Сделай Сам Свою Работу на 5

Типы и разновидности этнических процессов.

Предмет этнологии.

Этнология – наименование области знания, специализирующейся на исследовании и описании народов (этносов), живущих на нашей планете. В англоязычных странах предпочитают название социальная или культурная антропология.

Население Земли превышает 6 млрд. человек, которые проживают в более чем 200 странах. В современную эпоху очень трудно найти страну, которую можно было бы назвать моноэтнической или однонациональной. Этнический состав населения подавляющего большинства стран более или менее сложен (пример Франции, где французов можно разделить на эльзасцев, бретонцев, корсиканцев и т.д., причём каждая народность обладает особой культурой в рамках общенациональной культуры).

Объектами изучения этнологии выступают этносы или этнические общности людей. Этносы возникали вместе с развитием людей и являются одной из форм человеческой групповой интеграции. Предполагается, что ещё в раннем палеолите существовали так называемые предэтносы у питекантропов, синантропов и т.д. В эпоху же позднего палеолита с появлением человека разумного уже можно уверенно говорить об этносах первобытной эпохи – племенах.

(?????).(Исторически первым предметом этнологии как науки стали народы, уровень культурного развития которых был значительно ниже, чем у европейцев. Такой методологический подход в определении предмета этнологии был обусловлен тем, что к концу XIX в. в результате процессов модернизации практически все европейские народы сумели создать качественно новый тип цивилизации. В результате стремительного технического развития и уверенности в безграничности человеческого прогресса европейцы начали считать, что историческое место культурно отсталых народов должно быть не рядом с цивилизованными европейскими народами, а далеко позади них. Эти народы были для цивилизованных европейцев в некотором роде «живыми предками», заслуживающими изуче: ния и подчинения своим интересам. Европейцы зафиксировали это различие между народами и их культурами в самом названии «отсталых» народов, обозначив их словом «primitive», что дословно можно перевести как «первые».



Новое название получило широкое распространение в быстро развивающейся этнологии, поскольку удачно вписывалось в новую систему классификации культур, основывающуюся на критерии достигнутого уровня технологического развития. Исходя из такой классификации, примитивные народы и их культуры стали главными объектами формирующейся этнологии. Об этом самым убедительным образом свидетельствуют работы основоположников этнологии XIX в. —Льюиса Генри Моргана («Древнее общество»), Эдуарда Тайлора («Первобытная культура»).

Исторические события и процессы XX в. привели ученых к убеждению, что любой народ имеет право на самостоятельную жизнь, на самобытную культуру, право быть равным в сообществе народов. Среди этнологов господствующим стало убеждение об отсутствии "отсталых" и "передовых" народов — все народы равноправны). (?????)

На данный момент этнология занимается изучением:

Этногенез (возникновение этносов)

Историческая эволюция этносов (этническая история)

Современная жизнь этносов

Возможные пути развития этносов в обозримом будущем (проблемы этнического прогнозирования)

Научные направления: Расселение народов, их этнонимия; Социальные группы в составе этносов (этносоциология); динамика численности народов; субэтнические группы и образования; культура народов (поселения, жилища, одежда, орудия, система питания, обряды, обычаи, верования и т.д.); хозяйственные занятия; языковое поведение и его влияние на этносы;проблемы этнического сознания и самосознания; этнические интересы и межэтнические отношения.

Концепция этноса в отечественной этнологии.

В современной российской этнологии конкурируют различные концепции этноса: биологизирующая (Лев Николаевич Гумилёв и его ученики\последователи), рассматривающая этнос в качестве географического и биологического явления (изучается в рамках географии). История человечества – цепь многочисленных этногенезов (формирований новых народов из обломков старых). Причина возникновения этноса – пассионарный толчок, а организаторами этнического процесса называются энергичные и деятельные люди – пассионарии. Отличается рядом недостатков – упрощением природы этноса (редукционизмом), логической несогласованностью и отрицанием возможности социального воздействия на этнические процессы.

Наибольшее распространение среди российских этнологов имеет дуалистическая концепция (Юлиан Владимирович Бромлей). В этносе по-разному сочетаются этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая жизнь, этническое самосознание) и так называемые условия формирования и бытия собственно этнических сторон (природно-географическо-территориальные и т.д.) Таким образом этнос и получает как бы двойственную (дуалистическую) природу и как бы два смысла: узкий (этникос) и широкий(этносоциальный организм; ЭСО). Пример: все украинцы мира – этникос, а украинцы, живущие в пределах Украины – ЭСО. Минусы: чрезмерное противопоставление «собственно этнических» и «внеэтнических» сторон и эл-тов в строении этнических общностей.

Николай Николаевич Чебоксаров – информационная концепция. Базируется на представлении о том, что во всяком социальном образовании, как и в обществе в целом, устойчиво циркулируют потоки сообщений (информации), имеющие свои генераторы (источники) и своих реципиентов (тех, кто их воспринимает). Таким образом, в границах этноса информационные потоки должны быть интенсивнее и насыщеннее, чем вне его. Соответственно, чем развитее этнос, чем выше плотность информационных потоков.

Системно-статическая или компонентная теория (как дополнение к информационной концепции): Этнос – исторически возникшая и эволюционирующая сложная самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся социальная система, обладающая структурой. Компоненты структуры:

Расселение этноса (Т-компонента); Его воспроизводство\демографическая структура (Д-компонента); Производственно-экономическая деятельность (Е-компонента); Система социальных отношений, групп и институтов (эС-компонента); Язык (Л-компонента); культура (К-компонента), быт (СИ-компонента); Психологическое восприятие своего этноса и общей картины мира (Р-компонента); система личного контактирования и взаимодействия (эР – компонента).

Типы и разновидности этнических процессов.

Этническая ассимиляция – «растворение» одного этноса в другом, изменение при межэтническом взаимодействии представлений одного из этносов о своей этнической принадлежности.

Этническая аккультурация – вбирание при межэтническом взаимодействии одним из этносов элементов культуры, быта, языка другого этноса при сохранении собственной культуры.

Однако, всякое проявление жизни этноса от этногенеза до современного функционирования тоже по сути является этническим процессом. Этнический процесс – этнотрансформационный (изменение личностями и группами своего этнического самосознания и этнической принадлежности) или этноэволюционный (изменение облика этноса в ходе исторического развития).

Иные формы – социальная стратификация (расслоение общества), расселение и т.д.

Существуют три основных исторических типа этногенеза:

 

1. Палеоэтногенез – формирование этносов разных метаэтнических общностей, т.е. групп этносов, сложившихся в результате их длительного культурного взаимодействия или политических связей. Выделяются этноязыковые (германцы, славяне, тюрки, арабы), этнорасовые (в Латинской Америке), этнокультурные (народы Кавказа, Поволжья, Сибири) и этнополитические (британцы, швейцарцы) формы палеоэтногенеза.

 

2. Мезоэтногенез – возникновение этносов типа народностей, т.е. этносов, находящихся на стадии между племенами и нациями. Мезоэтногенез совпадает с образованием раннеклассовых государств, и впоследствии именно на базе этносов типа народностей сформировалось большинство современных наций развитых государств.

 

3. Неогенез – этногенез Нового и Новейшего времени, происходящий на территории Африки, Америки, Океании, Азии, в котором принимают участие как представители ранее сложившихся этносов (главным образом европейские переселенцы), так и местных этнических групп, находящихся на разных стадиях этногенеза.

Выделяются два типа этнических процессов:

1) эволюционный тип, который находит свое выражение в изменении любого признака этноса:

· языка (появление или исчезновение диалектов, сленга, формирование литературного языка);

· культуры;

· социальных структур;

2) трансформационный тип, ведущий к смене этнической принадлежности ранее существующего этноса. Трансформационные этнические процессы проявляются в смене основного признака этноса – его самосознания.

 

Типы этнографических процессов:

1. Миграции и насильственные географические смещения

 

(депортации, в т. ч. расселение чересполосицей)

 

2. Консолидация (взаимодействие существенно различающихся по языку и культуре общностей, ведущее к появлению у них общих черт в культуре. В некотором роде противостоит консолидации интеграция (слияние нескольких родственных по языку и культуре этнических единиц в одну этническую общность) и дифференция (разделение) этносов.

 

3. Аккультурация (освоение культуры одного этноса другим)

 

4. Ассимиляция (полная утрата этнохарактеристик и расстворение одного этноса в другом)

 

5. Этноэволюционные процессы (формирование наций, увеличение информационных потоков внутри этноса + самостоятельное изменение языка, культуры и пр).

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.