Сделай Сам Свою Работу на 5

Величины мышечной силы правой и левой рук в группах мужчин

И женщин (кг)

номер п/п Мужчины Женщины
    сила правой руки сила левой руки сила правой руки сила левой руки
       
       
       
         
Среднее значение по группе        

Прежде чем переходить к анализу результатов измерений, необхо­димо определить средние значения мышечной силы для правой и ле­вой рук в группах мужчин и женщин. Полученные результаты сопо­ставляются с данными, приведенными в «общих сведениях», то есть учитывается возраст обследованных, роль в их жизни физических нагрузок, обращается внимание на различия силы правой и левой рук. Отмечается разница в мышечной силе у мужчин и женщин. Бо­лее высокие показатели мышечной силы у мужчин согласуются с об­щей тенденций, так как в большинстве случаев мужчины сильнее женщин. Однако в конкретной обследуемой группе могут быть по­лучены и иные результаты, то есть показатели силы рук у женщин равные или более высокие, чем у мужчин. В этом случае необходимо обратиться к анализу особенностей жизнедеятельности обследуемых (наличие либо отсутствие физических нагрузок) иобратить внима­ние на возможность тренировки силы в процессе индивидуального развития.

Задание 2. Исследование межполушарной асимметрии (определение ведущего полушария) у мужчин и женщин

Цели исследования.Провести сравнительную оценку доминиру­ющего полушария в группах мужчин и женщин (определить пре­обладающий тип межполушарной асимметрии), сопоставить по­лученные результаты с данными о превосходстве мужчин в по­нимании пространственных отношений и лучшем развитии у женщин речевых функций.

Общие сведения

Функциональная асимметрия заключается в том, что при осу­ществлении одних психических функций доминирует левое полу­шарие, а других — правое. Правое полушарие контролирует двига­тельные функции левой половины тела, а левое — осуществляет аналогичный контроль правой половины тела. Левое полушарие от­ветственно за речь, анализ времени, осуществляет последователь­ную обработку сигналов, связано с анализом абстрактных призна­ков и логическим мышлением. Поскольку большинство людей правши, то есть ведущая — рука правая, то левое полушарие счита­ют ведущим по моторному контролю. Основные функции правого полушария — это анализ пространственных признаков, параллель­ная обработка информации, образное мышление. Имеются данные о роли полушарий в формировании эмоций [17]. Левое полушарие специализируется на формировании положительных эмоций, пра­вое связано преимущественно с отрицательными эмоциями.



У каждого конкретного индивида может быть преобладание функ­ций одного из полушарий, что находит отражение в особенностях по­знавательных процессов и эмоционально-личностной сфере. Напри­мер, лица с доминированием правого полушария чаще обнаруживают образный тип мышления, более успешно решают наглядно-образные задачи, имеют более высокие показатели нейротизма и тревожности. У левополушарных преобладает знаково-логическое мышление, по­ложительный эмоциональный фон. Исследователи не пришли к еди­ному мнению относительно половых особенностей межполушарного доминирования. В ряде работ установлено, что преобладание левого полушария у мужчин встречается чаще, чем у женщин. Наряду с этим есть данные об отсутствии выраженных отличий между мужчинами и женщинами по межполушарной асимметрии. Особенности межполушарного взаимодействия генетически запрограммированы, однако условия индивидуального развития способствуют или препятствуют их нормальному формированию.

Существуют различные способы определения ведущего полуша­рия — по ведущей руке, ведущему глазу, уху и др. В данной работе предлагается использовать комплексный метод определения домини­рующего полушария по выполнению нескольких проб, оценивающих ведущий глаз, ведущую руку и ведущую ногу [21].

Оснащение: таблица «Оценка ведущего полушария», секундомер, лист нелинованной бумаги.

Порядок работы

Испытуемому предлагается последовательно выполнить задания, затем оценить каждое задание и определить ведущее полушарие. За­дания, критерии и оценки приведены в табл. 2.

Таблица 2

Оценка ведущего полушария

Выполняемое задание Оценка ведущего полушария
1. Переплести пальцы рук Сверху большой палец правой руки — ведущее полушарие левое, сверху большой палец левой руки — правое
2. Испытуемый держит вертикаль­но в вытянутой руке карандаш, фиксируя его взором на опреде­ленной точке, поочередно закры­вает правый илевый глаз Карандаш смешается при закрывании правого глаза — ведущее полушарие левое. Карандаш смешается при закрывании левого глаза — ведущее полушарие — правое
3. Имитировать позу Наполеона Кисть левой руки первой направляется к предплечью-плечу правой руки иоказывается сверху — ведущая рука левая, ведущее полу­шарие правое, правой руки первой направля­ется к предплечью-плечу левой руки — веду­щая рука правая, ведущее полушарие левое
4. Имитировать аплодисменты Сверху находится правая рука — ведущее полушарие левое, сверху находится левая ру­ка — ведущее полушарие — правое
5. Провести прямую вертикальную черту, разделяющую чистый лист бумаги пополам Линия ближе к правому краю листа — веду­щее полушарие правое, линия ближе к левому краю листа — ведущее полушарие левое
6. Нарисовать треугольник и квад­рат сначала левой рукой, затем правой рукой Лучше нарисованы фигуры правой рукой — ведущее полушарие левое, лучше нарисованы левой рукой -- ведущее полушарие правое.
7. Поставить произвольное коли- чество палочек левой рукой, а затем правой рукой. Время выполнения задания 10 с. Подсчи- тать число палочек Больше поставлено палочек правой рукой —ведущее полушарие левое, левой рукой — правое, одинаковое количество обеими руками — правое
8. Нарисовать круг, завершив его стрел кон Стрелка указывает направление против часовой стрелки — ведущее полушарие левое, по часовой стрелке — правое
9. Сидя на стуле, положить ногу на нoгy Сверху правая нога — ведущее полушарие левое, сверху левая нога — правое
10. Стоя покружиться в удобную сторону Кружится против часовой стрелки — ведущее полушарие левое, кружится по часовой стрелке — правое
11. Быстро моргнуть одним глазом Быстрее моргает правый глаз — ведущее полушарие правое, левый глаз — левое. Быстрее моргает не доминирующий глаз.

Итоговая оценка подсчитывается следующим образом: разница между суммой баллов левого и суммой баллов правого полушария де­лится на 11. Результаты сопоставляются с приведенными норматив­ными данными.

Полученный показатель составляет:

1) больше или равно 30 — полное доминирование левого полушария;

2) от 10 до 30 — неполное доминирование левого полушария;

3) от 10 до -10 — неполное доминирование правого полушария;

4) ниже -10 — полное доминирование правого полушария.

При обобщении полученных результатов можно объединить в одну группу лиц с полным и неполным доминированием левого полушария (преимущественно левополушарные) и соответственно лиц с полным и неполным доминированием правого полушария (преимущественно правополушарные). Полученные данные представить в виде табл. 3.

Таблица 3

Доминирование правого или левого полушария

у мужчин и женщин

Доминирующее полушарие Мужчины Женщины
Левое    
Правое    

Для уточнения индивидуальных результатов можно сопоставить их с данными динамометрии. Обычно больший показатель мышечной силы соответствует ведущей руке. При этом если более сильная рука правая, то можно предполагать, что левое полушарие ведущее и, со­ответственно, наоборот. Для дополнительной оценки ведущего по­лушария можно попросить вспомнить, есть ли у обследуемого среди близких родственников левши или амбидекстры. Учитывая, что тип межполушарного доминирования в большинстве случаев наследу­ется, наличие родственников левшей или амбидекстров указывает на возможное доминирование правого полушария. Однако эти дан­ные следует рассматривать как дополнительные и основное внима­ние обращать на результаты тестирования.

При анализе результатов необходимо обратить внимание на нали­чие или отсутствие различий, связанных с полом. В ходе выполнения задания могут быть получены данные, показывающие преобладание левополушарных как среди мужчин, так и среди женщин. Если левополушарных окажется больше среди мужчин, то в ходе обсуждения необходимо подчеркнуть, что вопрос о ведущем полушарии у мужчин и женщин окончательно не решен, результаты исследования по этому вопросу противоречивы. Если левополушарных окажется больше сре­ди женщин, обсуждение можно построить в контексте анализа проти­воречий между реальными жизненными практиками и существующи­ми стереотипами о логическом типе мышления мужчин и образном типе мышления женщин.

Следует также обратить внимание на связь функциональной спе­циализации полушарий с речевыми и познавательными процессами. Высокая успешность в выполнении вербальной деятельности кор­релирует с левополушарным типом, и соответственно лица с правополушарным доминированием наиболее успешно справляются с за­даниями на пространственную ориентацию. Известно, что установ­ленными психологическими различиями между полами являются превосходство женщин в развитии речевых функций и превосход­ство мужчин в зрительно-пространственных способностях. Отсут­ствие четких сведений о половых различиях в межполушарной спе­циализации не дает оснований для того, чтобы признать приоритет биологического фактора в половой дифференциации способностей. По сравнению с биологической социокультурная детерминация раз­личий играет более значимую роль в развитии зрительно-простран­ственных и речевых способностей мужчин и женщин, то есть сам по себе биологический пол жестко не определяет особенности психо­логических различий.

Контрольные вопросы

1. Как взаимосвязаны понятия пол и гендер?

2. Что такое половой диморфизм?

3. Какие установлены половые различия в соматических свойствах и как они могут влиять на социальное поведение мужчин и женщин?

4. В каких психофизиологических свойствах мужчин и женщин вы­явлены значимые отличия, а в каких свойствах достоверных раз­личий не установлено?

5. Какие психофизиологические свойства подвержены влиянию социокультурных факторов?

6. Какая существует связь половых различий в познавательной сфе­ре с функциональной специализацией полушарий мозга?

7. Какое значение имеет изучение половых различий в психофизио­логической сфере для развития гендерной психологии?

Литература

1. Аруин А. С, Зациорский В. М. Эргономическая биомеханика. — М.: Машиностроение, 1989.

2. Булаева К. Б. Генетические основы психофизиологии человека. — М.: Наука, 1991.

3. Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. — М.: Мир, 1968.

4. Гуревич М., Озерецкий Н. Психомоторика. Ч. 1. Анатомо-физиологические основы психомоторики и ее соотношение с телосложени­ем и характером. — М.; Л.: Гос. мед. изд-во, 1930.

5. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. - СПб.: Изд-во, 1998.

6. Иваницкий М. Ф. Анатомия человека. — М.: ФиС, 1966.

7. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология (возможности человека и свойства нервной системы). — Челябинск, 1999.

8. Кимура Д. Половые различия в организации мозга // В мире на­уки.-1992.-№ 11-12.-С. 73-80.

9. Милнер П. Физиологическая психология. — М.: Мир, 1973.

10. Начала физиологии / Отв. ред. А. Д. Ноздрачев. — СПб.: Лань, 2001.

11. Николаева Е. Мужчина и женщина глазами психофизиолога // Потолок пола: Сб. статей / Под ред. Т. В. Барчуновой. — Новоси­бирск, 1998. - С. 11-44.

12. Панферов В. Н. Психология человека. — СПб.: Изд-во В. А. Ми­хайлова, 2000.

13. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / Отв. ред. А. А. Бодалев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.

14. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (сред­няя взрослость) / Отв. ред. Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова. — М.: Педагогика, 1977.

15. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995.

16. Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. — М.: Мир, 1983.

17. Хамская Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. — М.: Российское пе­дагогическое агентство, 1997.

18. Хомская Е.Д., Ефимова И. В. и др. Нейропсихология индивидуаль­ных различий. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

19. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы / Отв. ред. Л. К. Хлудова. - М.: 1998.

20. Шеррер Ж. Физиология труда (эргономия). — М.: Медицина, 1973.

21. Яссман А. В., Данюков В. Н. Основы детской психопатологии. — М.: Олимп «ИНФРА-М», 1999.


Глава 4



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.