Сделай Сам Свою Работу на 5

Выполнение и проверка работы в парах.





Архивоведение

Содержание семинарских (практических) занятий.

Семинар 1.

Архивы и архивное дело в России в IX – начале ХХ вв. (4 ч)

1. Архивы и архивное дело периода феодализации в IX – первой половине ХIX вв.

2. Изменения в архивном деле во второй половине XIX – начале ХХ вв.

3. Частные архивы.

Цель: изучить историю возникновения, формирования и развития архивов в нашей стране в разные исторические эпохи, формировать представления об организационном устройстве отечественного архивного дела.

Вопросы для обсуждения:

1. Объясните процесс появления архивов в Древнерусском государстве.

2. Каким образом внутренняя политика Древнерусского государства оказала влияние на развитие архивного дела?

3. Докажите, что в данный момент период зарождается учет и описание документов?

4. В чём отличительные особенности двух общегосударственных ведомства: Дворец и Казна?

5. Какие изменения центрального аппарата в начале 19 века повлияло на развитие архивного дела?

6. Как развивалась структура делопроизводственной службы министерства в первой половине XIX в.? Чем она отличалась от коллежской?



7. Какие решала задачи архивная реформа и достигла ли она результатов?

8. В чём отличия и сходства архивных проектов Н.В.Калачова и Д.Я.Самоквасова?

Задания для самостоятельной работы:

1. Практическое задание:

1. Изучить Судебник 1550 г. и Соборное уложение 1649 г. Выписать состав и должностные обязанности «служилых людей», направления законодательной регламентации работы с документами.

2. Изучить Генеральный регламент 1720 г. (Ч.1.стр.17-40) и составить схему организации исполнения документов в приказном делопроизводстве и в коллегиях по Генеральному регламенту 1720 г.

3. Изучить Общее губернское учреждение 1775 г., выписать основные правила к организации делопроизводства в местных учреждениях и должностные обязанности канцелярских служащих.

4. Изучить Общее учреждение министерств 1811 г. и записать в тетрадь ос­новные требования к организации делопроизводства в центральных учреждениях и должностные обязанности канцелярских чиновников.

Все материалы находятся в методическом кабинете историко-филологического факультета.



2. Сделать презентацию и сообщение на тему (по 1 на выбор):

а) Социально-политическое развитие России и зарождение государствоведения как одной из ранних форм статистики.

б) Развитие документов личного происхождения.

в) Особая роль КПСС в жизни страны в качестве партийно-государственной структуры. Документы высших органов коммунистической партии.

г). Типы периодических изданий в России: газеты и журналы.

 

Индивидуальная работа:

1. Заполнить таблицу:

Период События Состояние архивного дела Структура органов управления архивным делом Организация хранения документов Учёт Состав документов Реформаторы Итоги реформ
                 

 

Задание для выполнения в аудитории

1. Работа по теоретической части занятия

2. Работа с вопросами для обсуждения

3. Работа с практическим заданием

4. Работа с презентациями по темам сообщений.

5. Индивидуальная работа

 

Литература.

1. Голиков А. Г. Архивоведение отечественной истории: Учебное пособие. – М., 2005.

2. Архивоведение отечественной истории: для студентов истфака. – М., 2000.

3. Костанов А. И. , Эскин Ю. М. Архивы и архивное дело в Сибири и на Дальнем Востоке в допетровский период // Отечественные архивы. 2006. №4. С. 3-18

4. Савин В. А. Архивный фонд Российской Федерации как объект познания. Исторический аспект // Отечественные архивы. 2005. №2. С. 21-28.

5. Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Уч. пособие для гуманитарных специальностей. – М., 1998.

6. Шабанова Т. Е. История и практика фондирования документов архивного фонда Российской Федерации // Отечественные архивы. 2005. №2. С. 28-34.



 

Семинар 2..

Организация архивного дела в СССР и после его распада. (2 ч)

1. Организация архивного дела в Советской России и СССР.

2. Архивное дело в России после распада СССР.

3. Нормативно – правовая база современного архивоведения в России.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие изменения в государственной, политической и экономической сферах отразились на развитие архивного дела в России?

2. Какую роль сыграл Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции в процессах создания системы советского делопроизводства и его рационализации.

3. Какие основные мероприятия были включены в программу совершенствования делопроизводства, принятую на Первом межотраслевом совещании по оргтехнике 1941 года?

Задание для самостоятельной работы:

1. Глоссарий (тер. словарь). Каждый студент составляет мини-словарь, включающий термины: документ, фондообразователь, , архивный документ, комплектование, хранения. Эти термины студент должен знать и употреблять в ходе занятия.

2. Индивидуальная работа.

1. Изучить Декрет СНК РСФСР «О реорганизации и централизации архивного дела в стране». Каким образом отразился на организацию архивного дела?

2. Изучить нормативно-методические документы, регламентирующие применение отдельных видов управленческих документов (ГСДОУ, Типовая инструкция, Основные правила работы архивов организаций).

3. Используя статистические сборники по Омскому Прииртышью и фонды архивов ТфИАОО, составить демографическую статистику, сопоставляя данные выявить проблемы «дефектности» и реалистичности материалов.

4. Промышленная и сельскохозяйственная статистика. Обзор основных групп и публикаций, особенности её использования.

5. Дайте краткую характеристику исторической эпохи, отраженной в группах промышленной и сельскохозяйственной статистики (по выбору).

Задание для выполнения в аудитории

1. Работа по теоретической части занятия

2. Работа с вопроса для обсуждения.

3. Работа по глоссарию

4. Индивидуальная работа

Литература.

1. Архивоведение отечественной истории: для студентов истфака. – М., 2000.

2. Голиков А. Г. Архивоведение отечественной истории: Учебное пособие. – М., 2005.

3. Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Уч. пособие для гуманитарных специальностей. – М., 1998.

4. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: Учебник // А. К. Соколов, Ю. П. Бахарев, Л. В. Борисова и др. Под. ред. А. К. Соколова. – М., 2004.

5. Асфандиярова И. Г. Региональное архивное законодательство России: Тенденции развития / Отечественные архивы. 2006. №4. С. 29-38.

6. Общественные слушания «Современные проблемы сохранения, комплектования и использования Архивного фонда Российской Федерации» // Отечественные архивы. 2006. №6. С. 3-16.

7. Архивы служат отечеству: интервью министра государственно - правового развития Омской области А. В. Бутанова // Отечественные архивы. 2007. №2. С. 80-84.

8. Перечень подведомственных Росархиву федеральных государственных учреждений. Из распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 января 2005г. №5 // Отечественные архивы. 2005. №2. С. 3-4.

9. Федеральный закон «Об архивном деле в российской Федерации» // Отечественные архивы. 2005. №1. С. 3-19.

10. Положение о совете по архивному делу при Федеральном архивном агенстве // Отечественные архивы. 2005. №1. С. 20-21.

11. Козлов В. П. Российские архивы в условиях административной реформы // С. 22-28.

 

Семинар 3.

Издание научно – справочных пособий. (2 ч)

1. Основные правила подготовки документов к изданию.

2. Определение формы издания (научное, научно – популярное).

3. Выявление элементов, проверка подлинности, выбор основного текста.

4. Подготовка научно – справочного аппарата.

Задание для самостоятельной работы:

2. Глоссарий (тер. словарь). Каждый студент составляет мини-словарь, включающий термины: документ, форма издания, каталог, путеводитель, научно-справочный аппарат, указатель, обзор, опись, документальный фонд. Эти термины студент должен знать и употреблять в ходе занятия.

Вопросы для обсуждения

· Назовите основные правила подготовки документов к изданию?

· Какие на Ваш взгляд пункты плана можно дополнить и почему?

4. Индивидуальная работа. 1) Выбрать (на выбор студента) тип издания и доказать принадлежность к данному типу.

2) Выберите одну из предложенных тем. Продумать перечень документов для его издания согласно его типу:

· Методика организации краеведческого кружка в дошкольных образовательных учреждениях.

· Проблемы и пути решения сохранения историко-культурного наследия города Тары.

· Общественные инициативы в культурной жизни России начала ХХ в. (Меценатство, благотворительность, общественные объединения – каждая из указанных форм может стать отдельной темой, в том числе и по персоналиям. См. например: (Вклад И. Д. Сытина в культуру России в 1910-е – 1920-е гг.; Княгиня Тенишева и роль ее культурно-благотворительной деятельности; Центральные и местные общества просвещения и родиноведения: история создания и деятельности; и т. д.) .

· Городская молодежь в России: культурные потребности и идеалы. (На любом из этапов ХХ в.)

· Городская и сельская топонимика – важный источник по истории местной культуры (по материалам Омского Прииртышья и Западно-Сибирского региона).

· Книжное и издательское дело как важная форма развития культуры (на материалах Западной Сибири и Омского Прииртышья).

· Деятели науки и культуры Западной Сибири и Омского Прииртышья: их деятельность и судьбы.

· Местные музеи, их особая роль в городской культуре российской провинции ХХ в. (По материалам Западной Сибири и Омского Прииртышья).

· Проблемы культурного развития провинции (отдельных регионов и городов, специфика Сибири).

4. Работа в парах. Из предложенных выше тем составить научно-справочный аппарат и обоснуйте выбор элементов справочного аппарата. (таблица может варьироваться в зависимости от типа документальной публикации.)

Тип издания Предисловие Примечания Указатели Содержание словари Перечень публикуемых документов Приложения
               
               

 

Практическое задание . Найти фактическую ошибку в тексте и вставить пропущенные слова. В каком типе издания можно использовать данный текст? Все ли элементы текста можно использовать для издания?

«Аркадий ………Ваганов родился в Уфимской губернии в крестьянской семье, поэтому с детства был знаком с природой не понаслышке. Образование получил в учительской семинарии, работал учителем Благовещенского двухклассного, а затем и первого начального училища. В 1917 году был мобилизован на военную службу. Гражданская война забросила его в Сибирь, где он встретился со своей будущей женой Марией Филитеровной Инфантьевой. В 1919 г. Ваганов дезертировал из колчаковской армии и навсегда связал судьбу с Тарой и Тарским Прииртышьем. До 1932 года заведовал Кондратьевской, Бергамакской, Князевской школами, преподавал в школе № 5, педучилище, школе колхозной молодежи. С 1 августа по 9 декабря 1948 г. работал в Сибирском научно-исследовательском институте.

В протоколах заседания коллегии ответственных работников Тарского уездного отдела Народного просвещения, фамилия Ваганов появляется в сентябре 192.. года. Однако его подпись под протоколами как заведующего отделом Единой трудовой появляется лишь 25 октября. В ноябре 192.. года исполнительный комитет в связи с отъездом заведующего отделом народного образования Арашкевича назначил на эту должность Ваганова. Сохранился акт передачи дел отдела народного образования вновь назначенному заведующему народного образования Ваганову на основании предписания исполнительного комитета от 14 ноября 192… года. Однако Ваганов в должности утвержден не был.

В списках служащих народного образования с анкетными данными за 1922 год заместитель заведующего отделом народного образования А. В. Ваганов фигурирует «как бывший член РКП, в настоящее время беспартийный». Когда же вступил Аркадий Викулович Ваганов в партию, выявить не удалось.

В августе 1922 года Ваганов был снят с должности заместителя Отдела Народного Образования. В своём заявлении от 15 августа 1922 года он просит назначит его в Петровскую школу Егоровской волости. С этого времени на протяжении десяти лет (за исключением 1923-1924 годов, когда Ваганов уезжал с семьёй на родину в Уфу) он работает в школах г. Тюкалинска, ………. уезда и округа.

Задание для выполнения в аудитории

5. Работа по теоретической части занятия

6. Работа по глоссарию

7. Работа с вопросами для обсуждения

8. Индивидуальная работа

9. Проверка работы в парах

10. Работа с практическим заданием

Литература.

1. Архивоведение отечественной истории: для студентов истфака. – М., 2000.

2. Голиков А. Г. Архивоведение отечественной истории: Учебное пособие. – М., 2005.

3. Елпатьевский А. В., Хилина Н. И. Фондирование документов современных организаций в государственных архивах России // Отечественные архивы. 2005. 32. С. 35-43.

4. Савин В. А. Архивный фонд Российской Федерации как объект познания.

5. Автократов В. Н. Теоретические проблемы отечественного архивоведения. – М., 2001.

6. Справочно – информационные материалы к документальным и музейным фондам РГАСПИ. Вып. 3. – М., 2004.

Семинар 4.

Методика и практика самостоятельной работы с архивными историческими источниками. (2 ч)

1. Научно – справочный аппарат архивов.

2. Методика поиска источников в архивах.

3. Основные методы и приёмы работы с архивными документами (атрибуции, ссылки на архивные документы).

4. Источниковая база студенческих курсовых работ, ее источниковедческий анализ и
синтез.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое "каталог"? Каковы его функции? Место в СНСА?

2. Какое место в системе каталогов занимает систематический каталог?

3. Место путеводителей и системе НСА, их виды, методика построения.

Задания для самостоятельной работы:

Работа по группам:

1. Проанализировать предложенный преподавателем путеводитель (вид, принадлежность, схема построения путеводителя, аннотаций документов, целесообразность выбора построения аннотаций).

2. Проанализировать справочный аппарат путеводителя, целесообразность выбора его элементов.

Индивидуальная работа:

1. Используя «Правила работы пользователей в читальном зале архива » заполните таблицу:

Обязаны Имею право
   
   

Ответить на вопросы:

1. Сколько может быть выделено одновременно количество материалов для пользования?

2. На какой срок предоставляются пользователю описи и архивные справочники?

3. Через какое время может быть повторно заказаны материалы, если пользователь не посещал читальный зал в течении 2-х недель?

2. Используя периодическую печать различных лет, выявить исторические условия возникновения данного источника.

3. Подготовить презентацию и реферат по теме (1 тему на выбор):

а) Исторический источник и его исследование в современной науке.

б) Проблемы массовых источников в работах В. К. Яцунского, Б. Г. Литвака, И. Д. Ковальченко.

в) Комплексный анализ различных типов и видов исторических источников в работах В. Л. Янина, А. С. Мельниковой.

4. Составить список источников, используемые Вами в научно-исследовательской работе (курсовая работа). Раскрыть причины их использования, степень изученности, достоверности и познавательной ценности.

5. Выполнение теста.

Выполнение и проверка работы в парах.

1. Составить (в тетради) характеристику для путеводителя к делам.

2. Описать сведения (на выбор) из конкретных документов на каталожной карточке для каталога.

3. Заполнить бланк заказа на выдачу документа.

4. Заполнить бланк листа учёта выдачи документов.

5. Заполнить анкету пользователя.

Задание для выполнения в аудитории

1. Работа по теоретической части занятия

2. Работа с вопросами для обсуждения

3. Работа по группам.

4. Индивидуальная работа.

5. Выполнение и проверка работы в парах.

Литература.

1. Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф.
Источниковедение. Уч. пособие для гуманитарных специальностей. -М., 1998.

2. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М., 1987.

3. Медушевская О.М. Источниковедение. Теория, время и метод. - М., 1996.

4. Антипов Г.А. Исторический источник и его функции в историческом исследовании //
Научные труды Новосибирского государственного университета. Философская серия.
Вып. 3. Новосибирск, - 1970.

5. Литература, использованная студентами при исследованиях по теме курсовых работ за
II курс.

6. Архивоведение отечественной истории: для студентов истфака. – М., 2000.

7. Голиков А. Г. Архивоведение отечественной истории: Учебное пособие. – М., 2008.

Самостоятельная работа студентов

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.