Сделай Сам Свою Работу на 5

Тематическая структура тестов 1 глава

А.Б. Гуркин, И.П. Потехина, К.Н. Скворцов, П.В. Чибиряк

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

СБОРНИК КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ

Методические указания

 

 

Санкт-Петербург


 

УДК 947

 

Гуркин, А.Б. Отечественная история. Сборник контрольных тестов: Методические указания / А.Б. Гуркин, И.П. Потехина, К.Н. Скворцов, П.В. Чибиряк. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2010. – 88 с.

 

Методические указания представляют собой сборник контрольных тестов, предназначенных для студентов I курса всех специальностей дневной и вечерней форм обучения, изучающих курс «Отечественная история». Контрольные тесты разработаны в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и соответствуют рабочей программе дисциплины «Отечественная история».

 

 

Рецензент:   Северо-Западная академия государственной службы, доктор исторических наук, профессор М.М. Шумилов  

 

 

Утверждены на заседании методической комиссии гуманитарного отделения 26 октября 2010 г.

 

Рекомендованы к изданию РИСо СПбГТИ (ТУ)


ВВЕДЕНИЕ

Настоящий сборник контрольных тестов предназначен для студентов дневной и вечерней форм обучения всех факультетов, изучающих курс «Отечественная история». Преподавание этого курса в СПбГТИ (ТУ) осуществляется в соответствии с государственным образовательным стандартом. Курс рассчитан на углублённое и подробное изучение всех основных аспектов российской истории.

Лекции, прослушанные студентами, являются базой их теоретической подготовки, так как дают систематизированные основы научных исторических знаний. Знания, полученные на лекциях, должны закрепляться и углубляться в ходе самостоятельного дополнительного изучения. Самостоятельная работа студентов представляет собой одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса в высшей школе. При этом её значение имеет неуклонную тенденцию к возрастанию. Объясняется это тем, что в комплексе требований, предъявляемых к специалисту, всё больший удельный вес приобретает умение самостоятельно ориентироваться в потоке информации и накопленных знаниях.

Одной из действенных форм обучения и контроля является тестирование. Цель тестирования заключается в выявлении уровня знаний, полученных студентами на лекциях, семинарах и в процессе самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Тесты представляют собой совокупность заданий, позволяющих достаточно объективно определить степень усвоения студентами учебного материала вузовского курса Отечественной истории.

Поскольку в последнее время обычной стала практика проведения компьютерного тестирования по Отечественной истории в рамках Федерального экзамена профессионального образования (ФЭПО), настоящий сборник тестовых материалов ориентирован на взаимодействие с этой новой формой контрольных мероприятий. Самой процедуре интернет-тестирования посвящён первый раздел данных методических указаний, а тестовые задания по возможности приближены к соответствующим заданиям ФЭПО.

Контрольные вопросы предлагаемого сборника упорядочены по тематическому и хронологическому принципу и условно разделены на три части. Первая часть охватывает теорию и методологию исторической науки и события Отечественной истории с древнейших времён до правления Ивана IV, вторая – события от Смутного времени до первой русской революции, третья – события от Первой Мировой войны до начала XXI в. Это позволяет проводить тестирование поэтапно, по мере изучения студентами курса «Отечественная история».

Тесты отличаются многообразием и вариантностью, включают в себя вопросы разного уровня сложности и содержат несколько видов заданий: 1. выбор одного или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов; 2. установление соответствия между датами и событиями, историческими личностями и их деяниями, понятиями и их определениями; 3. восстановление хронологической последовательности событий; 4. краткий ответ на открытый вопрос.

Каждый тест содержит 15 заданий. Для оценки «отлично» необходимо правильно выполнить 15-14 заданий, для оценки «хорошо» – 13-11, для оценки «удовлетворительно» – 10-8 заданий. При меньшем количестве правильно выполненных заданий ставится оценка «неудовлетворительно».

 


КОМПЬЮТЕРНАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Одной из форм контроля над уровнем усвоения учебного материала по дисциплине «Отечественная история» является компьютерное тестирование с использованием автоматизированной системы проверки знаний (АСПЗ), телекоммуникационных технологий в рамках Федерального экзамена профессионального образования (ФЭПО) или системы «Интернет-тренажеры в сфере образования» (ИТСО). Эти системы проверки обеспечивают необходимую полноту, объективность и достаточную прозрачность результатов овладения учебным материалом по Отечественной истории, что позволяет преподавателю полнее оценить итоговый уровень студенческих знаний.

Особенность системы ИТСО состоит в том, что она представляет собой программный комплекс, в основу которого положены оригинальная методика оценки знаний, умений, навыков студентов в сочетании с целенаправленной тренировкой учащихся в процессе многократного повторного решения тестовых заданий. Каждый студент может самостоятельно осуществлять подготовку к промежуточной и итоговой аттестации, приёму экзаменов и зачётов в любом месте, где у него будет доступ к Интернет. Кроме того, такое тестирование позволяет подготовить студентов к внешним процедурам контроля качества знаний – ФЭПО, аккредитационному тестированию в рамках оценки деятельности образовательного учреждения и внеплановым контрольно-надзорным процедурам.

При подготовке к интернет-тестированию студент имеет возможность ознакомиться с тематикой и основными типами вопросов, встречающихся в тестах, списком литературы по дисциплине, а также с процедурой проведения тестирования в целом.

Тематическая структура тестов

Структура контрольных измерительных материалов интернет-тестирования, распределённых по целостным разделам (дидактическим единицам) и темам, представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Тематическая структура тестовых материалов по дисциплине

«Отечественная история»

 

Наименование дидактической единицы ГОС № задания Тема задания
Теория и методология исторической науки Функции исторического знания
Источники исторического исследования
Методология исторической науки
Отечественная историография
Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII – сер. XV вв. Формирование и развитие Древнерусского государства
Политическая раздробленность русских земель
Борьба с иноземными захватчиками в XIII в. Русь и Орда
Объединительные процессы в русских землях (XIV – сер. XV вв.)
Образование и развитие Московского государства Образование Московского государства (вт. пол. XV – п. треть XVI вв.)
Московское государство в середине – вт. пол. XVI в.
«Смута» в к. XVI – нач. XVII вв.
Россия в XVII в.
Российская империя в XVIII – п. пол. XIX вв. Россия в эпоху петровских преобразований. Дворцовые перевороты
Правление Екатерины II
Россия в конце XVIII – п. четверти XIX вв.
Россия в правление Николая I
Российская империя во вт. пол. XIX – нач. XX вв. Реформы Александра II и контрреформы Александра III
Общественные движения в России вт. пол. XIX в.
Экономическая модернизация России на рубеже XIX–XX вв.
Революция 1905–1907 гг. и начало российского парламентаризма
Россия в условиях войн и революций (1914–1922 гг.) Россия в условиях Первой Мировой войны
Февральская революция 1917 г. Развитие событий от Февраля к Октябрю
Октябрьская революция 1917 г. Внутренняя и внешняя политика большевиков (окт. 1917–1921 гг.)
Гражданская война в Советской России
СССР в 1922–1953 гг. Новая экономическая политика (НЭП)
Образование СССР. Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Политический режим
Советская внешняя политика в 1920–1930-е гг.
СССР во Второй Мировой и Великой Отечественной войнах
Внешняя политика в послевоенный период (1945–1953 гг.)
Социально-экономическое и общественно-политическое развитие в послевоенный период (1945–1953 гг.)
СССР в 1953–1991 гг. Становление новой российской государственности (1992–2010 гг.) «Оттепель»
Противоречивость общественного развития СССР в сер. 1960-х – 1980-х гг.
Внешняя политика в 1953–1985 гг.
Перестройка. Распад СССР. Становление новой российской государственности

Типы вопросов

Задания компьютерного тестирования делятся на три типа. Перед каждым ответом из предложенного набора стоит один из трёх знаков: ( – здесь и далее в скобках показан выбранный вариант), ( ) или ( ).

 

1. Знак предполагает выбор одного варианта из предложенных. Например:

Задание № 9 К новому виду исторических источников, получившему распространение в России со второй половины 1990-х гг., относятся: Варианты ответов: законодательные акты информационные ресурсы Интернета документы личного происхождения материалы периодической печати

 

2. Знак предполагает выбор нескольких вариантов ответов из предложенных. Например:

Задание № 8 Союзниками России в Первой Мировой войне были: Варианты ответов: Австро-Венгрия Франция Германия Великобритания

3. Знак предполагает указание последовательности или соответствия.

При ответе на вопрос такого типа первое нажатие левой кнопки мыши приводит к появлению цифры «1» в соответствующем квадратике. Второе нажатие – к появлению цифры «2» и т.д. Для сброса и изменения ответа необходимо повторно нажать на квадратик с цифрой «1».

Пример задания на последовательность:

Задание № 5 Укажите правильную хронологию событий: Варианты ответов: крещение Руси поход Олега на Киев разгром половцев в начале XII в.

Пример задания на соответствие:

Задание № 22 Укажите правильное соответствие направления общественно-политической мысли и политической партии начала XX в.: 1) революционно-демократическое 2) либерально-оппозиционное 3) консервативно-охранительное Варианты ответов: «Союз русского народа» РСДРП(б) кадеты

Оценивание результатов

Из предлагаемых каждому студенту 34 тестовых заданий для оценки «отлично» необходимо успешно выполнить 85-100% заданий, для оценки «хорошо» – 70-84%, для оценки «удовлетворительно» – 50-69%. При меньшей доле правильно выполненных заданий интернет-тестирования ставится оценка «неудовлетворительно».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Киселёва, В.П. Оценка качества подготовки студентов по результатам интернет-экзамена в сфере профессионального образования / В.П. Киселёва, А.С. Масленников, Г.П. Тикина. // Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов IX Всероссийской научно-методической конференции. – М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007.
  2. Наводнов, В.Г. Особенности национального тестирования / В.Г. Наводнов, К.Ю. Пастбин // Аккредитация в образовании. – 2009. – №30.
  3. Наводнов, В.Г. ФЭПО как инновационный подход в системе обеспечения качества образования / В.Г. Наводнов, А.С. Масленников, В.П. Киселёва // Аккредитация в образовании. – 2008. – №24.
  4. Пастибин, К.Ю. Информационно-программное обеспечение интернет-экзамена в сфере профессионального образования / К.Ю. Пастбин, А.А. Лобанов, К.С. Останин, А.В. Грачёв, А.С. Масленников // Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов IX Всероссийской научно-методической конференции. – М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007.

Полная информация о целях, задачах, особенностях и методике компьютерного тестирования представлена в приведённой выше литературе и на сайтах: www.fepo.ru, www.i-exam.ru, att.nica.ru, www.gtifem.ru. На сайтах также можно ознакомиться со списком литературы, рекомендуемым для подготовки к интернет-тестированию по дисциплине «Отечественная история» (см. http://www.i-exam.ru/
i-tren/literature_list; http://www.fepo.ru/index.php?menu=devapim_literature).


ТЕСТ 1.1

1. Установите соответствие между функцией исторического знания и её определением:

а) познавательная 1) выявление закономерностей исторического развития

б) прогностическая 2) формирование гражданских, нравственных качеств

в) воспитательная 3) предвидение будущего

2. Заметную роль в развитии цивилизационного подхода сыграли:

а) Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер

б) М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев

в) К. Маркс и Ф. Энгельс

3. Знаменитый историк начала XIX в. Н.М. Карамзин является автором труда:

а) «Курс русской истории»

б) «История Российская»

в) «История государства Российского»

г) «История России с древнейших времён»

4. Основателем династии киевских князей считается князь:

а) Рюрик

б) Олег

в) Святослав

5. Закупами в Киевской Руси назывались:

а) закупщики меха

б) управляющие княжеским хозяйством

в) представители одной из категорий полузависимого населения

6. Для русских земель в домонгольский период политической раздробленности было характерно:

а) разложение крестьянской общины

б) бурное развитие ремесла

в) завершение промышленного переворота

7. В какой из русских земель княжил Всеволод Большое Гнездо?

а) в Галицко-Волынской земле

б) в Смоленской земле

в) во Владимиро-Суздальской земле

8. В каком году состоялось Ледовое побоище?

9. Московское княжество стало самостоятельным уделом в княжение:

а) Юрия Долгорукого

б) Андрея Боголюбского

в) Даниила Александровича

10. Соотнесите имя правителя Золотой Орды и событие, связанное с ним:

а) Батый 1) Куликовская битва

б) Мамай 2) вторжение монголо-татар на Русь

в) Тохтамыш 3) восстановление власти Орды над Русью

11. Московский князь Василий II получил прозвище «Тёмный» за то, что:

а) был неграмотным

б) был ослеплён в ходе феодальной войны в Московском княжестве

в) имел тёмные волосы


12. Как назывался первый письменный свод законов Московского государства?

а) «Русская правда»

б) «Судебник»

в) «Соборное уложение»

13. Процесс объединения русских земель в единое Московское государство завершился при:

а) Иване III

б) Василии III

в) Иване IV

14. Автором концепции «Москва – третий Рим», появившейся в начале XVI в., являлся инок псковского Спасо-Елеазарова монастыря:

а) Никон

б) Филофей

в) Илларион

г) Макарий

15. В каком году был созван первый Земский собор?

а) 1485 г.

б) 1547 г.

в) 1549 г.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ 1.1

Задание 1. Познавательная функция истории заключается в выявлении закономерностей исторического развития (а-1). Прогностическая функция – в предвидении будущего (б-3). Воспитательная – в формировании гражданских, нравственных качеств (в-2).

Задание 2. Представителями цивилизационного подхода являются Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер (а).

Задание 3. Н.М. Карамзин написал «Историю государства Российского» (в).

Задание 4. Основателем династии киевских князей считается Рюрик (а).

Задание 5. Закупы – это одна из категорий полузависимого населения Руси (в).

Задание 6. Для русских земель в домонгольский период было характерно бурное развитие ремесла (б).

Задание 7. Всеволод Большое Гнездо княжил во Владимиро-Суздальской земле (в).

Задание 8. Ледовое побоище состоялось 5 апреля 1242 г.

Задание 9. Московское княжество стало самостоятельным уделом в княжение Даниила Александровича (в).

Задание 10. Батый возглавил вторжение монголо-татар на Русь (а-2). Мамай потерпел поражение в Куликовской битве (б-1). Тохтамыш восстановил власть Орды над Русью (в-3).

Задание 11. Василий II получил прозвище «Тёмный» после того, как был ослеплён в ходе феодальной войны в Московском княжестве (б).

Задание 12. Первым письменным сводом законов Московского государства стал «Судебник» 1497 г. (б).

Задание 13. Объединение русских земель завершилось при Василии III (б).

Задание 14. Автором концепции «Москва – третий Рим» являлся инок Филофей (б).

Задание 15. Первый Земский собор состоялся в 1549 г. (в).


ТЕСТ 1.2

1. Система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки, называется:

а) закономерность

б) рефлексия

в) историография

г) методология

2. Установите соответствие между методом и его определением:

а) идеографический

б) типологический

в) системный

г) проблемно-хронологический

1) раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития

2) классификация исторических явлений, событий, объектов

3) описание исторических событий и явлений

4) изучение последовательности исторических событий во времени

3. Антропологический подход, получивший широкое распространение в современной исторической науке, уделяет основное внимание:

а) способу производства материальных благ

б) ландшафту и климату

в) внутреннему миру человека

г) классовой борьбе

4. Авторами «норманнской теории» в отечественной историографии выступили:

а) В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов и Н.М. Карамзин

б) С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский и С.Ф. Платонов

в) Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлёцер

5. Какие из перечисленных городов находились на торговом пути «из варяг в греки»?

а) Новгород

б) Смоленск

в) Астрахань

г) Киев

6. Первый письменный свод законов Киевской Руси назывался:

а) «Судебник»

б) «Русская правда»

в) «Поучение Владимира Мономаха»

7. В политической системе какой из русских земель были сильнее всего развиты демократические тенденции?

а) в Галицко-Волынской земле

б) в Новгородской земле

в) во Владимиро-Суздальской земле

8. За что новгородский князь Александр Ярославич получил прозвище «Невский»?

9. В каком году Киев был захвачен монголо-татарами?

а) 1238 г.

б) 1240 г.

в) 1242 г.

г) 1253 г.


10. Основным противником Москвы в борьбе за лидерство в Северо-Восточной Руси в XIV в. было:

а) Суздальско-Нижегородское княжество

б) Тверское княжество

в) Рязанское княжество

11. Какие из перечисленных исторических деятелей являлись современниками?

а) Мамай

б) Чингисхан

в) Дмитрий Донской

г) Ягайло

12. «Кормлением» в Московской Руси называли:

а) передачу земельных владений монастырям

б) земельную собственность, предоставляемую служилому человеку на время службы

в) систему обеспечения местных должностных лиц за счёт подведомственной им территории

13. Впервые переход крестьян в Юрьев день был установлен:

а) «Русской правдой»

б) «Судебником» 1497 г.

в) «Соборным уложением» 1649 г.

14. Какой московский князь первым венчался на царство?

а) Василий II

б) Иван III

в) Василий III

г) Иван IV

15. С публичным осуждением опричнины Ивана Грозного осмелился выступить:

а) митрополит Филипп (Колычев)

б) митрополит Макарий

в) Малюта Скуратов

г) протопоп Сильвестр

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ 1.2

Задание 1. Система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки, называется методологией (г).

Задание 2. Идеографический метод заключается в описании исторических событий и явлений (а-3). Типологический метод используется при классификации явлений и объектов (б-2), системный – для раскрытия внутренних механизмов функционирования и развития (в-1), проблемно-хронологический подразумевает изучение последовательности исторических событий во времени (г-4).

Задание 3. Антропологический подход основное внимание уделяет внутреннему миру человека (в).

Задание 4. Авторами «норманнской теории» были Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлёцер (в).

Задание 5. На торговом пути «из варяг в греки» находились Новгород, Смоленск и Киев (а, б, г).

Задание 6. Первым письменным сводом законов Руси была «Русская правда» (б).

Задание 7. Сильнее всего демократические тенденции были развиты в Новгородской земле (б).

Задание 8. Князь Александр был прозван «Невским» за победу над шведами на реке Неве в 1240 г.

Задание 9. Монголы захватили Киев в декабре 1240 г. (б).

Задание 10. Основным противником Москвы в борьбе за лидерство в Северо-Восточной Руси было Тверское княжество (б).

Задание 11. В одно время жили Мамай, Дмитрий Донской и Ягайло (а, в, г).

Задание 12. Кормление – это система обеспечения местных должностных лиц за счёт подведомственной им территории (в).

Задание 13. Впервые переход крестьян в Юрьев день был установлен «Судебником» 1497 г. (б).

Задание 14. Первым русским царём стал Иван IV Грозный (г).

Задание 15. С публичным осуждением опричнины Ивана Грозного осмелился выступить митрополит Филипп (а).

ТЕСТ 1.3

1. Познавательная функция исторического знания заключается в:

а) выработке научно обоснованного политического курса

б) выявлении закономерностей исторического развития

в) формировании гражданских, нравственных качеств и ценностей

г) идентификации и ориентации общества, личности

2. Подход, рассматривающий историю, как процесс восхождения человечества на всё более высокий уровень развития, получил название:

а) эволюционизм

б) субъективизм

в) провиденциализм

г) волюнтаризм

3. Авторами формационной теории являются:

а) В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов

б) К. Маркс и Ф. Энгельс

в) О. Шпенглер и А. Тойнби

4. К истории Киевской Руси относятся:

а) княжение Святополка Окаянного

б) походы Святослава на Балканы

в) начало Великого переселения народов

г) битва на реке Воже

5. Рядовичами в Киевской Руси назывались:

а) рядовые княжеской дружины

б) представители одной из категорий полузависимого населения

в) люди, торговавшие в торговых рядах

6. Окончательный распад Киевской Руси на самостоятельные государственные образования произошёл после смерти:

а) Андрея Боголюбского

б) Мстислава Великого

в) Мстислава Удалого

г) Юрия Долгорукого

7. Когда произошло первое столкновение русских князей с монголо-татарами?


8. Победа Московского княжества в борьбе за лидерство среди русских земель объясняется:

а) наличием важных торговых путей

б) чернозёмными почвами и благоприятными климатическими условиями

в) наличием серебряных рудников

г) политикой московских князей

д) удалённостью от степи

9. В каком году в Твери произошло восстание против монголо-татар?

а) 1327 г.

б) 1378 г.

в) 1380 г.

10. Соотнесите имя правителя Золотой Орды и событие, связанное с ним:

а) Мамай 1) окончательное освобождение Руси от ордынского ига

б) Тохтамыш 2) захват и сожжение Москвы

в) Ахмат 3) битва на реке Воже

11. Феодальная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. велась за:

а) ликвидацию поместной системы

б) перенос центра государства в Киев

в) присоединение Тверского княжества

г) великокняжеский престол

12. Окончательное присоединение Новгорода к Москве произошло в правление:

а) Ивана Калиты

б) Ивана III

в) Василия III

13. Что такое «пожилое»?

а) земельное пожалование дворянину за службу

б) плата домовладельцу за воинский постой

в) плата крестьянина за проживание на земле феодала при переходе в Юрьев день

14. В правление Ивана IV произошли:

а) освобождение от монголо-татарского ига

б) создание стрелецкого войска

в) созыв первого Земского собора

г) введение Юрьева дня

15. Поход Ермака 1582–1585 гг. положил начало присоединению к России:

а) Западной Сибири

б) Карелии

в) Тихоокеанского побережья

г) Балтийского побережья

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ 1.3

Задание 1. Познавательная функция истории заключается в выявлении закономерностей исторического развития (б).

Задание 2. Подход, рассматривающий историю, как процесс постоянного совершенствования человечества, получил название «эволюционизм» (а).

Задание 3. Авторами формационной теории являются К. Маркс и Ф. Энгельс (б).

Задание 4. К истории Киевской Руси относятся княжение Святополка Окаянного и походы Святослава на Балканы (а, б).

Задание 5. Рядовичи – это одна из категорий полузависимого населения Руси (б).

Задание 6. Окончательный распад единой Киевской Руси произошёл после смерти Мстислава Великого (б).

Задание 7. Первое столкновение русских с монголами произошло 31 мая 1223 г. на реке Калке.

Задание 8. Победа Московского княжества в борьбе за лидерство среди русских земель объясняется контролем Москвы над важными торговыми путями, умелой политикой московских князей и удалённостью их владений от степи (а, г, д).

Задание 9. Восстание в Твери против монголо-татар произошло в 1327 г. (а).

Задание 10. На реке Воже был разбит татарский отряд, посланный на русские земли Мамаем (а-3). Тохтамыш взял и сжег Москву (б-2). Ахмат не смог восстановить ордынское иго над Русью (в-1).

Задание 11. Феодальная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. велась за великокняжеский престол (г).



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.