Тема 32: Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Чужая речь - это высказывание других лиц.
Чужая речь может передаваться прямой и косвенной речью.
Цитата - это выдержка из текста какого-либо автора или чьи-либо слова, приводимые без каких- либо изменений.
Прямая речь - это дословная передача чужого высказывания, сопровождаемая словами автора. В прямой речи высказывание сохраняет свои лексические, синтаксические и стилистические особенности. Прямая речь самостоятельна, связана со словами автора только по смыслу и интонационно. Прямая речь выделяется кавычками. Например: Андрей сказал: «Завтра едем за город».
Косвенная речь - это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится только содержание высказывания, без сохранения его лексических, синтаксических и стилистических особенностей. Высказывание изменяется в зависимости от контекста и целей автора. Синтаксически косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном - само высказывание.
Например: Андрей сказал, что завтра мы поедем за город.
При передаче чужих слов в прямой речи обращения, междометия, вводные слова сохраняются, а в косвенной речи они опускаются. Например: Эй. Петя, ты сдал экзамен? - спросила Надя (прямая речь). Надя спросила Петю, сдал ли он экзамен (косвенная речь).
Способы передачи чужой речи:
1) Предложения с прямой речью Дед сказал: «Урожай нынче добрый будет».
2) Сложноподчиненные предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями Дед сказал, что в этом году урожай пшеницы будет богатый.
3) Простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи Дед долго рассказывал о влиянии погоды на урожай.
4) Предложения с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения Как сказал дед, хлеб добрые руки любит.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Если прямая речь стоит после слов автора:
после слов автора ставится двоеточие.
Прямая речь выделяется кавычками.
ВНИМАНИЕ!
Если предложение повествовательное, то в конце сначала ставятся закрывающие кавычки, потом точка.
Если предложение вопросительное или восклицательное, то в конце сначала ставится вопросительный (восклицательный) знак, и лишь потом - закрывающие кавычки.
| Мама сказала: «Пора обедать». Мама спросила: «Пора обедать?» Мама позвала: «Пора обедать!»
| Если прямая речь стоит перед словами автора:
открываются кавычки;
после прямой речи ставятся следующие знаки препинания:
- в повествовательном предложении - закрытые кавычки, запятая и тире;
- в вопросительном предложении - вопросительный знак, закрытые кавычки и тире;
- в восклицательном предложении - восклицательный знак, закрытые кавычки и тире.
| «Мы идем домой», - сказал папа. «Мы идем домой?» - спросил папа. «Мы идем домой!» - воскликнул папа.
| Если прямая речь прерывается словами автора:
- прямая речь начинается с кавычек.
-перед словами автора - запятая и тире;
- после слов автора - точка, тире, а продолжение прямой речи начинается с прописной буквы. В конце - закрывающие кавычки.
НО!
Если в результате разрыва прямой речи ее первая часть теряет смысловую завершенность и создает ощущение недосказанности, то после слов автора ставится запятая, а продолжение прямой речи начинается со строчной буквы.
| «Давай встретимся, - предложил Данил. - В кино сходим».
«Давай, - предложил Данил, - сегодня встретимся, в кино сходим».
| Если прямая речь стоит внутри слов автора:
- после слов автора ставится двоеточие;
- далее в повествовательном предложении: кавычки, прямая речь с прописной буквы, кавычки, запятая, тире, слова автора со строчной буквы.
Вопросительный (восклицательный) знак и многоточие ставятся перед закрывающими кавычками.
| Он сказал: «Я сдал экзамен на пять», - и улыбнулся.
Он спросил: «Можно войти?» - и открыл дверь.
Он выдохнул: «Вот это да!» - и покачал головой.
Мальчик сказал: «Сейчас бы мороженого...» - и вздохнул.
|
Контрольные вопросы и задания:
1. Что называется прямой/косвенной речь?
2. Как расставляются знаки препинания в предложениях с прямой речью. Покажите на примерах схем.
3. Что такое цитата?
4. Замените прямую речь на косвенную: «Что же ты не едешь?» - спросил я с нетерпением ямщика.
5. Замените косвенную речь на прямую: Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.
6. Составьте предложения по схемам:
1) А : «П».
2) А : «П?(!)>>
3) «П», - а.
4) «П?(!)» - а.
5) «П, - а, - п».
6) «П, - а. - П».
7) «П, - а. - П?(!)»
8) «П?(!) - а. - П».
9) «П?(!) - а. - П?(!)»
Раздел 10. Текст.
Тема 33: Функциональные типы текста.
Текст (от латинского textus - «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») - это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств.
Тема - это обозначение предмета речи, то есть тех жизненных явлений или вопросов, которые отобраны автором и изображены в его произведении (часто тема отражается в заглавии).
Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками.
Основными признаками текста являются:
1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;
2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность); во- вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
4) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом
единстве.
Цель создания текста
| Содержание и форма текста
| Типичные грамматические средства оформления
| Тип текста: Описание
| 1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи.
2) Указание на его принадлежность к классу предметов.
3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.
| 1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце.
2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления.
5) Текст легко свёртывается.
| Простые и сложные предложения:
а) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками.
| Тип текста: Повествование
| Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи.
| 1) Соблюдается логическая последовательность.
2) Подчёркивается динамизм, смена событий.
3) Композиция хронологизирована.
| Простые и сложные предложения:
а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
б) с видо-временными формами,
| |
Цель создания текста
| Содержание и форма текста
| Типичные грамматические средства оформления
|
|
| подчёркивающими характер и смену событий; в) с выражением причинно- следственной и временной обусловленности.
| Тип текста: Рассуждение
| Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи.
| 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация(способ доказательства).
2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.
3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.
| Простые широко распространённые и сложные предложения:
а) с причастными и деепричастными оборотами;
б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;
в) с глаголами разных видовых форм.
|
Контрольные вопросы и задания:
1. Что такое текст?
2. Назовите основные признаки текста.
3. Что такое абзац?
4. Какие тексты бывают в зависимости от содержаний высказываний?
Раздел 11. Русская литература 60-90 годов XIX века
Тема 1 : Введение
Во второй половине 19 века капитализм проявил свои особенности во всех сферах жизни. Господствует материальное начало. Развиваются промышленность, естественные науки, строятся железные дороги. Русская культура в этот период приобретает все больше национальных черт.
Вторая половина 19 века начинается после 1861 года (после отмены крепостного права). Это время расцвета не только литературы (Тургенев, Достоевский, Толстой, Некрасов и др.) и критики (Добролюбов, Чернышевский, Писарев), но и живописи (Репин, Крамской, Перов), музыка (Бородин, Балакирев, Мусоргский, Даргомыжский).
Критический реализм— это художественный метод, определяющий характер творчества писателей второй половины 19 века. Его характерные черты:
1) изображение типичных героев, явлений в типичных обстоятельствах;
2) обращение в сложный мир человеческих чувств, во внутренний мир героя (психологизм);
3) обращение к народной жизни (народность);
4) жизнь показывается в непрерывном развитии;
5) демократизм авторской позиции;
6) образ маленького человека и сочувственное отношение к нему;
7) оценка событий, явлений с позиции гуманизма.
60-е годы характеризуются борьбой нескольких общественных сил. Основные из них:
1. Западники (Хомяков, Анненский, Дружинин) считали, что Россия должна перенять все передовое в Западной Европе. В литературе отстаивали традиции «чистого искусства».
2. Славянофилы (Кириевский, Аксаков) выступали против всего европейского. В литературе—против психологизма.
3. Почвенники (Достоевский, Григорьев, Страхов) считали, что русское общество должно соединиться с народной почвой. Выступали за народность в литературе.
4. Революционеры- демократы (Чернышевский, Добролюбов, Некрасов) призывали к крестьянской революции. Литература должна быть рупором революции.
Контрольные вопросы и задания:
1. Проанализируйте позиции славянофилов/западников/почвенников/ революционеров-демократов?
2. Составьте таблицу «Борьба общественных сил»
3. Перечислите черты критического реализма
4. Опишите общественно-политическую ситуацию в России 2 пол.19 века.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|