Сделай Сам Свою Работу на 5

Учебный модуль 4. Русские земли в XIII-XV вв. в мировой истории средневековья.





Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

Технологии и дизайна»

Кафедра философии и истории

ИСТОРИЯ

Методические указания к изучению дисциплины
и выполнению контрольной работы
для студентов заочной формы обучения

 

Для студентов специальностей и направлений:

080100.62, 080200.62, 073900.62, 040400.62 (полн.+

сокращ.), 034700.62 (сокращ.), 262200.62, 262.000,

230700.62.

 

 

Санкт-Петербург

 

 

Утверждено

на заседании кафедры 27 декабря 2011

Протокол № 12

 

 

Составители:

Кузнецов В.Д., профессор, д.и.н.

Федотова О.А., доцент, к.и.н.

 

Рецензент:

К. и. н., доцент кафедры истории и политологии Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета М.М. Галанов.

 

Методические указания разработаны на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рабочей программы учебной дисциплины «История» для студентов 080100.62, 080200.62, 073900.62, 040400.62 (полн.+ сокращ.), 034700.62 (сокращ.), 262200.62, 262.000, 230700.62 заочной формы обучения. В них содержатся общие требования к изучению курса, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, методические указания к выполнению контрольной работы, примерная тематика контрольных работ, вопросы к зачету (дифференцированному) зачету, экзамену.



Одобрено научно-методическим советом СПГУТД.

 

Оригинал-макет подготовлен составителем и издан в авторской редакции

Подписано в печать 23.04.12. Формат 60х84 1/16.

Усл. печ. л. 3.1. Тираж 100 экз. Заказ 141/12.

Электронный адрес: spgutdfs@mail.ru

Отпечатано в типографии СПГУТД

1191028, С.-Петербург, ул. Моховая, 26

 

Организационно-методический раздел

1. 1. Цели освоения дисциплины.

История (в переводе с греческого языка – исследование, узнавание, рассказ) – это наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

Основная цель изучения учебной дисциплины «История» – помочь формированию у студенческой молодежи исторического мышления, освоению накопленного предыдущими поколениями мирового и отечественного исторического опыта (как положительного, так и отрицательного), осознанию особенностей и исторического места России в мировом сообществе. Вдумчивое отношение к отечественной истории поможет студентам почувствовать себя наследниками великой культурно-исторической традиции и определить свое место в возрождении истинного величия нашего Отечества.



Цель преподавания курса «Истории» состоит в реализации требований Государственного стандарта к уровню исторических знаний выпускников вуза, выработки у студентов умения применять полученные знания в своей практической деятельности, направленной на расширение кругозора и исторического уровня молодого специалиста, правильной ориентации его в разнообразной и сложной современной жизни.

Завершив изучение курса истории, выпускник должен:

- иметь представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления;

- иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними;

- иметь научное представление об основных этапах в развитии человеческой цивилизации и месте в этом процессе России, знать хронологию основных исторических событий;

- иметь представление об основных типах и формах человеческой цивилизации и их характерных чертах;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации;



- уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторических материалов;

- развивать способность к аналитическому мышлению, стрем­ление к расширению своей эрудиции на основе интереса к истории.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Данная дисциплина относится к общекультурным компетенциям бакалавриата (ОК). Логически и методически взаимосвязана со всеми дисциплинами социально-гуманитарного цикла.

2. Содержание разделов (модулей) и тем дисциплины. Краткое содержание курса:

2. Содержание разделов (модулей) и тем дисциплины

Учебный модуль 1. История в контексте гуманитарного знания.

Методология науки.

Тема 1. Методология и теория исторической науки. Сущность, формы и функции исторического знания. Предмет и объект изучения истории, основные отрасли и направления исторической науки: вспомогательные и специальные исторические дисциплины. Взаимосвязь исторической науки с другими гуманитарными дисциплинами. Формационная и цивилизационные модели исторического развития. Движущие силы истории. Роль субъективного фактора в истории и проблема многофакторного подхода.

Учебный модуль 2. Исторические источники и научные исследования.

Тема 2. Исторические источники и научные исследования. Методы исторического исследования. Классификация исторических источников. Важнейшие принципы исторического исследования. Исторический факт и исторический источник. Классификация исторических источников. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Общее и особенное. Методология и теория исторической науки. Социальные функции исторической науки. Историческое сознание и основные ступени его формирования.

Учебный модуль 3. Особенности становления государственности в России и мировой истории.

Тема 3. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Объективные предпосылки формирования человеческой цивилизации. Типы цивилизаций в древности. Вклад древневосточных цивилизаций в мировую культуру.

Античный мир и древнейшие народы на территории России и сопредельных ре

гионов. Кризис единой древнеримской империи: возникновение христианства. Западная Римская и Византийская империи. Падение Западной Римской империи (476 г.) и завершение истории античной цивилизации. Влияние культурного наследия античной цивилизации на дальнейшее развитие мировой культуры.

Формирование в раннем Средневековье двух новых видов цивилизации: Евро -

пейско-христианской (Западной) и Арабо-мусульманской (Восточной). Распро-

странение ислама. Культурные, нравственные и правовые основы Европейской

цивилизации.

Раскол христианства на православие и католицизм (VIII – IX вв.) и формирование двух ветвей Европейской цивилизации: Восточной и Западной. Роль Византийской цивилизации в формировании русской культуры и государственности. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе.

Тема 4 . Древнерусская государственность.

Проблема этногенеза славян. Расселение славян в III – IX вв. Образование трех славянских ветвей – западной, восточной и южной. Народы, обитавшие на территории европейской части России до прихода туда восточных славян. Быт, занятия и верования восточных славян.

Основные этапы становления государственности в Древней Руси. Норманнская теория. Древняя Русь и кочевники. Социально-экономические и политические отношения в Древней Руси. Принятие христианства и влияние Византийской культуры на развитие древнерусского общества. Древняя Русь, Западная Европа и Восток в XI – XII вв.

Тема 5. Русские земли в XIII-XIV вв.

Политическое раздробление и социально-политические изменения в древней Руси. Княжеские усобицы. Новгородская земля. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Борьба Руси против монгольской и шведско-немецкой агрессии. Быт и культура Руси в XIII-XIV вв. Место Древней Руси в Средневековой Европе. Русь и средневековые государства Европы и Азии. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Учебный модуль 4. Русские земли в XIII-XV вв. в мировой истории средневековья.

Тема 6. Возвышение Москвы. Специфика формирования единого российского государства. Влияние монгольского фактора на особенности формирования московской государственности и социально-экономических отношений в государстве. Формирование сословной системы организации общества. Великое княжество Литовское и Русь. Внутренняя и внешняя политика русского государства при Иване III. Свержение монгольского ига. Достижения в культуре и искусстве XIII-XV вв.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.