Сделай Сам Свою Работу на 5

Любовь между родителями и детьми

Младенец в момент рождения должен был бы испытывать страх смерти, если бы милостивая судьба не предохранила его от всякого осознания тревоги, связанной с отделением от матери, от внутри­утробного существования. Даже уже родившись, младенец почти не отличается от себя такого, каким он был до момента рождения; он не может осознать себя и мир как нечто, существовавшее вне его. Он воспринимает только положительное действие тепла и пищи, не от­личает еще тепло и пищу от их источника: матери. Мать — это тепло, мать — это пища, мать — это эйфорическое состояние удовлетворе­ния и безопасности... мать улыбается, когда я ем, она берет меня на руки, когда я плачу, она похвалит меня, если я облегчусь. Все эти переживания кристаллизуются и объединяются в одном пережива­нии: я любим. Я любим, потому что я — ребенок своей матери. Я лю­бим, потому что я беспомощен. Я любим, потому что я прекрасен, чудесен. Я любим, потому что мать нуждается во мне. Это можно выразить в более общей форме: Я любим за то, что я есть, или, по возможности еще более точно: Я любим, потому что это я... Нет ни­чего, что я сделал для того, чтобы быть любимым — материнская любовь безусловна. Все, что от меня требуется, это быть — быть ее ребенком. Материнская любовь — это блаженство, это покой. Ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать. Но есть и негативная сторона в безусловной материнской любви. Ее не только не нужно заслуживать — ее еще и нельзя добиться, вызвать, контролировать. Если она есть, то она равна блаженству, если же ее нет, это все равно как если бы все прекрасное ушло из жизни — и я ничего не могу сде­лать, чтобы эту любовь создать...

Однако день за днем он становится все более независимым: он учит­ся ходить, говорить, самостоятельно открывать мир; связь с матерью несколько утрачивает свое жизненное значение и вместо нее все бо­лее и более важной становится связь с отцом...

Связь с отцом совершенно другая. Мать — это дом, из которого мы уходим, это природа, океан; отец не представляет никакого такого при­родного дома. Он имеет слабую связь с ребенком в первые годы его жизни, иего важность для ребенка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери. Но хотя отец не представляет природ­ного мира, он представляет другой полюс человеческого существова­ния: мир мысли, мир вещей, созданных человеческими руками, зако­на и порядка, дисциплины, путешествий иприключений. Отец — это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир...



Отцовская любовь — это обусловленная любовь. Ее принцип та­ков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожидани­ям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты по­хож на меня». В обусловленной отцовской любви мы находим, как ив безусловной материнской, отрицательную и положительную стороны. Отрицательную сторону составляет уже тот факт, что отцовская лю­бовь должна быть заслужена, что она может быть утеряна, если чело­век не сделает того, что от него ждут. В самой природе отцовской люб­ви заключено, что послушание становится основной добродетелью, непослушание — главным грехом. И наказание за него — утрата от­цовской любви. Важна и положительная сторона. Поскольку отцов­ская любовь обусловлена, то я могу что-то сделать, чтобы добиться ее, я могу трудиться ради нее; отцовская любовь не находится вне преде­лов моего контроля, как любовь материнская.

Материнская иотцовская установка по отношению к ребенку со­ответствует его собственным потребностям. Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически. Ребенок старше шести лет начинает нуждаться в от­цовской любви, авторитете ируководстве отца. Функция матери — обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца — учить его, руководить им, чтобы он смог справляться с проблемами, кото­рые ставит перед ребенком то общество, в котором он родился. В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать ребен­ку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность. Мать должна иметь веру в жизнь, не должна быть тревожной, чтобы не заражать ребенка своей тревогой. Частью ее жизни должно быть же­лание, чтобы ребенок стал независимым, и, в конце концов, отделил­ся от нее. Отцовская любовь должна быть направляема принципами и ожиданиями; она должна быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитетной. Она должна давать растущему ре­бенку все возрастающее чувство собственной силы и, наконец, по­зволить ему стать самому для себя авторитетом и освободиться от авторитета отца.

Приложение 2

Бланк теста[4]

ФИО________________________________________________

Инструкция

Ниже перечислены 42 качества, которые характеризуют особен­ности поведения и личности человека. По шкале 1-7 опишите, пожа­луйста, насколько каждое из этих качеств соответствует вам.

Поставьте следующие баллы, если это качество у вас:

1 — никогда не проявляется;

2 — обычно не проявляется;

3 — иногда, но редко проявляется;

4 — скорее проявляется, чем нет;

5 — чаще проявляется;

6 — обычно проявляется;

7 — всегда или почти всегда проявляется.

Пожалуйста, не оставляйте ни одно качество неотмеченным.

________умение самоутвердиться

________уступчивость

________готовность помочь

________сильная личность

________застенчивость

________добросовестность

________напористость

________склонность к проявлению чувств

________надежность

________аналитичность

________нежность

________правдивость

________способность руководить

________женственность

________способность понять другого

________готовность рисковать

________сострадательность

________искренность

________доминирование

________мягкость в высказываниях

________дружелюбие

________мужественность

________стремление утешить

________тактичность

_________внешняя сдержанность

________обаяние

________ориентация поведения на традиции и нормы

_________способность действовать в качестве лидера

________доверчивость

_______порядочность

________сила

________детская непосредственность

________трудолюбие

________смелость

________не использование резких грубых выражений

_________вежливость

________сила воли

_________красота

_________практичность

________выносливость

_________терпимость

________чувство юмора


Глава 7

Роль средств массовой информации в формировании и поддержании традиционных ролей мужчин и женщин

Н. Б. Гафизова

Вводные замечания

Раздел «Гендерная социализация» — один из наиболее важных в процес­се преподавания курсов «Гендерная психология» и «Социология гендерных отношений». Важность и значение этой темы обуславливается тем, что в ходе ее рассмотрения студенты не только обращаются к анализу глубинных механизмов «конструирования гендера», но и учатся выра­батывать критическое отношение к ряду положений традиционной пси­хологии и социологии пола, а также к собственным представлениям о роли мужчин и женщин в обществе. Тематика данного раздела позволя­ет обратиться к личному опыту каждого из участников и помочь студен­там критически переосмыслить собственные стереотипные представле­ния. Кроме того, данный раздел имеет ряд преимуществ с точки зрения формирования исследовательских навыков обучающихся.

Практические занятия по данному разделу могут предполагать самостоятельную исследовательскую работу студентов (контент-ана­лиз, мини-опрос, анализ документов), что, по нашему мнению, будет способствовать повышению качества учебного процесса. При этом не исключено, что в результате исследования обучающиеся могут по­лучить некие новые данные, которые будут обобщены на занятии. Тем самым занятия будут способствовать повышению креативности и самостоятельности учащихся, ориентировать их на глубокую мыс­лительную деятельность.

Предлагаемая тема — «Роль средств массовой информации в фор­мировании иподдержании традиционных ролей мужчин и женщин» — одна измногих, позволяющих раскрыть роль и значение социальных институтов (семья, сверстники, СМИ, политика и т. д.) в конструиро­вании различий мужского иженского в культуре, в воспроизводство и трансляции гендерных стереотипов.

Исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, показали, что средства массовой информации имеют очень большое значение в гендерной социализации. Анализ информации, поступаю­щей к нам через СМИ, продемонстрировал, что она способствует под­держанию стереотипных, традиционных образов мужчин и женщин. Цель занятия

Цель практического занятия — проанализировать доминирующие образы мужчин и женщин в современных российских средствах мас­совой информации, выявить рычаги воздействия и влияния СМИ на гендерную идентичность личности. Оснащение

Занятие проводится в обычной аудитории, где имеются доска и мел. Преподаватель фиксирует основные моменты рассуждений на доске. Порядок работы

Проведение занятия предполагает, что студентам уже была прочи­тана лекция по теме «Гендерная социализация», в которой раскрыва­ются основные теории полоролевой и обозначаются наиболее важные институты гендерной социализации, прослеживается влияние гендерных стереотипов в процессе всего жизненного цикла человека.

Этап1. Роль СМИ в гендерной социализации; понятия гендерной идентификации, гендерной дифференциации, дифференциального усиления, дифференциального подражания. Этап2. Образы мужчин и женщин в СМИ.

Этап3. Реклама в СМИ как транслятор гендерных стереотипов; сексизм в рекламе.

Для подготовки к практическому занятию студентам даются ин­дивидуальные домашние задания, например:

1) проанализировать содержание объявлений из рубрик «Ищу работу» и «Биржа труда» в газетах рекламно-информационного характера;

2) проанализировать содержание газетных объявлений из рубрик «Знакомства»;

3) проанализировать стереотипы маскулинности и фемининности в информационно- развлекательных журналах;

4) проанализировать образы мужчин и женщин в специализирован­ных журналах/телепередачах для мужчин и женщин (журналы Men's Health, Playboy, «Лиза», «Космополитен», телевизионные переда­чи «Я сама», «Чего хочет женщина» идр.);

5) проанализировать стереотипы маскулинности и фемининности в телевизионных рекламных роликах, в рекламных объявлениях пе­чатных СМИ.

Помимо этого, группе предлагается ознакомиться с рядом иссле­довательских работ, посвященных данной проблематике (см. список литературы).

Важной составной частью практического занятия является более глубокая исерьезная проработка специальной терминологии, введен­ной в лекции. К наиболее существенным терминам, которыми должны научиться оперировать обучающиеся, относятся следующие.

Гендерная социализация— процесс, посредством которого чело­век обучается моделям поведения в обществе, ценностям и т. д., соот­ветствующим понятиям «мужское» и «женское».

Гендерная дифференциация— процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. В наиболее известных культурах основой гендера служит анатомичес­кий пол.

Гендерная роль— социальные ожидания, вытекающие из поня­тий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, одежды и жестов. Предписания относительно поведения, связан­ного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделе­нии труда на мужской и женский.

Гендерная идентичность— аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола.

Гендерные стереотипы— стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское».

Дифференциальное усиление— процесс социализации, в ходе которого приемлемое для данного общества поведение поощряется, а неприемлемое наказывается социальным неодобрением.

Дифференциальное подражание — процесс социализации, в ходе которого человек выбирает ролевые модели в соответствующей ему с точки зрения общепринятых норм группе и начинает подражать их поведению.

Сексизм — индивидуальные предвзятые установки и дискримини­рующее поведение по отношению к представителям того или иного пола; институциональная практика (даже если она не мотивирована предрассудком), выражающаяся в том, что представителям того или иного пола навязывается подчиненное положение.



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.