Сделай Сам Свою Работу на 5

Укажите качество, характерное для научной речи

1) выразительность

2) логичность

3) эмоциональность

4) краткость

5) субъективность

Укажите жанры научного стиля

1) повесть, эссе

2) учебник, монография

3) доверенность, автобиография

4) мемуары, очерк

5) рубрика, фельетон

К какому стилю речи относятся данные жанры: аннотация, рецензия, реферат?

1) к публицистическому

2) художественному

3) научному

4) официально-деловому

5) разговорному

Какая лексика употребляется в научном стиле?

1) терминологическая

2) жаргонная

3) просторечная

4) разговорная

5) диалектная

6. Укажите правильный ответ: Термин – это

1) речь монографий, научных статей, учебников

2) слово, являющееся официально принятым и узаконенным наименованием какого-либо понятия в науке

3) конструкции, выражающие процесс и результат действия

4) слова, употребляемые в основном в разговорной речи людьми определенной профессии

5) конструкции, выражающие квалификацию предмета и его характеристики

Что такое профессионализмы?

1) речь монографий, научных статей, учебников

2) слово, являющееся официально принятым и узаконенным наименованием какого-либо понятия в науке

3) конструкции, выражающие процесс и результат действия

4) слова, употребляемые в основном в разговорной речи людьми определенной профессии

5) конструкции, выражающие квалификацию предмета и его характеристики

На какие подстили делится научный стиль?

1) научный, публицистический, художественный

2) официально-деловой, собственно научный, научный

3) научный, разговорный, научно-учебный

4) собственно научный, научно-популярный, научно-учебный

5) публицистический, научно-популярный, научно-учебный

Укажите функцию научно-учебного подстиля

1) обучающая

2) художественная

3) популяризации

4) обобщающая

5) конкретизирующая

Укажите функцию научно-популярного подстиля

1) обучающая

2) художественная

3) популяризации

4) обобщающая

5) конкретизирующая

Укажите жанр собственно - научного подстиля

1) стихотворение, рассказ

2) монография, диссертация



3) расписка, заявление

4) газета, журнал

5) справочник, лекция

Укажите композицию логической схемы научного текста

1) введение, основная часть, заключение

2) основной тезис, аргументы, иллюстрации, вывод

3) зачин, средняя часть, концовка

4) описание, упоминание, акцентирование, иллюстрация

5) вступительная часть, общая характеристика, адресат

13. Укажите правильный вариант понятия «текст»

1) информативная единица, отражающая тему текста и соответствующая его содержанию

2) совокупность библиографических сведений

3) ряд предложений, связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств

4) краткое изложение книги, статьи

5) сочетание нескольких слов

14. Закончите фразу: Каждый текст имеет свою

1) гипотезу

2) классификацию

3) повторяемость

4) главу

5) тему

Укажите композиционные части текста

1) заглавие, издание, примечание

2) заголовок, описание, приложение

3) введение, основная часть, заключение

4) зачин, средняя часть, концовка

5) иллюстрация, уточняющая часть, обобщение

Укажите минимальную единицу текста

1) ССЦ

2) абзац

3) предложение

4) параграф

5) глава

Какие композиционные части выделяются в ССЦ?

1) заглавие, издание, примечание

2) заголовок, описание, приложение

3) введение, основная часть, заключение

4) зачин, средняя часть, концовка

5) иллюстрация, уточняющая часть, обобщение

Укажите виды связи предложений в тексте

1) согласование и управление

2) примыкание и согласование

3) простая и сложная

4) цепная и параллельная

5) одновременная и последовательная

19. Укажите правильный ответ: Иллюстрации – это

1) примеры, подтверждающие теоретические положения

2) утверждение, которое требует обоснования

3) основания тезиса; доказательства

4) аналитическая оценка ситуации

5) обоснование выбора темы

20. Продолжите фразу: Цитаты – это

1) письменная фиксация основных положений текста

2) перечисление основного содержания текста

3) мнение о произведении, впечатление о нем

4) кратко сформулированные основные положения текста

5) дословные выдержки из текста

Укажите важнейший признак текста

1) средства организации текста

2) стилевое единство

3) оценка степени достоверности

4) причинно-следственные отношения

5) начало рассуждения

22. Укажите правильный ответ: Заголовок – это

1) информативная единица, отражающая тему текста и соответствующая его содержанию

2) совокупность библиографических сведений

3) ряд предложений, связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств

4) краткое изложение книги, статьи

5) сочетание нескольких тесно взаимосвязанных по смыслу и синтаксически предложений

Укажите заголовок текстов о свойствах

1) Теплопроводность. Сверхпластичность.

2) Ядро Земли. Мантия Земли

3) Земной магнетизм. Перекристаллизация

4) Значение выветривания при формировании месторождений

5) Описание горных пород. Открытие земного магнетизма

24. Продолжите фразу: Компрессия – это…

1) раскрытие содержания текста

2) формулирование темы текста

3) дословная выдержка из текста

4) дополнительные сведения текста

5) свертывание, сжатие текста

25. Укажите правильный ответ: При конспектировании необходимо выстраивать материал в соответствии с …

1) субъективностью изложения

2) логикой изложения

3) эмоциональностью изложения

4) оценочностью изложения

5) непринужденностью изложения

26. Продолжите фразу: Аннотация – это…

1) научный труд, посвященный изучению конкретной темы

2) адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста

3) мнение о произведении, впечатление о нем

4) сжатая характеристика книги, ее содержания

5) критический отзыв о каком-нибудь сочинении

27. Продолжите фразу: Реферат – это…

1) научный труд, посвященный изучению конкретной темы

2) адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста

3) мнение о произведении, впечатление о нем

4) сжатая характеристика книги, ее содержания

5) критический отзыв о каком-нибудь сочинении

Укажите основные требования, предъявляемые к реферату

1) отвлеченность, художественность

2) обобщенность, нелогичность

3) субъективность, приблизительность

4) эмоциональность, выразительность

5) информативность, объективность

29. Продолжите фразу: Резюме – это

1) сжатая характеристика книги, статьи

2) критическое описание какой-нибудь научной работы

3) научный труд, посвященный изучению конкретной темы

4) краткое изложение сути написанного, прочитанного

5) обзор нескольких первичных текстов

30. Продолжите фразу: Рецензия – это

1) сжатая характеристика книги, статьи

2) критическое описание какой-нибудь научной работы

3) научный труд, посвященный изучению конкретной темы

4) краткое изложение сути написанного, прочитанного

5) обзор нескольких первичных текстов

Таблица ответов

№ вопроса № варианта
№ вопроса № варианта

2.8 Экзаменационные вопросы по курсу

I. Беседа по темам:

1. Функционально-смысловые типы речи. Повествование.

2. Функционально-смысловые типы речи. Описание.

3. Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение.

4. Функциональные стили русского языка.

5. Понятие стиля. Смешение стилей.

6. Научный стиль речи.

7. Термины – особый пласт лексики научного стиля.

8. Дефиниция. Виды дефиниции.

9. Языковые особенности научного стиля.

10. Основные особенности научного стиля и его анализ.

11. Понятие текста. Анализ научного текста. Структура и типы научных текстов.

12. Виды и способы связи предложений в тексте.

13. Данная и новая информация текста.

14. ССЦ. Композиция, средства организации связанного текста.

15. Художественный стиль русского языка. Общая характеристика, языковые особенности, основные жанры.

16. Разговорный стиль речи. Общая характеристика, языковые особенности, условия существования.

17. Невербальные (внеязыковые) средства языка. Виды и формы использования.

18. Публицистический стиль речи современного русского языка. Общая характеристика, основные функции, жанры.

19. Официально-деловой стиль. Виды, жанры официально-делового стиля и их особенности

20. Текст как единица коммуникации. Свойства научного текста и правила его построения

21. Логическая схема текста. Особенности и структура

22. Виды и способы связи предложений в тексте

23. Абзац. Структура абзаца

24. ССЦ. Структура ССЦ

25. Компрессия текста. Виды компрессии научного текста

26. План – основа композиции. Виды планов

27. Тезирование. Виды тезисов

28. Конспектирование. Виды конспектов

29. Цитирование. Основные правила оформления цитат

30. Вторичные жанры научного текста

31. Аннотация как вторичный жанр научного текста.

32. Реферат. Виды реферата. Структура реферата

33. Рецензия как критический жанр вторичного текста

34. Резюме-выводы. Структура резюме-выводов

35. Речевая норма и культура речи

36. Культура делового общения. Виды делового общения. Правила речевого поведения

37. Деловая беседа. Роль и виды вопросов в деловой беседе

38. Мозговой штурм как форма делового общения

Сообщения по лексическим темам:

1. Моя будущая специальность.

2. Профессия – инженер.

3. Ученый и его открытие.

4. К.И.Сатпаев – инженер, ученый, организатор.

5. Академик А.Машани – выдающийся ученый – энциклопедист.

6. Наука и современные технологии.

7. Роль науки в жизни общества.

8. КазНТУ – флагман инженерного образования.

9. Наука и ее роль в современном обществе.

10. Образование РК в условиях глобализации.

11. Достижения моей страны за пройденный период.

12. Великие открытия прошлого и современности.

II. Работа с текстом:

1. Прочитайте текст и сделайте композиционно-смысловой анализ текста.

2. Прочитайте текст и определите виды и способы связи предложений в тексте.

3. Прочитайте текст и составьте его логическую схему.

4. Прочитайте тексты и определите типы заголовков.

5. Прочитайте текст, охарактеризуйте абзацы текста и их структуру.

6. Прочитайте текст, найдите ССЦ и охарактеризуйте их структуру.

7. Прочитайте текст и произведите компрессию текста.

8. Прочитайте текст и составьте конспект текста.

9. Прочитайте текст и определите правила оформления цитат в тексте.

10. Прочитайте текст и составьте назывной план.

11. Прочитайте текст и составьте вопросный план.

12. Прочитайте текст и составьте сложный план.

13. Прочитайте текст и составьте тезисный план.

14. Прочитайте текст и составьте аннотацию.

15. Прочитайте текст и составьте реферат.

16. Прочитайте текст и напишите рецензию.

17. Прочитайте текст и составьте резюме-выводы.

18. Прочитайте текст и проанализируйте нарушения норм литературного языка.

19. Прочитайте текст официально-делового стиля и охарактеризуйте его особенности.

20. Составьте образцы деловых документов (частные деловые бумаги).

Глоссарий

Безличные глаголы обозначают процессы, которые протекают без участия субъекта, совершаются сами по себе, например: светает, вечереет, тошнит.
Вид несовершенный Глаголы несовершенного вида обозначают действие многократное, незаконченное, незавершенное (захаживать) и не ограничивающееся своим пределом (писать, брать).
Вид совершенный Глаголы совершенного вида выражают действие однократное (прыгнуть) и достигающее своего предела (написать, взять).
Глагол непереходный Выражает действие, прямо не направленное на объект (управлять автомобилем, верить другу); действие, которое не может переходить на объект (синеть, темнеть); состояние (болеть).
Глагол переходный выражает действие, непосредственно направленное на объект, и управляет именем в винительном падеже без предлога: рассказывать сказку, писать письмо.
Глагольное сказуемое выражается глаголом или глагольным фразеологизмом, например: 1. Волна бежит, от зноя нежась. 2. Потом все полетело к черту.
Инфинитив - неизменяемая исходная форма глагола, которая обозначает действие или состояние безотносительно к лицу, числу, времени и наклонению: читать, нести, печь.
Императив - повелительное наклонение выражает повеление, просьбу, пожелание говорящего, побуждающего совершить действие: читай.
Имя прилагательное качественное обозначает свойство самого предмета безотносительно к другим предметам (белый, синий, высокий, низкий, сильный, слабый).
Имя прилагательное относительное характеризует предмет по отношению к другому предмету (каменный, кожаный, городской, ночной, братский, золотой и т.д.).
Имя прилагательное притяжательное характеризует предмет по принадлежности к другому предмету (медвежья нора, мамин совет, волчий след).
Количественные числительные выражают количество предметов при счете (пятьстульев, миллион тенге).
Конструкции вставные служат для выражения добавочного сообщения, попутного замечания, уточнения, пояснения всего предложения в целом или его части.
Неопределенно-личные предложения - односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени или формой множественного числа прошедшего времени и указывает на действие, совершаемое неопределенными лицами
Обобщенно-личные предложения - односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом в форме 2-го лица единственного числа (реже в других личных формах) настоящего или будущего времени и обозначает действие, которое в равной мере относится или может быть отнесено к любому лицу т.л. к обобщенному лицу.
Омонимы – это слова, совпадающие по своему звучанию или написанию, но имеющие различное значение, например: луг – лук, мука – мýка.
Определенно-личные предложения - односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица единственного и множественного числа настоящего или будущего времени.
Местоимение - слова, которые указывают на предметы и признаки, исходя из конкретной речевой ситуации, или обозначают неопределенные предметы и признаки.
Наречие Выражает признаки действия, состояния, качества, реже предмета, не изменяется по родам, числам и падежам, в предложении выступает в роли обстоятельства, реже – определения: быстро.
Назывные предложения - односоставные предложения, которые утверждают наличие, существование предметов, явлений, состояний: Полночь.
Обстоятельство - второстепенный член предложения, сообщающий о способе, месте, времени, цели, причине, условии и других подобных характеристиках или состояния и отвечающий на вопросы как? каким образом? где? когда? почему? и др.
Орфоэпия - наука о произносительных нормах языка.
Определительное придаточное предложение Относится к существительному в главном предложении и отвечает на вопрос: какой?
Обобщающее слово - грамматическая форма для называния ближайшего родового или более широкого понятия, объединяющего видовые или частные понятия, обозначенные рядом однородных членов предложения.
Паронимы – слова, близкие по звучанию и строению, но имеющие разный смысл. Н-р: невежда (неуч) – невежда (грубый человек).
Полилог основан на принципах совместного речетворчества. В полилоге, как правило, участвуют 3-7 человек.
Причастие - неспрягаемая форма глагола, которая обозначает признак предмета, протекающий во времени, и объединяет в себе все свойства глагола и свойства прилагательного.
Придаточные времени обычно отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
Придаточные изъяснительные - придаточная часть поясняет главную часть, заключая дополнительное сообщение или косвенный вопрос, и отвечает на падежные вопросы.
Придаточные места обозначают место или направление действия главной части и отвечают на вопросы где? куда? откуда?
Придаточные образа действия наполняют конкретным содержанием не раскрытый, а только указанный в главной части образ действия и отвечают на вопросы как? каким образом?
Придаточная часть причины указывает на причину того, о чем говорится в главной части, отвечает на вопросы почему? по какой причине?
Придаточная часть следствия Указывает на следствие, вывод, результат или заключение, вытекающие из содержания главной части.
Придаточная часть сравнительная содержит пояснение содержания главной при помощи сравнения явлений, отвечает на вопрос как?
Придаточная часть условная Действие, названное в главной части, осуществляется при условии осуществления действия, названного в придаточной части, отвечает на вопрос: при каком условии?
Придаточная часть уступительная Действие, названное в главной части, совершается вопреки тем условиям, о которых говорится в придаточной части.
Придаточная часть цели указывает на цель действия, названного в главной части, отвечает на вопросы: зачем? с какой целью?
Словосочетание - грамматическое и смысловое объединение на основе подчинительной связи слов, между которыми имеются атрибутивные, объектные или обстоятельственные отношения.
Сложное предложение - предложение, состоящее из двух или нескольких предикативных частей, образующих смысловое, структурное и интонационное единство.
Сложноподчиненное предложение - предложение, состоящее из двух синтаксических неравноправных предикативных частей, соединенных между собой подчинительными союзами и союзными словами.
Сложносочиненное предложение - предложение, части которого связаны сочинительными отношениями и соединяются с помощью сочинительных союзов.
Союзы - служебные слова, которые связывают однородные члены предложения или части сложного предложения.
Сказуемое именное выражается всеми именными частями речи, а также причастием и синтаксически или фразеологически неразложимым сочетанием слов именного типа.
Слова вводные - грамматически не связанные с членами предложения слова и сочетания слов, которые выражают различную оценку говорящим высказываемой мысли и т.д.
Союзы подчинительные соединяют части СПП, могут выполнять и присоединительную функцию.
Члены предложения однородные - члены предложения, выполняющие, как правило, одинаковую синтаксическую функцию и связанные между собою сочинительной связью.

 

 

УМК ДС обсужден на заседании кафедры «Русский язык»

Протокол № 8_«_20_»__мая___ 2015 г.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.