Сделай Сам Свою Работу на 5

ШАГ 100. ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ САМОПРИНЯТИЯ

 

ЛЮБОВЬ БОГА ВОСПОЛНЯЕТ НЕДОСТАТОК ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ЛЮБВИ

Протоиерей Игорь Гагарин

Может быть, самая главная истина, которая отличает человека верующего от неверующего, это откровение о том, что Бог человека любит. Эта любовь настолько сильна, что ее хватит, чтобы восполнить недостаток какой бы то ни было любви к нам.

Я как священник вижу одну из главных своих задач именно в том, чтобы тем людям, с которыми лично я как-то встретился, помочь почувствовать, что Бог их любит, и использовать для этого все, что только возможно. Я думаю, если мы встретились с человеком, который убежден, что его никто не любит, и от этого страдает, самое большое, что мы можем сделать, – это сказать: «Ты ошибаешься. Я тебя люблю». И это как-то подтвердить, доказать.

Мне вспоминается такая ситуация. В одной семье, я эту семью и сейчас знаю, был душевнобольной ребенок. Сейчас этому ребенку уже за 20 лет, и вот как-то его отец со мной поделился: «Знаешь, нам с женой сначала было очень тяжело от того, что у всех дети нормальные, хорошие, а у нас ребенок с явной болезнью. И какое-то время мы старались его лечить, ничего не получалось, и кончилось тем, что мы поняли, что вылечить ее все равно не удастся, что это пожизненно. Я подумал и жене своей объяснил, что Господь нам в семью послал это существо. Существо, которое никто никогда не будет любить, кроме нас. Других детей любят родители, у них будут друзья, у них будут жены, дети, внуки, то есть, достаточно много людей будет их любить. А вот нашего ребенка, я совершенно точно знаю, любить никто никогда не будет, кроме нас. А мы с тобой уже его любим. И это, на самом деле, особая милость Божия, что нам Он доверил такое трудное задание. И это главная, может быть, задача нашей жизни – дать нашему ребенку то, что ему кроме нас не даст никто, и восполнить этот недостаток любви. Когда мы это с женой поняли, многое переменилось, и радость вошла в жизнь. Нам по-прежнему очень многие сочувствуют, а мы себя считаем счастливыми, потому что Господь нам дал эту радость».



Эта ситуация может быть рассмотрена гораздо шире, чем ситуация одной семьи. На самом деле, на свете много людей, которые чувствуют себя как этот ребенок, но не потому, что они душевнобольные, а по каким-то другим причинам. Они тоже никому не нужны, их никто не любит. Я думаю то, что ощутили эти родители по отношению к своему ребенку, мы, христиане, должны ощущать по отношению к каждому человеку, несчастному в этой жизни.

Поэтому хочу сказать нам всем, христианам, что, встретив человека, который считает, что его никто не любит, давайте ему понять, что он не прав, что он дорог Богу, а как подтверждение – нам.

А самому этому человеку я вот что хотел бы сказать. Есть такие прекрасные слова св. праведного Иоанна Кронштадтского: «Когда мне плохо, я иду к тому, кому хуже, чем мне, и помогаю ему». Если тебе очень тяжело от того, что тебя никто не любит, то постарайся полюбить того, кого тоже никто не любит, и тогда ты почувствуешь, что Бог любит тебя.

В жизни материи есть закон: если где-то чего-то прибыло, значит, в другом месте убыло; если я кому-то что-то отдал, значит, у меня стало этого меньше. А с духовной жизнью все в точности наоборот. Если я кому-то доставил радость – то у меня не убыло радости, а стало больше. И даже более того, если у меня не было ее, но я ее кому-то дал, то она появилась у меня. Поэтому постарайся сделать что-то доброе кому бы то ни было, постарайся доставить радость, которой у тебя у самого нет. Идя этим путем, ты начнешь тоже чувствовать, что в твою жизнь вошел смысл, что ты любим. Ты станешь проводником Божественной любви.

Мы говорим, что любовь от Бога. Если сравнить любовь с энергией, то Бог – это источник такой энергии. Я могу расходовать энергию Божественной любви только для себя, как потребитель энергии – и тогда она во мне никак не ощущается. А если я проводник, то эта любовь начинает через меня проходить. Если меня, допустим, в розетку воткнуть, но не включить, то ток через провод не идет, а если включить, «электричество» потечет, я «заработаю».

Вот так же и здесь. Можно так обратиться к Богу: «Я слышал про то, что Ты меня любишь, но я эту любовь никак не чувствую, Ты мне дай ее как-то почувствовать, чтобы она меня наполнила, и сделала меня счастливым». Скорее всего, ничего не получится, она никак не обнаружится во мне. Иное дело, если я говорю: «Ты мне дай эту любовь, чтобы я мог ее как-то через себя преломить, дать кому-то другому». И я начну действовать, начну делать дела любви. Я не буду «батарейкой», а буду «проводом». Вот тогда Любовь Божия не будет теоретическим утверждением, а будет самым что ни на есть подлинным переживанием.

© Победишь.ру

 

ЛЮБОВЬ БОГА К ЧЕЛОВЕКУ

Игорь Соловей

 

Забота является главным выражением Божьей любви. Любовь Бога дает корни заботе, а сама забота является прекрасным и подвижным цветком этой любви в нас. Прекрасные вещи, из которых происходит жизнь, становятся плодами этого Божественного процесса. Забота проявляется множеством разных способов, которые теология издавна старается как-то систематизировать. Не знаю достаточно хорошо всех оснований этой систематики, но знаю, что они говорят о любви такой безграничной, не эгоистичной, такой бесконечно огромной, что она не поддается никаким описаниям. Иисус говорил о Боге, как о нашем ближайшем, любящем Отце, и хотел, чтобы мы принимали милость Божью, как дети. Задержимся на минутку на этом представлении.

Родительскую любовь не очень трудно понять; родители любят своего ребенка просто потому, что он их ребенок. Бог любит нас немного похоже. Мы дети Божьи, и поэтому Он нас любит. Идеально должно быть так, что ребенок не обязан заслужить любовь своих родителей; они уже любят его всегда. Опережающая природа родительской любви подтверждает мысль, что родители заботятся о своем ребенке естественным способом.

Бог подобным образом одаряет нас своей заботой. Забота проявляется уже в обычном даре существования, в возможности сознательной жизни и в удивлении природой и окружающим миром. Забота содержится в естественном течении жизни, в простых вещах, которые дает нам Бог.

Бог спонтанно дает нам жизнь и дыхание, и прикосновение любви так же, как родители естественным способом дают своим детям пищу и тепло, почти автоматически. Забота является постоянным даром нам себя через Бога, который бережет нашу свободу и побуждает нас к главному желанию.

Забота проявляется иногда театральным и неожиданным способом, когда мы неожиданно становимся как дети, которые находят подарки без малейшего повода, или как незаслуженная доброта в минуты ошибок и сомнений. Бог так с нами поступает, проявляя неожиданную и незаслуженную доброту, чтобы прибавить нам сил, когда все кажется потерянным.

Мы обнаруживаем заботу и в менее приятных аспектах жизни, например, в отлучении младенца от груди, или в других действиях родителей, когда они дают возможность ребенку найти свою подлинность, свободную от их опеки. Бог тоже позволяет нам принимать собственные решения даже тогда, когда мы хотели бы, чтобы он не выпускал нас из-под своей опеки. Бог благословляет нас ответственностью и имманентно скрытым в ней достоинством.

Всеобщее измерение заботы, измерение встречи, проявляется во взаимной связи, в которой Бог и человек взаимно отвечают любовью на любовь. Этот аспект заботы напоминает ситуацию, когда ребенок пытается утешить свою мать, а мать отвечает соответствующими чувствами. Мать реагирует не на поведение ребенка, а только на любовь, которая склоняет его к хорошему поступку. На это опирается одно из важнейших проявлений любви.

Маленький мальчик хочет помочь отцу в каких-то домашних делах или хочет приготовить подарок для матери. Эта помощь может быть ничем иным, как верчением под ногами, а подарок не иметь никакой ценности, только любовь, которая кроется в этом действии, прозрачная и чистая, и полная любви реакция родителей будет самой непосредственной.

Я уверен, что нечто подобное происходит между Богом и людьми. В глубине души мы хотим осчастливить, доставить себе взаимную радость. Это глубокое желание считается более важным, чем успех или поражение. То же самое, когда мы стараемся молиться, а у нас ничего не получается, или когда нам не удается посочувствовать кому-нибудь от всей души помимо нашего желания, Бог одаряет нас вниманием за наше старание.

Много раз бывает, что дети стараются сделать родителям что-то приятное, чтобы манипулировать ими. Как отец своего ребенка, я научился некоторой подозрительности, когда мой потомок начинает убирать свою комнату, складывать книги или без всяких просьб моет посуду.

Однако я должен признать, что я сам иногда так поступаю с Господом Богом. Я стараюсь выглядеть добрым и ласковым перед своим воображаемым Богом, стараясь добиться исполнения каких-то своих желаний. Но иногда мое желание угодить бывает простым и чистым. Оно возникает не для того, чтобы добыть себе корысть, а из тех глубоких потребностей, где любовь существует только ради самой любви.

Желание ребенка угодить является самым естественным и непосредственным выражением любви; вызывает естественную взаимную реакцию ответа на эту любовь, свободную от потребности сопротивления ей, заработка или добычи.

С этого момента сравнение наших отношений с Богом с родительскими отношениями с детьми заканчивается. Родители являются людьми и ими можно манипулировать, а их любовь можно скрыть или открыть. Бог, однако, насквозь знает все наши желания, мысли и движения, даже если мы сами о них не знаем.

Между душой и Богом нет тайны. Поэтому нет речи о манипуляции. На самом деле, если трансцендентный Творец Бог является в своей сущности нашим родителем, тогда Он значительно ближе нам, чем мог бы нам быть какой-нибудь земной родитель. Даже ближе, чем какая-нибудь женщина своему ребенку, которого носит в своем лоне. Божья милость постоянно действует в нас, проходя через каждую частичку нашей сущности.

Метафора родитель — ребенок не очень удачна в смысле степени контроля родителей над детьми, который осуществляется способом наказания и поощрения. В каком-то смысле родители осуществляют контроль над поступками своих детей в рамках опеки и воспитания их. Бог таким способом не действует.

Хотя Ветхий Завет содержит много рассказов о карах Божьих по отношению к людям, а Новый Завет часто обращается к Божьему суду, действие Бога не основано на контроле над людьми. Всегда и без исключения Бог поддерживает и охраняет драгоценную человеческую свободу. Бог приглашает нас, взывает к нам и даже просит, но Бог не контролирует наши ответы. Только мы сами отвечаем за свой выбор, который сами совершаем.

Более того, милость Божья более постоянна, чем человеческая. Эта последняя содержит свои чистейшие моменты, и родительская любовь иногда может напоминать милость Божью в своем постоянстве. Но даже в своем глубоком постоянстве любовь человеческая легко переходит в эгоизм и в разные другие преткновения, происходящие из наших привязанностей.

Даже в лучших проявлениях людская любовь может смешиваться с привязанностью. Когда так происходит, мы чувствуем потребность овладевать нашими возлюбленными или становимся ревнивыми, завистливыми и даже мстительными, когда не исполняются наши ожидания. Мы смотрим на них, как на продолжение нас самих, желаем, чтобы они создали хорошее впечатление у других людей, как будто это мы сами.

Иногда мы мечтаем, чтобы они доросли до наших мечтаний, выполняли наши желания, удовлетворили наши потребности, сделали нашу жизнь безопасной и полной чувства собственной значимости. Полнота ощущения и выражения человеческой любви всегда проникнута такими привязанностями.

Божья любовь совсем другая. Бог любит нас неизменно, независимо от того, кто мы и что делаем. Это совсем не означает, что Бог напоминает благодушного родителя, который нам во всем потакает и игнорирует наши шалости. Такого рода благодушие происходит больше от лени, а не от любви, и проявляется, не взирая на достоинства ребенка и на его способность отвечать за свои поступки.

В Божьей милости, опирающейся на неизменную любовь, независимую от наших чинов и поступков, реально и даже страшно то, что мы всегда несем ответственность за свои поступки. Мы отвечаем даже за импульсивное поведение, происходящее из-за наших зависимостей. Свобода, которой наградил нас Бог, напоминает обоюдоострый меч. С одной стороны, она означает Божью любовь и происходящую из нее силу, которая всегда с нами. С другой стороны, мы не можем убежать от ответственности за свои выборы.

Даже тогда, когда наши выборы деструктивны и их принятие проблематично, любовь Божья остается неизменной. Независимо от нашей изоляции и сопротивления, Бог всегда ждет нас, открытый и внимательный к нам. Бог радуется, когда радуемся мы и когда доставляем радость другим. Бог страдает, когда страдаем мы и заставляем страдать других. На это опирается постоянство Божьей милости.

Дух Божий становится живой сущностью творения и перемен, а забота расцветает каждый раз новым неожиданным способом; она всегда происходит из любви, плодами которой являются Дух и забота. Бог остается постоянно неизменным.

Очевидно, что мы не чувствуем этого постоянства любви, одаряющей нас заботой. Во многих случаях нам кажется, что Бог нас не любит, потому что он вообще не существует. Иногда происходит так в моменты действия наших привязанностей; мы бываем такими холодными, наше внимание направляется на разные мелочи, а мы становимся глухими к любви Божьей.

Я убежден, что мозговые клетки привыкают к постоянной Божьей любви. Может быть, мы и хотим ее достичь, но у нас много других дел, и мы ее не замечаем — так, как не замечаем собственного дыхания.

Есть и другие причины, по которым мы не получаем Божьей любви. Иногда отсутствие заботы так далеко отбрасывает нашу способность к пониманию, что мы вообще ее не чувствуем. Мы не можем постичь любящего присутствия Бога, кажется, что Его забота для нас чересчур возвышенна, слишком непонятная и мистическая, а сами мы не хотим проявлять свою заботу.

В эти минуты, когда мы не можем давать и принимать заботу, на самом деле мы этого не хотим. Если Бог не исполняет наших ожиданий и не дает нам того, что кажется нам сущностью Божьей любви, мы можем обидеться на Него, чувствуя злость и чувствуя страх от правильного понимания.

Иногда, как я уже говорил, Бог специально скрывает от нас свою заботу. Может быть много всяких объяснений, почему забота временами не доходит до нашего сознания; только одно никогда невозможно, а именно, что Бог безразличен к нам или полюбил кого-то другого вместо нас, или обиделся на какое-то оскорбление, или, что он очень занят кем-то или чем-то.

Имманентный Бог в нас очень раним, он страдает, сражается, надеется и творит в нас, делит с нами каждую каплю гнева, печали, заботы и радости. Реальность Бога так интимна, что нет способа вырвать ее из наших сердец.

Однако этот же самый Бог является трансценденцией, творящей, поддерживающей и уничтожающей — господствующей над всеми вещами. Мы не должны удивляться тому, что Бог прекращает наше понимание, потому что с помощью такой таинственности целостный Бог может разделять с нами наши качества и освобождать нас от них. Таким образом, с помощью этой тайны забота всегда абсолютна, постоянна и побеждающая.

Возвышающая и таинственная милость Божья для единственного человека является тем более необходимой в ситуациях, когда забота приходит к нам через полноту. Мне легко было объяснять, как быстро наши мозговые клетки объединяются в системы для выполнения функций, о том, как мы сами становимся частью больших систем, и как наше действие влияет на окружающий мир. Однако, мне не хватает слов, чтобы описать заботу, проявляющуюся в этих разных человеческих системах.

Я обращаюсь к божественному, космическому языку, которым евангелист Иоанн начинает свое Евангелие, с которого я начал этот раздел. К описанию света жизни, который светил людям. Света, который ни одна темнота не могла победить, который является волной жизни, захватывающей нас своей бесконечной любовью и заботой.

«Мы видели его волны» — говорится в гимне. Не «я», а «мы». Это звучит, как песнь вечности. Душа и Бог живут в любви как планета и солнце, а род людской пронизан межгалактическими лучами заботы с напряженной и динамичной силой.

Слово сказано и так космически распространено, что время и форма, сущность и движение вещей стали совершенно незначительными и замерли на огромной горячей волне. На перекрестках мировых дорог, которые только Бог может обозначить, мы встречаемся в общих делах, создаем системы и сами становимся традицией, церковью, обществом верных. Здесь наша энергия соединяется, и Его забота и наша забота переливается во встречу с полнотой одиночества, проникает через нашу близость и заполняет таинственно огромную полноту людей.

Много раз я пытался выразить это таинственное чудо. В XVIII веке протестант Джон Ньютон говорил очень просто, что забота охраняет и защищает одиночку, а одаряет волной множество. В Православной традиции Преподобный Серафим (Саровский) говорит: «Стяжи Дух Святой, и вокруг тебя спасутся тысячи».

© Игорь Соловей. «Как преодолеть зависимость».

 


 

Желаем Вам мира, счастья и любви!

 

© Заочная школа Любви

shkola.realove.ru

 

 

Заочная школа Любви является частью группы сайтов «Пережить.ру».

 

В группу сайтов «Пережить.ру» входят сайты, помогающие людям:

www.perejit.ru — переживающим расставание, развод

www.realove.ru — о любви и семье

www.pobedish.ru — проблемы депрессии, суицида

www.vospit.ru — воспитание детей в семье

www.memoriam.ru — переживание смерти близкого человека

www.vetkaivi.ru — преодоление проблем насилия

www.realisti.ru — широкий круг проблем молодых (можно назвать сайтом о счастье)

www.boleem.com — сайт духовной помощи тяжелобольным.

www.zagovor.ru — о последствиях гаданий и приворотов

www.grozniedni.ru — как жить во время войны

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.