (Lorioidea) - ископаемые и современные лемуры Мадагаскара, галаго Африки и лори Юго-Восточной Азии. Размер этих животных колеблется от мыши до небольшой собаки, некоторые ископаемые лемуры были размером с крупную собаку (рис. 3.5). Лемуры ведут сумеречный и ночной образ жизни, питаются растительностью и насекомыми (см. Доп. материал 3.7).
Долгопятовые (Tarsiiformes) - появились в эоцене в Европе и Северной Америке. Древнейшие представители - Омомииды (Omomyidae) - дали, наряду с Адапидами, вторую радиацию приматов в раннем эоцене. Согласно тарзиоидной гипотезе, Омомииды являлись предками высших обезьян. В их строении совмещаются признаки полуобезьян и настоящих обезьян. Современные долгопяты (Tarsiidae) живут в Юго-Восточной Азии. Это животные размером с крысу, с очень большими глазами и специализированными для прыгания ногами (см. Видео). Они активны ночью и питаются насекомыми (см. Доп. материал 3.8).
Амфипетициды (Amphipithecidae) - Амфипитек (Amphipithecus), Пондаунгия (Pondaungia) и Сиамопитек (Siamopithecus) - приматы, промежуточные между полуобезьянами и высшими обезьянами. Известны из позднего эоцена Бирмы. Произошли либо от Адапид, либо от Омомиид - согласно соответственно адапоидной или тарзиоидной гипотезе возникновения высших приматов. Амфипитециды были первыми представителями третьей радиации приматов на границе эоцена и олигоцена (рис. 3.7). Размером эти животные были примерно с мартышку, заметно крупнее, чем более древние приматы. Амфипетициды жили на деревьях, питались фруктами, листьями и насекомыми (Доп. материал 3.9; Хрестом. 3.2).
Обезьяны, или антропоиды (Anthropoidea), - подразделяются, прежде всего, на две большие группы: широконосых и узконосых. Разделение обезьян произошло в позднем эоцене или олигоцене при миграции части их в Южную Америку (см. Доп. материал 3.10).
Широконосые обезьяны (Platyrrhini) - обезьяны Центральной и Южной Америк. У них есть ряд примитивных признаков (например в строении черепа), но есть и очень специализированные черты (например, хватательный хвост). Возникли в результате третьей радиации приматов в олигоцене. В Америку высшие обезьяны попали через Атлантический океан из Африки или возникли от местных полуобезьян, что менее вероятно. В дальнейшем широконосые развивались независимо от обезьян Старого Света. Древнейшие представители этой группы уже очень похожи на разных современных широконосых. Разнообразие группы очень велико, выделяется множество родов и видов, но систематика очень запутанна. Размер широконосых колеблется от мыши до собаки (рис. 3.8). Это практически полностью древесные животные, на землю они почти не спускаются. Едят преимущественно растения и насекомых. Широконосые - дневные животные, кроме нескольких видов, являющихся единственными ночными обезьянами (см. Доп. материал 3.11).
Узконосые обезьяны (Catarrhini) - обезьяны Старого Света - Африки, Азии и Европы. Среди узконосых выделяют три главных группы: парапитековых, мартышковых и гоминид (см. Доп. материал 3.12).
Парапитековые (Parapithecoidea) - полностью вымершая группа из олигоцена Африки, Европы и Азии. В ходе третьей радиации приматов парапитековые стали предками других узконосых обезьян (рис. 3.9). Группа разнообразна: известны Эосимиды (Eosimiidae), Парапитециды (Parapithecidae), Ореопитециды (Oreopithecidae) и Проплиопитециды (Propliopithecidae). Все эти обезьяны жили на деревьях, были активны в дневное время, питались растительной пищей (см. Доп. материал 3.13).
Мартышковые (Cercopithecoidea) - мартышки, макаки, мандрилы, павианы, тонкотелые обезьяны, колобусы, носачи, лангуры. Возникли в миоцене в Африке, после чего расселились по всему Старому свету. Сейчас обитают в Африке, Азии и Европе (Гибралтар). Мартышковые очень разнообразны, но между крайними формами есть почти непрерывные морфологические переходы (рис. 3.10). Мартышковые являются одной из наиболее эволюционно преуспевающих групп обезьян. Все виды ведут дневной образ жизни. Есть как наземные, так и древесные мартышковые. Они заняли достаточно широкий спектр экологических ниш, но все являются стадными и растительноядными (Доп. материал 3.14; Хрестом. 3.3).
Гоминоиды (Hominoidea) включают гиббонов (Hylobatidae), понгид (Pongidae, орангутан, горилла, шимпанзе, бонобо, или карликовый шимпанзе) и гоминид - человека (Hominidae). Гоминоиды возникли в ходе третьей радиации приматов и сами в миоцене дали четвертую радиацию приматов - резкое увеличение разноообразия. Ископаемых гоминоидов известно очень много, их систематика очень сложна. Возможные предки гиббонов - плиопитеки (Pliopithecidae) - имели хвост. Орангутаны возникли от азиатских сивапитеков (Sivapithecus). Независимая эволюционная линия, ведущая к понгидам и гоминидам в Африке и Европе, началась с проконсулов (Proconsulidae) из раннего и среднего миоцена и продолжилась в виде дриопитеков (Dryopithecidae) из среднего и позднего миоцена. В Юго-Восточной Азии существовали особые вымершие гоминоиды - гигантопитеки (Gigantopithecus), челюсти которых были в два раза больше, чем у современных горилл. Все гоминоиды ведут дневной образ жизни. Гиббоны и понгиды растительноядные. Гиббоны и орангутаны населяют Юго-Восточную Азию, гориллы, шимпанзе и бонобо - экваториальную Африку (рис. 3.11). Наиболее близки к человеку анатомически и поведенчески шимпанзе (см. Доп. материал 3.15).
Современный человек довольно резко выделяется из прочих гоминоидов одними признаками и крайне схож с ними по ряду других. Современный человек населяет всю планету, приспособлен к дневному образу жизни, всеяден.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.