Сделай Сам Свою Работу на 5

Этап 1. Наблюдаемое обсуждение

Участники обсуждения (8-12 человек) усаживаются так, чтобы каждый мог видеть остальных. В роли ведущего (модератора) выступает препо­даватель, который руководит проведением опроса. Двое наблюдателей (желательно разного пола) протоколируют ход дискуссии, отмечая не­вербальные реакции участников. Время работы — примерно 1,5 часа.

Обсуждение начинается с установления благожелательной атмо­сферы; следует также договориться о регламенте выступлений. В на­чале интервью задаются более общие вопросы, по ходу дискуссии они конкретизируются и уточняются.

Примерные темы для обсуждения

1. Существуют ли различия в восприятии руководителей-женщин и руководителей-мужчин?

2. Что нравится в руководителях-женщинах и руководителях-муж­чинах? Что представляется недопустимым для руководителя-муж­чины и руководителя-женщины?

3. Есть ли различия в поведении, которое должны демонстриро­вать руководители-мужчины и руководители-женщины (напри­мер, различия в жесткости, агрессивности, эмоциональности, до­минантности)?

4. Как необходимо взаимодействовать с подчиненными руководите­лям-мужчинам и руководителям-женщинам (принуждать, поощ­рять, угрожать, просить, сотрудничать, конкурировать, советовать­ся, помогать, сочувствовать, защищать и т. п.)?

5. Какая информация о личности руководителя-мужчины и руково­дителя-женщины особенно важна для формирования их привле­кательного образа (образование, опыт, возраст, ценностные ориен­тации, мотивация, способности, дети, семья, привычки и т. д.)?

6. Каким должен быть внешний облик руководителя-женщины и ру­ководителя-мужчины (стиль и цвет в одежде, украшения, связь их с возрастом и т. д.)?

7. Каково значение формальных и неформальных коммуникаций в формировании имиджа руководителя? Как влияют слухи на имидж руководителя-мужчины и руководителя-женщины?

Содержание вопросов может изменяться в зависимости от хода дискуссии.

Участники могут не отвечать на вопросы, если у них отсутствует мнение по данному поводу.

Этап 2. Обобщение результатов дискуссии

Итоги дискуссии оформляются в виде отчета, в котором рассматри­ваются высказывания участников. Анализируются содержание и час­тота различных высказываний, их эмоциональная окрашенность, при­вязанность к гендерным стереотипам, указываются наиболее спорные, проблемные аспекты изучаемого вопроса.

Наличие аудиозаписи и протоколов наблюдения облегчают изуче­ние полученных данных.

Анализ результатов следует осуществлять в соотнесении с полом участников.

Контрольные вопросы

1. Чем определяется содержание имиджа руководителя?

2. В чем заключаются трудности формирования имиджа руководи­теля-женщины?

3. Какие возможности предоставляет использование фокус-групп в процессе создания имиджа руководителя-женщины?

Литература

1. Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства. — Оренбург, 2000.

2. Богомолова Н. Н., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как метод соци­ально-психологических исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1998.

3. Малышева М. М. Анализ качественных данных в гендерных исследова­ниях // Гендерный калейдоскоп. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — С. 146-169.

4. Политическое консультирование. — М., 1999.

5. Почепцов Г. Коммуникативные технологии XX века. — М., 1996.

6. Чирикова А. Е. Женщина-менеджер в современном обществе // Гендерный калейдоскоп. — М.: Академия, 2001. — С. 378-404.

7. Шепель В. М. Имиджелогия. — М., 1994.


Глава 23

Гендерная психология как психология больших групп

Н. Г. Малышева

Вводные замечания

Развитие современной социальной психологии происходит по пути ее большей «социологизации», поэтому неудивителен столь стреми­тельно возросший исследовательский интерес к проблемам гендер­ного устройства общества. Нельзя сказать, что мужчины и женщи­ны когда-либо выпадали из фокуса внимания ученых. Более того, трудно придумать более популярную тему для научных и житейских дискуссий. Безусловно, собранный огромный массив данных и раз­мышлений нуждается в определенной систематизации. Очевидно, что гендерный подход в психологии может быть подан студентам/ студенткам под разными «соусами». Один из вариантов рассмотре­ния проблем гендерной психологии — это анализ гендерной пробле­матики в контексте психологии больших групп.

Первый вопрос, на котором останавливаются при обсуждении групп — определение.

Что же такое гендерная группа? Можно начать с определения катего­рии «гендер». Сегодня большинство авторов признают за ней социальную природу (иногда «гендер» переводят и определяют как социальный пол) и характеризует его как некоторую модель социальных отношений меж­ду мужчинами и женщинами [8]. Эта модель обусловливает, через опре­деленную систему воспитания и культурные нормы, психологические качества, способности [26], а также определяет индивидуальные возмож­ности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивном поведении [17].

Тогда гендерная группа — общность людей, которая разделяет предъявляемые ей нормы, проявляет (репрезентирует) себя заданным в обществе образом. Подчеркнем особо, что это не просто группа мужчин/женщин, то есть людей, обладающих определенными биологичес­кими признаками, сходными внутри одной группы, а скорее общность, осознающая себя <<мужчинами»/«женщинами>>.

Активисты феминистского движения видят причины многих за­труднений в разобщенности и отсутствии развитого самосознания — как женского, так и мужского. Тем не менее, нельзя отказать мужчи­нам иженщинам в ярко выраженном чувстве «мы». А его наличие, по сути, является одним из основных признаков существования группы в психологическом смысле [2].

Далее, изучение больших групп предполагает анализ сходных ус­ловий их существования,поскольку они оказывают существенное воздействие на сознание представителей группы.

Исследователи выделяют два возможных пути этого влияния:

1. через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяе­мый социально-экономическими условиями жизни всей группы;

2. через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде с четко выраженными чертами данной группы [2].

Именно в данном русле уместно познакомить слушателей/слушатель­ниц с работами, посвященными рассмотрению уникального жизнен­ного опыта женщин имужчин. Безусловно, наибольшее внимание, на данный момент, вызывает именно женский опыт — менструация, рож­дение и вскармливание ребенка, особенности женской сексуальности [18; 24; 30; 31]. Мужской опыт анализируется, например, через рас­смотрение процесса разрыва базовой связи с матерью и«страх ка­страции» в психоаналитически ориентированных концепциях [23; 28]. Также анализируется кризис маскулинности, который выражается в том, что так называемые традиционные нормы мужского поведения, формирующие стереотип мужественности, усваиваемый мальчиками и юношами в ходе социализации, все в меньшей степени обеспечива­ют успешность или даже простую адаптацию взрослого мужчины в обществе [11; 12].

При знакомстве с другим способом влияния на сознание пред­ставителей гендерных групп уместно будет остановиться на иссле­дованиях внутри- имежгендерных особенностей общения. Важно помнить, что общение в отечественной психологии тесно связано с понятием деятельности, поэтому в данный раздел может быть включен достаточно широкий круг работ — исследование гендерных особенностей коммуникации, конфликтного поведения, помогающего и альтруистического поведения; изучение межличностно­го восприятия, атрибутивных процессов, феномена самореализу­ющихся пророчеств, явлений стереотипизации, аффилиации, ат­тракции и т. п. [3; 5; 20].

Кроме того, само психологическое существование больших групп нередко связывают с наличием специфического языка. Это еще одно из существующих направлений исследований. Работы этого направ­ления связанны с анализом мужского и женского языка, с трансли­руемыми через язык и дискурс гендерными стереотипами [10; 29].

Таким образом, можно сказать, что многие исследователи анализи­руют условия психологического становления гендерных общностей.

Далее имеет смысл обратить внимание на следующий посту­лат психологии больших групп: «общие черты в психологии представителей определенной социальной группы существуют объективно, поскольку они проявляются в реальной деятельно­сти группы»[2, с. 155]. Не секрет, что сферы жизнедеятельности мужчин иженщин до сих пор существенным образом различают­ся. Исследования показывают, что фактически существующее раз­деление труда приводит к тому, что различные черты личности становятся более предпочитаемыми для представителей того или иного пола. Так, проведенный анализ домашней работы позволя­ет сделать вывод о том, что она не может приносить удовлетворе­ние. Основными ее характеристиками являются быстрота (поэто­му требуется постоянное напряжение для переключения с одного вида деятельности на другой); неструктурированность, абсолютное отсутствие «вызова», отсутствие видимого результата. Ее можно считать классическим примером «сизифова труда», так как, по дан­ным К. Бершид, около 65 % работы нужно делать снова на другой день [26; 32]. Определенно это позволяет по-новому взглянуть на те морально-психологические качества, которые приписываются женщине, например терпение, аккуратность, отсутствие честолю­бия, мягкость и т. п.

Особо подчеркнем, что при обосновании разделения труда тради­ционно используют биологические закономерности, а также гендерное предназначение, то есть предположения о том, что представители различных гендеров «созданы» для разной деятельности.

Далее уместно обратиться к описанию структуры психологии боль­шой социальной группы. Как известно, она может включать в себя целый ряд элементов: различные психические свойства, психические процессы и психические состояния (подобно психике отдельного че­ловека). Это отдельная область исследований, которая первоначаль­но была широко представлена работами по дифференциальной пси­хологии, анализировавшими различия протекания психических про­цессов у мужчин и женщин [5]. На данный момент сходная тематика, но в совершенно ином контексте, приобретает популярность в запад­ных феминистских работах, посвященных так называемому «равен­ству в различии» [9].

С другой стороны, можно выделить две составные части в содер­жании психологии больших групп:

1) психический склад как более устойчивое образование, к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нра­вы, обычаи, традиции, вкусы и т. п.;

2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образо­вание, в которую входят потребности, интересы, настроения [2].

На основании изучения первой составляющей можно реконструи­ровать те нормы, которыми руководствуется данная социальная груп­па. Это направление широко представлено в современных исследо­ваниях гендерного подхода. Выделяются, например, «нормы муже­ственности»: стремление избежать любого намека на женственность; постоянное стремление к достижению, социальному статусу; агрес­сивность; нетерпимость к гомосексуалистам; высокая и «безрассуд­ная» сексуальность [12; 16].

Исследований, затрагивающих вторую составляющую психологии больших групп, нам встречалось значительно меньше. Можно лишь отметить исследования, посвященные отражению потребностей, инте­ресов мужчин и женщин в средствах массовой информации, особенно в печати и рекламе [1; 13; 23]. Причем отметим, что исследователи ука­зывают на не только информирующую, но и конструирующую, транс­лирующую роль СМИ. Таким образом, здесь не только фиксируются, но и создаются интересы мужчин и женщин. В целом, обращение имен­но к такой нестабильной составляющей гендерной психологии пред­ставляется нам чрезвычайно перспективным, поскольку при таком под­ходе новыми красками играет идея «множественности форм гендера». Здесь выделение подгрупп со своими интересами и настроениями в рамках большой группы получает дополнительное обоснование.

Следующим моментом, на котором останавливаются исследовате­ли психологии больших групп, является вопрос о регуляторах социального поведения. Можно выделить следующие регуляторы: нравы, обычаи, традиции [2]. К анализу патриархатных традиций обращают­ся достаточно часто [7; 11; 14; 21; 22 и т. п.]. Для исследований при­влекают методы этнографии, такие как анализ продуктов культуры, сравнительные (межкультурные) исследования.

Привычки и обычаи складываются под влиянием определенных жизненных условий, а затем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения. Поэтому усилия ряда исследователей обраще­ны на развенчание «вечных» традиций, на доказательство их альтер­нативных трактовок, на раскрытие их случайного появления, на ди­намику жизненных условий, позволяющие изменить имеющиеся обы­чаи [6; 15; 26].

Еще одним возможным направлением исследовательской рабо­ты можно считать изучение образа социального мира, его институ­тов, власти, законов, норм больших групп (в нашем случае — гендерных) через анализ социальных представлений (обыденных представ­лений какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, то есть ее способа интерпретации и осмысления повседневной реаль­ности). Механизм связи группы и выработанного ею социального представления выступает в таком виде: группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, влияет на их оценку, исполь­зует далее свое представление о социальном явлении в выработке от­ношения к нему. С другой стороны, уже созданное группой социаль­ное представление способствует интеграции группы, как бы «вос­питывая» сознание ее членов, доводя до них типичные, привычные интерпретации событий, то есть, способствуя формированию груп­повой идентичности [2]. Именно поэтому социальные представле­ния играют значительную роль в становлении психологических общностей, и их изучение позволит глубже понять гендерную пси­хологию. Таким образом, особый интерес вызывают сами представ­ления о мужественности и женственности, как значимые социальные представления нашего общества в целом [4; 11; 14; 19].

Социальные представления достаточно долговременны, хотя при определенных обстоятельствах могут и меняться со временем. В настоящий момент, собственно, и происходит смена представ­лений о мужественности и женственности, что не может не при­влекать внимания множества исследователей (большинство авто­ров, указанных в списке литературы, тем или иным образом каса­лись этой проблемы).

Наконец, последним вопросом, на котором мы планируем остано­виться, можно считать вопрос о соотношении психологии личности и психологии группы.

Важно помнить, что психология группы есть общее, присущее в той или иной мере всем представителям данной группы, то есть типичное для них, порожденное общими условиями существова­ния [2]. Поэтому конкретный представитель группы может вооб­ще в минимальной степени обладать этими общими характеристи­ками. Это объясняется тем, что члены группы различаются между собой по своим индивидуальным психологическим характеристи­кам, по степени вовлеченности в наиболее существенные для груп­пы сферы ее жизнедеятельности и т. д. Безусловно, этот постулат психологии больших групп позволяет по-новому взглянуть на про­блему мужественности и женственности, предоставляя возмож­ность для обоснования наличия внутригрупповых различий, об­наруженных в метаанализе Холла [5]. Кроме того, здесь уместно указать на различие понятий «гендерные особенности» и «гендерный стереотип».

Мы уже упоминали о том, что современные исследования направ­лены на выявление специфических черт, присущих мужчинам или женщинам. Причем эти черты должны быть общими для всех пред­ставителей данной общности; только тогда их можно считать «гендерными особенностями».

В каждой культуре представления о маскулинности и фемининности обладают согласованностью, определенной степенью благоприятности-неблагоприятности. Кроме того, они общепризнанны. Эти характеристики относительно определенного пола составляют содержание гендерных стереотипов (они могут и не соответство­вать реальным различиям; различия могут в них искажаться, не замечаться или придумываться).

Обобщая все вышесказанное, остановимся еще раз на тех направ­лениях, которые могут помочь создать контекст рассмотрения гендерной психологии как психологии больших групп.

• Понимание гендерных групп как психологического образования.

• Необходимость анализа индивидуального опыта членов гендерной группы.

• Изучение особенностей внутригруппового имежгруппового общения.

• Рассмотрение реальной деятельности мужчин и женщин и ее свя­зи с обнаруживаемыми психологическими особенностями.

• Анализ норм, обычаев, традиций каждой гендерной группы иока­зываемого ими влияния на психический склад данной общности.

• Изучение интересов, потребностей, настроений различных сооб­ществ внутри гендерной группы.

• Исследование социальных представлений о гендере.

• Выявление соотношения между гендерными особенностями и гендерными стереотипами.

Цели занятия

1. Применение элементов социально-психологического анализа боль­ших групп к изучению гендера.

2. Диагностика представлений студентов о маскулинности и фемининности, выявление распространенных гендерных стерео­типов.

3. Демонстрация того, насколько широко трактуются в нашей куль­туре понятия мужественности и женственности.

4. Диагностика отношения студентов к категории «гендер» и к изме­нениям существующей гендерной системы.

Оснащение

1. Листы ватмана и А4.

2. Маркеры разных цветов.

3. Карандаши или фломастеры.

4. Возможно, пластилин и другие материалы для творческой работы.

Порядок работы

Этап 1.Подготовка группы к докладу.

Этап 2.Доклады групп.

Этап 3.Заключение.

Мы предлагаем провести занятие с применением проективной техники «Планета», которая в модифицированном виде представ­ляет собой следующее: группу просят представить себе некоторый мир — в нашем случае, населенный людьми с мужскими характе­ристиками. Затем — еще один, в котором жили бы люди только с женскими характеристиками. И, наконец, третий, обитатели ко­торого сочетали бы в себе и те, и другие качества. Подобное кон­струирование основывается на проекции собственного пережива­ния маскулинности и фемининности. Эта техника позволяет вы­делить более глубокое содержательное и эмоциональное наполнение гендерных стереотипов [25; 27].



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.