Сделай Сам Свою Работу на 5

Как воспитывать гендерно не схематизированных детей?

С. Бэм предлагает две стратегии.

Перваясостоит в том, чтобы объяснить детям различия между по­лами не на основе внешних признаков (одежда, стиль поведения), а на основе биологических факторов. Объясняя детям, что мужчины и женщины имеют анатомические и репродуктивные различия, роди­тели ограничивают функциональную значимость пола и тем самым тормозят процессы гендерной схематизации.

Втораястратегия состоит в том, чтобы дать детям альтернатив­ную схему, с помощью которой они будут перерабатывать социальную информацию и интерпретировать культурные ассоциации, когда куль­тура им их предложит. Альтернативная схема помогает человеку вы­строить сопротивление против уроков доминантной культуры и позволяет оставаться асхематичным, даже живя в гендерно-схематизированном мире. В качестве вариантов альтернативных схем могут быть использованы следующие схемы: 1) акцентирование индивидуальных различий, а не половых (не девочки любят наряжаться, а Маша любит наряжаться); 2) сравнение во временном аспекте ситуаций, отражаю­щих наличие дискриминации по признаку пола (акцент на уменьше­нии явлений сексизма в западных странах в последние годы); 3) ана­лиз проявления культурного релятивизма — информирование о полоролевых предпочтениях, существующих в разных культурах и отличающихся от традиционных западных стандартов (в Африке на­ряжаются и украшают себя мужчины, а не женщины).

Основной вопрос, на котором необходимо акцентировать внима­ние студентов — это вопрос о психологических механизмах и спосо­бах гендерной социализации.

Психологическими механизмамигендерной социализации являют­ся: процесс идентификации (психоаналитическая теория); социальные подкрепления (теория социального научения и половой типизации); осознание, понимание половой социальной роли (теория когнитивно­го развития); социальные ожидания (новая психология пола), гендерные схемы (теория гендерной схемы). В отдельности каждый их этих механизмов вряд ли может объяснить гендерную социализацию.



Американский социолог Рут Хартли выделяет четыре основных способаконструирования взрослыми гендерной роли ребенка: соци­ализация через манипуляции, вербальная апелляция, канализация, демонстрация деятельности.

Пример первого процесса: озабоченность матери внешностью ребен­ка-девочки, второго — частые обращения в стиле «ты моя красавица», подчеркивание ее привлекательности. Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, а вербальная апелляция усиливает действие манипулятивного процесса. Девочка получает представление о том, что внешний вид, красивая одежда — это очень важно. «Канализация» означает направление внимания ребенка на определенные объекты, на­пример, на игрушки, соответствующие игре в «дочки-матери» или про­сто имитирующие предметы домашнего обихода. Дети часто получают знаки социального одобрения за игру с игрушками, «соответствующи­ми своему полу». «Демонстрация деятельности» выражается, например, в том, что от подрастающих девочек гораздо чаще, чем от мальчиков, требуют помощи по дому. То есть девочки учатся вести себя, действо­вать «как мама», мальчики — «как папа» [9, с. 70].

Содержание данного занятия, прежде всего, направлено на актуали­зацию собственного опыта студентов на этапе ранней гендерной социа­лизации. В процессе этой работы студенты попытаются понять способы и механизмы конструирования собственной гендерной идентичности.

Цель занятия

1. Дополнение и закрепление знаний студентов о теориях и механиз­мах гендерной социализации;

2. Развитие навыков саморефлексии при актуализации собственно­го опыта, связанного с развитием гендерной идентичности.

Оснащение

1. Текст «Пример ранней гендерной социализации» (см. приложение 1).

2. План гендерной автобиографии.

Порядок работы

На данном занятии используются и групповые, и индивидуальные формы работы.

Этап 1.Актуализация теоретического материала.

Этап 2.Знакомство с текстом «Пример ранней гендерной социа­лизации».

Этап 3.Подготовка текста «Гендерная автобиография».

Этап 1. Актуализация теоретического материала

Цель:способствовать осознанию студентами действия механизмов гендерной социализации

Первый этап практического занятия посвящен проработке теоре­тических вопросов, необходимых для выполнения практической час­ти — написания работы «Гендерная автобиография».

Преподаватель задает студентам следующие вопросы по пройден­ному теоретическому материалу.

• Что такое гендерная идентичность?

• Какие теории усвоения половой роли вы знаете?

• Раскройте основные положения теории гендерной схемы?

• Назовите психологические механизмы гендерной социализации?

• Перечислите способы конструирования гендерных ролей, которые используют родители в процессе гендерной социализации детей? Приведите примеры.

Этап 2. Знакомство с текстом «Пример ранней гендерной социализации»

Преподаватель зачитывает студентам текст «Пример ранней гендерной социализации» (см. приложение). Для анализа текста преподава­тель может задать студентам следующие вопросы.

• Какие установки восприятия внука и внучки отражены в выска­зываниях дедушки и бабушки?

• Какой психологический механизм гендерной социализации будут активно использовать дедушка и бабушка (участники описанной ситуации) при организации взаимодействия со своими внуками?

Этап 3. Подготовка текста «Гендерная автобиография»

Целигендерной автобиографии:

1) проследить развитие собственной гендерной идентичности на при­мере условий своей гендерной социализации;

2) выделить механизмы и способы, при помощи которых осуществ­ляется конструирование гендерной идентичности.

Гендерная автобиография — средство изучения становления и раз­вития гендерной идентичности. Как способ саморефлексии она на­правлена на реконструкцию индивидуального социального опыта. В процессе написания гендерной автобиографии человек может осо­знать характеристики своей гендерной идентичности, а также пути и способы их формирования.

Инструкция. Вспомните свое раннее детство и школьные годы. Вспомните отношение к себе как представителю определенного пола, ваших родителей, родственников, учителей. На основе воспоминаний напишите свою гендерную автобиографию, опираясь на предложен­ный план (примечание: за основу взят план гендерной автобиографии из работы «Пол женщины») [7, с. 111].

Гендерная автобиография

1. С какого возраста вы себя помните? Когда вы впервые почувство­вали различия между мальчиками и девочками, мужчинами и жен­щинами? Когда вы заметили разное отношение взрослых к маль­чикам и девочкам?

2. С кем вы предпочитали играть в возрасте 5-8 лет? Помните ли вы свои любимые игрушки? Кто были любимыми сказочными героя­ми и героями мультфильмов? Любимые игры: подвижные или спо­койные, групповые или одиночные? Какова была ваша одежда и внешний вид в раннем детстве, в младших классах, в подростковом возрасте?

3. Что вам говорили в детстве, какой должна быть девочка, каким должен быть мальчик? Как вам давали понять, какого поведения от вас, как от мальчика или девочки, ждут окружающие?

4. Гендерные процессы в школе. Поведенческие модели, насаждае­мые учителями: различались ли для мальчиков и девочек? Отно­шение учителей к успеваемости и дисциплине мальчиков и дево­чек — было ли оно различным?

5. Отношения с родителями. Кто из родителей был вам ближе в до­школьном, младшем школьном, подростковом и юношеском воз­расте? Какие правила отношений между представителями разно­го пола существовали в вашей семье? Каким моделям отношений вы стараетесь следовать?

6. Какие качества вы больше всего цените в мужчинах, какие — в женщинах? Почему? Считаете ли вы, что женщины и мужчины страдают от гендерных стереотипов и норм, распространенных в обществе?

7. Кто (или что), по вашему мнению, в большей мере повлиял на сло­жившиеся у вас гендерные взгляды и представления?

8. Выделите наиболее часто встречающиеся механизмы, приемы, способы, используемые окружающими для формирования вашей идентичности и ваших гендерных представлений.

Анализ и обобщение результатов, представленных в текстах гендерных автобиографий студентов, преподаватель может проводить по следующим направлениям: 1) систематизация и выделение наиболее часто встречаю­щихся механизмов и способов, определяющих характеристики гендерной идентичности; 2) систематизация гендерных представлений студентов.

Литература

1. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

2. Большой толковый психологический словарь. Т. 1. (А-О) / Пер. с англ. А. Ребер —М.: ООО «Изд-во ACT»; Изд-во «Вече», 2001.

3. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 1999.

4. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002.

5. Клецина И. С. Гендерная социализация. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.

6. Коломинскш Я. Л., Мелтсас М, X. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии. — Минск, 1985.

7. Пол женщины: Сб. статей по гендерным исследованиям / Под ред. С. Шакировой и М. Сеитовой. — Алматы: Мальвина, 2000.

8. Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в совре­менной западной психологии // Вопросы психологии. — 1987. — №4.

9. Тартаковская И. Н. Социология пола и семьи. — Самара, 1997. 10. Bern S. Gender Schema Theory and Its Implications for Child

Development // Signs: Journal of Women in Culture and Society. — 1983. - Vol. 8. - № 4. - P. 598-615.

Приложение

Пример ранней гендерной социализации[7]

Два только что родившихся младенца лежат в палате роддома. Один, мальчик, закутан в голубое одеяло, другая, девочка, в розовом одеяле. Каждому ребенку лишь несколько часов от роду, и на них впервые смотрят бабушка и дедушка мальчика. Разговор между ними идет сле­дующим образом.

Бабушка: Это он — наш первый внук, мальчик!

Дедушка: Правда, он здоровый маленький парень? Посмотри на его кулачок. Этот парень станет настоящим маленьким драчуном. (Дедушка улыбается и демонстрирует боксерский удар своему внуку.) Молодчина!

Бабушка: Мне кажется, он похож на тебя. У него точно твой под­бородок. Ой, смотри, он собирается заплакать.

Дедушка: Да — только послушай, какие легкие. Он станет отлич­ным парнем.

Бабушка: Бедняжка, он все еще плачет.

Дедушка: Ничего. Ему это полезно. Он упражняется, и это разви­вает его легкие.

Бабушка:Пойдем, поздравим родителей. Я знаю, они беспокоятся о маленьком Джоне. Они хотели первого мальчика.

Дедушка:И они были уверены, что будет мальчик, он толкался и пинался еще до рождения.

Когда они уходят поздравить родителей, появляются бабушка и дедушка второго ребенка. Между ними происходит следующий диа­лог.

Бабушка:Вот она... единственная в розовом одеяльце! Разве она не прелестна?

Дедушка:Да — и такая маленькая. Посмотри, какие у нее малень­кие пальчики. Ой, смотри, она пытается сжать кулачок.

Бабушка:Какая милая... Ты знаешь, мне кажется, что она немного похожа на меня.

Дедушка:Да, вроде бы сходство есть. У нее твой подбородок.

Бабушка:Смотри, она собирается заплакать.

Дедушка:Может, нам лучше позвать медсестру присмотреть за ней, или сменить пеленки, или еще что-нибудь.

Бабушка:Да, давай. Бедная маленькая девочка. (К ребенку.) Сей­час, сейчас, мы поможем тебе.

Дедушка:Пойду, найду медсестру. Я не могу стоять и смотреть, как она плачет...

Бабушка:Хм, я удивлюсь, если они захотят еще одного ребенка. Я знаю, лучше бы, если бы был сын, Джон, но маленькая Джоанна хо­рошенькая и здоровая. В общем, это единственное, что имеет значе­ние.

Дедушка:Они еще достаточно молоды, чтобы завести множество детей. Я так рад, что она здорова.

Бабушка:Во всяком случае, я не думаю, что они были удивлены, когда родилась девочка... она вела себя так тихо.

Контраст между двумя диалогами столь разителен, что можно по­думать, будто они выдуманы. На самом деле это воспроизведение ре­альных разговоров, записанных в роддоме. Самый первый вопрос, обычно задаваемый родителями: это мальчик или девочка? Наше вос­приятие других людей в большой мере зависит от их пола.


Часть III

Гендерные

Характеристики

Личности

Глава 10



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.