Сделай Сам Свою Работу на 5

Протестантскую и православную.





Римский народ после 382 г., а также германские и славянские племена

воспринимали христианскую веру путем крещения их вождей и дружин. В этот

момент вожди брали на себя обязательство подчиняться папе в области

духовной жизни и в области некоторых тогдашних дел. Христианизация вождей

была тождественна христианизации племен и народов в соответствии с

принципом “народ исповедует веру короля”. В силу этого правового принципа

христианином становился каждый член племени или народа, чей владыка принял

христианство. Поскольку христианство было государственной религией,

постольку повиновение светскому и духовному владыке влекло за собой

легитимизацию христианства. Таким образом, легитимность является первой из

указанных выше черт.

Христианская теология представляет собой целостную систему представлений о

вселенной, о природе. В соответствии с ее принципами бог сотворил

вселенную, выступает гарантом ее существования и конца, по его воле ангелы

перемещают тела на небесном своде, он служит причиной всех необычайных

явлений. Бог представлялся грандиозной космической силой, несущей



ответственность за постоянство обращения небесных сфер и ситуации,

нарушающие их движение. В народном воображении бог был той силой, которая

посылала дожди или засуху, мороз или тепло, моровые поветрия, громы и

молнии. На языках ученых теологов и простых людей выражаются одни и те же

черты, в обоих случаях бог выступает богом природы — космической силой, от

которой зависит благополучие или голод, смотря каков урожай. Поэтому

аграрность — вторая черта.

Христианство в феодальном обществе Западной Европы выполняло функцию

идеологического интегратора, что привело к консолидации его организации —

римско-католической церкви, представляющей собой строго иерархически

централизованную систему во главе с римским папой и стремящейся к

главенству в “христианском” мире. Вековое сооружение папской теократии

основано на двух взаимоисключающих принципах — принципе аскетизма

(отречения от мира) и принципе всемирной власти (владычества над миром).

Более того, римско-католическая церковь от имени бога пыталась добиться



также “интернационализации” своей власти — пробиться на Восток, хотя и

потерпела в этом поражение. В остальном же католическая церковь

продемонстрировала необыкновенную живучесть.

Римско-католическая церковь с самого начала установила монополию на

интеллектуальное образование, она использовала некоторые знания античности

при организации епископских и монастырских школ, необходимых для обучения

клириков. В них Боэцием и Кассиодором было введено (VI в.) деление “семи

свободных искусств” на две части: триквиум (три пути знания: грамматика,

риторика и диалектика) и квадриквиум (четыре пути знания: геометрия,

арифметика, астрономия и музыка). В XII и XIII вв. из них иногда возникали

университеты (в том случае, если в школах были крупные профессора

богословия, философии, медицины и римского права). В 1200 г. во Франции был

основан Парижский университет, в Италии находились такие знаменитые школы,

как Болонская юридическая и Салернская медицинская школы. В XIII в.

появились и другие университеты: Оксфордский и Кембриджский в Англии,

Саламанкский в Испании, Неаполитанский в Италии; в XIV в. были основаны

Пражский, Краковский, Гейдельбергский, Кельнский и Эрфуртский университеты.

В конце XV в. в Западной Европе насчитывалось уже 65 университетов.

Преподавание, в средневековых университетах велось на латинском языке.

Средневековая университетская наука получила название схоластики (от слова

scо1а — школа); наиболее ярко схоластика отразилась в средневековом

богословии. Нужно не забывать, что на духовную жизнь средневековья наложили



свою печать католическая церковь и город. Этому новому этапу духовной

культуры Западной Европы соответствует “схоластическая логика”, в рамках

которой большой вклад в развитие логических идей внесли номиналисты

(средневековые материалисты).

 

12. Искусство как феномен культуры. Истоки возникновения искусства.

Вопрос о происхождении искусства до сих пор решается неоднозначно. Так,

имеется магическая концепция происхождения искусства, согласно которой

истоком искусства являются магические верования и обряды. Эта концепция,

приведена отечественным ученым Д. Угриновичем в его книге “Искусство и

религия”: “Хотя искусство и религия порождены принципиально различными

социальными потребностями, возникли они в одно время и реализовались

первоначально в „единой нерасчлененной системе духовно-практической

деятельности, которую представлял собой первобытный мифологический

обрядовый комплекс”. Существенно то, что источником эстетического отношения

к миру, сконцентрированного в изобразительной деятельности, танцах, музыке

и прочих видах искусства, служит трудовая деятельность. Однако

возникновение искусства связано не только с трудовой деятельностью, но и с

развитием общения индивидов. Членораздельная звуковая речь — форма

выражения логического понятийного мышления, но общение может осуществляться

посредством рисунка, жеста и пения, зачастую выступающих элементами

ритуала. К тому же следует учитывать тот важный эмпирический факт, что

искусство представляет собой форму существования социально значимой и

циркулирующей в обществе информации, систему эстетических ценностей. Этот

факт играл колоссальную роль в жизнедеятельности первобытного коллектива:

информация, выраженная в системе эстетических кодов, была необходима для

совершения практических коллективных действий, обеспечивающих, в конечном

счете, существование племени.

Следует учитывать и психофизиологическую сторону становления искусства, на

значимость которой обращает внимание в своих трудах отечественный

антрополог Я.Я. Рогинский. Оказывается, в отличие от других органов

человеческого организма, которые функционируют ритмично, мозг может

осуществлять свои высшие функции, выходя за пределы ритмов организма. Для

глубокого постижения мира, для выработки абстракций мозг нацелен не на

физиологические ритмы, а на динамику отражения окружающего мира. Возникает

аритмия, вызывающая усталость у человека. Чтобы ее снять, необходим отдых,

перерыв в умственной деятельности, т.е. необходимо возвращение к нарушенным

ритмам организма.

Традиционное родоплеменное искусство в силу своей синкретичности (оно

переплетается со всеми иными аспектами культуры — мифологией, религией,

обрядом и пр.) является полифункциональным. Прежде всего, оно, наряду с

другими формами (или сферами) культуры, представляет собой воплощение и

выражение общих, устоявшихся представлений данного общества, т.е. выполняет

идеологическую функцию.

В основе произведений искусства до письменной и, особенно пред письменной

эпохи лежит пластическая идеограмма. Именно благодаря этому качеству

первобытное и традиционное искусство эффективно выполняет различные

социальные функции. Ритуальные маски, статуэтки, нательные и наскальные

рисунки и другие изобразительные формы и художественные предметы,

используемые при совершении обрядов инициации, так же как игры, танцы,

театрализованные представления, составляют “одну из связей, соединяющих

различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений

из рода в род” (Г.В. Плеханов). Символический характер первобытного и

традиционного искусства, его условный изобразительный язык, идеоластические

формы призваны выражать сложные идеи и понятия, которые невозможно

воспроизвести натурально.

В первобытном и традиционном искусстве социальные функции тесно

переплетаются с магико-религиозными: статуэтки — вместилища душ умерших,

предназначенные для культа предков, играют определенную социальную роль.

Ведь они отражают реально существующую структуру общества, ибо иерархия в

царстве духов соответствует земной. Синкретизм этого искусства,

нерасчлененность его магико-религиозных, социально-политических и иных

функций отражает нерасчлененность этих аспектов в реальной жизни

архаических обществ. Нельзя провести четкую границу между статуями предков,

различными фетишами, масками, так как и те и другие наделены

сверхъестественной силой, способны вмешиваться в жизнь людей, служат

предметом поклонения.

 

 

13. Художественная и научная картина мира как следствие разных способов

Познания мира.

 

 

|Рациональное |Иррациональное |

|Однозначная причинная |Не требует однозначной |

|связь. |причинной связи. |

|На любой вопрос – один |На любой вопрос несколько |

|истинный ответ. |истинных ответов, |

| |зависящих от точки зрения,|

| |имеющихся фактов, |

| |субъективного опыта. |

|Объективная достоверность |Субъективная достоверность|

|и проверяемость. Требуется|и непроверяемость. |

|достоверный опыт, точная, |Достаточно субъективного |

|проверенная информация. |убеждения. От |

|Важен источник информации |недостоверной, выдуманной |

|и их количество для 100 % |информации можно получать |

|достоверности. |удовольствие – пьесы, |

| |спектакли, сериалы. |

 

Искусство – универсальная, образная модель жизнедеятельности человечества.

Искусство призвано воспринимать, анализировать, концентрировать и

транслировать ценностный опыт культуры. Искусство имеет право на искажение.

Важнейшие функции искусства:

1. Аксиологическая (ценностная) –искусство это играющая иллюзия,

концентрированное изображение жизни, дает нам новое видение жизни.

2. Воспитательная.

3. Коммуникативная – художник-автор, автор-публика, публика-критик, криьтик-

автор.

4. Познавательная - можно прожить много жизней, приобрести чужой жизненный

опыт (не всегда верный).

5. Отдых и развлечение.

6. Эстетическая: жизнь прекрасна, хочется подражать герою; жизнь

отвратительна, так жить нельзя!

На западе 1, реже 2. В России все наоборот («чернуха»): К. Муратова «Три

истории», «Абсинентный синдром». Эстетическая функция заключается в

приукрашении жизни, безобразное не желательно, даже смерть красива («Лаокон

и змей»), иначе нам неприятно.

7. Мифологическая.

И еще 10-15 функций.

 

14. Художественный образ. Полифункциональность искусства, классификация

искусств.

Художественный образ это очень противоречивое понятие, определяется как

инструмент многозначного осмысления мира. Художественный образ используется

для духовного осмысления окружающего нас мира, в отличии от понятия –

однозначного, научного осмысления мира.

Типичное для науки это нечто среднее.

Типичное для искусства это самое лучшее, высокое, прекрасное.

В художественном образе у героя показываются яркие, привлекательные

качества.

Художественный образ часто выражается в сравнении, метафорично.

Метафоричность это загадка через образное описание (сидит красна девица в

темнице, а коса на улице).

Классификация искусств:

1. По типу восприятия:

а) слуховые

б) зрительные

в) зрительно-слуховые

 

2. Пространственные:

а) двухмерные (картины, гравюры, рисунки)

б) трехмерные (скульптура, архитектура)

в) трехмерные (театр)

 

3. Массовые искусства:

а) искусство одного

б) искусство многих

 

4. По форме создания:

а) муссические (не опосредованные техникой, талант человека)

б) технические (опосредованные через инструмент)

 

15. Массовые виды искусства. Живое и опосредованные через технику

искусства.

Современной среде культуры, ввергнутой в производство благодаря

расширенному кругу институционализации, программирования, может

соответствовать горизонт зрелища, с присущими ему чертами. Прежде всего,

горизонт зрелища подвижен, ибо события, модели, проекты возникают и тотчас

ускользают. Для того чтобы событие, модель или проект имели какую-то

устойчивость, для того чтобы можно было попытаться высказаться о них,

исходя из своих намерений и всей своей жизни, им необходима точка опоры в

среде. Когда в среде человека, в его повседневной жизни все становится

относительным, ему ничего не остается — только смотреть на эту скользящую

перед ним относительность, наблюдать ее, словно спектакль. Если невозможно

включиться в множащиеся и сталкивающиеся события, то нужно сесть на обочине

дороги истории и смотреть, как проходит мимо череда актеров, политиков,

артистов, ученых и иногда философов.

С этим связана и вторая черта горизонта зрелища: зрелище побуждает к тому,

чтобы на него смотрели, оно заставляет не думать. Еще Аристотель заметил по

поводу театра, что он дает человеку возможность испытывать страсти, которые

не угрожают его собственной жизни. Почему бы не распространить эта

проницательное замечание на культуру, целиком превратившуюся в зрелище?

В течение тысячелетий горизонты культуры изменялись неоднократно в тесной

связи с преобразованиями среды и изменениями верований. Но никогда не было

такой культуры, которая представляла бы собой лишь хрупкую модель

поведения; никогда не было культуры, сведенной лишь к технике действия,

знания, толкования. Если нравы и идеалы производят, подобно тому, как

производят лен и полотно, зачем думать о них? Не остается ли смотреть, как

их производят?

И, наконец (это третья черта горизонта зрелища), в подобной ситуации

существенную роль играют посредничество и посредники. Между культурой как

средой и культурой как горизонтом продолжают существовать посредничество и

посредники, влияние которых значительно возросло: священник, мудрец,

проповедник, философ, ученый, критик в области искусства и литературы,

учитель, профессор... Наши школы и наши университеты, наши церкви и наши

партии, наши академии и наши парламенты основываются на этом постулате.

Промежуток между культурой как средой и культурой как горизонтом занимает

педагогика в самом широком смысле этого слова.

Следует обратить внимание на тот момент, что XX в. породил феномен

“конгломератной культуры”. Это значит, что открытия в области живописи,

музыки, психологии, этики не “стыкуются” с теоремой Гёделя о принципиальной

неполноте арифметики, с концепциями “черных” и “белых” дыр, “многоэтажного”

вакуума или концепцией метавселенной как уникального экземпляра, который в

структурном плане является неисчерпаемым множеством всевозможных целостных

миров (вселенных). Иными словами, современная научно-техническая культура

представляет собой своеобразный набор различных культурных микрокосмов,

которые требуется синтезировать в единое целое.

В ходе рассмотрения западной культуры XX в. не следует забывать, что она

отнюдь не является единообразной, ибо в ней имеется множество местных

разновидностей, обусловленных в каждом конкретном случае особенностями

традиций, природными условиями, обычаями и образом жизни населения. Вместе

с тем нельзя закрывать глаза на то, что в современной западной культуре

широкое распространение получает так называемая массовая культура. Нередко

эта культура воспринимается в Европе как чисто американское явление, хотя

это и не совсем так. В европейских странах, по крайней мере, последние два

века, существовала и существует с традиционной высокой культурой и культура

рыночная, массовая. Во Франции, например, такого рода массовая литература

получила наименование “бульварной”, в России она называлась “литературой

толкучего рынка”.

 

16. Революция театра в 20 веке и искусства рожденного техникой. Кино.

Театр –его истоки в глубокой древности, в обрядовой практике.

Греческий театр возник из обрядов посвященных богу Дионису, праздновавшихся

с 24 марта, в течение 10 дней (свита бога - сатиры). Люди одевались в

костюмы, готовили сценарии, тексты. Затем стали создаваться театральные

постановки – комедии и трагедии. Они шли в следующем порядке: 3 трагедии

(«козлиная песня»), затем 1 комедия.

В России возникновение театра также связано с обрядовой практикой (в

Заонежье до начала 20 в. сохранились пародийные свадьбы, «розыгрыши»). 1805

г. в Карелии появился первый любительский театр.

Екатерина Великая – «народ, который поет и пляшет, не мыслит худого». При

ней активно развивались театрализованные маскарады, праздничные гуляния,

театры создавались в крупных поместьях.

20 век – профессиональный театр в Петрозаводске. 16 актеров из Питера и

несколько местных жителей из любительских театров. Делали по 3 премьеры в

месяц.

Революция театра в России:

А) Станиславский и Немирович-Данченко – правдо- и жизнеподобие.

Б) Брехт, Маяковский, Мейерхольд – отстранение, гротеск, буффонада.

Петрозаводск – 1918 –профессиональный театр, революционные идеи; 1930 –

национальный финский театр.

 

17. Телевидение – от средства доставки информации к искусству.

Как всякое массовое искусство несет 3 функции: развлечение, отдых,

мифологическая (обнадеживающая).

Минусы телевидения: «жвачка для ума», «ящик для дураков», отсутствие живого

звука, сопричастности, сопереживания, которые присутствуют в кино и

концертном зале, а также в театре.

Плюсы телевидения: иллюзия непосредственного участия, доверительного

контакта (не ты идешь к кому-то, а кто-то пришел к тебе).

Телевидение дает поверхностную, оглушающую информацию, крайне редко можно

увидеть серьезные вещи (как правило, это классика кино и театра, отдельные

публицистические и литературные программы).

 

18. Понятие контркультуры.

Теория контркультуры – Теодор Роззек (1960 г.) дал определение, сам феномен

появился раньше.

 

Массовая культура Элитарная культура

(упрощенная) (усложненная)

 

 

Контркультура

 

2 группы художников:

а) маргиналы – выпали из элитарной культуры, проблему «творчество –

заработок» решили, отдав предпочтение творчеству. «Выпали из жизни», ad

marginem – на краю жизни. Увлечение новыми формами искусства, творчеством

не дает им возможности заработать на жизнь.

б) молодые художники, которые хотят себя быстрее реализовать, а «отцы» не

дают им это сделать.

 

 

|Культура |Контркультура |

|Признается государственная|Отрицание всех старых |

|система, правовые |структур власти, |

|учреждения, экономическая |судопроизводства, |

|система |экономики. Анархизм. |

|Политические и |Отказ от политики и |

|идеологические доктрины |идеологии. Деполитизация и|

| |деидеологизация общества. |

|Система образования и |Отказ от старой системы |

|воспитания |образования; отрицание |

| |всякой системы в |

| |воспитании и образовании |

|Искусство |Нетрадиционное искусство: |

| |поп-рок, панк-искусство |

|Религия |Нетрадиционные формы |

| |религии: мистика, |

| |восточные культы |

 

19. Антитоталитаризм как главное содержание контркультуры.

Вспомним песню В. Высоцкого «Охота на волков», люди которые не вписываются

в окружающую действительность – отстреливаются, не имеют права на

существование. Но если преодолеть страх перед красным флажком, есть шанс

выбраться из этого круга.

Разрешение вопроса – «как вырваться из круга?» – задача, которую решает

антитоталитарное искусство.

Еще современники Маркса критиковали его за то, что в основу общественного

богатства он положил – капитал, труд, природные ресурсы. А где интеллект,

мысль, талант, гений?

Накопление творческого потенциала человека стало цениться выше, таланты и

гении поощряются, награждаются, вызывают гордость и желание добиться того

же.

 

20. Массовая и элитарная культура. Культура и массовые коммуникации.

Известный американский ученый Д. Макдональд предложил рассматриваемое

явление именовать “масскультом”, так как “в действительности это вовсе не

культура. Масскульт — это пародия на высокую культуру”. Здесь нет места

искусству, а потому не стоит говорить ни о нравственном очищении

посредством искусства, ни о собственно художественном наслаждении. Нет

смысла рассуждать о “художественном качестве”, “эстетической ценности” и

тому подобном. Все эти слова — из словаря высокой культуры. Но именно

высокая, истинная культура наряду с фольклором всегда главенствовала в

европейском художественном сознании. Пошлость массовой культуры скрывалась

в их тени.

Сегодня кое-кто желает считать масскульт “фольклором промышленной эпохи”.

Но фольклор, народное искусство, потому и зовется “народным”, что всегда

зарождается в низах общества, в народных глубинах. Напротив, масскульт

создается и навязывается сверху специалистами-мастерами, профессионалами

(эстрадные композиторы, текстовики, певцы, теле- и кинорежиссеры, и

сценаристы, менеджеры и т.д.). И если народное искусство имеет собственное

художественное достоинство, то масскульт лишь пародирует высокую культуру,

паразитирует на ней. Достаточно вспомнить многочисленные оперетты и

мюзиклы, использующие классические сюжеты и тексты, экранизации и

инсценировки классики, поражающие безвкусицей.

В сознании многих европейцев североамериканский масскульт стал как бы

олицетворением всей американской культуры, американского образа жизни. Одна

из причин этого — относительная слабость американской высокой культуры,

слишком юной пока, и отсутствие разветвленного, богатого народного

искусства, о котором можно говорить в применении к европейцам или жителям

Индостана. Двести лет — срок слишком малый для зарождения и развития

общенационального фольклора, тем более в столь разноязыком и разнородном

обществе, которое образовалось в американских промышленных городах

вследствие обильной иммиграции со всего света.

Все культурные в традиционном понимании народы имеют свой фольклор, свои

эпические сказания, свое собственное, сложившееся благодаря труду многих

поколений, культурное сознание. Зарождались эти сказания у оседлых народов

среди крестьян, живших миром, общиной, являвшейся некой культурной и

экономической общностью.

Высокая культура, произрастающая всегда на почве фольклора, для того, чтобы

быть по-настоящему живой и сильной, нуждается в серьезной, стойкой

национальной традиции.

Знаменательно, что о последствиях этой культурной войны, об американизации

европейских культур говорят и французы, и итальянцы, и греки, и другие

европейцы, вкусившие (раньше нас) все прелести американских кино- и

телебоевиков, рока и джаза, кока-колы и жевательной резинки.

Главную роль здесь, безусловно, играют достижения в области электронных

средств связи. Бумага и фотопленка как средство хранения и передачи

информации уступают место магнитофонной ленте и лазерному диску, кабельному

телевидению и пр. Печатные материалы в виде книг, журналов и газет

экономически еще оправдывают себя, но их значение снижают передачи

последних известий и развлекательных программ по радио и телевидению.

Компьютеры и высокоскоростная аппаратура передачи информации постепенно

стирают различие между печатной и визуальной информацией. Информационное

сообщение все чаще поступает от записывающей аппаратуры репортера

непосредственно на воспринимающий аппарат редактора, а оттуда на экран

домашнего телевизора, и при этом оно ни разу не фиксируется на бумаге.

Развитие электронных средств связи — основная историческая тенденция,

имеющая непосредственное отношение к проблеме культурного многообразия.

Некоторые скептически настроенные культурологи склонны считать, что новая

техника телекоммуникаций несет с собой еще большее засилье американской

“поп-культуры” с той лишь разницей, что воспроизводить ее будет японская

электроника. Другие указывают на то, что у технических усовершенствований

имеется одна особенность, которая может расширить культурные связи. Речь

идет о так называемой теории последствий развития средств коммуникации.

Все это может привести к изменению традиционной тенденции, при которой с

появлением телевидения и других средств массовой информации в развивающихся

странах увеличивался спрос на американские и европейские программы.

21. Основные направления современной молодежной культуры.

 

22. Начало человеческой культуры: первобытное общество. Зарождение духовной

культуры.

Можно считать, что человеческая культура в основном функционирует одинаково

в прошлом и настоящем. В связи с этим представляет интерес первобытная

культура — культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю

и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми

вытекающими отсюда особенностями.

Первобытная социокультурная система обладает своей динамикой развития,

которая сводится к воспроизведению существующей системной структуры.

Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека

добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь

собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам,

регулируемой этими тремя основными функциями человеческого поведения.

Восприятие органами чувств различных раздражителей, оценка и использование

их было ориентировано преимущественно на внешнюю среду, на природу, с

помощью умственных способностей целенаправленно совершенствовал свое

поведение.

Другой особенностью первобытной культуры является ее синкретичность,

которая нашла воплощение в тотемизме. Действительно, фундаментальная черта

этой культуры — идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу,

с тотемным животным. Такого рода идентификация является выражением факта

неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда

преодолеть иррациональное поведение объекта труда — животных, поэтому они

старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. Необходимо

наряду с этим подчеркнуть, что на основе концепции Дж. Фрэзера о родстве

магии с наукой можно прийти к выводу, что первоначально магический тотемизм

представлял собой единую недифференцированную сферу культуры. Он содержал в

себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также магию

изображения, существующую благодаря эстетическому, затем происходит его

превращение в ряд относительно самостоятельных сфер обыденной и

специализированной культуры.

Третья особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет

собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с

тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма

контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу

регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер

пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу

был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и

обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том

числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи

(Дж. Фрэзер, Л. С. Васильев и др.) приводят многочисленные примеры того,

что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из

новозеландских вождей высокого ранга и великой святости оставил на обочине

дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его соплеменник. Когда ему

сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в

мучительных страданиях.

К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу

помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода.

Подобно тому, как в случае с табу блокируется даже сильнейший инстинкт

самосохранения, здесь парализуется потребность новаций в социально-

экономической сфере.

Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах свидетельствуют о

важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В изобразительном

творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции

древнего мифа — освоение пространства и времени. Ведь не случайно

представления о пространстве и времени впервые выражены в сюжетах мифов,

тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек покрывал стены пещеры

или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем

мифологическом сознании осваивал пространство и время.

 

23. Культура Древнего мира:

Древний Египет. Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом

древнеегипетской культуры является вера в вечную жизнь, индивидуальное

бессмертие. Поэтому весьма значительные успехи гения древних египтян в

области мумификации, которые невозможны без соответствующих достижений в

ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии. Такие операции

требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо

сохранившиеся мумии.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует счигать медицинские

знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что

характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной

и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой

истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.

Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика,

одним из крупных достижений в которой было некоторое развитие десятичной

системы счисления. Любая административная и техническая деятельность

(особенно строительная) требует вычислений. Древнеегипетская

административная организация требовала знания арифметики и геометрии. На

достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой

степенью точности построены пирамиды, дворцы и скульптурные монументы. В

“Московском математическом папирусе” имеются решения трудных задач на

вычисление объема усеченной пирамиды, полушария, цилиндра. Древние египтяне

также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры — умели

решать уравнения с одним и двумя неизвестными.

Важной и значимой в истории мировой культуры чертой, впервые проявившейся в

Древнем Египте, является гуманизм. Уже от эпохи Древнего царства (III

тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: “Я

спасал несчастного от более сильного... Я давал хлеб голодному, одеяние

нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего

сына своего...” Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы

нравственного поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости Аменемоне

свидетельствуют о весьма высоком уровне морали. Верховный принцип

древнеегипетской этики воплощался в “Маат”, особом качестве мира, созданном

богами в момент творения (в нем содержатся такие идеи, как “порядок”,

“истина”, “справедливость” и “добродетель”), оно репрезентировало волю

богов. Войны, эпидемии и засухи считались временными нарушениями

установленного космического порядка. Неизменность мира означала отсутствие

хороших и плохих времен. Не случайно в древнеегипетской мифологии не было

ни Эдема, ни прошедшего Золотого века, ни Армагеддона.

Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал европейской

культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской культуры. В основе

календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в конечном счете,

египетский календарь: именно он был первым солнечным календарем, с “жестко

закрепленными” датами (в отличие от лунного, месяцы которого свободно

“гуляют” по сезонам года). В основе европейской медицины лежит

древнеегипетская медицина, имеется предположение, что иероглифы оказали

влияние на создание финикийского алфавита, выступившего в качестве

прототипа латинского алфавита.

Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве извечных тем в мировую

литературу. Утренняя песнь любовников, после ночи объятий и утех, взывающих

к птицам с просьбой повременить с возвращением нового дня, обращение к

двери, отделяющей юношу от любимой им девушки; описание и восхваление ее

достоинств и красоты и т.п. Все это потом бессчетное количество раз будет

перепеваться и повторяться в художественном творчестве почти всех народов

и, прежде всего в “Песне песней”. Затем эти мотивы прозвучат у великих

лириков Греции и Рима: Сапфо, Днакреона, Феокрита, Катулла, Вергилия,

Горация, Пропорция, Овидия, будут восприняты трубадурами и миннезингерами и

от них перейдут к поэтам Возрождения.

Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян: известен

культ египетских божеств у греков и римлян. Христианство, возникшее в

Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее

пределами, уже в самом начале своего развития впитало в себя ряд моментов

египетской религии и сделало их своими органическими элементами.

 

Древняя Месопотамия. Если Древний Египет представлял империю со всеми

вытекающими отсюда последствиями, то несколько иная ситуация сложилась в

Месопотамии (Двуречье) с ее двумя большими реками — Евфратом и Тигром,

имеющими несколько притоков. В дополнение к египетской цивилизации

цивилизация месопотамская представляет особый тип существовавшей на древнем

Ближнем Востоке сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации.

Возделываемые районы были в меньшей степени зависимы друг от друга, чем в

долине Нила, и поэтому здесь, в Шумере, около 3000 г. до н.э. возникли

первые города-государства, которыми правили цари-жрецы. Именно в регионе

Двуречья и Евфрата впервые, за исключением Египта, сложились начальные

формы классового общества и древнейшего государства, т.е. не было

воздействия других более развитых обществ. Важнейшие государства: Ур,

Эриду, Ларе, Ниппур, Лагаш, Урук, Сиппар. Богатству своему они обязаны

развитию ремесла и торговли. Эпоху ранних династий в Уре, Уруке, Лагаше и

Кише называют золотым веком Шумера или “первым расцветом Шумера”. Здесь

производили предметы из золота, мечи, цветное стекло. Свободные члены общин

были еще и владельцами значительной части земли. Владыки городов возводили

дворцы, храмы и гробницы. Шумеры заложили основания для позднейшего

хозяйственного и культурного развития Месопотамии.

Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, создали

клинописную письменность. Шумеры изобрели цветное стекло (около 2400 г. до

н.э.), на высоком уровне находилось ювелирное искусство. Влияние шумеров

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.