Сделай Сам Свою Работу на 5

Реализация интерактивных методов обучения на уроках в начальных классах и анализ опыта их применения





Для того чтобы больше узнать об интерактивных методах обучения в процессе их реализации, для начала автор изучил и обобщил опыт учителя у которого проходил производственную практику.

Сучителем была проведена беседапо следующим вопросам, представленным в приложении №2. В ходе этой беседы были выявлены некоторые аспекты по работе с интерактивными методами.

И вот какой результат получился.

Краева Елена Васильевна – работает учителем начальных классов в МАОУ гимназии № 12. Имеет высшее образование. Стаж работы 18 лет.

В своей работе достигла I категории. За всё время работы наград не имеет.

В процессе обучения учитель в своей работе применяет интерактивные методы с данным классом.

На выбор применения именно интерактивных методов в работе с обучающимися на учителя повлияли требования прописанные в ФГОС начального общего образования II поколения и требуемых к выполнению начальством муниципального учреждения.

Учитель считает что внедрение в учебный процесс интерактивных методов это очень актуально на данное время. Их внедрение требует и современное общество и государство к российскому образованию в частности к гимназии, введя новые требования к подготовкеучеников в образовательном учреждении. Но также и нынешние школьники стремятся к самостоятельному самоопределению и самовыражению.



Ведущей педагогической идеей в интерактивных методах учитель считает, формирование таких умений, как сотрудничество, умение вступать в партнерскиеотношения, а так же умение общаться с одноклассниками, доносить и доказывать речью свою точку зрения.

Длительностью по применению интерактивных методов обучения в практике у учителя можно считать дату более 5 лет.

По мнению учителя, интерактивные методы обучения можно использовать везде и всегда: в урочной и внеурочной деятельности, а также и на внеклассных мероприятиях; на любом этапе урока и при любом содержательном материале.

Применять интерактивные методы можно уже с первых годов обучения ребят в школе. Необходимо действовать очень осторожно и вводить их по «спиральной» системе, т.е. с самых первых дней, отрабатывать, и переносить на следующие года обучения на более качественном уровне.



Технология опытау учителя находится на степени развития и внедрения в данном классе.

Перед применением данных методов учитель ставит перед собой цель: развитие у обучающихся умения общаться и взаимодействовать друг с другом. Для этого учитель использует основные приёмы интерактивных методов.

Учительский опыт по использованию в образовательном процессе интерактивных методов проходит успешно. Их реализация приносит хороший результат. У обучающихся повысился интерес к изучаемым предметам, а так же улучшилась успеваемость в классе, так как интерактивные методы подразумевают взаимодействие между всеми учащимися и взаимопомощь.

В процессе внедрения интерактивных методов обучения трудности возникают в недостатке словарного запаса обучающихся, они не могут полноценно доказывать и дискуссировать по данной теме.

В дальнейшей своей работе учитель собирается развивать и совершенствовать навыки работы с классом, с непосредственным применением интерактивных методов обучения.

Ещё из беседы с учителем оказалось, что многие учителя гимназии получают знания о новых технологиях, методах обучения и их применении на педагогических советах, сборах методических объединений и на курсах повышения квалификации.

Наблюдая уроки у Елены Васильевны можно сказать о том, всё что она проводит с детьми отражается на эффективности обучения и урок в целом производит большое впечатление.

Данная технология была применена учителем 1 «Б»класса, гимназии №12. Так, например, удалось пронаблюдать урок литературы у Елены Васильевны, с применением одного из интерактивных методов, как круглый стол. Для этого была использована карта наблюдения уроков учителя (приложение № 3).



Учитель смог организовать этот метод на этапе: речевая разминка.

На доске учащимся была предложена такая запись:

На дворе галка, на берегу галька.

Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.

Все бобры добры для своих бобрят.

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

Учитель даёт задание учащимся прочитать эту запись про себя, а затем хором. Далее учитель задаёт вопрос: какого жанра эти записи? Учащиеся предлагают разные варианты того, что это может быть. Например: пословица, скороговорки, считалочки.

Каждого из учеников, кто предложил свои варианты ответа, учитель попросил обосновать и доказать правильность своего выбора.

Трудность заключалась в том что некоторым учащимся не удалось доказать свою точку зрения.

Затем учитель просит прочитать запись на доске одного из учащихся, который сумел доказать что данный текст является скороговоркой. Ученик читает текст в быстром тексте, тем самым ещё раз доказывая, что на доске записаны именно скороговорки.

Учитель со всем классом делает вывод, о том что скороговорка – это короткая фраза, содержащая близкие по звучанию, но различные по написанию и сложные для произношения сочетания фонем. А также скороговорки используются для тренировки дикции.

Далее учитель предлагает нескольким ученикам прочитать скороговорки на оценку.

Данный интерактивный метод при организации занятия был использован методически грамотно.

Ещё одним из интерактивных методов является анализ конкретных ситуаций. Для его организации в ходе классного часа учитель подобрал для учащихся ситуации связанные с жизнью. Темой классного часа была: «Светофор. Правила дорожного движения». Данный метод был реализован на итоговом этапе урока, в целях закрепления правил дорожного движения.

Учащимся предлагалось разрешить одну из проблем на дороге. Учащиеся разделились на две команды: сторона защиты и потерпевшие. Обе эти стороны в ходе всего урока пытались проанализировать данную ситуацию, пытались прибегать к правилам дорожного движения и человеческим факторам, позволившим свершится аварии на дороге.

Данная ситуация была решена. Обучающиеся пришли к выводу, что водитель дорожного транспорта просто не увидел знак запрещающий проезжать. Хотя совсем недавно, проезжая этот же маршрут неоднократно водитель легковой машины не наблюдал данного знака.

При организации данного метода учитель занимал руководящую роль. Следил за темчтобы все учащиеся были вовлечены в процесс и что бы этот процесс не превратился в дискуссию или круглый стол.

При реализации анализа конкретной ситуации учащимся было трудно провести рефлексию собственных возможностей.

Учителю можно порекомендовать как много больше решать трудные жизненные ситуации на уроках с помощью кейс метода, для того что бы учащиеся привыкали к данной методике проведению уроков с помощью интерактивных методов.

На учебно-педагогической практике студенту-практиканту удалось реализовать интерактивные методы обучения при организации учебной, внеучебной и внеклассной деятельностях.

В 1 «Б» классе был проведён урок русского языка с применение одного из основных интерактивных методов –дебатов (приложение № 4).

На этапе наблюдения над фактами русского языка, где главной целью стояло: научить детей определять значение слова и подбирать однокоренные слова, вышел спор. Этот спор заключался в следующем.

После того, как обучающиеся указали многозначное лексическое значение слова «яблоко», учащимся было дано задание: образовать однокоренные слова к слову «яблоко» и выделить в них корень.

Учащиеся успешно справились с данным заданием.

Далее учитель задаёт вопрос: будет ли слово «яблокорезка» является однокоренным словом «яблока» или же оно состоит из двух корневых частей и не может являться однокоренным словом «яблока»?

Тем самым, заданный учителем вопрос, вызвал спор у учащихся. Учитель, с позиции организатора, разделил учащихся на две группы: те, кто утверждает что «яблокорезка» является однокоренным словом «яблока», и те кто считает что слово «яблокорезка» состоит из двух корневых частей и не может являться однокоренным словом «яблока».

Обеим сторонам было необходимо аргументировано убедить нейтральную сторону, то есть учителя, в том что их позиция вернее. Обе стороны должны прийти к единому правильному результату путём анализа и общей договорённости.

Спор выдался «жарким», но всё же обе стороны смогли договориться и прийти к единому мнению. Обучающимся самим понравилось решать задачи таким образом.

Трудным для учащихся оказалось недостаточность словарного запаса для правильной аргументации своей позиции. Не все учащиеся смогли поучаствовать в споре. В основном правильными и более доказательными считались ответы лидеров класса. Об остальных можно сказать, что они в процессе урока вели себя отвлечённо.

Ещё одним из интерактивных методов обучения, применённым студентом-практикантом во время практики являетсяделовая игра. Применение этого метода можно было наблюдать на внеурочном занятии.

Темой данного занятия была «вежливые слова». Учащиеся знакомились со стихотворением Кульской «невежливая вежливость». Учащиеся класса очень адекватно анализировали поступки главного героя стихотворения. Далее учащиеся размышляли над тем, кто же такой «невежа».

Для организации подготовки к деловой игре обучающиеся ознакомились с вежливыми словами и узнали их значения. Затем учащимся предлагалось смоделировать ситуацию в которой можно было использовать то, или иное вежливое выражение. То есть ребята могли разбиться на группы по взаимным симпатиям и попробовать разыграть ситуацию в которой нужно было употребить минимум два вежливых выражения.

На придумывание ситуации, распределение ролей и другую подготовку, учащимся давалось пять минут. После того, как учащиеся были готовы, они демонстрировали своё выступление, выходя своими группами к доске.

В ходе организации этого метода трудности возникали у учащихся, которые не могли своевременно подготовиться и продемонстрировать свои ситуации. Большинству активных учащихся очень понравилось моделировать своеобразные системы отношений между взрослыми людьми.

Даже после окончания занятия обучающиеся подходили к студенту-практиканту и выражали своё положительное отношение к проведённому занятию. Полученные теоретические знания о пользе употребления в речи вежливых слов помогли учащимся реализовать свою деятельность. Каждый учащийся смог реализовать свои творческие способности и готовность продемонстрировать выполненную работу перед публикой.

На одном из внеклассных мероприятий удалось реализовать интерактивный метод – деловая игра. Тема данного классного часа «Дружба».

На протяжении всего мероприятия учащиеся были заняты разными видами деятельности: рассуждали на тему дружбы; учились находить положительные качества, свойственные дружеским отношениям; знакомились с героями-друзьями из различных сказок и мультипликационных фильмов; правильно собирали пословицы из частей.

К концу занятия учащимся предлагалось составить рассказ про своего лучшего друга из класса, используя различные пословицы и сравнивая своего друга с любым из героев рассказов. Все остальные учащиеся отгадывали, о каком ученике идёт речь.

Учащиеся получили положительный эмоциональный заряд, так как каждый смог узнать о себе что-то новое и узнать отношение к себе. После занятия учащиеся благодарили друг дуга и учителя за проведённый урок.

После занятий, с применением интерактивных методов обучения, учащимся предлагалось ответить на вопросы анкеты (приложение № 5).

Все полученные результаты были зафиксированы в таблицу.

Можно сделать вывод о том, что большая часть учащихся 1 «Б» класса серьёзно и адекватно принимают то, что задаёт учитель. Следовательно, и внедрение интерактивных методов протекает успешно.

 

Вопросы: Да (%) Нет (%)
Понравился ли тебе урок?
Было ли тебе на уроке интересно?
Узнал ли ты что-то новое?
Хотелось ли тебе отвечать на вопросы?
Получалось у тебя взаимодействовать при обсуждении вопросов?
Смог ли ты участвовать в обсуждении вопросов со всем классом?
Было ли тебе легко высказывать своё мнение?
Понимал ли ты что требовалось от тебя в течении урока?
Комфортно ли тебе было на уроке?
Хочешь что бы такие уроки проводились чаще?

Таблица № 1. Результаты анкетирования учащихся оизучении эффективности внедрения интерактивных методов

Активные дети участвуют в процессе обсуждения, пытаются доказывать и аргументировать свои ответы, предлагают свои варианты решения трудных задач. Но есть и такие учащиеся, которые на уроке малоактивны или вообще безучастны в учебном процессе.

Несомненно, каждый учащийся класса вынес с урока что-то новое для себя. Все учащиеся старались взаимодействовать со своим соседом по парте, так как это было необходимо.

Следует заметить, что даже если некоторым учащимся не удалось проявить себя в ходе нестандартных уроков, с внедрением в учебный процесс интерактивных методов, зато почти все учащиеся хотели бы проводить такие уроки чаще.

Анализируя опыт учителя, проведённые занятия студентом-практикантом и результаты тестирования учащихся, можно сказать об успешнойреализации интерактивных методов обучения на уроках в 1 «Б» классе гимназии № 12.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.