Сделай Сам Свою Работу на 5

Когда мы сокращаем 50 карточек до 18, нам приходится упростить историю и акцентировать (а иногда и неожиданно открыть) важные составляющие фильма.





Питч, покоривший Спилберга

Терри Россио,

сценарист (трилогия «Пираты Карибского моря», «Дежа вю», «Шрек», «Маска Зорро», «Легенда Зорро»)

 

В 1996 году компания Спилберга купила у Терри Россио и Тэда Эллиота сценарий «Маска Зорро». Режиссер был в восторге от того, как авторы представили проект, и пожалел, что не все сценаристы знают о технике питчинга. Теперь и вы можете узнать о ней и применить на практике.

Научитесь делать питч, и вам не придется балансировать на грани провала.

Нам с Тэдом Эллиоттом, моим постоянным соавтором, несколько раз напрямую говорили, что мы не умеем делать питч. Однажды мы вышли с продюсером из переговорной, и он, не пройдя и пяти шагов, остановился и сказал нам: «Это был самый ужасный питч, что я видел в своей жизни». Это был наш продюсер. Человек, который должен быть на нашей стороне...

Случалось, что я забывал слова от страха, заикался, чувствовал, как мой рот продолжает говорить какие-то слова, а мозг совершенно не понимает, куда он ведет. А чаще всего мы портили питч, когда вдруг терялись в деталях.

Но это дает свои преимущества: полное отсутствие таланта позволяет мне дать вам пару советов на эту тему. Ну что могут посоветовать те счастливчики, которым питч дается легко? Те уверенные, болтливые наглецы, которым сиять в лучах внимания аудитории так же просто, как хлопнуть в ладоши! Нет уж, лучше послушайте того, кто ненавидит питчи. Того, кому нужно было как-то компенсировать нехватку таланта. Того, кому приходиться попотеть.



Одной статьи, чтобы закрыть эту тему, явно недостаточно, поэтому я расскажу только об одной конкретной технике питчинга: о питче с использованием пробковой доски.

Такой способ подачи проекта мы подсмотрели в компании «Дисней». А корнями она уходит в практику создания раскадровок при разработке полнометражных мультфильмов. А еще всем нравится кидать канцелярские кнопки через всю комнату, а потом втыкать их в пробковое покрытие и называть все это «совещанием».

Такой способ подачи проекта мы подсмотрели в компании «Дисней». А корнями она уходит в практику создания раскадровок при разработке полнометражных мультфильмов.



Помимо кнопок вам потребуется: пробковая доска (1,2×1,5 метра) и стопка карточек из плотной бумаги (10×15 см). Я также рекомендую всем сценаристам использовать эти карточки для разработки своих историй. Можно окинуть весь фильм всего одним взглядом, поэкспериментировать со структурой, быстро внести в нее изменения и посмотреть, что получилось.

Расскажу вкратце об этом подходе к разработке. Вам нужно написать на каждой карточке одно большое действие. Например, когда мы писали «Маску Зорро» (The Mask of Zorro), у нас на доске были такие карточки:

 

ОТДАН ПРИКАЗ ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ЛАГЕРЯ ЦЫГАН

КРИСТОБАЛЬ ПОДСТРАИВАЕТ СПАСЕНИЕ КОНСТАНЦИИ ИЗ ЛАГЕРЯ

КРИСТОБАЛЬ ВИНИТ ДИЕГО В НАДВИГАЮЩЕМСЯ РЕЙДЕ

КОНСТАНЦИЯ ДУМАЕТ, ЧТО ДИЕГО ЕЕ ПРЕДАЛ

 

Помимо действий, на карточках могут быть ключевые места действия, тематические элементы, арки героев, важные реплики. Основная история полнометражного фильма обычно помещается на 40-50 карточках.

Еще на доску нужно прикрепить карточку для каждого из главных героев. Опять же, если привести «Зорро» в качестве примера:

 

КРИСТОБАЛЬ

Соперник Диего, обожает Констанцию.

БЕРНАРДО

Предводитель цыган. Констанции он заменил отца. Ментор Диего.

 

Иногда мы прикрепляем на доску связанные с темой фильма цитаты, фотографии, возможные названия и вообще все, что мы посчитаем нужным.

Эти написанные от руки карточки НЕ используются при питче. (Во всяком случае, не перед потенциальным заказчиком.) Одна из причин в том, что 50 карточек могут напугать аудиторию, ведь большинство питчей не превышают 10-20 минут.

Итак, для питча мы создаем специальную «презентационную доску». И вместо карточек используем половинки или трети листа А4. Распечатка текста на лазерном принтере придает доске, не побоюсь этого слова, «профессиональный» вид.



Когда мы сокращаем 50 карточек до 18, нам приходится упростить историю и акцентировать (а иногда и неожиданно открыть) важные составляющие фильма.

Сверху доски мы крепим название фильма, а ниже располагаем эти странички, сгруппированные в три акта. Шрифт должен быть достаточно крупным, чтобы его можно было прочитать, не вставая с места с расстояния метра в 4.

Мы оставляем на доске 18-21 карточку, представляющих последовательности сцен. Больше вы в питче рассказать все равно не успеете. Каждой такой карточке мы даем свое название, которое печатаем в верхней части шрифтом покрупнее. То, что происходит в каждой такой последовательности, описывается заголовками, напоминающими названия глав в старых книгах. Помните, там писали, «Глава N, в которой Джимми находит скрытое сокровище»?

Основная цель презентационной доски — представить проект, но мы обнаружили, что создание доски имеет и другие положительные эффекты. Когда мы сокращаем 50 карточек до 18, нам приходится упростить историю и акцентировать (а иногда и неожиданно открыть) важные составляющие фильма. Делая историю понятнее для презентации, мы делаем ее понятнее в принципе.

Вот несколько примеров «карточек» с презентационной доски для нашего первого питча «Зорро»:

 

ПРЕДАТЕЛЬСТВО КРИСТОБАЛЯ

Из ревности он выдает положение цыганского лагеря. Отдан приказ уничтожить лагерь. Кристобаль готовит спасение Констанции. Говорит ей о скором набеге. Она думает, их предал Диего.

НАБЕГ НА ЛАГЕРЬ ЦЫГАН

Диего и кадеты отправляются на задание. Диего не знает, какая у них цель. Жестокая битва. Диего пытается ее остановить. В Бернардо узнают Зорро и берут его в заложники. «Твой острый язычок надо бы затупить».

 

Итак, история оказывается на доске, готовая к презентации. А теперь послушайте внимательно. Возьмите эту самую доску с собой в кинокомпанию, пройдите с ней через парковку, через фойе, в лифт, а оттуда — в переговорную комнату. Вы, конечно, будете чувствовать себя неловко и глупо, особенно, когда вы начнете ставить доску на стулья или диван так, чтобы она не упала.

После этого, воспользуйтесь доской как шпаргалкой для питча. Помните, вы же сценарист. Если вы говорите, что питч проходит таким образом, то так оно и есть.

Мы с Тэдом не сразу это поняли. Когда мы только начинали пользоваться этой техникой питчинга, мы должны были представить проект в компании «Amblin» — Стивену Спилбергу. Мы чувствовали себя так глупо! Кто мы такие, чтобы решать, как должен проходить питч! И что это за громадину мы с собой притащили? Кажется, всем было очевидно, что только наша неуверенность могла стать причиной, по которой мы пользовались этим дурацким «костылем». Детский сад просто!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.