Понятие «унифицированная система документации», назначение и состав УСОРД
Нормативно-методические документы межотраслевого действия, регламентирующие порядок составления и оформления документов. Укажите год издания, дайте краткую характеристику
Нормативно-методическая база делопроизводства – это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания документов, их обработки, хранения и использования в текущей деятельности учреждения, а также деятельность службы делопроизводства: ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты.
ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 27.02.1998 № 28.
ГОСТ Р 51511-2001 «Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования», утвержденный постановлением Госстандарта России от 25.12.2001 № 573-ст. (Изменение N 4 ГОСТ Р 51511-2001. Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования)
(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 04.03.2004 N 83-ст)
ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-стр
ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.03.07 № 28-ст.
Методические рекомендации по разработке примерных номенклатур дел, утвержденные Росархивом 05.08.2005.
Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов: Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003. М., 2003.
Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Росархивом 06.10.2000 (в ред. от 27.10.2003).
Перечень документов, образующихся в деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный приказом МНС РФ от 21.04.2004 № САЭ-3-18/297.
Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления, утвержденные постановлением Минтруда России от 25.11.1994 № 72.
Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления, утвержденные постановлением Минтруда России от 10.09.1993 № 152.
Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти, утвержденные постановлением Минтруда России от 26.03.2002 № 23.
1. Стандарт по управлению документами, в котором описываются:
- стратегия, политика и ответственность в области управления документами;
- требования к управлению документами;
- состав нормативной базы в области управления документами;
- порядок проектирования и внедрения документных систем;
- процессы и процедуры управления документами;
- правила проведения мониторинга и аудита в области управления документами;
- организация обучения персонала технологическим аспектам в работе с документами.
2. Инструкция по документационному обеспечению управления (делопроизводству), включающая следующие основные разделы:
▪ Общие положения.
▪ Документирование управленческой деятельности:
- состав управленческих документов;
- классификация, унификация, стандартизация управленческих документов.
▪ Правила подготовки и оформления управленческих документов:
- требования к бланкам документов;
- требования и правила оформления реквизитов служебных документов;
- требования и правила оформления текстов служебных документов;
- правила подготовки и оформления распорядительных документов:
приказ;
распоряжение;
протокол;
решение и др. (при необходимости);
- правила подготовки и оформления организационных документов:
положение;
правила;
инструкция и др. (при необходимости);
- правила оформления информационно-справочных документов:
служебное письмо;
служебная записка и др. (при необходимости).
▪ Организация документооборота:
- порядок обработки и движения поступающих (входящих) документов;
- порядок подготовки, обработки и движения отправляемых (исходящих) документов;
- порядок подготовки, обработки и движения внутренних документов;
- порядок работы исполнителей с документами;
- порядок регистрации документов;
- организация контроля исполнения документов;
- порядок учета объема документооборота.
▪ Организация документов в делопроизводстве:
- правила составления номенклатуры дел;
- правила формирования и оформления дел;
- порядок систематизации и организации оперативного хранения документов;
- правила подготовки документов к передаче в архив.
▪ Другие разделы, определяющие специфику компании (при необходимости).
3. Положение об архивном хранении документов, в котором описываются:
- порядок отбора документов для последующего хранения или уничтожения, проведения экспертизы ценности документов (положение об экспертной комиссии);
- порядок приема документов и дел в архив компании;
- правила комплектования, фондирования документов и дел;
- порядок организации научно-справочного аппарата фонда;
- порядок выдачи из архива документов и дел во временное пользование;
- порядок обеспечения сохранности документов и дел;
- порядок уничтожения документов и дел;
- порядок передачи документов на государственное хранение.
4. Положение о печатях и штампах, в котором описываютя:
- порядок изготовления, учета, использования и уничтожения печатей и штампов;
- оттиски печатей и штампов, используемых в компании.
5. Инструкция по работе с документами конфиденциального характера, включающая:
- перечень сведений, составляющих коммерческую тайну (конфиденциальную информацию);
- перечень документальных носителей коммерческой тайны (конфиденциальной информации);
- описание порядка предоставления и разграничения прав доступа к документам, содержащим коммерческую тайну и сведения конфиденциального характера;
- описание порядка ведения делопроизводства (прием / отправка, обработка, движение и хранение документов, содержащих коммерческую тайну и сведения конфиденциального характера).
Перечислить действующие нормативно-методические документы межотраслевого действия, которые определяют современную работы с документами (назовите наименование документа, год его разработки, дайте краткую характеристику)
Корпоративная нормативно-методическая база ДОУ предполагает создание системы работы с документами, учитывающей специфику и особенности документирования деятельности конкретной компании. В этих целях разрабатываются документы, закрепляющие состав управленческой документации компании, требования к формам применяемых в компании документов, правила и процедуры подготовки и оформления документов, технологические процессы организации работы с документами и способы, обеспечивающие эффективное и рациональное хранение документов, в том числе с применением информационных технологий, а также нормативные документы, которые закрепляют правовой статус, задачи и функции службы документации и регламентируют деятельность ее работников.
В состав разрабатываемых корпоративных документов, как правило, включаются:
· различные классификаторы (справочники, перечни) управленческой документации (документных систем, справочной информации и др. объектов);
· табель и альбом форм документов;
· номенклатура дел компании;
· стандарты, положения, инструкции, методические рекомендации по организации делопроизводства и архивного дела, в т.ч с использованием автоматизированных систем электронного документооборота (АСЭД) положение о Службе ДОУ и должностные инструкции ее работников.
Примерный перечень корпоративных нормативных документов в области ДОУ (управления документами) и архивного дела
1. Стандарт по управлению документами, включающий описание:
· стратегии, политики и ответственности в области управления документами;
· требований к управлению документами;
· состава нормативной базы в области управления документами;
· порядка проектирования и внедрения документных систем;
· процессов и процедур управления документами;
· правил проведения мониторинга и аудита в области управления документами;
· организации обучения персонала технологическим аспектам в работе с документами;
2. Инструкция по документационному обеспечению управления (делопроизводству), включающая следующие основные разделы:
Общие положения
Документирование управленческой деятельности, включающий подразделы:
· состав управленческих документов
· классификация, унификация, стандартизация управленческих документов
· Правила подготовки и оформления управленческих документов, включающие подразделы:
· требования к бланкам документов;
· требования и правила оформления реквизитов служебных документов;
· требования и правила оформления текстов служебных документов;
· правила подготовки и оформления распорядительных документов:
· Приказ;
· Распоряжение;
· Протокол;
· Решение;
· другие (по необходимости);
правила подготовки и оформления организационных документов:
· Положение;
· Правила;
· Инструкция;
· Решение;
· другие (по необходимости);
· правила оформления информационно-справочных документов:
· Служебное письмо;
· Служебная записка;
· другие (по необходимости);
Организация документооборота, включающая описание:
· порядка обработки и движения поступающих (входящих) документов;
· порядка подготовки, обработки и движения отправляемых (исходящих) документов;
· порядка подготовки, обработки и движения внутренних документов;
· порядка работы исполнителей с документами;
· порядка регистрации документов;
· организации контроля исполнения документов;
· порядок учета объема документооборота;
Организация документов в делопроизводстве, включающая описание:
· правил составления номенклатуры дел компании;
· правил формирования и оформления дел;
· порядка систематизации и организации оперативного хранения документов;
· правил подготовки документов к передаче в архив;
· Другие разделы, определяющие специфику компании (по необходимости).
Положение об архивном хранении документов включающая описание:
· порядка отбора документов для последующего хранения или уничтожения, проведение экспертизы ценности документов (положение об экспертной комиссии);
· порядка приема документов и дел в архив компании;
· правил комплектования, фондирования документов и дел;
· порядка организации научно-справочного аппарата фонда;
· порядка выдачи из архива документов и дел во временное пользование;
· порядка обеспечения сохранности документов и дел;
· порядка уничтожения документов и дел;
· порядка передачи документов на государственное хранение.
4. Положение о печатях и штампах,
· включающая описание:
· порядка изготовления, учета, использования и уничтожения печатей и штампов;
· оттиски печатей и штампов, используемых в компании;
5. Инструкция по работе с документами конфиденциального характера
включающая описание:
· перечень сведений, составляющих коммерческую тайну (конфиденциальную информацию);
· перечень документальных носителей коммерческой тайны (конфиденциальной информации);
· описание порядка предоставления и разграничения прав доступа к документам, содержащих коммерческую тайну и сведения конфиденциального характера;
· описание порядка ведения делопроизводства (прием/отправка, обработка, движение и хранение документов, содержащих коммерческую тайну и сведения конфиденциального характера);
Корпоративный Стандарт по управлению документами может быть разработан на основе национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 (Управление документами. Общие требования), который будет включать общие (основные) положения о политике, ответственности, процедурах, системах и процессах, связанных с документами компании. А технологические операции работы с документами в компании могут регламентироваться в Инструкции по документационному обеспечению управления (делопроизводству).
Инструкция по делопроизводству определяет правила, приемы, процессы создания документов и порядок работы с ними в компании, а также регулирует отдельные сферы (моменты), относящиеся к специфике компании. В инструкции по делопроизводству закрепляется выбранная форма организации документооборота, определяется порядок работы с документами сотрудников компании как исполнителей документов, закрепляются функциональные обязанности лиц, ответственных за делопроизводство в структурных подразделениях.
Инструкция состоит из основных разделов (как представлено в Приложении 2) и может быть добавлена разделами, уточняющими или раскрывающими специфику работу с документами в компании. Например, в инструкции, при необходимости, можно отразить общий порядок организации документационного обеспечения управления в структурных подразделениях компании, в том числе документооборот между управленческим аппаратом компании и ее территориально-распределенными структурными единицами (филиалами, представительствами и т.д.). Если специфика компании определяет постоянную работу с конкретными видами документами, не включенными в основные разделы инструкции по делопроизводству, то желательно в ней выделить раздел (подраздел) по описанию правил работы с данной категорией документов, а также включить образцы форм этих документов. Если компания работает с документами ограниченного распространения, то в инструкции по делопроизводству целесообразно включить раздел по организации работы с конфиденциальными документами или разработать для этих целей отдельную инструкцию.
Инструкция по документационному обеспечению управления должна содержать приложения, состоящие из максимума справочно-иллюстративного и информационного материала, систематизированного в порядке расположения разделов, в каждом из которых делаются соответствующие ссылки.
При разработке данной инструкции можно руководствоваться Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, в той части, в какой она не противоречит особенностям работы с документами в конкретной организации, а также использовать иные нормативные правовые и законодательные акты (см. Приложение 1).
Важно учитывать, что Инструкция по делопроизводству - это регламентирующий документ не только для Службы ДОУ, но и для всех сотрудников аппарата управления компании. Поэтому, чем более подробно будут описаны все разделы инструкции, тем более понятным и прозрачным для всех будет не только сам документ, но и все процессы работы с документами.
Понятие «унифицированная система документации», назначение и состав УСОРД
Унифицированная система документации - система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности.
УСОРД - унифицированная система документации, устанавливающая требования к составу, содержанию, построению и оформлению унифицированных документов, используемых для решения организационно - распорядительных задач управления.
В состав УСОРД входят стандарты, устанавливающие общие требования к содержанию и формам документов, альбом унифицированных форм документов, нормативные и методические материалы по их применению, классификатор унифицированных форм документов, являющийся разделом Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Унифицированные документы», нормативные и методические документы по применению классификатора унифицированных форм ОРД.
Состав унифицированных форм документов включает: акт, график, докладную и объяснительную записки, должностную инструкцию, заявление, положение, представление, правила, письмо-запрос, протокол, приказ, структуру и штатную численность, решение, устав, штатное расписание.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|