Сделай Сам Свою Работу на 5

Уточнение содержания программы «От рождения до школы»: образовательные области

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОСВОЕНИЕ ИМИ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА

 

В дидактике «форма» рассматривается как способ построения учебной деятельности, направленной на решение задач учебного процесса и протекающей по установленному порядку и в определенном режиме.

Выбор формы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики ДОУ, от опыта и творческого подхода педагога.

 

Выделяют следующие формы работы с детьми

 

1. Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские: туристические прогулки, праздники (математические), тематические дни (дни математики), досуги (математические), смотры и конкурсы, экскурсии

2. Образовательная деятельность при проведении режимных моментов: гигиенические и закаливающие процедуры, бытовые процессы (одевание, питание), утренняя гимнастика, трудовые поручения, дежурства, расстановка и уборка инвентаря, создание конструкций для подвижных игр, упражнений, восприятие картин, иллюстраций, мультфильмов, ситуативные разговоры

 

3. Самостоятельная деятельность детей: индивидуальные и совместные игры (пазлы, вкладыши, конструктивные, развивающие и пр.), самостоятельная работа в уголке математики, раскрашивание раскрасок, рассматривание познавательных книг, детских энциклопедий, изобразительная деятельность

 

4. Взаимодействие с семьями детей:

· обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребёнка в семье и детском саду

· ориентировать родителей на развитие у ребёнка потребности к познанию

· обращать внимание на ценность детских вопросов, побуждать находить на них ответы через совместные наблюдения, эксперименты, размышления, чтение, просмотры

· привлекать родителей к совместной с детьми деятельности (исследовательской, продуктивной, проектной) в саду и дома

· проводить совместные с семьёй конкурсы, викторины

 

5. Совместная образовательная деятельность

 

6. Организованная образовательная деятельность

 

СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1) игры дидактические, с элементами сюжетно-ролевых, подвижных, музыкальных, театрализованных, строительно-конструктивных, подвижных игр

2) просмотр и обсуждение мультфильмов, видеопрограмм, телепередач, картинок, иллюстраций, предметов

3) чтение и обсуждение познавательных и художественных книг, энциклопедий

4) создание проблемных, игровых, проблемно-игровых ситуаций

5) наблюдения за окружающим миром

6) изготовление предметов для игр, познавательной деятельности, создание макетов, коллекций, украшений, сувениров

7) проектная деятельность (решение общего увлекательного замысла, например, подготовка праздника, выпуск книги, создание коллажей, разработка меню и т.п.),экспериментирование, конструирование (например, изготовление макета кукольной комнаты)

8) оформление выставок детских работ, совместных работ детей и родителей, книг, уголков

Викторины, конкурсы

10) продуктивная деятельность: изобразительная, строительно-конструктивная

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ЗАНЯТИЯ)

Данная форма предполагает работу педагога с целой группой детей одновременно или с подгруппой.

Количество занятий определяется программой ДОУ. Игры-занятия, развивающие ситуации включаются в режим в первой половине дня, желательно со вторника по четверг в сочетании в сетке организованной образовательной деятельности с физкультурой или музыкальным занятием.

Выделяют следующие типы занятий и ситуаций

· по сообщению новых знаний и их закреплению

· по закреплению и применению полученных ранее представлений

· диагностические

· смешанные

 

 

При планировании, организации и осуществлении организованной образовательной деятельности необходимо соблюдать следующие требования

 

1.Четко сформулировать тему и задачи.

2.Определить структурные части и их соподчиненность, взаимосвязь, распределить время между ними и формы работы в каждой части (фронтальная, индивидуальная).

3.Продумать содержание учебного материала, которое должно отвечать теме и цели занятия, быть научным и доступным детям, вызвать интерес к математическим фактам и явлениям.

4.Наметить объем учебного материала, который должен обеспечивать активность детей и темп работы с учетом работоспособности и утомляемости детей.

5.Подобрать методы и приёмы, наглядные пособия, которые будут соответствовать возрастным особенностям детей, развивать познавательную активность, способствовать формированию умственных и практических действий.

С помощью разнообразных приемов воспитатель ставит перед детьми конкретные задачи и добивается от каждого ребенка (в зависимости от его возможностей) их реализации, осуществляет контроль за деятельностью детей, вносит коррективы в их знания, оказывает необходимую помощь, поощряет даже минимальные успехи.

 

Воспитатель – образец для подражания. Он обязан быть собранным, эмоциональным, доброжелательным, давать четкие, лаконичные инструкции.

 

Интересные формы организованного обучения

Сюжетные игровые ситуации

¨ На основе использования оригинального литературного сюжета (читается текст, потом идёт совместное обсуждение математической ситуации), например: Г.Остер. 38 попугаев. С.Сутеев. Яблоко. Под грибом. М.Пляцковский. Длинная шея. Репка. Теремок. С.Сутеев. Под грибом.

 

М.Пляцковский. Длинная шея.

 

Цель: продолжать учить выделять в предметах длину, сравнивать по длине, понимать значение этой деятельности при решении жизненных задач.

 

- Давай меняться шеями! – предложил поросенок Кнопка жирафу Долговязику. – Я тебе свою отдам, а ты мне – свою.

- А зачем тебе моя шея? – спросил жираф.

- Пригодиться… - ответил поросенок. – С длинной шеей диктант на уроке списывать легче.

- А еще зачем?

- А еще в кино с любого места все видно.

- Ну, а еще?

- Яблоки на высоких деревьях доставать можно.

- Э-э-э, нет! – сказал Долговязик. – Такая замечательная шея мне самому нужна!

 

¨ Старая сказка на новый лад (известные сказочные герои попадают в новые «математические» ситуации): «Царевна лягушка» (царевич приходит на болото, а там семь лягушек, нужно найти пятую, она и есть царевна), «Колобок» (показываем изображение Колобка квадратной формы) и др. (пособие «Сказочная Угадай-ка»)

¨ Ситуации с использованием дидактической сказки – её придумывает сам воспитатель или берём из методических пособий: Ерофеева, «Математика от 3 до 7». Касицына, Смирнова, «Дошкольная математика». Г.В.Кузнецова, «Занимательные истории про числа и цифры», журнал «Ребёнок в детском саду, № 1-2, 2006).

¨ Игры – путешествия «Страна острых углов», «Путешествие по городу», «Лесная школа». З.А.Серова. Петербургский задачник.

 

КВН, соревнования

3. Собственно игровые ситуации на основе использования дидактических, логико-математических, развивающих, сюжетно-ролевых, сюжетно-дидактических игр.

Колесникова. «Математика от 3 до 7». Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. Столяр. Давайте поиграем! Дьяченко. Чего на свете не бывает? Математика от 3 до 7.

 

Бессюжетные занятия

Интегрированные занятия

Занятия по подготовке руки к письму, с использованием тетради с печатной основой

Журнал «Дошкольное воспитание», № 4 – 1996. Н.Федосеева. Готовим ребенка к письму.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТОВ ООД

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО МАТЕМАТИКЕ

 

Основные принципы создания конспекта

· развернутый конспект пишется от первого лица

· детально отражается деятельность педагога и детей, при этом отмечаются действия и вопросы воспитателя, предполагаемые действия и ответы детей, пояснения для читающего конспект («Что это?» (спрашиваю детей, демонстрируя модель круга))

· грамотно и подробно составленный конспект позволяет любому педагогу провести подобное занятие без дополнительных указаний со стороны автора

 

 

Уточнение содержания программы «От рождения до школы»: образовательные области

«Социально-коммуникативное развитие» стр. 46:

· Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

· Ребёнок в семье и сообществе (образ Я, семья, детский сад)

· Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, общественно-полезный труд, труд в природе, уважение к труду взрослых)

· Формирование основ безопасности (безопасное поведение в природе, безопасность на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности)

«Познавательное развитие» стр. 63:

· Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, величина, форма, ориентировка в пространстве и во времени)

· Развитие познавательно-исследовательской деятельности (познавательно-исследовательская деятельность, сенсорное развитие, дидактические игры, проектная деятельность

· Ознакомление с предметным окружением

· Ознакомление с социальным миром

· Ознакомление с миром природы

«Речевое развитие» стр. 90:

· Развитие речи (развивающая речевая среда, формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте)

· Художественная литература

«Художественно-эстетическое развитие» стр. 101:

· Приобщение к искусству

· Изобразительная деятельность (рисование, декоративное рисование, предметное рисование, сюжетное рисование, лепка, декоративная лепка, аппликация, прикладное творчество)

· Конструктивно-модельная деятельность

· Музыкальная деятельность (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, развитие танцевально-игрового творчества, игры на детских музыкальных инструментах)

«Физическое развитие» стр. 128:

· Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

· Физическая культура



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.