Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация интерактивных методов и их применение





К сожалению, на данный момент не существует четкой классификации интерактивных методов обучения. Возможно, это связано с тем, что нет четкого разграничения активных и интерактивных методов обучения, одни и те же виды методов относят как к активным, так и к интерактивным.

Например, Голубкова О. А. и Прилепо А. Ю. классифицируют интерактивные методы обучения на основе их коммуникативных функций, разделяя их на три группы[4, с.12]:

1. дискуссионные методы:

- диалог;
- групповая дискуссия;
- разбор и анализ жизненных ситуаций.

2. игровые методы:

- дидактические игры;
- творческие игры, в том числе деловые, ролевые игры;
- организационно-деятельностные игры;
- контригры.

3. психологическая группа интерактивных методов:

- сенситивный и коммуникативный тренинг;
- эмпатия.

По мнению специалистов, интерактивные методы, используемые в учебном процессе должны отвечать следующим требованиям:

· активное, творческое, инициативное участие обучающихся в процессе получения знаний;

· формирование, накопление и развитие навыков в процессе групповых и индивидуальных занятий;

· максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности;



· сотрудничество обучающихся и преподавателя в планировании и реализации всех этапов процесса обучения.

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем рассмотрим следующие интерактивные методы[12]:

· Круглый стол

· Дискуссия

· Дебаты

· Мозговой штурм

· Деловые игры

· Анализ конкретных ситуаций

Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.

Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.



Важной задачей при организации «круглого стола» является:

· обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме;

· иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы);

· тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы).

Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.

При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставятся сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с ее темой.

Для того чтобы организовать дискуссию и обмен информацией в полном смысле этого слова, чтобы это не превратилось в мини-лекцию, монолог преподавателя, занятие необходимо тщательно подготовить. Для этого организатор должен:

· заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по выводу дискуссии, чтобы не дать ей погаснуть;

· не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;

· обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно больше­го количества обучающихся в классе, а лучше — всех;



· не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать учащихся, своевременно организуя их критическую оценку;

· не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала проходимого на уроке: такие вопросы следует переадресовывать аудитории;

Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов.Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения дискуссии[8].

Следующая интерактивная форма —дебаты. Это свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному учащимися тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений.

Основное отличие дебатов от дискуссий состоит в том, что класс делится на две группы. Причем одна группа (утверждающие) является сторонниками положительного ответа, а другая группа (отрицающие) – сторонниками отрицательного ответа.

Дебаты формируют:

· умение формировать и отстаивать свою позицию;

· ораторское мастерство и умение вести диалог;

· командный дух и лидерские качества.

Дебаты развивают способности и формируют необходимые навыки для ведения диалога:

· развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых идей);

· развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;

· формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);

В дебатах принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.

Дебаты помогают вести учащихся к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учиться выделить главное в учебном материале, развить речь и многое другое.

Метод мозгового штурма (мозговая атака, brainestorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные приемы "включения" фантазии, для лучшего использования "чисто человеческого" потенциала в поиске решений.

Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма», рекомендуется использовать некоторые приемы:

· инверсия (сделай наоборот)

· аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении)

· эмпатия (считай себя частью задачи, выясни свои чувства и ощущения)

· фантазия (сделай нечто фантастическое)

Цель мозгового штурма – создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а так же поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи.

Основной задачей метода мозгового штурма является выработка (генерирование) возможно большего количества и максимально разнообразных по качеству идей, пригодных для решения поставленной проблемы. Чтобы за короткий промежуток времени получить большое количество идей, к решению привлекается целая группа людей, которая, как единый мозг, штурмует поставленную проблему.

Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности.

В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности.

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода инеракивного обучения состоит в следующем:

· процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социальных отношений.

· метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по активизации полученных теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностноераспредмечивание какой-то сферы человеческой реальности.

Учитывая большую эмоциональную нагрузку на участников игры, целесообразно деловыми играми заканчивать учебный день. Преподаватель создает для обучающихся условие, в котором требуются проявление ответственности за знания, как собственные, так и других слушателей, аргументированность решения, умение критически оценить происходящее, высказать замечание, видеть позитивные начала в действиях и поступках окружающих.

Метод анализа конкретной ситуации – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем[7].

Анализ конкретных ситуаций - эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Ситуация – это соответствующие реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и надежд персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.

Учебный процесс должен организовываться таким образом, чтобы практически все учащиеся оказывались вовлеченными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Цель обучаемых- проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.

Таким образом, здесь были представлены основные интерактивные методы, применяемые учителем только на уроках в начальной школе. При их правильном внедрении и активном использовании в учебном процессе, урок становится намного интереснее и продуктивнее.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.