Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ





1. Термин – слово или словосочетание, точно и однозначно называющие предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание; в основе термина лежит научно построенная дефиниция. Термин нейтрален в эмоционально-оценочном отношении.

2. Терминология – особая лексика научного стиля.В науке очень важно найти нужное обозначение для обнаруженного явления – термин. Это значит - закрепить сделанное наблюдение или обобщение, сделать его заметным в науке, ввести его в науку, привлечь к нему внимание.

3. Активные способы терминообразования.Основу научного стиля речи составляет общенаучная тер­минология греко-латинского происхождения, в которой пре­обладают имена существительные с абстрактным значени­ем, а также конкретные существительные в обобщенном зна­чении.

Наиболее активные способы образования терминов

I.Отглагольные существительные с суффиксом –ени(е), -ани(е) со значением абстрактного понятия II. Существительные с суффиксом –ость со значением отвлеченного признака III.Отглагольные существительные с суффиксом –к со значением абстрактного понятия
ускорение < ускорять упругость < упругий переплавка < переплавить
IV.Наименования с суффиксом –тель со значением предмета V. Существительные с нулевым суффиксом со значением абстрактного понятия от действия VI. Сложные слова, состоящие из 2-х корней
нагреватель < нагревать окись < окислять железобетон
VII.Отглагольные прилагательные с суффиксом –уч-, -юч- VIII. Терминологические сочетания слов IX. Сложносокращенные слова (аббревиатуры)
горючий < гореть цепная реакция КПД

Одним из источников образования терминов является терминологизация слов общелитературного языка, т.е. использование их в узком специальном значении. Например, странная частица в физике называется так, потому, что она действительно ведет себя необычно. Сравните также термины геологии: бараний лоб, ложа океана, ледниковый стакан, роза ветров; в астрофизике: солнечный ветер, парад платен.



В научном стиле присутствует терминологическая омонимия, при которой один и тот же термин входит в разные терминологические языка, в каждой из которых за термином закрепляются разные дефиниции. Например: эрозия почвы (геол.) – эрозия слизистой оболочки (мед.); земная кора (геол.) – кора головного мозга (мед.).



Одной из характеристик терминологии являются термины–синонимы (дублеты), которые соотносятся с одним и тем же понятием. Основной причиной появления терминологических дублетов является синхронное функционирование русских терминов и заимствованных наименований в специальной профессиональной коммуникации. Например: артезианские воды (геол.) – напорные воды; выпахивание (геол.) –экзарация.

Любой терминосистеме свойственна и антонимия. В терминологии антонимы обозначают понятия с противоположным содержанием, например: внешние процессы – внутренние процессы; верховье реки – низовье реки; надвиг – сдвиг.

В языке науки часто используются аббревиатуры и сложносокращенные слова (СУБД, Паскаль, Фортран).

Основная литература

7 [63-70]; 8 [31-38]; 14 [207-208].

Дополнительная литература

17 [6-7].

Контрольные вопросы

1.Что такое термин?

2. Что мы называем терминологией?

3. Какие способы терминообразования считаются наиболее активными?

4. Какие способы терминологизации существуют в совр. русском языке?

5. Какие словообразовательные элементы греко-латинского происхождения вы знаете?

6. Как осуществляется синтаксико-морфологический способ словообразования?

7. Назовите основные виды морфологического словообразования?

8. Как осуществляется лексико-семантический способ терминообразования?

Анализ научного текста

Задание 1.Приведите примеры терминов, используемых в вашей специальности, дайте им развёрнутое определение, переведите их на казахский язык (Для выполнения задания используйте Политехнический словарь, а также русско-казахские терминологические словари)



Задание 2. Прочитайте текст.

Литые заготовки

Основой крупных и уникальных машин являются мо­ноблочные детали сложной формы с большими габаритны­ми размерами и массовыми характеристиками в процессе эксплуатации такие детали воспринимают усилия в тыся­чи тонн.

На предприятиях тяжелого машиностроения выпуск отливок массой свыше 5000 кг достигает 45% от обще­го выпуска литых заготовок. Получившие наибольшее распространение стальные и чугунные заготовки изгото­вляют литьем в песчаные и металлические формы, цен­тробежным литьем и реже по выплавляемым моделям.

Для единичного производства ручная формовка по деревянным и газифицируемым моделям часто остается единственным способом получения отливок. Она харак­теризуется высокой трудоемкостью, значительными при­пусками, низкой точностью получаемых размеров и ка­чеством поверхностей отливок вследствие неоднородности набивки форм.

При машинной формовке чаще всего удается меха­низировать землеподачу, уплотнение формовочной смеси в опоке и извлечение моделей из формы. Это позволя­ет повысить производительность процесса и качество от­ливок, точность их размеров и улучшить условия труда рабочих.

2.1Пользуясь словарем, выпишите и объясните значения терминов и терминологических сочетаний.

1) Объясните, чем оправдано деление текста на абзацы? Проследите, при помощи каких языковых средств осуществляется связь между абзацами?

2) Выделите в тексте ССЦ (см. «Методические рекомендации»).

3) Выпишите из текста предложения с цепной и параллельной связью (см. «Методические рекомендации»).

2.2Подготовьте пересказ текста.

Задание 3.Определите род аббревиатур. Составьте предложения с некоторыми из них.

КПД – коэффициент полезного действия

НИР – научно-исследовательская работа

ОКР – отдел конструкторской разработки

ТП – технологический процесс

ТПП – технологическая подготовка производства

ТР – технологическое решение

СТО – средства технологического оснащения

ЧПУ – числовое программное управление

Задание 4.Прочитайте текст по абзацам. Выделите абзацы, содержащие основную информацию, и абзацы, конкретизирующие основную информацию. Озаглавьте текст.

Производство, связанное с изготовлением машин, называют машиностроительным. Главной целью машиностроительного производства является изготовление машин заданного качества в необходимом количестве, в заданные сроки и при наимень­ших затратах материалов, энергии, труда и иных ресурсов.

Машиностроительное производство в целом представляет собой множество самостоятельных производственных единиц, называемых предприятиями машиностроения. В их число вхо­дят, например, конструкторские бюро, научно-исследователь­ские институты и лаборатории и т.д. Однако ядром машино­строительного производства являются машиностроительные за­воды — предприятия, непосредственно осуществляющие выпуск машиностроительной продукции. Машиностроительное пред­приятие представляет собой сложноорганизованную, целена­правленную систему, объединяющую людей и орудия производ­ства для обеспечения выпуска изделий.

Изделием в машиностроении называют любой предмет про­изводства, подлежащий изготовлению на предприятии. Издели­ем может быть машина, ее элементы в сборе и даже отдельная деталь в зависимости оттого, что является продуктом конечной стадии данного производства. Например, для автомобильного завода изделием является автомобиль, для карбюраторного заво­да — карбюратор, для завода поршней — поршень.

Изделия могут быть неспецифицированными (не имеющи­ми составных частей) и специфицированными (состоящими из двух или более частей).

Деталь — это изделие, изготавливаемое из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций. Характерный признак детали — отсутствие в ней разъемных и неразъемных соединений. Деталь представляет со­бой комплекс взаимосвязанных поверхностей, выполняющих различные функции при эксплуатации машины, к которым предъявляются различные требования качества. Высокие требо­вания предъявляются к качеству изготовления сопрягающихся и функциональных поверхностей деталей.

Заготовкой в ма­шиностроении называют предмет труда, из которого изменени­ем формы, размеров, свойств поверхности и (или) материала изготавливают деталь. Отдельные детали могут быть получены непосредственно, например, литьем или обработкой давлением без последующей обработки. Однако чаще всего деталь оконча­тельно получают методами механической обработки, используя, например, литье, штамповку, прокат в качестве исходных заготовок.

Сборочная единица — это изделие, составные части которо­го подлежат соединению. Характерной особенностью сбороч­ной единицы является возможность ее сборки обособленно от других элементов изделия.

Производство машины можно рассматривать как процесс, основными этапами которого являются; 1) приобретение и из­готовление исходных материалов, полуфабрикатов и заготовок; 2) изготовление деталей; 3) сборка машины. На каждом этапе производства машины применяют соответствующие технологи­ческие методы.

4.1 Выделите основную мысль данного текста.

4.2 Разделите текст на смысловые части.

4.3 Выделите из первых двух абзацев словосочетания, которые могли быть названием текста.

4.4 Какие языковые средства осуществляют связь между абзацами?

4.5 На основе текста, выделите основные свойства научного текста (логичность, цельность, связность), подтвердите ответы примерами из текста (см. «Методические рекомендации»).

4.6 Продолжите составление логической схемы текста (см. «Методические рекомендации»).

Логическая схема текста

Производство, связанное с изготовлением машин, называют машиностроительным. Основной тезис
Машиностроительное пред­приятие представляет собой сложноорганизованную, целена­правленную систему, объединяющую людей и орудия производ­ства для обеспечения выпуска изделий. Аргумент 1
Изделиемв машиностроении называют любой предмет про­изводства, подлежащий изготовлению на предприятии. Издели­ем может быть машина, ее элементы в сборе и даже отдельная деталь. Иллюстрация 1
Продолжите логическую схему!  

Задание 5.Прочитайте текст, озаглавьте его.

Под технологическим методом понимают совокупность пра­вил, определяющих последовательность и содержание действий при выполнении формообразования, обработки или сборки. Различают, например, мето­ды изготовления заготовок (литье в песчаные формы и по вы­плавляемым моделям, горячая объемная штамповка и т.д.), методы обработки заготовок (точение, фрезерование, сверление и т.д.), методы сборки и т.п.

По признаку применяемой группы методов изготовления изделия выделяют отдельные виды производства: литейное, сварочное, механосборочное и т.д. При изготовлении машин, как правило, взаимодействуют производства различных видов.

Изучение технологических методов, используемых при производстве машин, является предметом дисциплины "Техно­логия конструкционных материалов", а также специальных на­учных дисциплин, таких как "Литейное производство", "Сва­рочное производство" и др.

Непосредственное изготовление машины и ее элементов осуществляют на основе специально разрабатываемых и реали­зуемых в производственных условиях технологических процес­сов (ТП).

Разработка технологического процесса изготовления деталей и сборки машины яв­ляется многовариантной задачей: заданное качество можно обеспечить, реализуя в производстве различные технологические процессы. Вместе с тем каждый вариант технологического процесса характеризуется своими технико-эконо­мическими показателями, такими, например, как затраты мате­риалов, энергии и других ресурсов, производительность и т.д. Выбор варианта наиболее оптимальной технологической струк­туры для конкретных условий производства машины является важнейшей задачей, решаемой на этапах конструкторской раз­работки и технологической подготовки производства (ТПП).

Технология машиностроения изучает закономерности про­текания ТП изготовления машин, методы и закономерности управления этими процессами, процессы принятия и реализа­ции, эффективных технологических решений, обеспечивающих заданное качество изго­товления машин и способствующих достижению цели производ­ства.

5.1 Выпишите из текста термины и терминологические сочетания, дайте им развёрнутое определение, используя информацию текста.

5.2 Перескажите текст, заменяя действительные обороты речи страдательными.

5.3 Дайте аргументированные ответы на вопросы, употребляя конструкции, выражающие квалификацию и характеристики предмета, а также действительные и страдательные обороты речи.

1). Что понимают под технологическим методом?

2). Какие виды производства выделяются?

3). На основе чего осуществляется непосредственное изготовление машины и ее элементов?

4). Какая важнейшая задача решается на этапах конструктивной разработки ?

5). Что изучает технология машиностроения?

Задание 6.Укажите в текстах заданий 1,2,3 конструкции, выражающие квалификацию предмета (явления) и его характеристики. Запишите предложения, содержащие данные конструкции.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.