Сделай Сам Свою Работу на 5

монография. – М. : Изд-во МГИК, 1993. – 248 с.





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТ«

Актуальность темы исследования. Современный этап развития библиотековедения характеризуется пересмотром основных теоретических концепций. Ото вызвано изменениями в сфере экономики, политики, техники,. информации и культуры. Непосредственное влияние нн библиотечную деятельность оказывают такие факторы, как повышение ооциальной значимости информации я в то же время увеличение ее стоимости, рост числя публикаций, в том числе элекурошшх, внедрение а информационную, в чястноотд, библиотечную, оферу новых технических оредотв и технологий, сокращение ассигнований на библиотечное дело и одновременно усиление конкуренции друг»« институтов ооциальной коммуникации, изменение отатуоа книги и чтения и др.

Эти обстоятельства обусловили новые информационные потребности и запросы общества я отдельных читателей. Однако библиотеки оказались неподготовленными к их выполнению.

В этой связи перед библиотеками, мировым библиотечным сообществом встала проблема поиска путей адаптации к современным условиям» приспособления деятельности персонала, информационной к материально-технической базы к изменившимся потребностям пользователей.



Особенно его актуально для российских СЬблиотек, которые десятки лет была выразителями партийно-государственной идеологии и на отой основе отроили свои отношения с пользователями.

Методом проб и ошибок библиотеки пытаются найти новые направления работы, стремятся бить более необходимыми наоелению, отдельным лицам» обществу в целой. Шест® о тем» большинство библиотекарей ооознают недостаточность лишь эмпирического пути поиока нового имиджа библиотеки, ее маота а социальной и культурной жизни.

Поэтому актуальной отала задача теоретического обоснования оущнооти перемен в библиотечном деле и особенно той его части, которая называется обслуживанием. Потребность а решении этой задачи, в частности, внразиляоь а мепашююиаэд ямфсдма^ - • тиэации, маркетингового подхода применительно к библиотечному обслуживанию. Однако механическое перенесение на библиотечную почву тех или иных теорий не может содействовать обновлению



обслуживания, тем более, что собственная твоветачеокая база атой ■ деятельности слабо разработана и в отечественном, и в зарубежном библиотековедении.

В силу ряда причин (противоречие между ижшвтиримостью каждой библиотечной услуги и массовым предоставлением яд ь ход« обслуживания; кажущаяоя простота твадициокного, о«8 <фш<швшы современных, технических СВвДОТВ, ВЫПОЛНЕНИЯ >омуГ; изолированность ¡заботы разных подразделений обслуживании) тилшш« библиотечного обслуживания осуществлялось, глаыош на уровне единич-

ного (выдача книги, спвавки, оводтоддо выставки и т.п.) или особенного (обслуживание на абонементе, в читальном залп, спра--вочнсмЗиблиогвафической службе; оболуяи-шашю детей» специалистов, инвалидов и до.). Теоретические исследования, направленные на многогранное изучение обслуживания как целостности, на выявление общих черт, присущих всем видам обслуживания (абонементному, справочному, консультационному и т.д.), не проводились.

Для исследований библиотечного обслуживания характерны оии-сательностъ, эклектизм, декларативность. Противоречивы взгляды библиотековедов на содержание и название этой деятельности. Но мнению некоторых ученых она исчерпывает всю работу библиотеки, другие видят в ней лишь выдачу книг, третьи придают ей шбиблиотечки е функции; одни признают термин "библиотечное обслужи« вание", другие "работа с читателями" и т.п.

Сложилась ситуация, при которой накопление и описание новых фактов не приводит к более глубокому пониманию сущности 1 ¡полиотёчного обслуживания, что отрицательно влияет на -практику, т.е. на удовлетворение потребностей и интересов по-



сещение имя библиотек, в итоге на культурный уровша. иощеотиа.

В этой связи возникла проблема, суть которой можно ооозннчить как противоречие между потребностями библиотечной практики и нн>:»г в современном теоретическом осмыоленик обслуживания и сложи ьшит:» теоретическим потенциалом этой деятельности. Это противоречие обусловливает актуальность изменения парадигмы библиотечного гг.-служивания, перехода от описания отдельных ^шктов,- процессов к .¡ л теоретическому анализу и обобщению как целостности, рассмотрит» существа этой деятельности и современных возможностей ее ^нля-, защтт4„ определяет объективную■ необходимость. тзрабитки очсра чгъръш- ^й^вадого обслуживания.

В постановка этой общественно значимой проблемы, ее ииучтш..- н гетеяии состоит актуальность данного.исследования.

Роярароташшоуьтемы. Отдельные вопроси библиотечного об-«тлу^штни« оовеяеии в многочисленных публикациях, которые под-I оттниш ноймониость создании настоящего обобщающего исследовании.

Различные отпрпн» библиотечного обслуживания рассматривались в работах Т.Ь.Крж-ер, В.В.НоНман, Е.М.Иагловской, Е.Е.Троицкой, Jl.fiЛанкино!), А.й,Шапошникова (обслуживание на абонементе, в читальном аиле, посредством нестационарных форм, обслуживание лиц с Физическими недостатками); Л.В.Белякова, Ю.В.Григорьева, О.П.Быкова, С Л1 „МатлиноИ (групповая и массовая работа библиотеки, в т.ч. организации выставок); С.А.Езовой, И.В.Клименко-вой, К.й.Смолиной, Э .Р .Сукиаояна общение читателей и библиотекарей в ходе обслуживании)? З.К.Беспаловой, М.Г.Вохрншевой, М.И«Давидовой, Ю.С.Зубпна, Д.Я.Коготкова, О.Н.Коршунова» И.Г.Моргенштерна (библиографической обслуживание, использование в обслуживании рекомендательной библиографии); Ю.П.Мелентъ-евой (социализация юношества в процессе библиотечного обслуживания, культура чтении), Г.К.Бнстровой, В.А.Мишшной и др. (обслуживание специалистов научно-технического профиля], Е.Г.Астапович, С.А.Басова, Л.Д.Данилышц» М.Я.Дворкиной^ С.В.Изергиной (библиотечныеуслуги» технология обслуживания); М.Я.ДворкиноИ, В.К,Клюева, С.Г.Уатлиной (маркетинг, реклама, "паблик рилейишз" в обслуживании); Д,И.Блюменау, Р.С.Гиляровского, А.И.Михайлова, А„В»Соколова, К.В.Тараканова, А.И.Черного, Ю.А.Шроидера (информационное обслуживание, информационная среда); А.Н.Ванеева, В.С.Крейденко (методика обслуживания, руководство чтением); Л.М.Беляевой, Б.А.Бородиной, С.Д.Ко!отковп, Е.Р.Левиной, И.А.МеЙжис, У.С.Миримановой, Н.А.Рубакина, Э.Л.Шапиро, Ю.А.Шерковина, Е.Б.Ыехурииа (психологические аспекта обслуживания, информационных процессов); А.Я.Айзенберга, В.'Л.Тсретша (педагогические аспекты обслуживания); ад.Афа-насьева, Б.В.Банка, ¡1.Е.Добрыниной, А.й.Рейтблата, М.М.Самохн-ной, М.Д.Смородинской, В.Д.Стельмах (социологический аспекты чтения, библиотечного обслуживания); К.Л.Абрамова, А;11.Ванеоиа, Т.Ф.Каратыгиной, О.И.Талалакиной (исторические аспекты библиотечного обслуживании); ДЛЛ.Иньковой, Н.С.Картатова, К.У!.Рубине ко го, В.В.Серова, Ю.Н.Столярова, Н.И.ТюлиноЙ, Й.Ы.Фруми-на, О.С, Чубарьяиа ( социальная роль обслуживания,

управление этой Деятельностью, оценка эффективности).

Примерно такой же круг проблем исследуется зарубежными авторами, однако они отдают предпочтение вопросам маркетинга, реклама, "паблии рилейшиз" в обслуживании, влияние компьютерной техники на пользователей библиотек, профессиональной этике, обслуживанию так называемых .проблемных"пользователей (бездомных душевнобольных, алкоголиков и др.), традиционному нестационарному обслуживай» посредством библиобусов, межбиблиотечному абонементу, организации выставок, предупреждению задолженности нв абонементе и др.

Среди наиболее известных зарубежных авторов, рассматривающих теоретически о и технологические-вопросы библиотечного и информационного обслуживания - М.Бекланд» Ф.ЛаккасТео, Дж.Сол-тон, Дк.Хенли, Дж.Шира.

Несмотря на многообразие публикаций по вопросам библиотечного обслуживания» отсутствует концептуальный подход к изучению этой деятельности.

Во многих российских исследованиях по проблемам обслуживания больше внимания уделялось конъюнктурным моментам, чем сущностным, что одерживало развитие теории. Привлечение психологии, социологии и других наук не всегда было глубоким. Заметна диспропорция в исследовании проблем: описание форм, методов, принципов и игнорирование технологии, средств, условий взаимодействия с внешней средой, вопросов управления. Большинство исследователей оставляло без внимания дискретность результата библиотечного обслуживания» читательскую активность, личность библиотекаря, среду, в которой осуществляется библиотечное обслуживание.

Осознание необходимости теоретического воспроизведения библиотечного обслуживания в его целостности, взаимосвязи со средой побудило автора данного исследования с начала. 80-х годов приступить к изучению этой деятельности. Результаты изучения нашли отражение в публикациях, основная часть которых приведена в автореферате диссертации.

Цель исследования - разработка целостной концепции библиотечного обслуживания, рассматривающей эту деятельность с современных позиций.

Для достижения цели определены следующие основные задачи;

- выработать подход к исследованию библиотечного обслуживания;

- проанализировать терминологию как отражение теории и практики обслуживания;

- рассмотреть роль библиотечного обслуживания в библиотечной деятельности;-"

- раскрыть место библиотечного обслуживания в контексте внешней среды;

- обосновать целостность, системность библиотечного обслуживания; охарактеризовать структуру, свойства этой вистемы, способы ее адаптации к среда;

- дать анализ системы библиотечного обслуживания с позиций системно-дентельностн'ого подхода;

- исследовать цель, субъект, объект, предмет, результат, ресурсы, технологию, методику, условия ^среду) реализации библиотечного обслуживания. ,

Объектом' исследования явлнетсн система библиотечного обслуживании.

Предмет исследования - сущность» закономерности системы библиотечного обслуживания.

Методологической базой диссертации явились представления об общих принципах организации социальных систем, деятельност-ном подходе, выработанным философией, психологией, теорией управления; о массах, группах, исследуемых социологией; о категории "услуга", изучаемой экономическими науками; о роли культуры, информации, среды в современном обществе и жизни человека, получивших развитие в культурологии, информатике, философии.

Методика исследования. Использовался системно-деятельност-ный подход, методы терминологического анализа, анализа документов (публикаций, библиотечной документации), беседы с библиотекарями и читателями.

Научная новизна исследования заключается в том» что предложена новая концепция библиотечного.обслуживыняя, рассматривающая эту деятельность как систему в отличав от хегвДОмяш «да* жившегося изолированного изучения его разных видов* аспектов.

выявлена общая сущностная основа всех видов обслуживания -обеспечение пользователя» доступа к информации в форме библиотечных услуг.

Новый является изучение обслуживания как постоянного диалога

•0

между пиром духовной культуры, воплощенной в документах, содержащихся в библиотеке, и личностью в процессе ее библиотечной деятельности, между библиотекарем и пользователем, пользователями при общении друг с другом, библиотекарями, взаимодействующими в ходе совместной работы. Этот диалог раскрывается путем изучения обирымя.библиотекой ор«дм '<9 исследования ее характеристик. Через библиотечную среду обслуживание связывается с культурно-информационной средой общества.

Систематизирован обширный класс явлений, относящихся к обслуживанию.

Дан комплексный анализ основных составляющих системы библиотечного обслуживания: его главной цели, субъектов, объекта, предмета, ресурсов, технологии» методики, результатов, среды функционирования и развития, механизмов управлении»

Новизна работы - в рассмотрении библиотечного обслуживания в контексте деятельностной специфики других видов обслуживания в обществе, »выявлении механизмов адаптации библиотечного обслуживания к среде, в раскрытии субъектно-объектных отношений в процессе этой деятельности, в проведении терминологического анализа.

Новым является установление различий библиотечной услуги и продукции, раскрытие свойств библиотечных услуг, разработка их классификации, рассмотрение теоретических вопросов технологии и методики библиотечного обслуживания, управления этой деятельностью, предложение оригинальной системы показателей оценки эффективности обслуживания.

Новые аспекты найдены при характеристике пользователя библиотек и его деятельности, при разработке модели специалиста по обслуживанию пользователей, исследовании взаимоотношений библиотекаря и пользователя, при рассмотрении роли маркетинговой стратегии, библиотечной рекламы,ч "паблик рил«йшнэищ автоматизации » обслуживании.

Научная -иов<§эШг%одержитоя и а, положениях, выносицых на защиту: 4" . ' ''• :

I. Библиотечйбе обсАуйивание - целостная системная дентель-«ость, направленная на обеспечение доступа к документам, ин-

формации с целью удовлетворения и развития потребностей пользователей библиотек. Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется в форме билли'.т^гш« у о «у г, дающих возможность пользователю получить дг.л-у, ознакомиться с ними в помещении библиотеки («юмтгь них информацию, преобразовать ее в личное знание), использовать библиографическую» фактографическую» полнотекстовую информацию не только в библиотеке, но и на домашнем дисплее и др. На атом основании библиотечное обслуживание рассматривается как система предоставления библиотечных услуг.

2« Библиотечное обслуживание - открытая» динамичная система, постоянно взаимодействующая с обществом (через потребности-пользователей, документы, материально-техническую базу» профессиональное сознание библиотечных работников» библиотечные услуги), включенная в социальные подсистемы информации и культуры и подчиненная закону поддержания соответствия между общественными потребностями в библиотечных услугах и способностью системы удовлетворить их.

Библиотечное обслуживание адаптируется к воздействиям общества посредством механизмов универсализация и специализации, централизации и децентрализации, кооперирования и координации отдельных своих подсистем.

Библиотечное обслуживание оказывает влияние на общество^ выполняя определенные функции. Обеспечивая доступ к документам, информации, обслуживание осуществляет информационную функцию. Организуя связь во времени и пространстве между документами, Информацией и пользователями, выполняет коммуникативную функцию. Предоставляя читателям культурные ценности» обеспечивая передачу их от поколения к поколению, обслуживание реализует свою культурную функцию. Г»

Предоставляя возможность доступа к документированным знаниям, которые пользователь может преобразовать в индивидуальные знания, обслуживание выполняет когнитивную функцию. Из названных функций библиотечного обслуживания вытекают самообразова-тельиая, социализирующая, реабилитационная и другие функции обслуживания.

5. Библиотечное обслуживание - сложная система, включающая подсистемы разного характера; организационные (территориальные.

отраслевые, внутри библи о течны е структуры» стационарные, нестационарные и т.п.)* функциональные (цель, субъект, объект, предмет, результат, средства, технология, условия); дифференцированные по предмету и результату (абонементное, справочное, консультационное, выставочное и др. вида обслуживания), по объему и группам пользователе! (индивидуальное, групповое, массовое; обслуживание детей, юношества, инвалидов и т.п.); по характеру применяемых средств (аудиовизуальное, электронное и т.д.). Другие.

Целостность этой системы обеспечивает единство основной цели всех подсистем обслуживания и сиотомы в целом, наличие связей между подсистемами, интегрированного свойства, которое проявляется в способности системы удовлетворять любой реальный запрос пользователя, в то время как ни одна подсистема в отдельно-оти такой возможностью не обладает, и ряд других признаков.

4. Библиотечное обслуживание как деятельность обеспечивают его функциональные подсистемы. Субъекты (библиотекарь и пользователь библиотеки) в процессе обслуживания направляют свои усилия на удовлетворение потребностей (объект деятельности) пользователей. Запрос пользователя (предмет обслуживания), выражающий его потребности, обрабатывается в ходе технологического процесса обслуживания. Этот процесс осуществляется в уоловиях библиотечной среды (о определенными духовными, предметными, пространственно-временными параметрами) с помощью библиотечного фонда, справочно-библи©графического аппарата, оборудования, технических средств.

Положительный результат библиотечного обслуживания - услуга, отрицательный - отказ.

5. Значительную роль в обслуживании играет библиотечная среда как совокупность условий, единство предметного и духовного окружения, в котором осуществляется деятельность библиотекарей и пользователей библиотеки. Библиотечная среда - составляющая информационной, культурной среды общества. Комфортная библиотечная среда способствует удовлетворению потребностей пользователей, стимулирует их деятельность в библиотеке, выступает фактором их интеллектуального, культурного развития.

Теоретическая значимость исследования вытекает ив оказанного выше. Разработана общая теория библиотечного обслуживания, интегрирующая знания в этой облаоти, предлагающая в отличие от сложившегося единый концептуальный подход к изучению разных видов в аспектов обслуживания и рассматривающая его многогранно о социально-информационной , социально-экономической, ооциально-потеологической, социокультурной точек зрения.

Библиотечное обслуживание соотнесено о более общим класс«4 явлений (системой информации, культуры, сиотемой обслуживания), что дает возможность выявить его закономерности, специфику деятельности, прогнозировать характер развития. »

Таким образом, решена важная научная проблема замены парадигмы библиотечного обслуживания, которая препятствовала решению обслуживанием его социальных задач, новой теоретической моделью этой деятельности.

Данное исследование обогащает научный'потенциал библиотеко-' ведения в целом, по-новому рассматривая фундаментальные вопросы библиотечного дела: его цели, функции, характер взаимодейотвия о обществом.

Самостоятельное теоретическое значение имеет анализ терминологии в офере библиотечного обслуживания и ряда сопредельных облаотей.

Теоретические результаты изучения библиотечного обслуживания могут быть использованы в смежных науках» библиографоведении, информатике.

Практическая значимость работы оостоит в том, что целостное представление о библиотечном обслуживании отвечает потребностям пользователей библиотеки, которые заинтересованы в максимальной доступности документов, информации, что может быть достигнуто яри системной организации обслуживания.

Практическое приложение имеют предложенные в работе классификация библиотечных уодуг и показатели оценки эффективности библиотечного обслуживания.

Полученные результаты применяются в практике подготовки специалистов в области библиотечного дела в Московском государственном институте культуры.

Разработанная концепция библиотечного обслуживания легла в оонову формирования профиля ряда вузовских курсов; "Теория к методика библиотечно-информационного обслуживания", "Библиотечное обслуживание специалистов научно-технического про-

филя", "Информационное обслуживание". Многие идеи нашли отражение при проведении занятий по библиотечной реклама в рамках курса "Библиотечный маркетинг", курса по выбору "Библиотечная психология".

Результаты исследования представлены в учебных пособиях, используемых студентами и преподавателями.

Материалы диссертации использованы при равработке по заказу Департамента по культуре и искусству Центрального административного округа г, Москвы концепции и программы развития библиотечно-информационного обслуживания в этом округе.

Новые представления о библиотечном обслуживании налагались автором в выступлениях перед библиотекарями .Москвы и ряда других городов, в подготовленных для них методических рекомендациях.

Результаты исследования получили отражение в 64 публикациях автора (60 а.^.) по вопросам библиотечного обслуживания, в том чиоле монографии "Библиотечное обслуживание; теоретический аопект", представленной на аащиту в качестве докторской диссертации. ,

Публикации по теме диссертации вызвали положительный отклик научно-педагогической и библиотечной общественности (в форме рецензий, ссылок).

Апробация результатов исследовании осуществлялась в процессе преподавания в Московском государственном институте куиьтуры названных выше курсов, при чтении лекций на ФПК МШК, в Институте повышения квалификации работников культуры Казахстана (Алма-Ата), Институте повышения квалификации информационных работников (ШШМР) г. Москвы, в республиканских научных библиотеках г. Петрозаводска и г. Чебоксары, в научной областной библиотеке г. Тюмени, в массовых библиотеках г. Москвы.

Основные выводы исследования апробированы на 5? конференции Международной федерации библиотечных ассоциаций (ИфЛА), в выступлениях на семинарах, научно-практических конференциях, организованных Московским, Санкт-Петербургским, Казанским, Краснодарским, Восточно-Сибирским, Пермским институтами культуры, Смоленским колледжем культуры и искусства, Международна обществом по организации знаний, Всероссийской книжной «плитой, Ассоциацией чтшшн^Масковокой библиотечной ассоциацией \poo-сиИеки-амвриканекий, роосийско-норвалегкай семинары и др,).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В главе I "Методологическая и терминологическая база изуче-' ния библиотечного обслуживания" дан анализ теоретической разработанности обслуживания пользователей библиотек и обоснован подход к его исследованию. Первые попытки теоретического осмысления собственно библиотечного обслуживания в работе связываются с возникновением в конце XIX в. организационных, психологических и др. проблем, вызванных ростом документного потока, расширением и углублением запросов пользователей и потребовавших научного подхода к их изучению и решению.

Доказывается, что в поисках такого подхода библиотековеды обращались к психологии, физиологии, теории маркетинга и др. наукам. •

Подчеркивается, однако, что решение специфических технологических, методических, организационных проблем требует наряду о использованием названных наук разработки теоретических основ собственно библиотечного обслуживания.

Раскрыты трудности теоретического осмысления этой деятельности, связанные с противоречием между неповторимостью каждой библиотечной услуги и массовостью их предоставления в, уодв обслуживания, изолированностью работы структурных подразделений обслуживания (абонемента, оправочно-библиографической службы и т.д.), противопоставлением при исследовании библиотековедами и библиографоведами абонементного и библиографического обслуживания и др. '

На основе анализа публикаций сделан вывод о том, что познание библиотечного обслуживания, пройдя стадию эмпирического изучения, остановилось на теоретическом исследовании отдельных проблем и аспектов, что целостная концепция обслуживания пользователей библиотек не сформировалась.

Этот вывод подтверждается и посредством изучения чевмино-логии в области библиотечного обслуживания.

Для определения состояния теоретического потенциала сферы библиотечного обслуживания проанализировано содержание базисных терминов в втой области (использовался терминологический словарь по библиотечному делу 1986 и 1976 годов): "библиотечное обслуживание", "чтение", "читатель", "работа с читателями", "руководство чтением", "пропаганда литературы", "информацион-

ная работа библиотек", "организация библиотечного обслуживания", "индивидуальная работа о читателем", "массовая работа библиотеки". . .

Показано в ретроспективе варьировался ведущий термин, обозначающий исследуемую деятельность: "обслуживание читателей", "работа с читателями", "руководство чтением", "библиотечное обслуживание". Раскрывается овязь последнего о англоязычным термином. Анализируются причины предпочтительного использования того или иного термина в разные исторические периоды.

Исследуется широкое толкование термина "библиотечное обслуживание" (как обслуживание первичными и вторичными документами), и узкое (как обслуживание только первичными документами), словосочетание "библиотечное обслуживание населения", отражающее результативную роль обслуживания в библиотечной деятельности и его системность.

Предлагается, исходя из интересов пользователей, нуждающихся в скоординированных действиях библиотекарей и, следовательно, единстве всех видов обслуживания, употреблять термин "библиотечное обслуживание".

Обосновывается, что в теоретическом плане обобщающее для всех видов библиотечного обслуживания (абонементного, справочного, консультационного, выставочного и др.) понятие необходимо, чтобы выразить единство »той деятельности, абстрагируясь от специфики, показать то общее, что их характеризует: обеспечение доступности (а форме услуг) документов, информации. Имеется в виду, что в библиотеке пользователь получает как первичные документы, так и библиографическую, фактографическую и другую информацию.

На основе проведенного анализа библиотечное обслуживание трактуется как деятельность библиотеки, обеспечивающая во взаимосвязи с другими библиотеками доступ (в форме библиотечных услуг) пользователей к документам, информации в целях удовлетворения и развития их потребностей ('библиотечными услугами очитаются любые базирующиеся на информации услуги библиотеки).

В соотношении о понятием "библиотечное обслуживание" рассмотрены термины "информационное обслуживание", "справочно-информационное обслуживание", "информационное обеспечение", "библиотечно-информационное обслуживание".

Термин "информационное обслуживание" трактуется как обобщающий для отражения деятельности разных учреждений, распро-

страняющих социальную информацию (библиотеки, олужбы НТИ, ив-дательства, книжные палаты, книжные магазины, архивы, муэеи, учебные заведения, средства массовой информации и др.). В понятие "информационное обслуживание" включаются понятия "оправоч-но-инфодаационное обслуживание", "информационное обеспечение", отражающие предоставление пользователям определенных видов услуг, и понятия "архивное обслуживание", "библиотечное обслуживание ("библиотечно-информационное обслуживание") и т.п., характери-вуицие вид обслуживания, осуществляемый тем или иным социальным институтом.

Выявленная в ходе анализа публикаций и терминоло?ии слабость теоретической базы библиотечного обслуживания, отсутствие целостной концепции этой деятельности обусловили выбор оистемно-дея-тельностного подхода к ее исследованию. , Обосновывается, что этот подход позволяет рассмотреть обслуживание пользователей библиотек как систему, т.е. совокупность элементов, находящихся в отношениях и овязях между собой и обцазущих целостность, единство.

Подчеркивается, что сиотемно-деятельноотный подход дает возможность выявить внутреннее единство библиотечного обслуживания, отдифференцировать его от окружающей среды и в то же время рассмотреть его место в этой среде и взаимосвязи о неЖ; отвлечься от подвижности-системы библиотечного обслуживания и изучить ее состав, структуру и одновременно раскрыть ее функции, исследовать как деятельность.

lia основе системно-деятельноотного подхода предполагается многоаспектно рассмотреть библиотечное обслуживание и построить теоретическую Модель этой деятельности как целостной системы.

Глава 2 "Сиотема библиотечного обслуживанияî общая характеристика" посвящена исследованию места библиотечного обслуживания в системе "библиотека" и в контексте общественного разделения труда, определению цели, структуры, свойств этой деятельности.

Доказывается, что наличие связи между документом и абонентом (модель системы "библиотека" Ю.Н.Столярова) отражает ту реальность, что в библиотеке абонент стремится овладеть документами, информацией, а последние становятся доступными ему благодаря особой деятельности - обслужи«; аш. В ■ ос&йя*Ч<*йи«г доступа к библиотечным фондам, СБАпроявляется главная социальная функция библиотечной обслуживания. Из этой функции вы- .

»екают и другие: самообразовательная» образовательная, социализирующая, рекреационная и т.п. Сказанное позволяет рассмат-•ривать библиотечное обслуживание как систему обеспечения доступа пользователей к документам, информации.

Обосновывается, что доступ к документам, информации осуществляется библиотекой в форме услуг. Разные причины ограничивают возможность обеспечения доступа к информации. Среди барьеров доступности библиотеки и ее услуг выделяются территориальный (пространственный), временной, правовой, семантически!, ведомственный, технологический, материально-технический, социокультурный, психологический, экономический, идеологический, нравственный* интеллектуальный.

функция обеспечения доступа к информации, которая реализуется подсистемой обслуживания библиотеки, нвлиется одновременно и ее системной функцией. Она используется в качестве основы для определения места библиотеки в системе общественного раздевания труда, прежде всего среди отраслей обслуживания,

С позиции деятельностного подхода рассматриваются общие и отличительные черты разных отраслей обслуживания» Обосновываются такие общие признаки, как удовлетворение насущных потребностей* приближенность к населению, обеспечение наилучшего доступа к предмету потребностей пользователей, предоставление услуг (т.е. особого вида потребительной стоимости, существующей в форме полезной деятельности, удовлетворяющей общественные, групповые, индивидуальные потребности), наличие двух разноролевых субъектов! которых связывает йбщшх. цель и результат), предмет деятельности в форме запроса, особенности технологии, высокая эмоциональность среды, использование однотипных способов приспособлении к потребностям пользователей (например, специализация, децентрализация).

В то же время показаны существенные различия отраслей обслуживания, которые удовлетворяют разные потребности. Предмет потребностей, удовлетворяемый тем или иным социальным институтом обслуживания и явлнется тем типообразующим Признаком, который определяет специфику отрасли обслуживания и соответственно результат ее деятельности. С этой точки зрения различаются отрасли обслуживании, удовлетворяющие материальные и нематериальные потребности населении. Среди последних выделя-

ются те, которые удовлетворяют духовные потребности человека: учебные заведения, средства массовой информации, библиотеки, музеи, театры, архивы и т.п. Разными способами они создают, сохраняют и распространяют социальную информацию (опыт человечества , его ценности, то есть культуру).

В этом смысле такие институты (И библиотеки в их числе) рассматриваются одновременно как учреждения культуры и информации, осуществляющие информационное и культурное обслуживание. Исследуется специфика предоставляемых этими социальными институтами услуг. Выделяется система аудиовизуальной и документной информации. Последняя характеризуется более подробно, рассматривается место в ней библиотеки. Раскрыто социальное значение библиотечного обслуживания» обеспечивающего широкий спектр информационно-культурных документных услуг, рассчитанных на разные слой населения.

Показано, что эта услуга удовлетворяют разные потребности» в основе которых лежат потребности в «формации (информационные потребности): идеальные потребности познания смысла жизни, социальные потребность евизашад с приобщением к общественным нормам, вооружением мания» для выполнения той или иной деятельности (самообрааоватедашда,. образовательны§, профессиональные, рекреационные, семейло-бытовые и т.п.), потребности развития и другие. Поскольку названные потребности удовлетворяются в библиотеке в форме библиотечных услуг, говорится об общественных; потребностях в библиотечных услугах или библиотечных потребностях пользователей. Выделяются потребности в первичных документах, справках; информировании о новых поступлениях или.наличном фонде, актуальных документах, проблемах; ориентировании в библиотечных ресурсах; в переводе, копировании документов; организации библиотечного общения читателей. Вместе с тем это все информационные потребности.

На основе изучения потребностей определяется основная цель библиотечного обслуживания - удовлетворение и развит^ информационных потребностей пользователей библиотек путем предоставления услуг. Показано, что цель библиотечного обслуживания конкретизируется в выполнении запроса пользователя» в котором последний выражает свою потребность, обеспечении при этом удобств, доброжелательного отношения библиотекарей к пользова-

талям я возможности развития их интеллекта за счет потенциала информационных ресурсов библиотеки.

Рассматривается характер влияния социйльно-экономичеоких факторов, информационных потребностей общества я отдельных пользователей на библиотечное обслуживание» а также возможность адаптации обслуживания к воздействиям среды за счет системных овойств (общая цель всех подсистем и системы обслуживания в целом, иерархичность структуры, наличие интегрятивного свойства, взаимосвязи подсистем, способность к самоорганизации). Доказано, что сохранение, функционирование и развитие системы библиотечного обслуживания как целостного организма возможно при условии ее подчинения необходимости (закону) поддержания соответствий между изменявшимися потребностями пользователей я способностью сио-темы удовлетворять их. Это закон адаптации системы библиотечного обслуживания к среде. Подчеркиваются в этой связи такие свойства системы, как открытость, динамизм. Раскрываются механизмы выполнения закона адаптации библиотечного обслуживания к среде? универсализация, специализация, централизация, децентрализация, кооперирование, координация подсистем.

Показано, что на основе специализации выделяются подсистемы обслуживания внутри библиотеки или на уровне сетей библиотек, обеспечивая удовлетворение узких, специальных потребностей пользователей, Представлены направления специализации: по содержанию (проблеме, теме) потребностей пользователей; по виду запрашиваемых ими документов; в зависимости от потребности в текущей или ретроспективной информации; обращения читателей в библиотеку с научными, производственными, учебными, досуговыми или другими целями; связанные с потребностями возраста; необходимым видели услуг (абонементное, справочное, выставочное, консультационное, другое обслуживание), субъектом спроса (индивидуальное, групповое, массовое обслуживание).

Подчеркивается, что внутрибиблиотечное структурирование на основе специализации подсистем сопровождается, как правило, расчленением технологии обслуживания, выделением некоторых общих для всех структурных подразделений процедур. По признакам внутрибиб-лиотечного структурирования и расчленения технологии обслуживания выделяются небольшие, средние и крупные библиотеки.

- и -

¡оказано, что специализащс*, содвйотау* удамюмодокя« уаки*.

ПОТР«бНОСТв8 «ГТвТвЛед, И1Ше? 0Пр«ДвЛв1111Ыв ПРвДвДЫ, 89 которым*

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.