Сделай Сам Свою Работу на 5

Темы курсовых работ и рефератов

  1. Понятие об изменчивости антропологических признаков.
  2. Классические и "новые" направления антропологических исследований.
  3. Объекты и уровни исследования в антропологии.
  4. Популяция, группа и антропологическая выборка.
  5. Критерии древней популяции человека (палеопопуляции).
  6. Общее понятие об антропологических признаках и их классификация.
  7. Принципы наследования антропологических признаков.
  8. Методы описания и изучения изменчивости в антропологии.
  9. Картографический метод в антропологии. Дискретное и непрерывное картирование как метод описания и исследования изменчивости.
  10. Достоверность и относительность нашего знания.

Список литературы

Обязательная

  1. Морфология человека. Под ред. Б.А. Никитюка и В.П. Чтецова. М., 1990.
  2. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1963.
  3. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж., Барникот Н., Рейнолдс В. Биология человека. М., 1979.
  4. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1999.

Рекомендуемая и цитированная

  1. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989
  2. Алексеев В.П. Остеометрия. Методика антропологических исследований. М., 1966.
  3. Алексеев В.П., Дебец Г.Ф. Краниометрия. М., 1964.
  4. Анучин Д.Н. О некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их распространении по расам // Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 38. Вып. 3. М., 1880.
  5. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. Т. 1. М., 1989.
  6. Богатенков Д.В. О преподавании палеодемографии // Жизнедеятельность населения и антропоэкологическое образование на грани веков: Тез. Всероссийской Научной Конф., 18 марта 2003 г./ Под ред. Б.Б. Прохорова, Л.С. Белоконь. М., 2003. С. 94-96
  7. Бужилова А.П., Козловская М.В., Лебединская Г.В., Медникова М.Б. Историческая экология человека. Методика биологических исследований. М., 1998.
  8. Бунак В.В. О реакции агглютинации человеческих рас // Русский антропологический журнал. Т. 13. № 1-2. 1924.
  9. Бунак В.В. Антропометрия. М., 1941.
  10. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 1980.
  11. Генофонд и геногеография народонаселения. Том 1. Генофонд населения России и сопредельных стран. / Под ред. Ю.Г. Рычкова. СПб., 2000.
  12. Герасимов М.М. Восстановление лица по черепу (современный и ископаемый человек) // Труды Института Этнографии, Новая серия, Т. 28. М., 1955.
  13. Гиляров А.М. Популяционная экология. М., 1990.
  14. Гладкова Т.Д. Покровы тела // Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка и В.П. Чтецова. М., 1990. С. 307-323.
  15. Дейвисон М. Многомерное шкалирование: Методы наглядного представления данных. М., 1988.
  16. Дерябин В.Е. Многомерная биометрия для антропологов. М., 1983.
  17. Дерябин В.Е. О методиках многомерного таксономического анализа в антропологии // Вестник антропологии. Вып. 4. М., 1998. С. 30-68.
  18. Зубов А.А. Зубы // Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка и В.П. Чтецова. М., 1990. С. 177-191.
  19. Зубов А.А. Одонтология. Методика антропологических исследований. М., 1968.
  20. Зубов А.А. Этническая одонтология. М., 1973
  21. Кайданов Л.З. Генетика популяций. М., 1996.
  22. Козинцев А.Г. Этническая краниоскопия. Расовая изменчивость швов черепа современного человека. Л., 1988.
  23. Кочеткова В.И. Палеоневрология. М., 1973.
  24. Логвиненко А.Д. Измерения в психологии: математические основы. М., 1993.
  25. Мовсесян А.А., Мамонова Н.Н., Рычков Ю.Г. Программа и методика исследования аномалий черепа // Вопросы антропологии. Вып. 51. 1975. С. 127-149.
  26. Одум Ю. Экология. М., 1986.
  27. Рохлин Д.Г. Болезни древних людей. М., 1965.
  28. Рычков Ю.Г., Балановская Е.В., Нурбаев С.Д., Шнейдер Ю.В. Историческая геногеография Восточной европы // Восточные славяне. Антропология и этническая история / Под ред. Т.И. Алексеевой. М., 1999. С. 109-134.
  29. Спицын В.А. Биохимический полиморфизм человека. М., 1985.
  30. Тимофеев-Рессовский Н.В., Яблоков А.В., Глотов Н.В. Очерк учения о популяции. М., 1973.
  31. Фарб П. Популярная экология. М., 1971.
  32. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж., Барникот Н. Биология человека. М. 1968.
  33. Хить Г.Л. Дерматоглифика народов СССР. М., 1983
  34. Яблоков А.В. Популяционная биология. М., 1987.
  35. Berry A.C., Berry R.J. Epigenetic variation in human cranium // Journal of anathomy. Vol. 101. 1967.
  36. Martin R. Lehrbuch der Anthropologie in systematischer Darstellung. 2 Aulage. Jena, 1928.
  37. Standards for data collection from human skeletal remains. J.E. Buikstra and D.H. Ubelaker (Eds.). Arcansas, 1994.

 



 

РАЗДЕЛ II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ТЕМА 3. КОНЦЕПЦИИ АНТРОПОГЕНЕЗА

  • 3.1. Кто мы?
  • 3.2. Как можно узнать истину?
  • 3.3. Кто наши родственники?
  • 3.4. Резюме

Кто мы?

  • 3.1.1. Что сделал Дух?
  • 3.1.2. До чего вознеслась мысль?
  • 3.1.3. Что сказала наука?

Мировоззрение человека по природе своей антропоцентрично. Человек является центральной фигурой в мифологии и религиях многих народов. Является он основным объектом изучения и в современной науке. Сколько существуют люди, столько они спрашивают себя: "Откуда мы?", "Каково наше место в мире?" Разные народы в разные времена давали свои ответы на этот вопрос.
Племена с примитивной культурой охотно выбирали себе в предки разных животных. Делавары считали своим родоночальником орла, айны и папуасы из Моресбей - собаку, древние датчане и шведы - медведя, осаги - улитку. В глубокой древности берет начало идея о происхождении человека от обезьяны. Например, такие ультрадарвинистические, как мы могли бы сказать теперь, убеждения бытовали у малайцев и тибетцев. Южные арабы, древние мексиканцы и африканцы берега Лоанго, напротив, считали обезьян одичавшими людьми, на которых рассердились боги.
Люди "возникали" по-разному. У одних народов они появлялись сами по себе, у других их создавали боги. С развитием цивилизаций роль богов возрастала. Своего апогея она достигла в трех мировых религиях - буддизме, христианстве и исламе. Боги делали человека из глины и из дыхания, из тростника и единою мыслью...
Бытовали и иные представления о месте человека в системе природы. Эпоха античности ознаменовалась началом развития философской мысли. Занимаясь в основном вопросами более высокого порядка, античные авторы были не слишком многословны в своих трактовках возникновения человеческого рода. В их работах вопрос антропогенеза часто решался в духе мифологической традиции. Но была и иная точка зрения - возникновение и развитие человека как неотъемлемой части живой и неживой природы. Римский поэт и философ Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.) написал целую поэму, в которой "естественное" происхождение человека описано достаточно подробно:

...Так как в полях еще много тепла оставалось и влаги,
То повсеместно, где только к тому представлялось удобство,
Выросли некие матки, корнями к земле прикрепившись,
Кои раскрылись, когда их зародыши в зрелую пору
От мокроты захотели бежать и нуждались в дыханьи...
(Лукреций Кар "О природе вещей")

Начиная с XVIII в. и до современности вопрос о природе человека оставался весьма популярным у философов, в трудах которых можно найти немало весьма оригинальных взглядов на эту проблему. Но, как ни странно, философы меньше говорят о возникновении человека, и больше - о его месте, значении и предназначении во Вселенной. Зачастую философская мысль черпает вдохновение из религии. Стройность же своих построений она заимствует у науки.

Наконец, существует и такой феномен человеческой культуры, как наука. Хотя первые высказывания науки по поводу возникновения человека делались с оглядкой на религиозные догматы, с завершением эпохи средневековья она приобрела самостоятельность. Главным отличием науки от религии и философии является стремление обосновать свои выводы, найти им подтверждение в фактах. А факты говорили науке о родстве людей и обезьян. Процесс развития, приведший к появлению современного человека, получил в науке особое название - антропогенез.
Антропогенез (от греч. anthropos - человек, genesis - развитие) - процесс эволюции предшественников современного человека, палеонтология человека. Также - наука, изучающая этот процесс.
И религиозные, и философские, и научные взгляды со временем менялись, влияли друг на друга и причудливо переплетались. Иногда крайне сложно разобраться, к какой сфере отнести ту или иную концепцию. Количество существующих взглядов на происхождение человека огромно.

  • Причины этого на наш взгляд следующие:
    • большой интерес публики и как следствие - необходимость осторожности в выводах, пересечение с религиозными, философскими, традиционными и даже политическими воззрениями;
    • многие неспециалисты занимаются антропогенезом - их точки зрения могут быть более популярны, чем строго научные построения;
    • недостаток материалов - ограниченность ископаемых находок, их фрагментарность, часто - труднодоступность для изучения;

Одной из причин является и существование множества методов изучения процесса антропогенеза, часто приводящих специалистов к неоднозначным и неодинаковым результатам.

 

Что сделал Дух?

Согласно религиозным воззрениям, человек был создан неким высшим существом - Богом или несколькими богами. Такая точка зрения называется креационизм (от лат. creatio - сотворение, создание). Пути создания человека в разных верованиях различаются. Слово же "креационизм" применяется обычно в связи с христианством, а еще точнее, католицизмом.
Креационизм можно разделить на ортодоксальный (или антиэволюционный) и эволюционный. Теологи-антиэволюционисты считают единственно верной точку зрения, изложенную в Священном Писании (Библии). Согласно ей, человек, как и другие живые организмы, был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительной биологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних и, возможно, неудачных творений. Некоторые теологи признают существование в прошлом людей, отличных от живущих сейчас, но отрицают какую-либо преемственность их с современным населением.
Теологи-эволюционисты признают возможность биологической эволюции. Согласно им, виды животных могут превращаться один в другой, однако направляющей силой при этом является Божественная воля: человек мог возникнуть от более низко организованных существ, однако его дух оставался неизменным с момента первоначального творения, а сами изменения происходили под контролем и по желанию Творца.
Как ни удивительно, западный католицизм официально стоит на позициях эволюционного креационизма. Энциклика папы Пия XII (1950 г.) допускает, что Бог мог создать не готового человека, а обезьяноподобное существо, впрочем, вложив в него бессмертную душу.
Современные креационисты проводят многочисленные исследования с целью доказать отсутствие преемственности древних людей с современными или же - существование современных людей в глубокой древности. Для этого они используют те же материалы, что и официальная наука, однако смотрят на них под другим углом зрения. Как показывает практика, большинство доказательств по поводу происхождения человека опирается на палеоантропологические находки с неясными датировками или условиями нахождения. Весьма часто креационисты оперируют некорректными с точки зрения науки методами. Их критика обрушивается на те области науки, что еще недостаточно полно освещены или незнакомы самим креационистам.
Стоит указать, что число креационистких течений, - и философских, и научных, - весьма велико. В России же они почти не представлены, хотя значительное число ученых-естествоиспытателей склоняется к подобному мировоззрению.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.