Сделай Сам Свою Работу на 5

Стратегическое и оперативное управление

    Таблица 1.1 Основные отличим стратегического управления от оперативного (текущего) управления

Область сравнения Оперативное управление Стратегическое управление
1. Миссия, предназначение Организация существует для производства товаров и услуг с целью получе­ния дохода от их реализа­ции Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с ок­ружением
2. Преиму­щественная концентрация внимания менеджмента Взгляд внутрь организа­ции, поиск способов бо­лее эффективного ис­пользования ресурсов Взгляд на окружение орга­низации, поиск новых воз­можностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении
3.Учет фактора времени Ориентация на кратко- и среднесрочную перспек­тиву Ориентация на долгосроч­ную перспективу
4. Основные элементы построения системы управ­ления Функции и организаци­онные структуры, проце­дуры, техника, техноло­гии Люди, системы информаци­онного обеспечения, рынок
5. Управление персоналом Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей от­дельных работ и функций Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источ­ник ее благополучия
6. Оценка эффективности Уровень прибыльности и рациональность исполь­зования производствен­ного потенциала Своевременность и точ­ность реагирования органи­зации на новые запросы рынка и способность изме­няться в зависимости от изменения окружения

 

 

Ограничения стратегического управления

1. Стратегическое управление не может дать точной и де­тальной картины будущего.

2. Стратегическое управление не может быть сведено к строго определенному набору правил и процедур.

3. Необходимость значительных усилий, затрат времени и ресурсов для осуществления процесса стратегического управ­ления.

4. Усиление негативных последствий ошибок стратегиче­ского предвидения и прогнозирования в связи с ускоряющимся и нарастающим потоком изменений во внешней среде.

5. Необходимость наличия (или возможностей создания) подсистемы стратегического выполнения.

7.Этапы и факторы формирования стратегии

Миссия и цели организации

 

Анализ внешней среды  
Разработка стратегиче­ского плана  
Оценка стратегии
Изучение стратегических альтернатив й выбор стратегии  
Анализ внутренней среды  

 

Координация и контроль реализации стратегического плана.    

 

 

Реализация стратегии

 

 

Оценка оргструктуры, оргкультуры

 

Этапы разработки стратегии:

1.определение миссии и целей организации

2. изучение внешней среды орга­низации, дающее возможность выявить угрозы и возможности для данной организации.

3. выявлении и анализ слабых сильных сторон организации

4. принять решение о выборе одной из стратегических альтернатив развития организации. Существует 4 основные стратегические альтернативы: 1) ограниченный рост; 2) рост; 3) сокращение; 4) комбинирование.

Оценка стратегии проводится посредством сравнения ре­зультатов работы с целями.

 

Рис. 2.2. Факторы, формирующие стратегию

 

Социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы Привлекатель-нось отрасли и уровень конкуренции Возмож ности компании и угрозы
Степень влияния внутрен- них и внешних факторов на стратегию Выяв ление и оценка страте- гиче- ских альтер- натив Формиро вание стратегии, соответ ствующей реально му поло жению компании

 

Стратегическое положение компании

 

Сила и слабость компании, конкурентные преимущества Личностные устремления, философия бизнеса, этические принципы высшего руководства Общие ценности и корпоративная культура  

 

 

Школы стратегий

Возникновение школ стратегий во многом связано с различными этапами развития стратегического управления

  1. Школа дизайна: формирование стратегии как процесса осмысления. Стратегия рассматривается как процесс нефор­мального дизайна (в смысле конструирования, проектирования, моделирования), а по сути - процесс осмысления и проработки.
  2. Школа планирования: формирование стратегии как фор­мальный процесс. Возникла на базе первой. Ее расцвет при­шелся на 1970-е гг. Стратегия как относительно изолированный систематический процесс формального планирования.
  3. Школа позиционирования: формирование стратегии как аналитический процесс. Возникла на базе первой в 1980-е гг. Внимание было сосредоточено не столько на процессе форми­рования стратегий, сколько на их содержании.
  4. Школа предпринимательства: формирование стратегии как процесс предвидения. Процесс формирования стратегии предпринимателем как попытка проникновения в будущее, ви­дение, как происходящий в голове человека процесс постиже­ния идей и принципов.
  5. Когнитивная школа: формирование стратегии как мен­тальный процесс. Попытка проникнуть в сознание стратега, опираясь на логику когнитивной психологии.

6. Школа обучения: формирование стратегии как разви­вающийся процесс. Мир слишком сложен, поэтому выстраива­ние стратегии от первого шага до последнего - бессмысленно, в отличие, например, от планов. Стратегии следует разрабаты­вать постепенно, шаг за шагом, по мере того как организация развивается, «обучается».

  1. Школа власти: формирование стратегии как процесс ве­дения переговоров. Стратегия как процесс переговоров между конфликтующими группами внутри организации или между организацией и противостоящим ей окружением.
  2. Школа культуры: формирование стратегии как коллек­тивный процесс. Принципы формирования стратегии опреде­ляются культурой организации, следовательно, стратегический процесс является коллективным.
  3. Школа внешней среды: формирование стратегии как ре­активный процесс. Инициируется не изнутри организации, а под влиянием внешних обстоятельств.
  4. Школа конфигурации: формирование стратегии как процесс трансформации. Разработка стратегии предполагает анализ перехода организации через различные стадии ее жиз­ненного цикла, из одного состояния в другое.

 

11. Миссия организации: понятие и значение. Миссия организации, особенности ее формирования и значение для организации.

Миссия - это утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется ее отличие от дру­гих организаций.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на раз­личных организационных уровнях.

Миссия должна определять, почему потребители должны покупать товары и пользоваться услугами именно этой, а не другой фирмы. Она должна также определять основное назна­чение предприятия и выполнять мотивирующую роль.

Миссия не может быть сформулирована в категориях жела­ния существования или получения прибыли.

Миссия дает представление окружающим о том, что собой представляет данная организация, каковы ее филосо­фия, имидж.

В миссии должны быть отражены следующие характери­стики организации:

- целевые ориентиры организации, отражающие то, к чему она стремится в долгосрочной перспективе;

- сфера деятельности организации, то есть то, какой про­дукт (услугу) организация предлагает потребителям и на каком рынке осуществляет их реализацию;

- философия организации, проявляющаяся в принципах деятельности и ценностях, принятых в организации;

- возможности и способы осуществления деятельности.

Основные группы людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а следовательно должны быть учтены при выработке миссии, следующие:

· собственники организации

· сотрудники организации

· покупатели продукта организации

· деловые партнеры организации

· местное сообщество,

· общество в целом

Направления воздействия миссии на деятельность органи­зации:

1. Миссия имеет огромное информационное значение, как с точки зрения внутренней среды, так и с точки зрения ее внешнего окружения. Она способствует формированию и за­креплению определенного имиджа организации и является источником важной информации для субъектов внешней среды (владельцев акций, поставщиков, потребителей и т.д.).

2. Миссия способствует единению персонала организации и созданию корпоративного духа:

а) делает ясными для сотрудников цели и предназначение организации;

б) способствует идентификации сотрудников с организации ей, являясь отправной точкой в их деятельности;

в) способствует установлению благоприятного организационного климата, так как через миссию до людей доводятся философия, ценности и принципы, лежащие в основе деятельности организации.

3. Миссия создает возможность для более эффективной управления организацией, поскольку она:

а) в процессе формулирования заставляет руководство фирмы повторно проанализировать принципы, лежащие в основе действий организации;

б) является базой для установления целей, обеспечивая не противоречивость их набора, и устанавливает направленность и допустимые границы функционирования организации;

в) дает общий подход к распределению ресурсов организации и создает базу для оценки их использования;

г) расширяет для работника смысл и содержание его дея­тельности, тем самым позволяя применять более широкий на­бор приемов мотивирования;



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.