Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 32: Знаки препинания в предложениях с прямой речью.





Чужая речь - это высказывание других лиц.

Чужая речь может передаваться прямой и косвенной речью.

Цитата - это выдержка из текста какого-либо автора или чьи-либо слова, приводимые без каких- либо изменений.

Прямая речь - это дословная передача чужого высказывания, сопровождаемая словами автора. В прямой речи высказывание сохраняет свои лексические, синтаксические и стилистические особенности. Прямая речь самостоятельна, связана со словами автора только по смыслу и интонационно. Прямая речь выделяется кавычками. Например: Андрей сказал: «Завтра едем за город».

Косвенная речь - это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится только содержание высказывания, без сохранения его лексических, синтаксических и стилистических особенностей. Высказывание изменяется в зависимости от контекста и целей автора. Синтаксически косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном - само высказывание.

Например: Андрей сказал, что завтра мы поедем за город.

При передаче чужих слов в прямой речи обращения, междометия, вводные слова сохраняются, а в косвенной речи они опускаются. Например: Эй. Петя, ты сдал экзамен? - спросила Надя (прямая речь). Надя спросила Петю, сдал ли он экзамен (косвенная речь).



Способы передачи чужой речи:

1) Предложения с прямой речью Дед сказал: «Урожай нынче добрый будет».

2) Сложноподчиненные предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями Дед сказал, что в этом году урожай пшеницы будет богатый.

3) Простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи Дед долго рассказывал о влиянии погоды на урожай.

4) Предложения с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения Как сказал дед, хлеб добрые руки любит.

 

Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Если прямая речь стоит после слов автора:

после слов автора ставится двоеточие.

 

Прямая речь выделяется кавычками. ВНИМАНИЕ! Если предложение повествовательное, то в конце сначала ставятся закрывающие кавычки, потом точка. Если предложение вопросительное или восклицательное, то в конце сначала ставится вопросительный (восклицательный) знак, и лишь потом - закрывающие кавычки. Мама сказала: «Пора обедать». Мама спросила: «Пора обедать?» Мама позвала: «Пора обедать!»
Если прямая речь стоит перед словами автора: открываются кавычки; после прямой речи ставятся следующие знаки препинания: - в повествовательном предложении - закрытые кавычки, запятая и тире; - в вопросительном предложении - вопросительный знак, закрытые кавычки и тире; - в восклицательном предложении - восклицательный знак, закрытые кавычки и тире. «Мы идем домой», - сказал папа. «Мы идем домой?» - спросил папа. «Мы идем домой!» - воскликнул папа.
Если прямая речь прерывается словами автора: - прямая речь начинается с кавычек. -перед словами автора - запятая и тире; - после слов автора - точка, тире, а продолжение прямой речи начинается с прописной буквы. В конце - закрывающие кавычки. НО! Если в результате разрыва прямой речи ее первая часть теряет смысловую завершенность и создает ощущение недосказанности, то после слов автора ставится запятая, а продолжение прямой речи начинается со строчной буквы. «Давай встретимся, - предложил Данил. - В кино сходим». «Давай, - предложил Данил, - сегодня встретимся, в кино сходим».
Если прямая речь стоит внутри слов автора: - после слов автора ставится двоеточие; - далее в повествовательном предложении: кавычки, прямая речь с прописной буквы, кавычки, запятая, тире, слова автора со строчной буквы. Вопросительный (восклицательный) знак и многоточие ставятся перед закрывающими кавычками. Он сказал: «Я сдал экзамен на пять», - и улыбнулся. Он спросил: «Можно войти?» - и открыл дверь. Он выдохнул: «Вот это да!» - и покачал головой. Мальчик сказал: «Сейчас бы мороженого...» - и вздохнул.

 





Контрольные вопросы и задания:

1. Что называется прямой/косвенной речь?

2. Как расставляются знаки препинания в предложениях с прямой речью. Покажите на примерах схем.

3. Что такое цитата?

4. Замените прямую речь на косвенную: «Что же ты не едешь?» - спросил я с нетерпением ямщика.

5. Замените косвенную речь на прямую: Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.

6. Составьте предложения по схемам:

1) А : «П».

2) А : «П?(!)>>

3) «П», - а.

4) «П?(!)» - а.

5) «П, - а, - п».

6) «П, - а. - П».

7) «П, - а. - П?(!)»

8) «П?(!) - а. - П».

9) «П?(!) - а. - П?(!)»

Раздел 10. Текст.

Тема 33: Функциональные типы текста.

Текст (от латинского textus - «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») - это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств.

Тема - это обозначение предмета речи, то есть тех жизненных явлений или вопросов, которые отобраны автором и изображены в его произведении (часто тема отражается в заглавии).

Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками.

Основными признаками текста являются:

1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;

2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность); во- вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;

3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.

4) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом

единстве.
Цель создания текста Содержание и форма текста Типичные грамматические средства оформления
Тип текста: Описание
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи. 2) Указание на его принадлежность к классу предметов. 3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования. 1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце. 2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей. 3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом. 4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления. 5) Текст легко свёртывается. Простые и сложные предложения: а) с прямым порядком слов; б) составным именным сказуемым; в) с глагольными формами одновременного действия; г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении; д) с определительными характеристиками.
Тип текста: Повествование
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. 1) Соблюдается логическая последовательность. 2) Подчёркивается динамизм, смена событий. 3) Композиция хронологизирована. Простые и сложные предложения: а) с глагольным сказуемым совершенного вида; б) с видо-временными формами,

 

Цель создания текста Содержание и форма текста Типичные грамматические средства оформления
    подчёркивающими характер и смену событий; в) с выражением причинно- следственной и временной обусловленности.
Тип текста: Рассуждение
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация(способ доказательства). 2) Используются размышления, умозаключения, пояснения. 3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности. 4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается. Простые широко распространённые и сложные предложения: а) с причастными и деепричастными оборотами; б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели; в) с глаголами разных видовых форм.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Что такое текст?

2. Назовите основные признаки текста.

3. Что такое абзац?

4. Какие тексты бывают в зависимости от содержаний высказываний?

Раздел 11. Русская литература 60-90 годов XIX века

Тема 1 : Введение

Во второй половине 19 века капитализм проявил свои особенности во всех сферах жизни. Господствует материальное начало. Развиваются промышленность, естественные науки, строятся железные дороги. Русская культура в этот период приобретает все больше национальных черт.

Вторая половина 19 века начинается после 1861 года (после отмены крепостного права). Это время расцвета не только литературы (Тургенев, Достоевский, Толстой, Некрасов и др.) и критики (Добролюбов, Чернышевский, Писарев), но и живописи (Репин, Крамской, Перов), музыка (Бородин, Балакирев, Мусоргский, Даргомыжский).

Критический реализм— это художественный метод, определяющий характер творчества писателей второй половины 19 века. Его характерные черты:

1) изображение типичных героев, явлений в типичных обстоятельствах;

2) обращение в сложный мир человеческих чувств, во внутренний мир героя (психологизм);

3) обращение к народной жизни (народность);

4) жизнь показывается в непрерывном развитии;

5) демократизм авторской позиции;

6) образ маленького человека и сочувственное отношение к нему;

7) оценка событий, явлений с позиции гуманизма.

60-е годы характеризуются борьбой нескольких общественных сил. Основные из них:

1. Западники (Хомяков, Анненский, Дружинин) считали, что Россия должна перенять все передовое в Западной Европе. В литературе отстаивали традиции «чистого искусства».

2. Славянофилы (Кириевский, Аксаков) выступали против всего европейского. В литературе—против психологизма.

3. Почвенники (Достоевский, Григорьев, Страхов) считали, что русское общество должно соединиться с народной почвой. Выступали за народность в литературе.

4. Революционеры- демократы (Чернышевский, Добролюбов, Некрасов) призывали к крестьянской революции. Литература должна быть рупором революции.

Контрольные вопросы и задания:

1. Проанализируйте позиции славянофилов/западников/почвенников/ революционеров-демократов?

2. Составьте таблицу «Борьба общественных сил»

3. Перечислите черты критического реализма

4. Опишите общественно-политическую ситуацию в России 2 пол.19 века.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.