Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема (модуль 3) «Философия познания».





Эпиграф модуля:

«Кто ясно хочет познавать,

тот должен прежде основательно

сомневаться».

Аристотель

 

Цели модуля:

1. раскрыть основные понятия и закономерности познавательного процесса, способы и пути познания мира, составляющие особый раздел философского знания – гносеология;

2. развитие навыков и умений самостоятельного философского мышления, сознательно анализировать процессы, явления, события, и собственный ценностный выбор с целью преобразования действительности;

3. способствовать становлению активной гражданской позиции, используя ценности духовной культуры человека.

 

1. Возможна следующая схема изучения учебного материала (учебно-информационный блок (8 часов)).

 

п/п Тема занятия Тип занятия Вид (форма) занятия Количество часов
Гносеология, ее предмет и основные понятия Формирование новых знаний Вводная лекция, беседа, тест предварительного контроля.
Структура и динамика познавательного процесса. Углубление и систематизации знаний. лекция-дискуссия.
Научное познание, его специфика, структура, динамика. Закрепление и обобщение знаний. Семинар, в форме конкурсов и самостоятельная работа.
Философия познания. Практическое занятие. Зачет, разноуровневые задания.

2. Основной текст.



(по кн. Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкина, Х.С. Гафаров. Основы философии. Мн, Высшая школа. 2009 г., гл. 4, с. 113-138).

3. Словарь понятий.

Гносеология– от греч. gnōsis – познание и logos – учение – философия теории познания.

Познание – процесс приобретения человеком знаний о реальном мире и о себе как его частичке.

Знание – отражение объективной реальности в сознании человека, который в своей деятельности отражает, воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.

Объект познания – предметы, явления, свойства и т.д., включенные в сферу познавательных интересов.

Субъект познания – носитель деятельности, сознания и познания, это человек, который познает фрагмент объективной реальности.

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Это правильное отражение действительности.



Чувствительное познание – это свойства, явления и связи вещей, которые человек познает органами чувств, данными ему природой.

Рациональное познание – активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющийся в ходе практики и обеспечивающий раскрытие ее закономерных связей; способность человека в своей мыслительной деятельности отходить от чувственно-конкретных предметов и их особенностей, чтобы находить в однородных предметах и явлениях главные существенные и необходимые черты, качества.

Научное познание – сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке (символы, формы и т.д.).

Эмпирическое познание – уровень научного познания, при котором исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, в которых выражаются внутренние отношения.

Факт – установленное, доказанное знание о каких-то проявлениях, характеристиках, свойствах изучаемых объектов.

Проблема – знание о каких-то вновь открытых, ранее не известных сторонах объекта, фиксация того, что в мире обнаружено что-то неизвестное, подлежащее раскрытию и объяснению.

Заблуждение – ошибочные сведения о реальном мире.

 

4. Материалы, используемые в процессе обучения.

4.1. Возможен следующий план лекции.

1. Гносеология, ее предмет и основные понятия.

2. Проблема познаваемости мира. Взаимосвязь субъекта и объекта в познании.



3. Структура и динамика познавательного процесса.

4. Проблема истины в теории познания.

5. Научное познание, его специфика, структура, динамика.

4.2. Вопросы к беседе (уровень представления).

1. Гносеология – это…?

2. Что означает познание?

3. В чем специфика познавательной деятельности человека?

4. Знание – это…?

5. Незнание – это…?

6. Заблуждение – это…?

7. Субъект познания - это…?

8. Объект познания – это…?

9. Каковы цели познания?

10. Назовите (перечислите основные проблемы теории познания).

 

4.3. Вопросы к дискуссии (уровень понимания).

1. Раскройте структуру познавательного процесса.

2. Каковы особенности классической теории познаний.

3. Назовите и поясните специфические черты неклассической теории познания.

4. Опишите формы чувственного познания.

5. Поясните формы рационального познания.

6. Объясните формы иррационального познания.

7. В чем сущность классической проблемы истины?

8. Охарактеризуйте абсолютную истину.

9. Охарактеризуйте относительную истину.

10. Что означает – практика есть критерий истины?

 

4.4. Тест предварительного контроля (уровень применения).

1. Что собой представляет познавательная деятельность человека?

2. Гносеология – это…?

3. Перечислите основные проблемы теории познания.

4. Заполните таблицу – позиции в истории философии о возможностях познаваемости мира.

 

позиция сущность
оптимизма человек в процессе познавательной деятельности раскрывает закономерные связи процессов и явлений, устанавливает истины.
скептицизма выражает сомнения в достижении истинного знания.
агностицизма философское течение, по которому не может быть окончательного решения вопросов об истинности познания действительности.

 

5. Важнейшими компонентами познавательной деятельности являются.

 

Субъекты познания человек, который в процессе практической и познавательной деятельности выделяет фрагмент объективной реальности и использует накопленные знания.
Объект познания это часть объективной реальности, являющейся предметом познавательной деятельности субъекта познания.

 

6. Что означает классическая теория истины?

7. Назовите мыслителей классической теории истины (Платон, Аристотель, Гегель, Фейербах, Морис и др.).

8. Докажите, что практика – есть критерий истины.

9. Каковы формы чувственного познания?

10. Каковы формы рационального познания?

11. Каковы особенности и возможности иррационального познания?

4.4. Материалы к дискуссии (как вариант 2).

1. Чем объяснить, что в истории философии менялись трактовки самих субъекта и объекта познания?

2. Перечислите основные философские модели связи субъекта и объекта познания (1. объективно-натуралистическая модель; 2. субъективно-рефлективная; 3. современная).

3. Какова сущность объективно-натуралистической модели взаимосвязи субъекта и объекта познания?

4. В трудах Демокрита и других мыслителей древности предлагалась «теория истечения». В чем ее наивность? Ее основная идея? (объект познания влияет на суть)

5. Что означает процесс «зеркального отражения» объекта в сознании субъекта? (идея механического материализма XVII-XVIII в.)

6. Какова сущность субъективно-рефлексивной модели связи субъекта и объекта познания?

7. Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно существую». Что это значит? Ваше мнение о данной мысли.

8. И. Кант писал: «рассудок не черпает свои законы… из природы, а предписывает их ей». В чем сущность данной гносеологическое модели?

9. Что означает современная (полисубъектнодеятельностная) модель связи субъекта и объекта познания?

10. Составьте основные тезисы современной модели диалога субъекта и объекта познания. (1. основным моментом является творческая деятельность человека, направленная на изменения объекта познания с целью раскрытия его сущности; 2. субъект познания является частью социальной общественности, человечества; 3. познавательная деятельность субъекта имеет социокультурную программу; 4. все компоненты познавательных отношений – субъекты, объекты – динамичны, историчны, изменяются с развитием общества. Значит сущность познавательных отношений – это диалог субъекта и объекта познания.).

 

4.5. Схемы, используемые в процессе обучения.

 

         
 
 
   
 
   
 
   

 

 

             
 
 
 
 
 
 
   
Истина и заблуждение
 
   
 
   

 

 


4.6. Материалы к семинару (уровень применения).

Семинарское занятие можно провести в виде конкурсов. С этой целью группа разбивается на 3 команды, каждой присваивается номер. Из числа учащихся выбирается жюри. Определяется оценка по баллам.

Первый конкурс – устный опрос. Он состоит в том, что представители от каждой команды должны показать знания основных понятий изучаемой темы. За ответ можно получить от 0 до 4 баллов. Цель конкурса – закрепление и систематизация знаний по теме.

1 команда – гносеология, объект познания, научное познание, истина.

 

 

2 команда – познание, субъект познания, чувственное познание, проблема.

 

 

3 команда – знание, факт, рациональное познание, заблуждение.

 

Оценка деятельности игроков команды осуществляется жюри по таблице:

Ф.И. № вопроса Полученный балл
     

 

Второй конкурс – устные выступления по рассматриваемой теме. Это могут быть заранее подготовленные к семинару индивидуальные рефераты, сообщения, компьютерные презентации, которые предлагает подготовить преподаватель по следующей тематике:

1. Классическая концепция истины.

2. Диалектико-маериалистическая концепция истины.

3. Альтернативные концепции.

4. Специфика научного познания.

5. Эмпирический уровень научного познания.

6. Теоретический уровень научного знания.

7. Основные формы научного познания.

8. Гуманитарные параметры современной науки.

9. Научная картина мира.

Этот конкурс дает возможность раскрыть индивидуальные способности учащихся, умение работать в команде.

Целью этого конкурса является обобщение знаний по теме, формирование умений выступать перед аудиторией, анализировать альтернативный материал, делать выводы, оценивать знания других.

Оценка деятельности игроков команды осуществляется жюри по таблице:

Содержание Балл Ф.И. учащ-ся Балл
1. Устного выступления · правильный и четкий ответ · нечеткий ответ · отсутствие ответа · дополнительный ответ          
2. Время (не более 10')    
3. Ораторское мастерство    

По двум конкурсам жюри сообщает полученные баллы учащимися.

 

Третий конкурс – самостоятельная письменная работа. Состоит в том, что учащимся предлагается выполнить индивидуальные задания по выбору:

1. Специфика научного познания, его цели, методы, формы знаний.

2. Эмпирический уровень научного познания, его цели, методы, формы знаний.

3. Теоретический уровень научного познания, его цели, методы, формы знания.

Время для самостоятельной работы ≈ 20 мин.

Целью этого конкурса является систематизация полученных знаний.

Оцениваться будет преподавателем после проведения семинара с помощью таблицы:

Ф.И. студента Баллы Итоги
       
         

В итоге семинара преподаватель делает предварительные выводы об усвоении темы, ее сложностях и предлагает домашнее задание на практическое занятие.

 

4.7. Материалы к практическому занятию по теме: «Философия познания».

Вопросы и задания для контроля за результатами обучения:

1. Регулятивный уровень.

Вариант 1.

1. Раскройте понятия:

ü знание;

ü практика;

ü проблема;

ü творчество.

2. Заполните схему «Чувственное познание».

Формы познания Содержание
   
   
   

 

Продуктивный уровень.

1. Сформулируйте основные принципы классической концепции истины.

2. Ваше мнение, в чем критерий истины?

Творческий уровень.

 

1. Используя знания из общеобразовательных дисциплин, объясните с помощью фактов – какие наука выполняет социальные функции?

2. Верно ли, что научный факт – есть результат осмысления, понимания и интерпретации процесса познания?

3. Согласны ли Вы, что И. Кант проводит разграничение между открытием и изобретением: открывают то, что существует само по себе, оставаясь неизвестным, например, Колумб открыл Америку. Изобретение есть создание ранее не существующего, например изобретение радио.

Вариант 2.

2.1. Регулятивный уровень.

1. Раскройте понятия:

ü познание;

ü субъект познания;

ü заблуждение;

ü факт.

2. Заполните схему «Рациональное познание».

 

Формы познания Содержание
   
   
   

 

Продуктивный уровень.

1. Поясните альтернативные идеи совершенствования классической концепции истины

ü семантическое определение истины

ü конкретная концепция

ü прагматическая концепция

2. Что означает диалектика абсолютной и относительной истины?

 

Творческий уровень.

1. Используя знания из общеобразовательных дисциплин объясните с помощью фактов – что наука выполняет функцию непосредственной производительной силы?

2. Чем отличаются категории «эмпирическое» и «теоретическое» от категории «чувственное» и «рациональное»?

3. Согласны ли Вы с тем, что П. Капица утверждал – для физики интересны не столько сами законы, а сколько отклонения от них?

Вариант 3.

2.1. Репродуктивный уровень.

1. Раскройте понятия:

ü гносеология;

ü объект познания;

ü истина;

ü теория.

2. Заполните схему «Иррациональное познание».

Элемент познания Содержание
   
   
   

 

Продуктивный уровень

1. Сформулируйте основные принципы признания объективности истины (по форме, содержанию и механизмов познания).

2. Ваше мнение, что о понятии истины носят мировоззренческий характер, а не терминологический?

 

Творческий уровень

1. Используя знания из общеобразовательных дисциплин, объясните с помощью фактов культурно-мировоззренческую функцию современной нации.

2. Верно ли, что с учетом специфики познавательной деятельности существуют различия критериев теоретического и эмпирического уровней знаний?

3. Согласны ли Вы, что А. Эйнштейн писал: «Новое в науке делается так: все знают, что это сделать невозможно. Затем приходит невежда, который это не знает. Он и делает открытие».

 

 

Литература:

1. Философия. Учебное пособие для студентов высших ученых заведений. Часть 2. В.С. Стёпин, Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкин и др. Мн, РИВШ, 2005 с. 156-231.

2. Я.С. Яскевич. Философия (конспект лекций) 2010 г. разд. IV. Теория познания и философия науки.

3. А.Г. Спиркин. Философия. М., 2002. гл. 12. с. 378-474.

4. Основы социально-гуманитарных наук (учебно-методический комплекс) под общей редакцией Т.И. Бобко, Минск, 2005 г. с. 52-74.

5. Э.М. Калицкий, М.В. Ильин, Н.Н. Сикорсия. Разработка средств контроля учебной деятельности. Мн, 2005.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.